Организатор первой экспериментальной психологической лаборатории. Организация первых психологических лабораторий. Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии

18.04.2021 Электрика

Становление экспериментальной психологии в Московском университете связано с деятельностью созданного при историко-филологическом факультете в 1885 г. Психологического общества. Оно явилось исторически первой организационной формой, в рамках которой происходило развитие психологии в Московском университете. В марте 1888 г. на заседании Общества выступил Г.И. Челпанов с докладом, посвященным пропаганде экспериментальной психологии (Челпанов, 1999). Он показал, что в России уже в конце 80-х годов среди психологов осознавалась научная важность экспериментального метода. Остановившись на исследованиях Вундтовской лаборатории, он указал на тот факт, что подобные лаборатории устраиваются или проектируются в университетах других стран и выразил надежду на то, что «успехи психометрии и русских психологов приведут к убеждению, что их «чистая лаборатория мозга» – это корабль без руля и компаса посреди безбрежного океана мысли… и в скромном сознании своего бессилия обратятся к натуралистам, попросят ввести их в тайники лабораторий, и только тогда соединенными усилиями они будут в состоянии создать что-нибудь такое, что можно будет в виде лепты положить на алтарь общечеловеческой науки» (Челпанов, 1999, с. 285). В 1890-х годах в Московском университете были сделаны важные шаги в разработке экспериментального метода в психологических исследованиях. В 1894 г. здесь состоялась защита докторской диссертации Н. Н. Ланге – основателя одной из первых лабораторий экспериментальной психологии в России (1896, Одесса). В качестве диссертации он представил книгу, в которой изложил результаты своих экспериментальных исследований восприятия и внимания (Ланге, 1893). На защите он выступил с докладом на тему «О значении эксперимента в современной психологии».

Основная мысль его выступления заключалась в том, что «к изучению психологических проблем необходимо приложить тот точный эксперимент, кото рый дал столь блестящие результаты в области естествознания, и что, сделав это, применяя к психологии эксперимент, мы можем возвести ее к такому совершенству, обратить ее в столь положительную науку, какой она еще никогда не была» (Отчет…, 2009, с. 475). Требованием времени назвал он необходимость учреждения кабинетов для экспериментальной психологии, указал на опыт университетов в ряде стран Европы и в Америке, показал важность результатов их деятельности, которых они достигли в области научных исследований и в повышении качества университетского преподавания психологии, и поставил вопрос о необходимости учреждения таких кабинетов при русских университетах. Защита превратилась в диспут о значении эксперимента. Один из официальных оппонентов врач-психиатр С. С. Корсаков высоко оценил исследование Н. Н. Ланге, выразил «полное сочувствие по поводу метода, которого… давно ждала психология» (Отчет…, 2009, с. 499). С. С. Корсаков также напомнил о том, что в России действует психофизиологическая лаборатория В. М. Бехтерева в Казани и в некоторых других университетах, сказал, что «есть приспособления для проведения психометрических исследований и в Москве» (Отчет…, 2009, с. 501): имелись в виду его собственные демонстрационные психологические опыты в процессе чтения курса по психиатрии. После диспута к вопросу о значении экспериментального метода обратился Н. Я. Грот, в те годы – председатель Московского психологического общества. 18 ноября 1895 г. на заседании Общества он выступил с докладом «Основания экспериментальной психологии» (Грот, 2009), опубликованным в этом же году в органе Психологического общества – журнале «Вопросы философии и психологии». Введение эксперимента для разрешения существенных психологических проблем Н. Я. Грот назвал «переворотом в судьбах психологии» (Грот, 2009, с. 104) и сформулировал положение о необходимости собственно психологического эксперимента, в отличие от психофизического и психофизнологического, каким он был у В. Вундта. Остановившись на вопросе о видах и особенностях собственно психологических экспериментов, Н. Я. Грот описал эксперименты в области ассоциаций представлений, произведенные им в 1884 г. в Новороссийском университете (Грот, 2009, с. 129–130).

Одной из первых в России была создана психологическая лаборатория при Психиатрической клинике медицинского факультета Московского университета и в 1895 г., вошедшая в структуру этого факультета в качестве самостоятельного структурного подразделения. Предпосылки лаборатории восходят к 1887 г., когда была открыта Психиатрическая клиника. Ее первый директор психиатр А.Я. Кожевников приобрел психометрические приборы, сконструированные в Психологическом институте В. Вундта в Лейпциге. Преемник А. Я. Кожевникова на посту директора клиники С.С. Корсаков (1888–1900) пополнил коллекцию. Он использовал ее для демонстрации несложных психологических опытов в кратком психологическом разделе, который ввел в читаемый им на медицинском факультете курс по психиатрии. Практически состояние дел с психологическим оборудованием оставалось в том же положении до тех пор, пока в 1894 г. врач-психиатр А. А. Токарский, приват-доцент медицинского факультета, ученик С.С. Корсакова, страстный поборник экспериментального метода в науке, не начал читать курс экспериментальной психологии. А. А. Токарскому и принадлежит заслуга создания психологической лаборатории, руководителем которой он был назначен по представлению С. С. Корсакова. С. С. Корсаков передал в лабораторию собранные им инструменты. Под лабораторию были выделены специальное помещение, средства на библиотеку. Здесь были установлены приборы и сосредоточены все занятия со студентами по психологии. Новые инструменты приобретались в основном на частные средства руководителей – С. С. Корсакова, А. А. Токарского, позже – Ф. Е. Рыбакова, а также за счет случайных поступлений. Своеобразной формой открытия лаборатории считается выступление А. А. Токарского на заседании Московского психологического общества в 1895 г., активным членом которого он был с 1886 г.

По замыслу А.А. Токарского, лаборатория создавалась с учебными целями и предназначалась для ознакомления студентов с методами психологического эксперимента и проведения самостоятельных психологических опытов. Ее создание должно было способствовать совершенствованию университетского преподавания психологии, преобразованию его из чисто словесной передачи психологических знаний в форме лекций и семинаров – в процесс опытного исследования психических функций как средство их изучения в целях практической подготовки врачей-психиатров. На базе лаборатории А. А. Токарский проводил практические занятия по читаемому им курсу экспериментально психологии. Студенты должны были воспроизводить опыты, описанные в иностранной литературе (по указанным конкретным источникам), а также проводить новые эксперименты. Результаты обсуждались в лаборатории, подвергались анализу. Была выполнена серия работ по изучению ощущений, восприятия, памяти, времени реакции. Занятия в лаборатории вызывали у студентов большой интерес и побудили А.А. Токарского к созданию учебного пособия. В 1896 г. начали выходить «Записки психологической лаборатории», издававшиеся А. А. Токарским в виде отдельного приложения к журналу «Вопросы философии и психологии» и в том же году опубликованные также отдельным изданием (Токарский, 1896). «Записки» представляли собой летопись лабораторных работ и содержали следующие материалы: описания приборов и способов их использования (с добавлением списка справочной литературы – книг по физике, электротехнике и т. п.); изложение опытов, выполненных в лаборатории (в основном, студентами); информация о новых книгах, поступивших в библиотеку. Большое место отводилось теоретическим вопросам психологии, материалам о строении и функциях нервной системы (с элементами сведений о ее эволюции).

А.А. Токарский неоднократно и с неизменным успехом выступал на заседаниях Московского психологического общества, Общества невропатологов и психиатров с докладами об экспериментальных занятиях, проводимых в лаборатории, доказывая, что введение экспериментального метода является средством вывести психологию на путь подлинно научного изучения психических явлений, позволит ей освободиться от бесплодных и произвольных гипотез, преодолеть метафизику и спиритуализм спекулятивной психологии. В основание истинно научного знания должны быть положены фактически обоснованные данные, полученные методом наблюдения и доказанные экспериментально.

После смерти А. А. Токарского (1901) психологической лабораторией стал руководить его помощник А.Н. Бернштейн (1901–1907) – также бывший ученик С. С. Корсакова, отец Н. А. Бернштейна. А. Н. Бернштейн читал в университете лекции и вел практические занятия по экспериментальной психологии для студентов медицинского факультета. В целях клинической диагностики нарушений психической деятельности разработал методику экспериментально-психологического обследования душевно больных. Созданный им способ исследования запоминания при помощи таблиц с геометрическими фигурами получил признание среди психологов, психиатров и педагогов (Бернштейн, 1908). Практическое использование этих методов он изложил в своих «Клинических лекциях о душевных болезнях» (1912). А.Н. Бернштейн неоднократно докладывал о разработанных им методах на Всероссийских съездах по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), организатором и активным участником которых он был. Деятельность А. Н. Бернштейна по защите и распространению экспериментальных методов выходила за рамки Московского университета. Так, им была создана психологическая лаборатория при Педологических курсах при Московском педагогическом собрании. Лаборатория публиковала «Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании» (1909, 1911).

После А. Н. Бернштейна в период 1907–1917 гг. психологической лабораторией в Московском университете руководил Ф. Е. Рыбаков – выпускник медицинского факультета. Он читал лекции по экспериментальной психологии с практическими занятиями в психологической лаборатории. Он разработал программу занятий по экспериментальной психологии в психологической лаборатории Психиатрической клиники (Рыбаков, 1916). Программа включала изучение осязательных, вкусовых, обонятельных, зрительных, слуховых ощущений, внимания, наблюдательности, памяти, внушаемости, суждений, воображения, сферы чувств, желаний, склонностей, движений, работоспособности. По собственной оценке Ф.Е. Рыбакова, руководимая им психологическая лаборатория, хотя, конечно, и уступает таким лабораториям, как вундтовская или К. Штумпфа, но вполне может удовлетворить запросы в психологии, основанной на точных данных. Составленный им «Атлас для экспериментально-психологических исследований» упоминает Б. В. Зейгарник как книгу, «вызвавшую большой интерес» (Зейгарник,2000, с. 39). В 1917 г., после Февральской революции, Ф. Е. Рыбаков был уволен из университета.

Заведующим лабораторией с 1917 г. стал невропатолог и психиатр, активный сторонник экспериментального направления в отечественной психологии Г. И. Россолимо. Она вошла в руководимый им Неврологический институт им. А.Я. Кожевникова. Г.И. Россолимо продолжал усовершенствовать свою методику психологических профилей (1910), вносил в нее поправки. При лаборатории был открыт амбулаторный прием для соматических и психологических исследований дефективных детей.

После открытия при Московском университете созданного Г. И. Челпановым Психологического института (1912), преемственно связанного с психологической семинарией, созданной им же в 1907 г., сюда переместился центр экспериментальных исследований в Московском университете. Созданный Г. И. Челпановым курс экспериментальной психологии, опубликованный в 1909 г. в литографированном издании и в виде книги под названием «Введение в экспериментальную психологию» (1915), был, по оценке А.Н. Леонтьева, ученика Г.И. Челпанова, «первым и единственным пособием по психологическому практикуму на русском языке, лучшим среди аналогичных зарубежных изданий. С чисто дидактической стороны оно и до сих пор может считаться образцовым» (Леонтьев, 1967, с. 512). Институт издавал «Труды Психологического института» (Труды…, 1914). Здесь публиковались работы сотрудников Института по экспериментальному изучению реакций (К.Н. Корнилов), памяти (Н. А. Рыбников), типов представлений (В. М. Экземплярский) и др. В 1917 г. Психологический институт начал издавать специальный психологический журнал «Психологическое обозрение» (редакторы Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет). Вышли два тома (каждый состоял из двух книг). В 1918 г. издание прекратилось. Значительное место в журнале занимали статьи по экспериментальной психологии.

Глубокий анализ деятельности Психологического института и проводимых в нем экспериментальных исследований дала П. О. Эфрусси (Эфрусси, 1923), отметив, что здесь «теоретические экспериментальные исследования впервые поднялись на ступень, соответствующую уровню ее развития в других культурных странах (Эфрусси, 1923, с. 7). Она назвала «блестящими результаты работы Г. И. Челпанова и Психологического института при Московском университете» (Эфрусси, 1923, с. 15).

Так, в XX в. Московский университет превратился в крупный центр экспериментальной психологии в России.

Идейным вдохновителем русской экспериментальной психологии является И. М. Сеченов. Его идеи были восприняты передовыми врачами – невропатологами и психиатрами. Именно их усилиями осуществлялась практическая перестройка психологии на физиологическую основу.

Первая психологическая лаборатория в России открывается в 1886 году В. М. Бехтеревым при клинике душевных и нервных болезней в Казани. В ней проводится цикл экспериментально – психологических работ, собирается и создаётся заново множество приборов и устройств. В Казани в 1893 году В. М. Бехтерев основывает научный журнал « Неврологический вестник», в котором наряду с анатомо – физиологическими исследованиями публиковались и психофизиологические экспериментальные работы.

С переездом в Санкт – Петербург В. М. Бехтерев создаёт вторую экспериментально – психологическую лабораторию при Военно – медицинской Академии, в которой выполнено большое количество экспериментальных исследований различных видов чувствительности (кожной, болевой, зрительной, слуховой, кинестетической, вибрационной). Для этих исследований были сконструированы ценные приборы: трихоэстезиометр, болемер, бароэстезиометр, миоэстезиометр, акузометр, сейсмометр и др. Материалы публиковались в специальном журнале « Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», основанном в 1896 году В. М. Бехтеревым. Позднее В. М, Бехтерев стал инициатором создания Психоневрологического института (1907), а также института по изучению мозга и психической деятельности (1918) в Петербурге. С научной и организаторской деятельностью В. М. Бехтерева и его сотрудников связаны наиболее крупные достижения экспериментальной патопсихологии в России конца 19 – начала 20 вв.

В 80 – е гг. 19 века экспериментально – психологические лаборатории создаются в Харькове и Юрьеве. Основателем харьковской лаборатории был виднейший русский психиатр П.И. Ковалевский. Им же был основан первый в России психиатрический журнал « Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии» (1883), в котором печатались материалы экспериментальных исследований по психологии, проводимых в его лаборатории. Руководителем Юрьевской лаборатории, открытой Э. Крепелином, с 1891 года был В. Ф. Чиж. По числу экспериментальных раьот и широте проблематики эта лаборатория (по оценке самого В. Ф. Чижа) занимала второе место после вундтовской лаборатории в Лейпциге.

В Москве в 1895 лаборатория создаётся известным русским психиатром С. С. Корсаковым. Руководство этой лабораторией было поручено ближайшему его сотруднику А. А. Токарскому. В московской лаборатории была выполнена большая серия работ по изучению ощущений, восприятий, памяти, времени реакций. Результаты исследований освещались в специальном вестнике « Записки лаборатории». Крупнейшим событием для Москвы и русской психологии в целом явилось учреждение в 1912 году Института психологии, первым руководителем которого стал Г. И. Челпанов.

Под руководством И. А. Сикорского психологическая лаборатория организуется в Киеве, где проводятся исследования умственной работоспособности и утомления, результаты которых публикуются в журнале « Вопросы невро – пихической медецины», созданном И. А. Сикорским в 1895 году.

Ещё одна экспериментально – психологическая лаборатория была открыта в 1892 году в Одессе при филологическом факультете Новороссийского Университета философом и психологом Н. Н. Ланге, который изучал восприятие и внимание. В 1901 году общее чсло экспериментально – психологических лабораторий увеличивается до восьми благодаря открытию А. П. Нечаевым лаборатории по изучению проблем развития ребёнка, его обучения и воспитания. Важным событием в истории

Психологические лаборатории (psychological laboratories)

Принято считать, что первая П. л. была организована В. Вундтом в Лейпцигском университете в Германии в 1879-1880 гг. По прибытии Вундта в Лейпциг, Министерство королевского двора предоставило ему небольшую лекционную аудиторию для проведения личных эксперим. исслед. В 1879 г. студенты Вундта приступили к проведению первых экспериментов в этой аудитории, и почти наверняка, что именно это запечатлелось в сознании Вундта как возникновение Лейпцигской лаборатории. Из 10 диссертационных исслед., осуществленных под руководством Вундта за первые 4 года его пребывания в Лейпциге, лишь одно не яв-сь чисто филос. В 1872/1873 учебном году на преподавательскую работу в Гарвард был приглашен У. Джеймс. В 1875/1876 учебном году он предложил курс под названием «Отношения между физиологией и психологией» (The Relations Between Physiology and Psychology). Этот курс включал в себя лабораторные занятия, проводившиеся в двух комнатах цокольного этажа Lawrence Hall.

Г. С. Холл получил свою степень в Гарварде под совместным руководством Джеймса и физиолога Г. П. Боудича за эксперим. работу, проведенную в лаборатории Боудича на мед. факультете. В следующем году Холл отправился в Германию, сначала в Берлин, а затем в Лейпциг, к Вундту. Он возвратился в США в 1880 г., и в 1881 г. был приглашен прочесть курс лекций в Университете Джона Хопкинса, где он проработал до 1888 г. В 1883 г. Согласно заявлению, сделанному им в статье, опубликованной в выпуске American Antiquarian Society («Американское антикварное общество») за 1894 г., Холл «основал» первую лабораторию эксперим. психологии в США в Университете Джона Хопкинса.

Джеймс не оставил без ответа заявление Холла. В заметке, помещенной в журнале Science («Наука») за 1895 г., он написал: «Я сам «основал» курс обучения экспериментальной психологии в Гарварде в 1874/5 или 1876 году, не помню точно в каком именно. На протяжении ряда лет лабораторией являлись две комнаты здания естественного факультета (Лоуренс Холл), которые, наконец, оказались настолько загромождены оборудованием, что их потребовалось сменить». Не имеется свидетельств того, что эта лаборатория Джеймса, несмотря на ее несомненное существование с 1875 по 1876 учебный год, яв-сь чем-либо большим, нежели демонстрационной лабораторией.

Первая американская лаборатория. За исключением демонстрационной лаборатории Джеймса, остается неясным, когда и где появилась первая исследовательская П.л. в США. Холл утверждал, что она была организована им в Университете Джона Хопкинса в 1883 г., однако этот факт так и не получил официального подтверждения самого университета. В 1888 г. Дж. Ястроу пришел в Висконсинский ун-т, где он основал лабораторию, чему существует официальное подтверждение университета. Однако, это было на следующий год после того, как Дж. М. Кэттелл создал лабораторию в Пенсильванском университете (Ястроу признал первенство Кэттелла), и в том же самом году, когда У. Л. Брайан создал лабораторию в Индианском ун-те.

Первые психологические лаборатории в других странах. До конца XIX в. первые П. л. были открыты А. Леманом в Копенгагене (1886), Йосиро Мотора в Токио (1888), Серджи в Риме (1889), Дж. М. Болдуином в Торонто (1890), Дж. У. в Кембридже (1891), Т. Флурнуа в Женеве (1891), А. Мейнонгом в Граце (1894), А. А. Токарским в Москве (1895) и в Пекине (1897).

Рост числа психологических лабораторий. На 1898 г. в мире существовало по меньшей мере 48 П. л., 26 из к-рых находились в США. Число лабораторий продолжало неуклонно расти, особенно в США, хотя многие из лабораторий, возникавших в 1920-х и 1930-х гг., были «тестологическими лабораториями», явившимися следствием бурного развития психометрии после Первой мировой войны.

Лабораторное оборудование. Основное оборудование самых первых лабораторий состояло из хроноскопов для измерения времени реакции, камертонов и вертушки для смешения цветов. Многие из этих предметов яв-сь поистине произведениями иск-ва, выполненными из превосходно обработанной меди. В начальные годы, когда большая часть исслед. носила преимущественно психофизический характер, использовались также дополнительные приборы для увеличения точности предъявления сенсорных стимулов. С развитием исслед. памяти и научения в последние 15 лет XIX в. появились устройства, обеспечивающие стимульный контроль этих ситуаций - барабаны-мнемометры, лабиринты и проблемные камеры. Разработка в конце 1930-х г. Б. Ф. Скиннером «камеры Скиннера», в к-рой животное могло нажимать рычаг для получения подкрепления, послужило в последовавшие за Второй мировой войной годы толчком к созданию сложного электронного оборудования, предназначенного для предъявления и планирования разнообразных стимульных условий и для автоматической регистрации реакций. Дальнейшее развитие областей специализации в психологии сопровождалось ростом количества различных видов сложного специального оборудования в зависимости от исследовательских интересов конкретных лабораторий.

Психологии
Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский. Психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе) была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.

Во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX в.

Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Он создал методику индивидуального психологического профиля, которая сводилась к определению 11 психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе. А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейроди-намикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были им не закончены, помешала кончина исследователя (1917).
11. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период. «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова
Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Много работ появилось в 1920-1930-е гг. в области педагогики, медицины, педологии.

«Измерительная шкала ума» Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине-Симона, переведенную и адаптированную П. П. Соколовым, имеет специфические особенности: в ней модифицировано большинство заданий, введены совершенно новые задания, предложена новая инструкция, определено время решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней. Принципиальное отличие шкалы Болтунова от шкалы Бине-Симона состоит в возможности проводить групповые испытания.

Особое место в тестологических исследованиях занимают работы М. Ю. Сыркина, специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (факт, установленный еще в первых работах Бине).

В 1920-е гг. в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского и др.).

Во многих городах страны работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал «Советская психотехника» (1928–1934), проводились психотехнические конференции и съезды.

Психотехника организационно оформляется к 1927–1928 гг. Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений.

Вместе с тем психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически необоснованных тестов. Результатом этого стало прекращение работ по психотехнике к середине 1930-х гг.

В начале 1930-х гг. началась принципиальная критика многих положений педологии, завершившаяся постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

Развернувшаяся в этот период резкая критика педологии сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психологии и психологической диагностики.
12. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики
Признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их изучения психодиагностических средств. В начале XX в. в психологии были официально признаны и приняты требования к понятиям и методам исследования, предъявляемые наиболее развитыми современными науками. Это позволило психологии как науке развиваться дальше. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация понимается как требование, согласно которому, при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка». Эта проверка непустоты понятия, т. е. реальности существования явления, определяемого этим понятием; должна быть осуществлена при помощи соответствующей психодиагностической процедуры.

Если, например, мы вводим в научный оборот понятие «мотив», то сначала необходимо дать точное определение этого понятия через известные другие понятия и доступные способы диагностики явлений, входящих в содержание данного понятия о перационализация). На следующем этапе операционализации понятия «мотив» мы обязаны были бы предложить психодиагностическую методику, с помощью которой можно было бы удостовериться в том, что то, что утверждается в определяющейся части данного понятия, действительно существует. На заключительном этапе мы должны были бы осуществить практическую проверку существования явления «мотив» во всех приписанных ему в определении свойствах. Таким образом, как операционализация, так и верификация понятий требуют обращения к психодиагностике, но только операционализация предполагает теоретический, а верификация – практический шаг на этом пути.
13. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики
Бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого в свою очередь судят о психологии того человека, который эти ответы предложил.

Опросные методики – такие методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы.

Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Рисуночные психодиагностические методики – те методики, в которых для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. Применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. В содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

10. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский. Психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе) была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.

Во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX в.

Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Он создал методику индивидуального психологического профиля, которая сводилась к определению 11 психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе. А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейроди-намикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были им не закончены, помешала кончина исследователя (1917).

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Описание экспериментальной методики «При создании этой установки мы рассчитывали получить следующие характеристики…» (Такие характеристики получились случайно, когда нам удалось наконец заставить установку начать работать.)«Поставленной цели мы добились…» (С

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Первые шаги, первые опасности Будь уверена, как только у вас начнется еще даже не роман, а только весьма трепетная прелюдия к нему, сразу же найдутся «добрые люди», которым ваши отношения – кость в горле. Да и помимо этого роман с коллегой таит в себе множество опасностей, о

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

9. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева Особенностью развития психологии в последней четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Обычно в

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

44 РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ Отношение традиционной психологии к прикладной до сих пор остается таким же, как к полуточной науке. Но нет никакого сомнения в том, что главная роль в формировании науки на данный период относится к

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Истоки экспериментальной психологии Впервые экспериментальные методы изучения мышления, которое, собственно, и является предметом исследования в психологии, применили четверо ученых: Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Все они

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

1.2. Изучение психологии народов в Германии и России Развитие целого ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания привело в середине XIX века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Общепризнанно, что это произошло в Германии, в которой в тот

Из книги Самопознание и Субъективная психология автора Шевцов Александр Александрович

3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии Первые серьезные сравнительно-культурные исследования в психологии, точнее в общей психологии, которая к этому времени получила значительное развитие, датируются самым концом XIX века. Основателем

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

«Классификация феноменов установки в экспериментальной психологии» Джеймса Гибсона В психологии понятие «вероятностное прогнозирование» появилось относительно недавно. Оно и молодое и старое. Ему немногим больше десяти лет, если ориентироваться на первое

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Оформление психологии как экспериментальной науки Переход от знания к науке, который для ряда областей должен быть отнесен к XVIII в., а для некоторых (как-то механика) еще к XVII в., в психологии совершается к середине XIX в. Лишь к этому времени многообразные психологические