Название этого украшения происходит от древнерусского слова КОЛО - круг. Окружность считается основой мироздания, она не имеет ни начала, ни конца. Бесконечность, обернувшаяся вокруг пальца. Её центр - это место прохождения небесной силы, божественного дыхания.
Владельца можно рассматривать как обладателя собственной вселенной, которую он носит с собой и может, в случае необходимости, воспользоваться. В русских сказках, поменяв местонахождение кольца на руке, можно было мгновенно перенестись в другое место («Аленький цветочек»), вызвать почти всемогущих помощников («Золотое кольцо»), спрятать в него целое царство и унести с собой в качестве приданого («Золотое, серебряное и медное царства»). Речь идет о кольце - обычном, но не простом. Оно есть у каждой женщины, и даже не одно, кольцами владеют и мужчины; но мы почти забыли, что значат кольца, и что они могут сделать для своих хозяев.
Когда-то кольцо могло служить и символом власти. Долгое время русские цари (вплоть до Алексея Михайловича) носили так называемый «напалок» - перстень на большом пальце. В те времена подобный вариант использования этого украшения на Руси был исключительно царской привилегией. В то же время, люди низших или средних сословий могли носить простые кольца по профессиональной необходимости.
Лучники предпочитали использовать сразу несколько колец (обычно три) - на безымянном, среднем и указательном пальцах, чтобы уберечь руки от порезов тетивой. Сапожники эксплуатировали в работе кольца-наперстки, что гораздо удобнее, чем «отдельный», закрытый наперсток. Кулачные бойцы старались перед схваткой унизать свои пальцы кольцами помассивнее, желательно - с острым камнем.
Постепенно кольцо или перстень становится своего рода опознавательным знаком, «удостоверением личности». Несовершенство документации - вплоть до появления фотографии - не позволяло использовать какие бы то ни было бумаги, грамоты (или пергаменты) в качестве бесспорного доказательства, что человек является именно тем, за кого себя выдает. На кольца в этом смысле полагались значительно больше: ведь, чтобы отобрать кольцо, нужно убить его хозяина либо ввести в бесчувственное состояние. А грамоту можно и просто украсть. Понятное дело, для того, чтобы служить опознавательным знаком, предмет должен быть уникальным. Поэтому понятия «дорогие кольца» не существовало - они все были такими.
В народной традиции любой узелок, завязанный на одежде, волосах, запястье, оберегает человека от зла. Находящийся в очерченном круге был недоступен нечистой силе. И наши предки использовали кольца как оберег. Что бы отогнать от новорожденного болезнь, его купали в воде с серебряным кольцом; укладывая дитя спать, кольцо клали ему под подушку. Чтобы роды прошли легко, будущей матери не следовало снимать кольцо в течение всего срока беременности. Чтобы вернуть уходящего из семьи супруга, нужно посмотреть на него сквозь венчальное кольцо. Желая увидеть во сне жениха, девушки клали кольцо под подушку, либо надевали его на палец правой ноги.
В традиции кольцо на том или ином пальце носилось не просто так: являясь магическим атрибутом, оно многое могло рассказать о своем владельце. Если серьезно подойти к выбору кольца и месту его ношения на руке, можно корректировать свой характер, состояние здоровья и жизненную ситуацию в целом. Обычно, кольцо на правой руке у правши говорит о том, каково его состояние в настоящий момент. Кольцо на левой руке говорит о том, какое состояние было бы для этого человека желательным. Определить состояние у левшей сложнее - кольцо, выражающее текущее состояние, может быть и на правой, и на левой руке.
На большом пальце чаще носят кольца люди экспансивные, эмоциональные и обладающие огромными запасами энергии. Кольцо на этом пальце связано с активными мужскими проявлениями, с его помощью можно придать себе решительности или сдержать свой слишком бурный темперамент.
Кольцо на большом пальце усмиряет агрессию в человеке, помогая сделать его отношения с людьми более гармоничными. Носители кольца на большом пальце обычно упрямы, стараются любыми способами утвердиться в мире, и, в первую очередь, в сексуальном плане. Древние греки и римляне носили кольцо на большом пальце для защиты своего мужского достоинства.
На большой палец лучше надеть кольцо из меди. Нерешительным и застенчивым людям поможет кольцо на указательном пальце, оно сделает их увереннее, повысит самооценку. Помимо этого считается, что оно принесет удачу и успех. Человек сможет обрести внутреннюю веру в свои силы, стать проницательнее и расширить горизонты познания. Лучше, чтобы это кольцо было из золота.
Невезучим людям, на пути которых возникает много препятствий, принесет удачу кольцо, носимое на среднем пальце. Здесь же стоит носить родовое кольцо (если такое имеется), переданное через поколения родственников вам по наследству. Кольцо на среднем пальце помогает справляться с трудностями, дает силы выстоять и пройти все невзгоды. Также кольцо на среднем пальце подошло бы тем, кто занимается медитациями или самосозерцанием.
На среднем пальце гармоничнее работают кольца, изготовленные из железа (стали).
Любители украшать безымянный палец подчеркивают свою страсть к красоте, изысканным вещам и богатству. Обычно это эстеты, любители удовольствий, жаждущие славы и богатства (больше всего это относится к мужчинам, носящим кольца). Кольцо на безымянном пальце, особенно золотое, помогает самовыражению и приобретению известности и богатства.
Спокойным и уверенным людям лучше подойдет маленькое кольцо, а эмоциональным и горячим комфортнее будут большие кольца. Также кольцо на безымянном пальце правой руки носят люди, состоящие в браке, и золото, как металл Солнца, лучше всего подходит для укрепления любви в браке.
Тем, кому не хватает красноречия, гибкости ума или ловкости рук, поможет кольцо на мизинце. Оно также может помочь установить деловые контакты и найти общий язык с разными людьми. Полезно украсить мизинец дипломатам, врачам, бизнесменам, ораторам, политикам и аналитикам, а также тем, кому нужна поддержка в этих областях нашей жизни. Кольцо на мизинце подошло бы любителям азартных игр и флирта. Люди, носящие кольца на мизинце, часто говорят неправду, изворотливы и склонны к изменам и авантюрам - кольцо помогает подавить эти качества своего характера.
Людям, имеющим отношение к мистике, хорошо подойдет серебряное кольцо. Оно помогает развитию интуиции, дара предсказания и предвидения.
Носить такое кольцо можно на любом пальце, но опытные люди советуют носить серебряные браслеты на запястьях, а не кольца.
Золотые кольца помогают поддерживать статус и уверенность в себе, привлекают финансовое благополучие.
Медные кольца, а также из медесодержащих сплавов, таких как бронза, мельхиор, нейзильбер и даже латунь, помогают наладить отношения с противоположным полом. Стальные придают твердости и мужественности характеру своего владельца. В древности кольца со слабоокрашенными камнями носили женщины, кольца с интенсивно окрашенными камнями предназначались для мужчин.
Кольца обросли множеством легенд у многих народов. Это и волшебное проклятое кольцо Нибелунгов, и кольца, вызывающие джиннов, и перстень царя Соломона, дарующий человеку власть и здоровье, и золотое кольцо змеиной царицы из русских сказок, и гладкое золотое кольцо, способное покорить и поработить весь мир, из «Властелина колец».
Но вот самый любимый женщинами тип кольца - «обручальное» - не отличается особой затейливостью. На протяжении долгих веков, начиная с легендарных времен, оно почти не изменилось…
Сейчас кольцом на пальце никого не удивишь. Это весьма распространенное явление, самым «популярным» пальцем для ношения этого украшения является безымянный. Как правило, человек особо не задумывается над тем, какой конкретно палец украсить колечком. И выбор останавливается на том пальце, который из всех пяти, как это ни странно, не имеет имени. А ведь кольца - не просто красивое украшение, это еще и эффективный усиливающий фактор влияния. Они способны в значительной степени повлиять на того, кто их носит. От того, на какой именно палец надето кольцо, усиливаются те или иные черты человеческого характера.
Кольца со Скандинавскими рунами и оберегами:
Безымянный палец
Украшая этот палец колечком, человек как бы желает привлечь в свою жизнь счастье, почувствовать внутренне тепло. Этот палец связан непосредственно со счастьем, удачей, успехом, творчеством и признанием окружающими достижений и таланта. Если человек увеличивает количество колечек на этом пальце до двух и даже больше, это говорит о катастрофической нехватке перечисленного и подсознательном стремлении их в разы усилить. Ярким примером этого может выступать несравненный певец Владимир Кузьмин. Помимо увеличения ощущения счастья, колечко дает весомый творческий потенциал. Если человек выбрал безымянный палец левой руки, которую еще называют пассивной рукой для колец, это говорит о том, что творческих качеств ему не достает и их следует черпать извне. Хоть внешне он и смотрится как человек, который их имеет в избытке. Примером служить может юморист Владимир Винокур. Его потенциал творчества кажется огромнейшим, но является довольно неустойчивым.
Мизинец
Один из соседей безымянного пальца - мизинец, не так часто украшают кольцом. Этот самый маленький из пальцев выбирают для ношения колечек те, кто стремится повысить возможности собственного самовыражения и коммуникабельности. Ношение колец на мизинчике может повысить способности к предпринимательской деятельности. Кольцо на мизинце влияет на человека, и он значительно сложнее поддается влиянию при принятии определенных решений. Существует информация о добавлении экстрасенсорных способностей тому, кто носит колечки именно на этом пальце. Например, легендарный Вольф Мессинг для колец выбирал именно мизинец. На нем кольцо носит и Юрий Башмет, он выбрал массивное черное кольцо. Это о том говорит, что самовыражение при помощи творчества для него - ключевая цель, а колечко лишний раз обращает внимание на его необычные, уникальности и индивидуальности, а также стремление к тому, чтобы стать не просто самым ярким в выбранной профессии, но и действительно уникальным.
Вторым соседом безымянного пальчика является средний. Подобный выбор для ношения перстней и колечек - наиболее оптимальный, гармонизирующий: плохих черт в характере совсем не усиливает, а также не привносит, зато некоторые качества хорошо активизируются. При этом весьма ярко выраженные ношение колец на среднем пальце, наоборот, сглаживает. Человек становится спокойнее и в разы уравновешеннее. Отметим, что продолжительное ношение колец на этом пальце может развить замкнутость в себе, стремление не только к уединению, но и даже одиночеству. Обычно моральные ценности для человека, выбравшего этот палец для колец, крайне важны. Если он недавно стал украшать кольцом этот пальчик, следовательно, ему не хватает этого и он стремится к их компенсации. Чтобы стать уравновешеннее, спокойнее, согласованнее с самим собой - необходимо просто одеть колечко на средний палец, дабы сгладить дисгармонию. Примером этого может стать певица Юлия Савичева. Надетое кольцо усилит потребность в гармонии и чуть сдержит подобные качества Савичевой: такие, как упорство, уверенность в себе, самостоятельность, открытость к окружающим.
Указательный палец
Наиболее выразительно кольцо всегда смотрится на указательном пальце. И это обусловлено значением этого пальца. При помощи его люди указывают, проявляют свою волю, направленность мыслей и действий, независимость. Следовательно, кольцо на указательном пальце оказывает влияние на степень самооценки человека - хорошо повышая ее, при этом человек приобретает гордость. Эти качества особенно развиваются при регулярном ношении колечка. Однако это может развить эгоизм, чересчур повышенную самооценку, гордость и большое свободолюбие. На этом пальце перстень любит носить Дима Билан. Это говорит о жажде управления людьми, завышенной самооценке, стремлении принимать решения, потребность в славе, которые для певца стоят выше финансовых благ. Для Билана главное творчество, от него и от концертных выступлений он вряд ли откажется.
Большой палец
Колечко на этом пальце можно встретить реже всего. Скорее всего, человек, нося кольцо на большом пальце, жаждет выделиться из толпы, отличаться не только внешним обликом, но и собственным поведением.
Многие люди украшают колечками сразу несколько пальцев. Это достаточно интересно выглядит. Но встречается и вообще полное отсутствие украшений на руках, что должно свидетельствовать о полном наличии всех необходимых качеств, однако обычно это далеко не так.
Кольца со Славянскии оберегами:
Имеет ли значение, на каком пальце носить кольцо? Существует много традиций в ношении ювелирных украшений. Зная символику ношения колец можно "сделать заявление" или кое-что узнать о его владельце. Жесткого свода правил на каком пальце и на какой руке носить кольцо не существует и любой человек может носить кольца, как ему вздумается, за исключением обручальных. Но тут есть нюансы. К примеру, большинство жителей Южной и Северной Америки, в том числе в США, и в большинстве европейских стран носят обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки, а в соответствии с православной традицией их носят на безымянном пальце правой руки. Впрочем, мужчины их часто вообще ни на каком пальце не носят. Однако наметанный глаз легко увидит даже след от кольца, если интерес возникнет не только теоретический. Как правило, правая рука больше расскажет о физической стороне человека - она более активная, доминирующая, более "жестикулирующая". Левая обычно рассматривается как отражение психологической стороны личности человека - она больше говорит о характере и убеждениях. О чем же поведает нам символика колец? Пройдемся по пальцам.
Древними славянскими племенами почитался символ, который имеет большое значение и в современном мире – коло или кольцо. Особое значение среди перстней имели славянские обручальные кольца, которые исполняли защитную функцию. Они сосредотачивали в себе огромную силу и потенциал при помощи знаков.
Колечко у славян имело особенное значение вне зависимости от своей функции. Оно являло собой своеобразный способ налаживания связи с богами и высшими силами. Перстень с определенным знаком мог защитить своего носителя, наделить его какими-то качествами или привлечь желаемое в жизнь.
Старославянские обручальные кольца изготовлялись из металла. Сначала они были идеально гладкие, чтобы семейная жизнь также была гладкой и гармоничной. Потом же на их поверхность начали наносить символы, призванные поддерживать порядок в семье и наделять супругов качествами, необходимыми для благополучного супружества.
Во время свадебного обряда невесты дарили славянские обручальные кольца из серебра, что символизировало лунную женскую энергию.
Женихи заключали брак, вручая своим будущим супругам славянские обручальные кольца из золота или меди, которые воплощали в себе солнечную мужскую энергию. Так молодожены обменивались символами своих покровителей, призывая их оберегать будущего супруга как самого себя.
Позднее на поверхность свадебных старославянских обручальных колец начали наносить защитные знаки, которые ранее присутствовали лишь на свадебных оберегах, инвентаре и одежде. Такими символическими знаками являлись:
В современном мире многие возвращаются к традициям и заказывают себе обручальные кольца в славянском стиле. Для части молодоженов это своеобразное романтическое побуждение, для некоторых – желание заручиться поддержкой высших сил в своем выборе жизненного пути рядом с определенным человеком. Славянские обручальные кольца выглядят оригинально и красиво, что является еще одной причиной такого выбора.
Традиционно молодые супруги одевают друг другу на безымянный палец украшения, сделанные из золота или серебра. Но бывают случаи, когда их заказывают из одного материала, пытаясь настроиться вместе на один и тот же лад, стать одним целым. Основой для колечек служат разнообразные металлы белого, красного, черного и желтого цветов, выбор молодоженов зависит от цены.
Модным для обручальных украшений стал символ Свадебника, который наносят на поверхность. Некоторые исследования ставят под сомнение факт, что этот символ присутствовал на изображениях старословянских обручальных колец, так как он чаще использовался на других свадебных атрибутах.
Но в современном мире знак получил новую волну популярности и используется также на других украшениях. Перстень с символикой Свадебника могут подарить одинокому человеку для привлечения в его жизнь партнера, хотя в древности считалось, что такой жест обручит человека с его одиночеством.
Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».
По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.
Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые .
Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен .
Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.
Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.
Северяне.
Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны . Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).
К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления .
Смоленско-полоцкие кривичи.
У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска . В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) . В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).
Псковские кривичи.
На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).
Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца . Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым . Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром . Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.
В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса , (рис. 9).
Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ - круг - сочетался с символом земного плодородия».
Вятичи и Радимичи.
Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. . Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой . Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).
В своей работе Т.В. Равдина отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец». В той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области . По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).
По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца . Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).
В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).
Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию."
Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной . Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?
Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. . Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X - XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными .
Городские украшения.
К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами . От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.
Бусинные височные кольца имеют разновидности : гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X - нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI - XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня .
Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.
В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).
С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.
Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна " ". По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья . Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.
Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).
Еще более дешевыми были отлитые в жестких имитационных литейных формах колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34), бытовавшие до XIV в. . Так единичными поздними дешевыми переливками, напоминающими капли слез по утраченному древнему ювелирному искусству, закончилась эпоха височных украшений домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие.
Рисунки по реконструкции ношения височных украшений взяты из статьи .
ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.