Обручальных колец славяне не носили. О кольцах славян. Заказать славянские обереги из серебра – для чего это нужно

Название этого украшения происходит от древнерусского слова КОЛО - круг. Окружность считается основой мироздания, она не имеет ни начала, ни конца. Бесконечность, обернувшаяся вокруг пальца. Её центр - это место прохождения небесной силы, божественного дыхания.

Владельца можно рассматривать как обладателя собственной вселенной, которую он носит с собой и может, в случае необходимости, воспользоваться. В русских сказках, поменяв местонахождение кольца на руке, можно было мгновенно перенестись в другое место («Аленький цветочек»), вызвать почти всемогущих помощников («Золотое кольцо»), спрятать в него целое царство и унести с собой в качестве приданого («Золотое, серебряное и медное царства»). Речь идет о кольце - обычном, но не простом. Оно есть у каждой женщины, и даже не одно, кольцами владеют и мужчины; но мы почти забыли, что значат кольца, и что они могут сделать для своих хозяев.

Когда-то кольцо могло служить и символом власти. Долгое время русские цари (вплоть до Алексея Михайловича) носили так называемый «напалок» - перстень на большом пальце. В те времена подобный вариант использования этого украшения на Руси был исключительно царской привилегией. В то же время, люди низших или средних сословий могли носить простые кольца по профессиональной необходимости.

Лучники предпочитали использовать сразу несколько колец (обычно три) - на безымянном, среднем и указательном пальцах, чтобы уберечь руки от порезов тетивой. Сапожники эксплуатировали в работе кольца-наперстки, что гораздо удобнее, чем «отдельный», закрытый наперсток. Кулачные бойцы старались перед схваткой унизать свои пальцы кольцами помассивнее, желательно - с острым камнем.

Постепенно кольцо или перстень становится своего рода опознавательным знаком, «удостоверением личности». Несовершенство документации - вплоть до появления фотографии - не позволяло использовать какие бы то ни было бумаги, грамоты (или пергаменты) в качестве бесспорного доказательства, что человек является именно тем, за кого себя выдает. На кольца в этом смысле полагались значительно больше: ведь, чтобы отобрать кольцо, нужно убить его хозяина либо ввести в бесчувственное состояние. А грамоту можно и просто украсть. Понятное дело, для того, чтобы служить опознавательным знаком, предмет должен быть уникальным. Поэтому понятия «дорогие кольца» не существовало - они все были такими.

В народной традиции любой узелок, завязанный на одежде, волосах, запястье, оберегает человека от зла. Находящийся в очерченном круге был недоступен нечистой силе. И наши предки использовали кольца как оберег. Что бы отогнать от новорожденного болезнь, его купали в воде с серебряным кольцом; укладывая дитя спать, кольцо клали ему под подушку. Чтобы роды прошли легко, будущей матери не следовало снимать кольцо в течение всего срока беременности. Чтобы вернуть уходящего из семьи супруга, нужно посмотреть на него сквозь венчальное кольцо. Желая увидеть во сне жениха, девушки клали кольцо под подушку, либо надевали его на палец правой ноги.

В традиции кольцо на том или ином пальце носилось не просто так: являясь магическим атрибутом, оно многое могло рассказать о своем владельце. Если серьезно подойти к выбору кольца и месту его ношения на руке, можно корректировать свой характер, состояние здоровья и жизненную ситуацию в целом. Обычно, кольцо на правой руке у правши говорит о том, каково его состояние в настоящий момент. Кольцо на левой руке говорит о том, какое состояние было бы для этого человека желательным. Определить состояние у левшей сложнее - кольцо, выражающее текущее состояние, может быть и на правой, и на левой руке.

На большом пальце чаще носят кольца люди экспансивные, эмоциональные и обладающие огромными запасами энергии. Кольцо на этом пальце связано с активными мужскими проявлениями, с его помощью можно придать себе решительности или сдержать свой слишком бурный темперамент.

Кольцо на большом пальце усмиряет агрессию в человеке, помогая сделать его отношения с людьми более гармоничными. Носители кольца на большом пальце обычно упрямы, стараются любыми способами утвердиться в мире, и, в первую очередь, в сексуальном плане. Древние греки и римляне носили кольцо на большом пальце для защиты своего мужского достоинства.

На большой палец лучше надеть кольцо из меди. Нерешительным и застенчивым людям поможет кольцо на указательном пальце, оно сделает их увереннее, повысит самооценку. Помимо этого считается, что оно принесет удачу и успех. Человек сможет обрести внутреннюю веру в свои силы, стать проницательнее и расширить горизонты познания. Лучше, чтобы это кольцо было из золота.

Невезучим людям, на пути которых возникает много препятствий, принесет удачу кольцо, носимое на среднем пальце. Здесь же стоит носить родовое кольцо (если такое имеется), переданное через поколения родственников вам по наследству. Кольцо на среднем пальце помогает справляться с трудностями, дает силы выстоять и пройти все невзгоды. Также кольцо на среднем пальце подошло бы тем, кто занимается медитациями или самосозерцанием.

На среднем пальце гармоничнее работают кольца, изготовленные из железа (стали).

Любители украшать безымянный палец подчеркивают свою страсть к красоте, изысканным вещам и богатству. Обычно это эстеты, любители удовольствий, жаждущие славы и богатства (больше всего это относится к мужчинам, носящим кольца). Кольцо на безымянном пальце, особенно золотое, помогает самовыражению и приобретению известности и богатства.

Спокойным и уверенным людям лучше подойдет маленькое кольцо, а эмоциональным и горячим комфортнее будут большие кольца. Также кольцо на безымянном пальце правой руки носят люди, состоящие в браке, и золото, как металл Солнца, лучше всего подходит для укрепления любви в браке.

Тем, кому не хватает красноречия, гибкости ума или ловкости рук, поможет кольцо на мизинце. Оно также может помочь установить деловые контакты и найти общий язык с разными людьми. Полезно украсить мизинец дипломатам, врачам, бизнесменам, ораторам, политикам и аналитикам, а также тем, кому нужна поддержка в этих областях нашей жизни. Кольцо на мизинце подошло бы любителям азартных игр и флирта. Люди, носящие кольца на мизинце, часто говорят неправду, изворотливы и склонны к изменам и авантюрам - кольцо помогает подавить эти качества своего характера.

Людям, имеющим отношение к мистике, хорошо подойдет серебряное кольцо. Оно помогает развитию интуиции, дара предсказания и предвидения.

Носить такое кольцо можно на любом пальце, но опытные люди советуют носить серебряные браслеты на запястьях, а не кольца.

Золотые кольца помогают поддерживать статус и уверенность в себе, привлекают финансовое благополучие.

Медные кольца, а также из медесодержащих сплавов, таких как бронза, мельхиор, нейзильбер и даже латунь, помогают наладить отношения с противоположным полом. Стальные придают твердости и мужественности характеру своего владельца. В древности кольца со слабоокрашенными камнями носили женщины, кольца с интенсивно окрашенными камнями предназначались для мужчин.

Кольца обросли множеством легенд у многих народов. Это и волшебное проклятое кольцо Нибелунгов, и кольца, вызывающие джиннов, и перстень царя Соломона, дарующий человеку власть и здоровье, и золотое кольцо змеиной царицы из русских сказок, и гладкое золотое кольцо, способное покорить и поработить весь мир, из «Властелина колец».

Но вот самый любимый женщинами тип кольца - «обручальное» - не отличается особой затейливостью. На протяжении долгих веков, начиная с легендарных времен, оно почти не изменилось…

Сейчас кольцом на пальце никого не удивишь. Это весьма распространенное явление, самым «популярным» пальцем для ношения этого украшения является безымянный. Как правило, человек особо не задумывается над тем, какой конкретно палец украсить колечком. И выбор останавливается на том пальце, который из всех пяти, как это ни странно, не имеет имени. А ведь кольца - не просто красивое украшение, это еще и эффективный усиливающий фактор влияния. Они способны в значительной степени повлиять на того, кто их носит. От того, на какой именно палец надето кольцо, усиливаются те или иные черты человеческого характера.


Кольца со Скандинавскими рунами и оберегами:

Безымянный палец

Украшая этот палец колечком, человек как бы желает привлечь в свою жизнь счастье, почувствовать внутренне тепло. Этот палец связан непосредственно со счастьем, удачей, успехом, творчеством и признанием окружающими достижений и таланта. Если человек увеличивает количество колечек на этом пальце до двух и даже больше, это говорит о катастрофической нехватке перечисленного и подсознательном стремлении их в разы усилить. Ярким примером этого может выступать несравненный певец Владимир Кузьмин. Помимо увеличения ощущения счастья, колечко дает весомый творческий потенциал. Если человек выбрал безымянный палец левой руки, которую еще называют пассивной рукой для колец, это говорит о том, что творческих качеств ему не достает и их следует черпать извне. Хоть внешне он и смотрится как человек, который их имеет в избытке. Примером служить может юморист Владимир Винокур. Его потенциал творчества кажется огромнейшим, но является довольно неустойчивым.

Мизинец

Один из соседей безымянного пальца - мизинец, не так часто украшают кольцом. Этот самый маленький из пальцев выбирают для ношения колечек те, кто стремится повысить возможности собственного самовыражения и коммуникабельности. Ношение колец на мизинчике может повысить способности к предпринимательской деятельности. Кольцо на мизинце влияет на человека, и он значительно сложнее поддается влиянию при принятии определенных решений. Существует информация о добавлении экстрасенсорных способностей тому, кто носит колечки именно на этом пальце. Например, легендарный Вольф Мессинг для колец выбирал именно мизинец. На нем кольцо носит и Юрий Башмет, он выбрал массивное черное кольцо. Это о том говорит, что самовыражение при помощи творчества для него - ключевая цель, а колечко лишний раз обращает внимание на его необычные, уникальности и индивидуальности, а также стремление к тому, чтобы стать не просто самым ярким в выбранной профессии, но и действительно уникальным.

Средний палец

Вторым соседом безымянного пальчика является средний. Подобный выбор для ношения перстней и колечек - наиболее оптимальный, гармонизирующий: плохих черт в характере совсем не усиливает, а также не привносит, зато некоторые качества хорошо активизируются. При этом весьма ярко выраженные ношение колец на среднем пальце, наоборот, сглаживает. Человек становится спокойнее и в разы уравновешеннее. Отметим, что продолжительное ношение колец на этом пальце может развить замкнутость в себе, стремление не только к уединению, но и даже одиночеству. Обычно моральные ценности для человека, выбравшего этот палец для колец, крайне важны. Если он недавно стал украшать кольцом этот пальчик, следовательно, ему не хватает этого и он стремится к их компенсации. Чтобы стать уравновешеннее, спокойнее, согласованнее с самим собой - необходимо просто одеть колечко на средний палец, дабы сгладить дисгармонию. Примером этого может стать певица Юлия Савичева. Надетое кольцо усилит потребность в гармонии и чуть сдержит подобные качества Савичевой: такие, как упорство, уверенность в себе, самостоятельность, открытость к окружающим.

Указательный палец

Наиболее выразительно кольцо всегда смотрится на указательном пальце. И это обусловлено значением этого пальца. При помощи его люди указывают, проявляют свою волю, направленность мыслей и действий, независимость. Следовательно, кольцо на указательном пальце оказывает влияние на степень самооценки человека - хорошо повышая ее, при этом человек приобретает гордость. Эти качества особенно развиваются при регулярном ношении колечка. Однако это может развить эгоизм, чересчур повышенную самооценку, гордость и большое свободолюбие. На этом пальце перстень любит носить Дима Билан. Это говорит о жажде управления людьми, завышенной самооценке, стремлении принимать решения, потребность в славе, которые для певца стоят выше финансовых благ. Для Билана главное творчество, от него и от концертных выступлений он вряд ли откажется.

Большой палец

Колечко на этом пальце можно встретить реже всего. Скорее всего, человек, нося кольцо на большом пальце, жаждет выделиться из толпы, отличаться не только внешним обликом, но и собственным поведением.

Многие люди украшают колечками сразу несколько пальцев. Это достаточно интересно выглядит. Но встречается и вообще полное отсутствие украшений на руках, что должно свидетельствовать о полном наличии всех необходимых качеств, однако обычно это далеко не так.

Кольца со Славянскии оберегами:

Имеет ли значение, на каком пальце носить кольцо? Существует много традиций в ношении ювелирных украшений. Зная символику ношения колец можно "сделать заявление" или кое-что узнать о его владельце. Жесткого свода правил на каком пальце и на какой руке носить кольцо не существует и любой человек может носить кольца, как ему вздумается, за исключением обручальных. Но тут есть нюансы. К примеру, большинство жителей Южной и Северной Америки, в том числе в США, и в большинстве европейских стран носят обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки, а в соответствии с православной традицией их носят на безымянном пальце правой руки. Впрочем, мужчины их часто вообще ни на каком пальце не носят. Однако наметанный глаз легко увидит даже след от кольца, если интерес возникнет не только теоретический. Как правило, правая рука больше расскажет о физической стороне человека - она более активная, доминирующая, более "жестикулирующая". Левая обычно рассматривается как отражение психологической стороны личности человека - она больше говорит о характере и убеждениях. О чем же поведает нам символика колец? Пройдемся по пальцам.




Деталь женского портрета елизаветинского периода. Неизвестный британский художник, 1600


1. БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ символизирует силу воли и отражает внутреннюю суть человека. Если вы начнете носить кольцо на большом пальце - будьте внимательны, в вашей жизни скоро начнутся перемены. Также ношение кольца на большом пальце помогает развить волю.



Абрахам дель Курт и Мария де Каарсгитер, художник Бартоломеус ван дер Гельст





Портрет супружеской пары в парке, художник Гонсалес Кокс



Портрет эрцгерцогини Иоганны с портретом Карла V, художница Софонисба Ангиссола



Портрет мужчины в профиль. Художник Квентин Массейс



Индийская миниатюра с изображением Шаха Джахана с кольцом для стрельбы из лука на большом пальце правой руки

Кольца на больших пальцах часто вызывают удивление, но, на самом деле, это явление в мире довольно распространенное. В большинстве случаев кольцо на большом пальце воспринимается как символ богатства и влияния, при этом кольца в этом случае чаще носят широкие и крупные. Раньше на большой палец нередко перемещалось обручальное кольцо. Такая традиция существовала, в частности, во времена Георга I в Англии, в средневековой Европе обручальные кольца вообще носили на разных пальцах. Это также обычный выбор тех людей, которые хотят носить несколько колец на одной руке, но так, чтобы несколько дистанцировать кольца друг от друга. Обручальное кольцо, кольца на мизинце и среднем пальце вместе могут вызывать ощущение чрезмерности и в таком варианте их не всегда удобно носить. Кольцо на большом пальце "разгружает" композицию.

Большой палец, поднятый вверх, - жест дружелюбия, поэтому не стоит носить на нем такое кольцо, которое будет раздражать других людей. Нет ничего хуже дорогого и безвкусного кольца на большом пальце. Лучше всего, когда оно смелое, но простое. И хотя многие авторы считают, что большой палец не имеет астрологических ассоциаций и не имеет покровителя среди древнегреческих богов, как все остальные пальцы, его часто связывают с воинственным Марсом. Считалось, что большой палец отражает характер - сильные прямые пальцы характерны для авторитетных личностей, а кривые воспринимались как признак греховности. Астрология связывает большой палец с сердоликом, гранатом и рубином.

Есть еще один важный момент - на большой палец с древних времен мужчины надевали кольцо для стрельбы из лука, первоначально такие кольца были кожаными. Поэтому в старину наличие кольца на большом пальце ассоциировалось с мужеством и способностью владеть оружием. Возможно по этой причине ношение довольно крупного и широкого кольца на этом пальце остается по сей день мужской прерогативой и символом мужественности.

Левый большой палец не сделает заявления о вашем статусе, профессии или о другой важной части жизни. Но это прекрасный палец для "заявления" - выберите широкое кольцо, которое не будет мешать на руке, и люди поймут, что вы - человек модный и уверенный в себе.

Правый большой палец также ни о чем конкретном не говорит - это прекрасный способ продемонстрировать любимое кольцо или использовать для "заявления". Я слышала, к примеру, что с помощью колец на больших пальцах делают подобные заявления нетрадиционные меньшинства.


2. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ олицетворяет власть, лидерство и амбиции. Считается, что ношение кольца на этом пальце активирует именно такого рода энергию. Это было особенно заметно в те далекие времена, когда на указательном пальце носили кольцо знаменитые и могущественные короли. Носите кольцо на этом пальце, если хотите развить в себе лидерские качества и получить толчок для развития в этом направлении.






Коронационный портрет Елизаветы I работы неизвестного художника, 1600. Национальная портретная галерея







Генри VIII, художник Йос ван Клеве





А это кадр из фильма "Шерлок Холмс" Гая Ричи. Кольцо быка носит по сюжету фильма верховный судья сэр Томас Ротерам и оно показывает на принадлежность к вымышленному Храму четырех орденов. Не знаю, задумывались ли авторы фильма об исторической символике (а они коснулись символизма тайных английских организаций), но одето оно на непривычный палец и руку, хотя в этом случае кольцо подчеркивает принадлежность к власти. Шерлок Холмс с закрытыми глазами был доставлен в этот дом и точно называет его расположение - северо запад Сент-джеймсского парка. Это между Букингемским дворцом и Грин-парком. Достаточно много информации для использования дедуктивного метода героя, во всяком случае для эпохи Конан Дойля. Не буду углубляться - веду это я к тому, что историческая символика колец актуальна по сей день.



Портрет девушки, написанный в 1840-х годах в России. Предположительно портрет заказан в честь помолвки - кольцо на указательном пальце означает, что барышня обручена. Розы (белая и черная) символизируют чистоту и любовь. Выставка "Неизвестный художник" в Русском музее в 2012 г.




Еврейская невеста Рембранта

Инстинктивно мы чаще других используем указательный палец в жестикуляции (не считая большой). Но, оказывается, кольцо на этом пальце нам меньше мешает, чем на соседнем с ним среднем. В истории ношение колец (чаще печаток или перстней) на указательном пальце было самым распространенным, за исключением тех случаев, когда в некоторых регионах Европы это было запрещено для лиц ниже определенного статуса. Поэтому на этот палец часто надевались кольца (особенно мужчинами), символизирующие принадлежность к какому-то братству, членству в организации и т.д. Кольцо на указательном пальце не так резко выделяется, как на среднем пальце или мизинце, но, благодаря жестикуляции, достаточно заметно. Астрологическая ассоциация - Юпитер, который символизирует силу, лидерство, авторитет и духовность. Металл Юпитера олово, но нормальным выбором для кольца будет и серебро. Астрологические камни указательных пальцев - лазурит, аметист, голубой топаз.

Левый указательный палец не имеет стопроцентно-однозначной символики, хотя это хороший палец для демонстрирования важных колец. Чтобы ваше кольцо было замечено - вы можете надеть на него ваше особенно ценное или коктейльное кольцо и т.д.

Правый указательный палец - место для обручального кольца во время традиционной еврейской свадебной церемонии. Как правило, для этой цели используется простое золотое кольцо. Часто невесты после церемонии перемещают кольцо на привычный для понимания безымянный палец, но некоторые продолжают носить его на указательном. Так что присмотритесь, прежде чем приударить за понравившейся девушкой. Раньше на Руси тоже был обычай носить обручальное кольцо на указательном пальце.


3. CРЕДНИЙ ПАЛЕЦ - это индивидуальность человека. Расположенное в центре руки кольцо символизирует сбалансированную жизнь. А ношение кольца на среднем пальце помогает сделать жизнь более гармоничной.






Меланхолия (La Fumeuse), Художник Жорж де Фёр, символист и один из основателей парижского модернизма, на картине изображена Жюльена Раскин, впоследствии жена художника.






Портрет Луизы Марии Орлеанской, королевы Бельгии, супруни бельгийского короля Леопольда I. Художник Франц Ксавер Винтерхальтер

Если не принимать во внимание общеизвестный жест, то средний палец - это самый большой, сильный и смелый палец. Кольца на нем носят на удивление редко, отчасти, по-видимому, потому, что он находится рядом с указательным и 2 кольца рядом становятся помехой для различных мелких действий. Чтобы кольцо не мешало - лучше носить на среднем пальце кольца простые и небольшие. Тем не менее, носить на среднем пальце кольцо очень удобно, особенно когда вы впервые надеваете на него кольцо. Кроме того, в отличие от безымянного, или, к примеру, мизинца, символика этого пальца самая безопасная, никакого тайного смысла или путаницы она не создает. Благодаря центральному расположению средний палец символизирует равновесие, Он связан с Сатурном, металл Сатурна свинец, простые серые металлы хорошо подходят для этого пальца. Сатурн выступает за равновесие, справедливость, закон, ответственность и самоанализ. Его камни - успокаивающие, такие как розовый кварц, коралл, аквамарин.

Левый средний палец. Если кольцо носят на этом пальце, это может ничего не означать. Но поскольку он занимает центральное место на руке и это самый длинный палец - кольцо на нем может символизировать власть и ответственность. Этот палец - хороший выбор, если вы хотите показать кольцо, не делая никаких утверждений, относящихся к вашей жизни.

Правый средний палец, так же, как и левый не имеет определенного смысла и открыт для интерпретации. Вы можете выбрать для себя свой собственный символ и значение для кольца.


4. БЕЗЫМЯННЫЙ ПАЛЕЦ левой руки имеет прямую связь с сердцем. По этой причине на этом пальце и носят обручальное кольцо в большинстве стран мира. Ношение кольца на этом пальце добавит в вашу жизнь положительные эмоции и приявязнность, а также повысит креативность и вкус к творчеству. Ношение кольца на безымянном пальце правой руки сделает вас более оптимистичным.





Принцесса Альберт де Бройля, художник Жан Огюст Доминик Энгр






Портрет Изабеллы де Валуа, французской принцессы и испанской королевы. Дочь короля Франции Генриха II и Екатерины Медичи, жена Филиппа II. Художник Хуан Пантоха де ла Крус.

В большинстве стран мира безымянный палец чаще всего ассоциируется с обручальным кольцом - в США кольцо на правой руке свидетельствует о помолвке, на левой символизирует брак. Большинство людей выбирает простое золотое или серебряное кольцо, в частности, потому, что кольцо носят постоянно и это удобнее. Но это не значит, что люди не носят колец с большими камнями или явно художественно-декоративные кольца на безымянном пальце. Cкорее всего, в этом случае они просто не будут восприниматься кольцами, связаннными с браком. В то же время кольца достаточно простой формы, если они сделаны из разных металлов или имеют надписи - скорее всего, будут.

Символично, что безымянный палец ассоциируется с луной, красотой и творчеством, а также, что очевидно, с романтическими отношениями. Металл Луны - серебро, поэтому это естественный выбор для колец, которые носят на безымянном пальце, если это не обручальное кольцо. Обручальные кольца традиционно чаще делают из золота. Палец связан с Аполлоном. Драгоценные камни - лунный камень, нефрит, аметист, бирюза.

Левый безымянный палец. В большинстве случаев на этом пальце носят обручальное кольцо. Многие считают, что этот обычай происходит от веры древних египтян, а затем и римлян в то, что кровь по венам от этого пальца идет прямо к седцу (по Апиону - это нерв). Но кольцо на этом пальце может означать, что его владелец только собирается вступить в брак (помолвочное кольцо). На этом же пальце могут носить кольцо обещания (романтического обещания), несмотря на то, что за пальцем закреплен статус официального предложения. Многие молодые люди предпочитают носить на этом пальце кольцо чистоты (кольцо целомудрия). Обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки носят во Франции, Италии, Великобритании, Ирландии, Словении, Хорватии, Швеции, Турции, Армении, Азербайджане. А также в Японии, Корее, Австралии, Бразилии, Мексике, Колумбии, Канаде, США, на Кубе и в других странах. На левый безымянный палец, по традиции, перемещают обручальное кольцо в России после развода, а два обручальных кольца (свое и супруга) носят вдовы и вдовцы.

Правый безымянный палец. Хотя во многих странах обручальное кольцо принято носить на левом безымянном пальце, есть страны, в которых для этой же цели используется правый безымянный палец. Это касается правоcлавной традиции и стран Центрально-Восточной Европы - России, Белоруссии, Сербии, Польши, Молдавии, Украины. Также на правой руке носят обручальное кольцо в Германии, Испании, Австрии, Греции, Норвегии, Грузии, Индии, Казахстане, Чили и ряде других стран.


5. МИЗИНЕЦ объединяет в себе все взаимоотношения и связь с внешним миром, а также связь с другими людьми. Ношение кольца на мизинце помогает улучшить отношения, особенно в браке, но также и в деловой сфере. Мизинец также отвечает за усех в творчестве, гармонию в эмоциональной сфере и в материальном мире.




Портрет Франческо д"Эсте, художник Рогир ван Вейден




Портрет Филиппа де Круа, художник Рогир ван дер Вейден



Портрет Чарльза Куперина (Charles Couperin) с дочерью художника, Клод Лефевр


Мизинец часто становится выбором человека, который хочет "заявить" о чем-либо, поскольку мизинец с кольцом будет привлекать наибольшее внимание - он меньше других связан религозными или культурными традициями и ассоциациями, поэтому несет вашу чистую идею. То есть на мизинце носят кольца, когда хотят привлечь к этому факту внимание. Люди, увлекающиеся астрологией и хиромантией будут воспринимать эту символику через связь с интеллектом и убеждениями. Мизинец символизирует ртуть, но это не значит, что нужно носить кольцо из этого металла - он жидкий при комнатной температуре и к тому же высокотоксичный для человека. Покровитель - Меркурий, который олицетворяет интеллект, коммуникации, убеждения и интуицию, он покровительствует ремеслам и торговле. Традиционно ношение колец на мизинце связывают как с интеллектом и творчеством, так и с бизнесом. Камни - лунный камень, янтарь, цитрин.

Мизинец правой руки - в XIX и начале XX века в ряде стран 2 кольца на мизинце показывали, что человек был женат (кольцо развода). Нижнее кольцо было обручальным, поверх надевался перстень. Сейчас эта традиция забыта, некоторые историки утверждают, что такие кольца носил американский президент Франклин Рузвельт. Иногда ношение кольца на мизинце связывают с традициями организованной преступности (кольца мафии), носил такие кольца клан Сопрано, в частности. В Великобритании и других западных странах мужчины на левом мизинце носили кольцо-печатку, возраст антикварных колец такого типа более 100 лет. Обычно такие кольца имеют герб и во многих семьях они передавались из поколения в поколение (фамильные кольца c гербом).

Мизинец левой руки используют часто для колец, указывающих на профессиональный статус. Это характерно для инженеров ряда отраслей, например, машиностроительной, где кольцо может обозначать достижение определенной образовательной ступени. Выпускники носят кольцо не на ведущей руке, чтобы оно не мешало. Профессиональные кольца могут быть простыми железными, серебряными, из нержавеющей стали и других материалов, зачастую они имеют надписи или знаки. Все вышесказанное характерно для правшей, левши порой вносят неразбериху во всю эту символическую систему.


СКОЛЬКО КОЛЕЦ МОЖНО НОСИТЬ? СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ?

Это зависит от колец. Например, набор из нескольких тонких колец на одном пальце воспринимается как одно. Безопасным максимумом можно считать 2-3 кольца, разбросанных по обеим рукам. Нужно стараться, чтобы кольца в целом не выглядели слишком ярко, чтобы это не воспринималось как карикатура. Мужчинам лучше носить одно "заявленное" кольцо и больше ничего, или в сочетании с обручальным. Но повторюсь - правил на этот счет не существует, здесь советчиками могут стать только чувство меры и вкус. Я долго перебирала картины художников разных эпох, ведь драгоценности, в том числе кольца, изображены на большинстве портретов. Интересно, что чаще всего у людей на портретах кольца надеты на мизинец, либо на мизинец и указательный палец. На безымянном и большом пальце кольца встречаются почти поровну и реже всего на среднем. Надеюсь, Вам доставят удовольствие эти иллюстрации, выбранные из числа старинных полотен мастеров живописи.


Портрет мадам Монтессори, художник Жан Огюст Доминик Энгр






Портрет Элеоноры Толедской, супруги герцога Тосканского Козимо Медичи, художник Аньоло Бронзино.

Древними славянскими племенами почитался символ, который имеет большое значение и в современном мире – коло или кольцо. Особое значение среди перстней имели славянские обручальные кольца, которые исполняли защитную функцию. Они сосредотачивали в себе огромную силу и потенциал при помощи знаков.

Колечко у славян имело особенное значение вне зависимости от своей функции. Оно являло собой своеобразный способ налаживания связи с богами и высшими силами. Перстень с определенным знаком мог защитить своего носителя, наделить его какими-то качествами или привлечь желаемое в жизнь.

  1. Обручальные кольца славян были из тех украшений, которые одевались двумя людьми раз и на всю жизнь. Изготовлял их мастер только парными. Брак воспринимался как объединение двух судеб, двух родов, потому колечки представляли собой одно целое. Нельзя было молодоженам снимать ободки с пальцев ни днем, ни ночью.
  2. Если же пара в какой-то момент решала расстаться по обоюдному согласию, перстни снимали и переплавляли, чтобы разрушить связь между супругами. Но такое случалось редко, потому как соединение судеб уже совершилось, и бывший супруг или супруга никогда не могли уже уйти из жизни друг друга, так как были связаны божественной силой. Свадьба и обмен украшениями переплетали людей навек.
  3. Для изготовления свадебных колец со славянской символикой приглашали ближайших кровных родственников, так как считалось, что родная кровь наделит оберег силой рода и поможет сохранить семью. Особо ценились перстни, передаваемые по наследству, ведь они скапливали в себе самые сильные и сокровенные энергии нескольких поколений. Передавалось такое украшение юноше или девушке еще до начала брачного возраста, чтобы оно приняло нового представителя родословной.
  4. Своеобразное значение имело место ношения перстня. Средний палец являлся проводником для связи с богом Ярилом – покровителем всего живого и неживого на земле. Колечко на этом пальце позволяло просить покровительства и защиты в семейных делах у самого могущественного из богов славянского пантеона.

Символы на свадебных кольцах

Старославянские обручальные кольца изготовлялись из металла. Сначала они были идеально гладкие, чтобы семейная жизнь также была гладкой и гармоничной. Потом же на их поверхность начали наносить символы, призванные поддерживать порядок в семье и наделять супругов качествами, необходимыми для благополучного супружества.

Во время свадебного обряда невесты дарили славянские обручальные кольца из серебра, что символизировало лунную женскую энергию.

Женихи заключали брак, вручая своим будущим супругам славянские обручальные кольца из золота или меди, которые воплощали в себе солнечную мужскую энергию. Так молодожены обменивались символами своих покровителей, призывая их оберегать будущего супруга как самого себя.

Позднее на поверхность свадебных старославянских обручальных колец начали наносить защитные знаки, которые ранее присутствовали лишь на свадебных оберегах, инвентаре и одежде. Такими символическими знаками являлись:

  1. Колард – ведический знак, который характеризирует объединенную силу Вселенной, способной обновлять и преображать. В семейной жизни этот символ в соединении с Солардом значил очищение семейного союза двух людей. Он предлагал отказаться от прошлого и строить новое будущее, используя опыт поколений и божественную мудрость. Также этот знак помогал подготовить благополучное будущее для потомков и объединить в них все самое лучшее, взятое от родителей.
  2. Солард – похожий по внешнему виду свастический знак, представляющий собой животворящую и созидающую силу огня, Матери-Земли, согреваемой Ярилом. Этот символ отвечал за рождение многочисленного потомства, накопление материальных благ и процветания всего Рода. Солард позиционировался как противоположный Коларду знак, но их соединение приносило гармонию в реальном и духовном мире новой семьи.
  3. Сидящая в гнезде птица – символ дома, наносимый с намерением создать будущим супругам все условия для возведения стен своего жилища. Дом является самым близким и уютным местом, где каждый член семьи может отдохнуть и набраться сил. Птица должна была сберечь семейный очаг и наладить отношения между супругами.
  4. Челюсти хищника – древний символ защиты от зла и бед. Для молодоженов такой знак на колечках позволял сберечь личное счастье от любых невзгод на жизненном пути. Символическое изображение также помогало прогнать разрушающие союз мысли.
  5. Ключ – старославянский знак, символизирующий защиту благосостояния семьи от внешнего вмешательства. Ключом замыкалось добро внутри семейных отношений, а также материальное богатство. Такой символ позволял сконцентрироваться супругам на позитивных моментах и дать отпор внешнему негативу.
  6. Свадебник – самый главный символ, используемый не только на кольцах, но и на других свадебных атрибутах. Представлял собой две разомкнутые восьмерки, переплетенные между собой. Свадебник объединял мужскую и женскую энергетики, был двуцветным – для его изображения использовали красный и синий цвета. Славянские обручальные кольца со свадебником соединяли не только молодых перед лицом богов, но и два рода, переплетая их судьбы и истории между собой. Свадебник действовал лишь в день свадьбы, служил объединяющим знаком, никак не влияя на дальнейшую жизнь.

Современное толкование символов

В современном мире многие возвращаются к традициям и заказывают себе обручальные кольца в славянском стиле. Для части молодоженов это своеобразное романтическое побуждение, для некоторых – желание заручиться поддержкой высших сил в своем выборе жизненного пути рядом с определенным человеком. Славянские обручальные кольца выглядят оригинально и красиво, что является еще одной причиной такого выбора.

Традиционно молодые супруги одевают друг другу на безымянный палец украшения, сделанные из золота или серебра. Но бывают случаи, когда их заказывают из одного материала, пытаясь настроиться вместе на один и тот же лад, стать одним целым. Основой для колечек служат разнообразные металлы белого, красного, черного и желтого цветов, выбор молодоженов зависит от цены.

Модным для обручальных украшений стал символ Свадебника, который наносят на поверхность. Некоторые исследования ставят под сомнение факт, что этот символ присутствовал на изображениях старословянских обручальных колец, так как он чаще использовался на других свадебных атрибутах.

Но в современном мире знак получил новую волну популярности и используется также на других украшениях. Перстень с символикой Свадебника могут подарить одинокому человеку для привлечения в его жизнь партнера, хотя в древности считалось, что такой жест обручит человека с его одиночеством.


Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.


Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые .

Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен .

Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.

Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.

Северяне.


Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны . Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).

К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления .

Смоленско-полоцкие кривичи.


У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска . В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) . В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).

Псковские кривичи.


На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).

Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца . Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым . Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром . Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.

В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса , (рис. 9).

Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ - круг - сочетался с символом земного плодородия».

Вятичи и Радимичи.


Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. . Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой . Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).

В своей работе Т.В. Равдина отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец». В той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области . По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).


По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца . Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).

В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).

Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию."

Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной . Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?


Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. . Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X - XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными .

Городские украшения.

К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами . От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.


Бусинные височные кольца имеют разновидности : гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X - нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI - XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня .


Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.


В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).

С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.

Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна " ". По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья . Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.

Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).


Еще более дешевыми были отлитые в жестких имитационных литейных формах колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34), бытовавшие до XIV в. . Так единичными поздними дешевыми переливками, напоминающими капли слез по утраченному древнему ювелирному искусству, закончилась эпоха височных украшений домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие.

Рисунки по реконструкции ношения височных украшений взяты из статьи .

ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.