Правописание «НЕ» с различными частями речи. «Не» с существительными: примеры и правило Без не употребляется

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

НЕ может быть частью корня и тогда пишется слитно : не ряха, не брежный, не красиво.

НЕ может быть отрицательной частицей и тогда пишется раздельно : не знал, не глядя.

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Чтобы не ошибиться в написании НЕ с частями речи, нужно:

1) Выяснить, употребляется ли слово без НЕ .

Если НЕТ — всегда пишется слитно : неряха, негодовать, ненастье.

Если ДА, то:

2) Необходимо определить часть речи, группу:

1-ая группа — глагол, деепричастие, относительное прилагательное или притяжательное (обозначает цвет, материал, принадлежность), местоимение (кроме отрицательных), числительное, наречие не на -о, -е, слова категории состояния, слова в сравнительной степени, союзы, частицы, краткие прилагательные, не имеющие полной формы.

Например:

Не учил (гл.)

Не заботясь (дееприч.)

Не красный, не деревянный (относит. прилаг.)

Не лисий (притяжать прилаг.)

Не я, не мы, не ваш, не всякий (местоимения)

Не два, не пять (числит.)

Не завтра (наречие не на -о, -е)

Не надо, не холодно (категория состояния)

Не хуже (слово в сравнительной степени). Но: с прилагательными и наречиями, имеющими в своем составе приставку не-: не слышнее — от не слышно, не понятнее — от не понятный.

Не то, н е это (частицы, союзы)

Не рад, не должен, не готов, не жаль (краткие прил. без полной формы или имеющие в поной форме несколько другое значение)

Примечание. Чаще встречается раздельное написание следующих слов: не нужен, не прав, не согласен, не способен (в этих словах больше чувствуется отрицание)

2-ая группа качественные прилагательные в полной и краткой форме, существительные и наречия на -о, -е.

Слитно

Раздельно

1) если слово без НЕ не употребляется : неряха, ненастный, нелепо.

2) если в предложении нет противопоставления с союзом а , нет слов далеко , отнюдь, вовсе, нисколько, ничуть, никак и др. слов с ни . В таком случае слова с не- образуют новое слово, к ним можно подобрать синоним без не-:

Это не правда (ложь), не интересный (скучный), не богат (беден), не громко (тихо).

Обратите внимание! Н е солдат — не пишется только раздельно, так как сущ. солдат с частицей не не образует новое слово, нет такого понятия, как «несолдат». Также сравните: не дерево, не стол и т.д.

1) если в предложении есть или подразумевается противопоставление с союзом а ( но ) : не правда, а ложь, не простое, а сложное уравнение (правда —ложь, простое — сложное — слова-антонимы).

Противопоставление — это отрицание одного признака и утверждение другого, противоположного. Так, в предложении Эта речка неглубокая, но быстрая нет противопоставления, т.к. прилагательные неглубокая и быстрая не являются антонимами. Прилагательное неглубокая можно заменить на синоним без не мелкая, поэтому слово пишется слитно с не .

2) если при частице не есть слова отнюдь, далеко, вовсе и другие слова с ни (отрицательные местоимения и наречия) :

Далеко не дешевый, отнюдь не интересный, вовсе не важный, ничуть не близко, далеко не красавец, никому не знакомый.

Но: мне (ему, тебе...) не знакомый

3) Со словами, пишущимися через дефис: не по-русски.

3-я группа - причастия.

Cлитно

Раздельно

Одиночные причастия (не имеющие зависимых слов):

Не прочитанная книга, не написанная статья, не пройденная тема, не замеченная ошибка.

1) Причастия с зависимыми словами:

Еще не прочитанная книга, вовремя не написанная статья, не пройденная нами тема, не замеченнаяучителем ошибка, не исправленное вовремя .

Запомнить! Не влияют на правописание причастия и прилагательного наречия меры и степени: совсем, чрезвычайно, совершенно, крайне, вполне, в высшей степени, абсолютно, весьма (все эти наречия можно заменить словом очень ), очень, почти:

Совершенно не продуманное решение (=очень), абсолютно не надежный (=очень), почти не исписанная страница.

2) Если есть противопоставление:

Не прочитанная, а прослушанная статья.

3) Краткое причастие: не прочитан, не сделана, не прослушана.

Запомните! Полные причастия пишутся раздельно при наличии любого зависимого слова , а прилагательные (полные и краткие) лишь в том случае, если это зависимое слово выражено отрицательным местоимением или наречием (словом с ни) : Не привыкшие к физическому труду люди (прич.) — Не привычные к физическому труду люди (прил.), не привычные ни к какому труду люди (прил.)

Краткие причасти я отвечают на вопросы что сделан? что сделана? что сделаны? Краткие прилагательные отвечают на вопросы каков? какова? каковы?

4-ая группа — слова, оканчивающиеся на -мый.

— Есть ли при слове с не существительное в творит. падеже?

Не растворимое (чем?) водой вещество (причастие)не растворимое в воде вещество (прилаг.)

Не любимое (кем?) мною блюдо (прич.)не любимое с детства блюдо (прилаг.)

5-ая группа отрицательные местоимения и наречия.

Отрицательные местоимения пишутся раздельно, в три слова, если есть предлог :

Не с кем, не у кого.

Наречия всегда пишутся слитно :

Негде, некуда, незачем.

Не путать с частицами:

Не кто иной, как

Не что иное, как

Не чему иному, как

Не смешивать!

Глаголы с недо- - значение: ниже нормы, мало, можно подобрать антоним с приставкой пере-:

Недовыполнить план, недоедать, недолечить.

Глаголы с частицей не и приставкой до - - значение: сделано не до конца:

Не допить чай, не досмотреть спектакль

Отличайте!

Деепричастие не смотря от предлога несмотря на :

Рассказывал, не смотря на конспект (не глядя) — пришел, несмотря на болезнь (вопреки)

Сравните предложения, в которых слитное или раздельное написание НЕ со словами зависит от контекста.

Он не богат — то есть беден (можно подобрать синоним без не , пишем слитно).

Он не богат — в значении «не очень богат и не очень беден».

Она не умна — то есть глупа.

Она не умна — и не умна и не бедна.

Примечание 1. Если в качестве пояснительного слова употребляется наречие меры и степени (например, весьма, очень, крайне, почти, в высшей степени — эти наречия можно заменить словом «очень» ), то не с прилагательными, причастиями и наречиями пишется слитно : в высшей степени неразумный поступок, крайне необдуманно, совершенно непроверенные результаты .

Примечание 2. Если в качестве пояснительного слова выступает наречие совсем , то, в зависимости от смысла, возможно как слитное, так и раздельное написание. Если наречие употребляется в значении «совершенно, очень» — то не пишется слитно : совершенно ненужная вещь. Если употребляется в значении «отнюдь, никоим образом» , то не пишется раздельно : совсем не случайно .

Перед тем как начинать называть эти предложения, я бы хотел дать некоторую теорию, которая поможет разобраться в этом вопросе с различных сторон. А также я бы хотел обозначить другие случаи постановки "не". Это нужно для того, чтобы понимание ответа было более ярким.

Почему некоторые слова без НЕ не употребляются

Русская речь наполнена очень большим количеством слов, многие из которых имеют уникальные правила написания. К таким словам относятся и слова, не употребляющиеся без "не". Но у многих из вас возникнет вопрос почему же эти слова не употребляются без "не"?

  1. Ну во-первых эта причина возникла с появлением самого языка и многие люди просто так решили, а следующие поколения это приняли.
  2. Во-вторых такие слова оставили, потому что в слитном написании они звучат приятнее.
  3. Ну и в-третьих, потому что эти слова не имеют другого смысла, как с написанием "не" и поэтому нет смысла отделять частицу.

Самые популярные случаи употребления частицы НЕ

Ещё для повышения качества понимания, нужно изучить другие самые используемые случаи употребления частицы "не".

  • Не с глаголом пишется раздельно.
  • Не с деепричастиями пишется раздельно.
  • Не с прилагательными пишется раздельно, если нет союза А.
  • Не с прилагательными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом.
  • И случай слитного написания слова, если это слово без "не" не употребляется, который я и рассмотрю поподробнее.

10 слов которые без НЕ не пишутся

После того, как я изучил некоторое количество теории, я могу перейти непосредственно к ответу на вопрос.

Для того, чтобы правильно написать слова, которые без "не" не пишутся, я приведу 10 самых популярных слов, которые попадутся практически в каждом диктанте:

  • Ненавидеть;
  • ненастье;
  • недуг;
  • негатив;
  • нельзя;
  • неряха;
  • негодование;
  • неприязнь;
  • немой;
  • неуклюжий;

В заключение я могу сказать, что тема употребления "не" с разными частями речи - это одна из самых сложных тем, которые только есть в русском языке. Поэтому для грамотного письма нужно знать очень много правил, а также приличное количество исключений.

Есть такие слова, употребление которых невозможно без частицы «не». Глядя на грациозную фигуристку, вы не воскликнете: - Ах, какая же она уклюжая! Когда птицы за окном поют восходу весеннего солнца, не подумаете: «Что за чудесный настный день!» Пусть даже вас пригласит в гости самый аккуратный и педантичный человек, вы едва ли осмелитесь назвать его ряхой. Да и сами не слишком обрадуетесь, услышав, что ваши мысли и доводы крайне лепы. Однако есть такие орфографические правила, которые не встретишь в учебнике. Одно из них касается их отношений. Ему всё равно - вот аксиома, не требующая доказательств и проверочных слов. Нет ничего очевиднее заинтересованного мужчины. Цукуё помнит, как в пятнадцать начала замечать плотоядные взгляды и истекающие слюной комментарии. И хотя Ёшивара быстро прививала равнодушие к пошлости, Цукуё не сразу отделалась от гадкого чувства того, как грязь с чужих глаз и языков проникает под одежду и липнет к телу, вынуждая тереть его до красноты самой жёсткой банной щёткой. Гинтоки же смотрел так, как смотрят на стену с досадным пятном, оставшимся от назойливой мухи. Из всех человеческих эмоций, применимых к близкому человеку, он выбрал не участие и не симпатию, а раздражение. Цукуё не понимала, что в ней выводит его из себя, и злилась в ответ, сводя общение к язвительным тычкам и насмешкам. Но хоть словесные перепалки не оставляли синяков и ссадин, они из раза в раз задевали всё больнее и жёстче. С его дурной головой и ядовитым языком не стоило ждать красивых ухаживаний и воркований под луной. Широкие жесты заканчивались там, где распускались руки, а среди всего сказанного только признание её красоты, практически вымоленное и - Цукуё уверена - выдавленное из жалости, походило на комплимент. Могло показаться, что Гинтоки из тех мужчин, за которых говорят не пылкие речи, а поступки. Только и здесь Цукуё ничем не выделялась из разношёрстной толпы обязанных ему спасением. Одним из лучших его качеств являлось то, что Гинтоки знал цену жизни и боролся за самый крохотный и слабый её огонёк. Из тусклой свечи он раздувал пламя, перераставшее в пожар, но делал это ради многих, а не для неё одной. Спустя два мучительно долгих года Гинтоки может вернуться в Эдо. Он может вернуться в Ёродзую к Шинпачи и Кагуре, но никогда не вернётся к ней. Чтобы вернуться, нужно задать начальную точку, первое слово, открывающее книгу. Но Цукуё слишком далека от зачина, и потому не окажется той, кем замкнётся круг. Она затеряна среди нагромождения иероглифов, какофонии имён и мельтешения лиц, наспех смятых в один неделимый ком. Гинтоки промчится мимо, едва скользнув взглядом. Он вырвется к тем, кто дорог и важен, оставив её далеко позади. А как можно иначе, если их любовь без «не» не употребляется? P.S. Утрировано до предела, но меня правда задел твой комментарий. Я очень люблю Гинтоки, но если исключить фактор анимешной логики, его отношение к Цукуё в повседневной жизни иначе как мудацким не назовёшь. Так что не надо считать Цукки от рождения слепой, ей толком и видеть-то нечего.

Курс морфологии изучается на протяжении всей школьной программы. Запомнить все тонкости иногда не представляется возможным. В данной статье мы вспомним о том, как нужно писать «не» с существительными. Примеры и правила рассмотрим подробно.

Особенности частицы

Без этой важной служебной части речи нам трудно было бы отказать кому-то или придать отрицательный оттенок слову. С самого детства родители объясняют правила поведения своему ребенку, используя «не»: не трогай, не беги, не делай. С ее помощью можно выразить не только отрицание. Если использовать ее в вопросительных предложениях с восклицательной интонацией, то она вполне может выражать утверждение. Например: "И кто только не бывал в Москве?!"

Кроме того, данная частица помогает выразить полноту действия: "Никак не насмотрюсь на вас!"

Зачастую в разговорной речи мы используем ее, чтобы выразить оттенок безразличия: "Переживай не переживай, а легче от этого не станет".

Эта может придавать утвердительную интонацию. Например: "Вы еще спрашиваете, нужно ли выполнять это задание?! Как не нужно, конечно, нужно!"

«Не» с существительными слитно: примеры

В некоторых случаях данная частица может «превращаться» в приставку. В таком случае она будет писаться вместе с тем словом, с которым употребляется. Рассмотрим случаи, когда это происходит.

  • Если слово с «не» можно заменить близким по значению, то Рассмотрим пример: "Мы сразу поняли, что мальчишка говорил неправду". В данном случае слово стоит писать вместе с «не». Это объясняется тем, что к нему можно подобрать синоним: неправда - ложь.

Данному правилу подчиняются не только «не» с существительными. Примеры прилагательных и наречий доказывают, что они пишутся с данной частицей по тому же принципу: некрасивый - уродливый, небыстро - медленно.

  • В случае, когда слово не существует без «не», мы тоже должны написать его слитно. Слово "неряха" мы все знаем и понимаем. Попытаемся убрать из него приставку и совсем не поймем смысла. Это объясняется тем, что некоторые исторические изменения в языке наложили на него свой отпечаток. Раньше существовало такое слово: «ряха». Оно означало опрятно одетого человека. Однако со временем эта форма исчезла, а его антоним остался. Именно по этой причине мы будем писать слово "неряха" слитно.

«Не» с существительными раздельно: примеры

Для того чтобы определить, как верно писать слово с данной частицей, необходимо не просто знать правило, но и вникать в смысл контекста. Только тогда возможно отличить, когда слитно, а когда отдельно употребляют «не» с существительными. Примеры слов приведем далее.

Рассмотрим случаи раздельного написания этой частицы:

  • В предложении есть противопоставление, которое обычно подчеркивается союзом «а»: "Не счастье, а беда случилась с ним". Как видно из данного предложения, слово «счастье» противопоставлено слову «беда». Это достигнуто благодаря противительному союзу «а». Между собой эти слова являются антонимами, что является обязательным условием для раздельного написания «не». Не стоит путать противопоставление с обычным описанием. Пример: "На улице бушевала непогода, а к вечеру все стихло". Противительный союз «а» в данном случае не дает нам права писать слово «непогода» раздельно. Никакого антонима к слову «погода» в предложении нет, здесь дано лишь описание дня.
  • Трудности вызывают случаи, когда явного противопоставления нет, а лишь подразумевается. В таком случае мы не сможем писать «не» с существительными слитно. Примеры: "К сожалению, я не доктор, поэтому вряд ли помогу вам".

Как видим, никакого союза, указывающего на противительность, в предложении нет. Однако мы понимаем, что здесь явное отрицание: человек не является врачом. Можем мысленно дополнить это предложение, тогда станет понятно, что слово пишется раздельно: "Я не доктор (а пожарный, инженер, учитель), поэтому вряд ли помогу вам".

Таким образом, делаем вывод, что противопоставление может не быть явным, а лишь подразумеваться.

Упражнения

Для того чтобы отработать написание «не» с существительными, можно выполнить задания на данную тему.

  1. Раскройте скобки: хитрый (не)друг; рассказывать (не)былицы; встретить (не)вежду; сказать (не)истину, а ложь; сегодня (не) суббота.
  2. Составьте словосочетания со словами так, чтобы каждое из слов писалось как слитно, так и раздельно с частицей «не»: погода, счастье, приятель.
  3. Выпишите только те слова, которые не употребляются без частицы «не»: (Не)грамотность, (не)брежность, (не)доверие, (не)везение, (не)здоровье, (не)вольник, (не)нависть.

Итог

В данной статье мы рассмотрели все случаи правописания «не» с существительными. Примеры, приведенные в ней, помогут вам лучше понять и запомнить это правило. Главное, на что стоит обратить внимание, - это контекст, в рамках которого употребляется слово. Только в этом случае вам будет легко разобраться, когда слитно, а когда раздельно употребляется существительное с отрицательной частицей «не».