Темы исследовательских работ по краеведению. Научно-исследовательская работа по краеведению. Какие работы посвящены исследованию данной проблемы

Главная > Исследовательская работа

МОУ Мирная Средняя общеобразовательная школа Зонального района

Исследовательская работа по краеведению

Не названьем славятся деревни

Выполнила Юраева Валерия,

ученица 9а класса

Консультант Морозова И.А.,

учитель истории

Введение. «Не названьем славятся деревни, а добротой и мудростью людей» …………………………...…..1 - 6 Глава 1.Начало пути …………………………………………….7- 9 Глава 2. Военное лихолетье…………………………….............. 10 – 12 Глава 3. Послевоенные годы………………………………........ 12 -15 Глава 4. Целинники………………………………………........... 15- 18 Заключение. «Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное»………………………………………19 -20Приложения

И доказала поговоркой древней,

Которая важнее всех идей,

Что не названьем славятся деревни,

А добротой и мудростью людей!

М. Мокшин

Введение

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. При изучении курса истории в средней школе Малая родина выпадает из нашего поля зрения. Данная исследовательская работа призвана помочь расширить знания о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. В 1957 году вышло постановление Совета министров СССР, по которому прекращалась хозяйственная деятельность колхозов, ликвидировались их банковские счета, а имущество продавалось совхозам. В это же время в связи с укрупнением совхозов, с карты Алтайского края пропало много населенных пунктов, в том числе и поселок со странным названием МТС, который был родоначальником современного поселка Мирный Зонального района. Интересно узнать, каким был этот поселок, чем интересен, знаменит, какие люди проживали на его территории. Ведь именно люди, которые трудятся на родной земле, растят детей и внуков, составляют основное богатство любого населенного пункта. Уже немного осталось в живых людей, способных рассказать о поселке МТС, который сыграл немалую роль в развитии Зонального района. В их сердцах еще живет память о маленьком поселке с населением чуть больше 100 человек поэтому, считаю данную исследовательскую работу актуальной и социально значимой. Аргументируя выше сказанное, можно привести анализ анкетирования, проведенного среди различных групп населения поселка Мирный Зонального района. Всего опрошено 130 человек. 1. Знаете ли вы о существовании в 30- 60 годы ХХ века на территории нашего населенного пункта поселка МТС. 2. Как вы считаете, достаточно ли материала в печати, СМИ и других источниках об истории нашего поселка и о жизни земляков?
3. Хотели бы Вы узнать об истории поселка МТС больше. 4. Для чего необходима информация о земляках, об истории населенного пункта, которого нет уже на карте? Среди ответов наиболее часто встречающимися были:

    для сохранения памяти о достойных людях; для использования информации при написании различных докладов, рефератов, исследовательских работ; для воспитания подрастающего поколения на примерах жизни уважаемых людей; для сохранения преемственности поколений; для пополнения материалов школьного музея.
Из анкетирования мы видим, что взрослое население поселка Мирного знают о существовании МТС. Школьники же мало знакомы с этой информацией. Но практически все респонденты хотели бы узнать о нем больше. Ведь у его истоков стояли их родители, бабушки, дедушки. В прошлом были предприняты попытки описать историю поселка. Первая такая попытка относится к 1972 году, когда из города Мирного Якутской области из редакции газеты «Мирнинский рабочий» пришло письмо в адрес председателя Новочемровского сельского совета с просьбой написать «историю возникновения вашего Мирного». Еремеев П.И., председатель сельсовета, написал ответ (1 страница машинописного текста) в Якутскую область, который содержал небольшие сведения и из истории исчезнувшего поселка (см. приложение 1,2). В книге «Зональный район: история, люди и судьбы» (2003 год) имеется небольшой очерк о становлении поселка. В отчетах историко-этнографической экспедиции БГПУ, проходящей в 2002 году в Зональном районе можно найти сведения о поселке, например, о типе его застройки. В юбилейной книге «Сквозь призму времени» (2008 год), есть публикация о нашем односельчанине герое Советского Союза Н. Н. Демине, который трудился в МТС. В районной газете «За урожай» встречаются статьи, заметки о наших земляках: о передовиках производства, о заслуженных учителях, о ветеранах Великой отечественной войны. В школьном музее имеются некоторые материалы о МТС. Исследованный нами материал - недостаточный, отсутствует систематизация, поэтому трудно представить картину жизни поселка 30-е - 60-е годы ХХ века. Планомерного исследования по истории МТС не предпринималось. Поэтому одной из задач исследовательской работы была систематизация материала, воспоминаний современников поселка, анализ имеющейся литературы. Таким образом, основной целью исследования становится расширение знаний о родном поселке, определение этапов его развития, установление его роли в общем ходе истории. Задачи:
    Изучить историю поселка и биографии земляков по публикациям, имеющимся в СМИ и других источниках. Собрать и систематизировать полученный материал. Выделить этапы развития, соотнести их с историей страны.
Объект исследования: исторические процессы развития поселка МТС Зонального района Алтайского в 30-60 годы ХХ века. Предмет исследования : содержание исторического развития поселка. Гипотеза: поселок МТС, просуществовавший около 30 лет, прошел традиционные этапы развития, которые тесно связаны с историческими процессами, происходящими в стране, внес значительный вклад в развитие, района, края, страны. Методы исследования:
    Анализ литературы по проблеме исследования. Статистическое обобщение данных. Анкетирование. Собеседование. Подворный обход.
Хронологические рамки работы можно определить следующие: 30-е – 60- е годы ХХ века: с возникновения МТС до его реорганизации. Исследования основывались на информации, представленной современниками поселка МТС (опрошено более 15 человек), архивных документах, широко представленными в книге «Зональный район: история, люди и судьбы», документах отдела кадров госплемптицезавода «Чемровский», предоставленных В.И. Михиной, работающей там в 60-е - 70- е годы. Следует отметить, что сохранилось очень ограниченное количество документов, поэтому материал исследования собирался буквально по крупицам. История складывается из разных человеческих судеб, и мы попытались представить историю поселка глазами его жителей. Постарались собрать как можно больше имен, фамилий людей, причастных к поселку МТС. Необходимо отметить, что данная работа не претендует на полное исследование истории становления поселка, жизнеописания его жителей. Поэтому остается поле деятельности для следующих исследований, по мере поступления материала или по мере подключения к работе других авторов.

Эту память умная природа

Нам дарует, как тепло и свет.

Без нее нет силы у народа,

Имени и будущего нет.

И должны в себе сберечь мы с детства

Память и любовь на все года,

чтобы их, как главное наследство,

передать потомкам навсегда.

М.Мокшин

Глава 1.

Начало пути

История исчезнувшего поселка начинается с 1928 г. строительством льнозавода на берегу реки Чемровка, в 5 километрах от села Новая Чемровка. К 1930 г. стройка была закончена, но использовать завод по назначению не пришлось. Этот период в стране известен как коллективизация, появляется большое количество колхозов. Для обслуживания техники необходимы были машинно-тракторные станции, которые содержали, ремонтировали технику для близлежащих колхозов. На территории и в зданиях льнозавода в 1930 г. было решено разместить Чемровскую машинно-тракторную станцию. По всей стране при многих МТС стали появляться свои особые поселки - начинается первый этап в развитии поселка. Первоначально персонал станции проживал в с. Новая Чемровка. В 30-е годы на берегу реки были возведены несколько бараков для жилья, рассчитанные на 4 семьи. Позже сами работники МТС стали строить новые дома. Среди первых - дома по улице Молодежной и Ленина. В архивах отдела кадров госплемптицезавода «Чемровский» сохранилось немного документов по Чемровской МТС. По ним МТС начала свою деятельность только в 1935 году. Её первым директором был Зюздинцев Т.В., который работал до 1938 года. Нам удалось найти в документах фамилии людей, которые работали вместе с ним.

    Белов Г.И. - заместитель директора Уткурцев М.Я. - старший агроном Степанов Г.С. - старший механик Тернеевский Григорий Никифорович - старший бухгалтер Коротеев М. П. - механик Михальцовв С.И. - механик Сафонов П.Ф. - счетовод Озер - заведующий гаражом Кречик И.К. - бухгалтер Сосновский - секретарь Беспалов В.С. - бригадир Вдовин Прокопий Иванович - бригадир Фролов Григорий Иванович - бригадир Востриков Егор Семенович - механизатор Голубцов Спиридон Егорович – механизатор (3. стр.2)
В сферу обслуживания МТС входило 15 колхозов: Красный Октябрь, Гигант, Новая жизнь, имени Крупской, имени Калинина, имени Ежова, Красная звезда, имени Молотова, Заветы Ильича, имени Кагановича, имени Куйбышева, имени Ворошилова, имени Кирова, Путь к коммунизму, Новый Быт. Эти колхозы находились в селах Новая Чемровка, Шубенка, Новый Быт с общей площадью пахотной земли около 100000 гектаров, общей численностью тракторного парка 56 единиц. В это время была построена еще одна деревянная мастерская по ремонту сельхозтехники, которая расположилась по улице, носящей в наше время имя Героя Советского Союза Н.Н. Демина. Эта мастерская обслуживала технику до 1950 года. Наряду с этими строились и другие объекты, бараки, дома для жилья. А поселок так и стали все называть МТС. Это название надолго прижилось к молодому поселку. С 1938 года директором Чемровской МТС стал работать Сидоров А.С. И вместе с ним: Ксиянов В.Д. (помощник по политической части), Самойлов А.Д (главный бухгалтер), Иванилов У.П. (старший агроном). По словам информатора до войны в МТС проживало не более 150 человек. Сидоров А.С. проработал около года и его сменил Часовских Александр Васильевич (1939-1941г.г.), а с 19 июля 1941 года по 16 июля 1942 года директором был уже Шередега Александр Деомидович. (3. стр. 4). Текучка директоров в те годы объясняется очень тяжелыми условиями труда. Техники было мало, работали на ней в основном женщины, поэтому, в документах тех лет мы читаем, не смотря на то, что рабочие прикладывали максимум сил, часто не выполнялся план работ. Нельзя забывать, что эти годы были годами страшных репрессий, поэтому любая оплошность в работе могла быть расценена как саботаж, пособничество контрреволюции. Всего в Зональном районе с 1938 по 22 июня 1941 года было репрессировании 37 человек. Среди них были рядовые колхозники, рабочие совхозов, МТС. Например, И.И. Мишкевич, тракторист колхоза имени Чапаева, который входил в зону обслуживания МТС, обвинялся в том, что «подготавливал диверсионный акт поджога гаража… Занимался сбором шпионских сведений о составе тракторного парка МТС». В октябре 1938 года судебной тройкой при НКВД он был осужден по ст. 58-6, 9, 11 УК РСФСР (шпионаж, разрушение сооружений государственного имущества и участие в контрреволюционной организации) и приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1959 году был реабилитирован (2.стр. 360).

Глава 2.

Военное лихолетье

Часто вижу картину одну:

Как в деревне из каждого дома

Провожали отцов на войну,

Старших братьев, родных и знакомых.

Враг был злобен, жесток и силен.

Всей ордой и громадою стали.

Но не ведал характеров он

Мужиков, что солдатами стали.

М.Мокшин

С началом войны начинается второй этап в развитии поселка. Массовая демобилизация в ряды красной армии начинается в 1942 года, когда главнокомандующим стало понятно, что война затянется на долгие годы. Почти все мужичины были призваны на службу. Они показали себя настоящими героями, отстаивая свободу и независимость государства, многие были награждены орденами и медалями. Среди них Герой Советского Союза Н.Н. Демин и Полный кавалер Орденов Славы Силаев П.М. (см. Биографические справки №1, №2). Вдали от фронта, боевых действий жители МТС, ежедневно ощущали на себе действия войны. По воспоминаниям тружеников тыла, в военные годы в МТС, как и в других хозяйствах края, отмечался значительный кадровый голод. В поселке остались старики, женщины и подростки, именно на их плечи легла вся тяжесть военных буден. Поэтому руководство района старалось использовать все возможные резервы для решения кадрового вопроса. В постановлении бюро Зонального райкома ВКП(б) «О приеме и устройстве переселенцев из области немцев Поволжья и эвакуированных граждан СССР» от 6 октября 1941 года мы находим такие строки: «Бюро РК ВКП(б) требует от всех директоров МТС немедленно использовать механизаторские кадры из приехавших переселенцев по специальностям, обратив при этом внимание на теоретический уровень подготовки» (2. стр. 700). Выполняя постановление, Чемровская МТС тоже приняла переселенцев, среди них был Гаан Иван Иванович, который долгие годы проработал механизатором, вырастил вместе с женой Лидией Максимовной пятерых детей, навсегда обосновавших в поселке. В 1942 году 17 июля директором назначают Коротеева Михаила Павловича, который возглавлял МТС до 20 июня 1952 года. Вместе с ним руководили работой МТС Политковский (заместитель по политчасти), Коробов Филипп Иванович (главный инженер), Коротеев Василий Павлович (старший агроном), Донских И.В. (главный бухгалтер), Гринимаер Наталья Егоровна и Амалия Максимовна (бухгалтеры), Татарников Иван Федорович (заведующий гаражом), Зяблицкий Сергей Георгиевич (заведующий курсами), Бурилов (председатель рабочкома), Меньшов Г.Г. (механик по сельхозмашинам), Макаров (прораб) (3. стр.5). До своего назначения Коротеев М.П. работал старшим механиком, поэтому хорошо знал обо всей тяжести работы. На его долю выпали самые трудные годы: шла война, работать приходилось в основном с женщинами, которых готовили тут же на курсах при МТС, некоторые учились в Буланихинском училище, среди них Часовских Александра, Коровина Анна, Крючкова Нина, Бессонова Мария, Селезнева Анастасия. Много горьких слез, по словам информатора, пролили эти молодые девушки, готовя технику на морозе, когда пальцы примерзали к железу. Сутками не уходили с работы Лавренцова О, Буракова А.В, Меньшова С., Комков Александр, Рыжкова Агния Филипповна и многие другие (3. стр. 4). Информаторы рассказывали в основном о тяжелом физическом труде того времени. Условия жизни были тоже очень сложными. В вагончиках механизаторов и ремонтников не было мебели, в короткие передышки спали прямо на полу, подстелив старую солому. Питались в основном картофелем, который варили, пекли на кострах, жарили, делали драники, заменяющие хлеб. Телефонная связь отсутствовала по несколько месяцев (Постановление заседания бюро зонального райкома ВКП(б) «О состоянии телефонной связи от 5 октября 1942 года»). В ночное время велось обязательное дежурство директора МТС, учителей школы, счетоводов, ответственных работников (2. стр.713). Работающие в МТС в военные годы, воспоминают о минутах короткого отдыха. Когда заканчивалась работа, девушки, молодые женщины, подростки собирались на вечерки, где пели песни, частушки про фашистов, плясали под гармошку. А с утра снова шли в поле, сновапринимались за работу. В годы Великой отечественной войны (1942 г.) объявлялся сбор средств на строительство танковой колонны «Алтайский колхозник». Новочемровский сельский совет, куда входила и МТС, собрали в 1942 году 123, 8 тысяч рублей (2. стр. 715). Комсомольская организация из Новой Чемровки выступила с инициативой по сбору теплых вещей и картофеля для фронта. Почин поддержало все население района, в том числе и жители МТС. В места сбора несли все, что могли: продукты, вещи, в том числе ценные, вплоть до теплых полушубков (2. стр. 381). В военные годы развитие поселка несколько замедлилось. Все силы были брошены на выполнение главной задачи – больше дать фронту хлеба и другой сельскохозяйственной продукции.

Глава 3

Послевоенные годы

И тракторист, и агроном,

И педагог, и медик

Живут теперь в селе родном,

Как добрые соседи.

М. Мокшин

Третий этап развития поселка начинается после Победы в Великой Отечественной войне. После войны развитие поселка значительно активизировалось. (1. стр. 2) В поселок стали возвращаться демобилизованные воины. Их с радостью принимали на работу. В отчете военного отдела Зонального райкома ВКП (б) Алтайскому крайкому ВКП(б) за первое полугодие 1946 года мы узнаем об организации работы с демобилизованными (2. стр.736). Им читали лекции о международном положении, читали газеты, журналы, художественную литературу. Проводили митинги, вечера встреч. Для прибывающих солдат строили жилье, оказывали помощь продуктами, одеждой. Старались согреть вниманием бывших военнослужащих. В отчете отмечалось: «настроение демобилизованных веселое и бодрое. Все демобилизованные, прибывшие с сознанием своего долга, также самоотверженно работают на трудовом фронте, как сражались самоотверженно на фронтах Отечественной войны за свободу и независимость нашей Родины» (2. стр.736). Немного сохранилось документов о жизни МТС в 1945 - 1950 годы. Стране для восстановления разрушенного хозяйства требовалось много сельхозпродукции: зерна, сахарной свеклы, картофеля, мяса, молока. Борьба за получение высоких урожаев и дальнейшее развитие колхозов находились в прямой зависимости от работы МТС. Нужно отметить, что в отчетах и докладах тех лет мы можем найти сведения о хорошей работе Чемровской машинно-тракторной станции (в основном выполнялись планы тракторных работ, работали комбайны и весь тракторный парк). Информаторы говорят о строгой трудовой дисциплине в послевоенные годы. Не было опозданий на работу, прогулов, так как за все это были предусмотрены штрафы и наказания. В МТС велась большая культпросвет работа. В отчете районного отдела кинофикации о результатах работы за 1950 год (от 10.02 1951 года) мы читаем, что в МТС показано за год 43 сеанса художественных фильмов, среди них «Крейсер «Варяг», «Чапаев», «Александр Невский», «Человек с ружьем», «Партбилет», «Ленин в октябре», «Зоя», «Молодая гвардия» и многие другие (2. стр. 761). Перед началом сеансов читались лекции, проводились беседы на политические темы. С 23 июня 1952 года Чемровскую МТС возглавил бывший фронтовик Тихон Ефимович Востриков (см. биографическую справку №3). Вместе с ним работали Гайдин М.Я (заместитель директора по политчасти), Баженов И.А. (главный бухгалтер), Глазюк В.Д (главный агроном), Михин И.В. (гл. агроном с 1955 года), будущий директор МТС, Кухленко Ф.А (механик), Коваленко Н.И (зоотехник) и многие другие. В это время в обслуживание МТС входило 7 колхозов: «Мировой Октябрь», имени Кирова, «Путь к коммунизму», «Заветы Ильича», имени Ворошилова, «Слава», «Новый быт» (3. стр. 7). При новом директоре, по словам информатора, улучшились условия работы в мастерской по ремонту техники, построен гараж, котельная для отопления мастерской, контора, красный уголок, где в настоящее время находится ДК п. Мирный. Все предыдущие постройки находились на берегу реки Чемровки, а река хоть и небольшая, но своенравная – почти ежегодно все смывала. Пришлось заново строить мост, баню, медпункт, жилье. Много внимания уделял директор подсобному хозяйству – овощному участку, который снабжал столовые МТС свежими овощами. Школа в поселке была только начальной. Востриков решил вопрос об открытии в 1956 году 7-летки, ее перевели из поселка Сафоновка. Средняя успеваемость по району составляла 85% (из протокола Х партийной конференции Зонального района о развитии народного образования и здравоохранения за 1952 -1953 г.г. Школа размещалась в небольшом деревянном здании барачного типа. Через несколько лет школа стала восьмилетней. Первым директором школы работала Зоя Яковлевна Кожевникова, завучем – Григорий Федорович Пальчиков. Первые учителя: Вера Федоровна Будкова, Мария Васильевна Сухачева, Ольга Федоровна Пальчикова, А.Т. Шипулина, Е.Т. Свиридова, Е.А. Финаева, Ф.Н. Исаева, А.Т. Кутенов. Строго держался порядок в санитарном отношении. Медработники отвечали за его состояние вместе с заместителем директора по хозяйственной части. Одно время им работал Иван Васнев (3. стр. 10) Фельдшерско-акушерский пункт в поселке МТС открыт в начале 50-х гг. Одним из первых его работников была Петрова Надежда Александровна. Она вспоминает о работе в те годы: «В 1959 г. по направлению приехала на работу в Зональный район, и меня направили на работу заведующей ФАПом Чемровской МТС. Медицинский пункт располагался в 2-х комнатах небольшой квартиры. Оборудование состояло из навесного деревянного шкафа. После хорошей промывки и покраски в нем стали хранить медикаменты. В прихожей стоял небольшой стол, позаимствованный в мастерской, и две скамейки. Асфальтированных дорог ни до районного центра, ни до Бийска не было. В осенне-зимний период больных и рожениц доставляли на тракторных тележках, лошадях и на паровозе, к которому был прицеплен товарный вагон. В то время в экстренных случаях можно было вызвать паровоз. В те далекие годы были распространенны такие заболевания, как трахома, дифтерия, брюшной тиф, много было больных корью, коклюшем, скарлатиной, гепатитом. Первую медицинскую мебель приобрели только в 1964 г. и помещение медпункта стало походить на медицинское учреждение». Из доклада секретаря Зонального райкома КПСС тов. Крылова на VII пленуме о состоянии и мерах по улучшению культурно-просветительской работы в районе от 24 марта 1953 года даются разъяснения о культурно-просветительской работе того времени. В частности, о работе театральных и драматических кружков, которые были в каждом поселке и хозяйстве. Интересен репертуар этих кружков, если учесть время постановок пьес: в основном это был Чехов «Семейная история», «Лошадиная фамилия», «Сельские эскулапы», и конечно, они подвергались критике со стороны районного и партийного руководства. Глава 4. Целинники

И Родиной навек кому-то стал

Поселок, что по-новому зовется.

Для всех он, как священный пьедестал,

К которому душа любая рвется

М. Мокшин

Четвертый, заключительный этап в развитии поселка МТС – освоение целинный и залежных земель. На этом этапе отмечалось заметное укрепление материальной базы МТС. 2 марта 1954 года вышло Постановление Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». В этом же году в Зональный район прибыло 425 целинников, 80 из которых были направлены в Чемровскую МТС. К Концу 1954 года выбыли 33 человека: в СА -14 человек, по болезни -1, по семейным обстоятельствам -12, самовольно – 6 (Из отчета Зонального райкома КПСС о материально-производственном и бытовом устройстве новоселов, прибывших на целину от 7 февраля 1955 года (2. стр. 773-774). В основном это были молодые люди, которые трудоустраивались по своей специальности, а кто ее не имел, мог получить в Буланихинском училище механизации. Прибывшие обеспечивались жильем, кто-то жил в общежитиях, кто-то в ведомственных квартирах, а многие жили на квартирах специалистов МТС. В 1955 году Чемровская МТС получила кредит на строительство индивидуальных домов для целинников, в размере 65 тысяч рублей, поэтому были построено первое добротное жилье. В те годы поселок состоял из пяти небольших улочек. Постройки в основном были деревянными. Водопровода и централизованного электроснабжения не было. Электричество давали от дизеля с 6 часов утра до 24 часов. (1. стр. 2). Среди прибывших на освоение целины проводилась культурно-массовая и политическая работа, в бригады выписывались журналы, газеты. Для механизаторов читались лекции, доклады, в клубе МТС регулярно демонстрировались фильмы, организовывались молодежные вечера (2. стр.774) В отчете Зонального райкома КПСС о материально-производственном и бытовом устройстве новоселов, прибывших на целину от 7 февраля 1955 года указана заработная плата целинников в Чемровской МТС. Например, тракторист Качеев вместе с женой, работающей прицепщиком, заработали за 6 месяцев 20 тысяч рублей (2. стр. 774). Чемровкая МТС работала в эти годы очень хорошо. В 1954 году на ВДНХ была отправлена Степанова Таисия Ивановна, звеньевая по выращиванию свеклы. В 1956 году Михин Иван Васильевич (главный агроном) был участником Выставки достижений народного хозяйства, награжден медалью ВДНХ. А в 1957 году его наградили медалью «За трудовое отличие». В этом же году еще четверо работников МТС получают высокую правительственную награду медаль «За освоение целинных земель»: Толстов Иван Антонович (тракторист), Тишкова Лукерья Иларионовна, Михин Иван Васильевич (гл. агроном), Кухленко Федор Артемьевич (механик). По словам информаторов, коллектив МТС был молодой, работоспособный, дружный. Вместе работали, вместе отдыхали. Востриков много внимания уделял спорту и художественной самодеятельности. В МТС была своя футбольная команда, закупалась спортивная форма, лыжи и другой инвентарь. В футбольную команду МТС входили:

    Петров Геннадий Петров Виктор Коротеев Виктор Столяров Василий Поспелов Борис Дроздев Юрий Геращенко Виктор Назаров Аркадий Селиванов Юрий Смолкин Аркадий Борисенко Франц
Проводили соревнования по лыжному спорту, чаще всего в них побеждал Дроздев Юрий Николаевич, инженер МТС. На территории современной Мирной средней школы располагался стадион, там и проходили все соревнования, которые собирали все население поселка от мала до велика. Активными членами художественной самодеятельности в 50-60 годы ХХ века являлись Николотов Михаил (шофер), Ворошилова Нина (медработник), Кочергин Николай (инженер), Геращенко Виктор (шофер). По воспоминаниям информатора мы узнаем, что в основном ставились шуточные номера, инсценировки, частушки. Аккомпанировали М. Николотов и В. Геращенко. В клубе, здание которого было построено в 1959 году, держался строгий порядок, постоянно дежурили специалисты и рабочие МТС. В памяти информатора остался дежурный с красной повязкой на рукаве Иван Лаврентьевич Харлов, фронтовик, общественный деятель поселка. В апреле 1958 года машинно-тракторная станция была преобразована в ремонтно-техническую (РТС), но поселок жители, их насчитывалось около 400 человек, по-прежнему, называли МТС. Т.Е Востриков еще год работал ее директором, а в 1959 году был переведен на должность директора Бийского овоще-картофелеводческого совхоза в село Малоугренево. 15 декабря 1959 года директором Чемровской РТС назначается Воропаев Дмитрий Яковлевич. В феврале 1961 года в стране очередное новое веяние: колхозы реорганизуются в совхозы. Чемровская РТС на пике своего развития прекратила существование. Вся техника была продана новым совхозам. В 1959 г. в поселке, по словам информатора, был объявлен конкурс на лучшее название. Было предложено много вариантов, но остановились на Мирном. В это время появилось множество поселков с таким названием не только в Алтайском крае, но и по всей России. По решению Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся в 1965 поселку было присвоено название «Мирный», хотя жители его называли так с 1959 г. И начинается новая жизнь нового поселка.

Заключение

Исследовательская работа «Не названьем славятся деревни», это своеобразная дань тем людям, которые жили в те далекие годы. Нам очень хотелось бы вспомнить всех, кто был причастен к становлению и развитию МТС. Это нужно для того, чтобы память о людях, населяющих поселок, жила в нас, их внуках и правнуках. Из работы следует, что поселок прошел традиционный путь развития: от небольшой ремонтной станции до крупного хозяйства, с населением около 400 человек. Мы выделили основные этапы в его развитии:

    Появление поселка. Развитие в военные годы. Восстановление хозяйства в послевоенные годы. Освоение целины.
Эти этапы тесно связаны со всеми теми процессами, которые происходили в стране: коллективизация, годы сталинских репрессий, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление страны. Люди поселка вносили огромный вклад в развитие довоенного района, оказались самоотверженными защитниками родной земли в годы Великой Отечественной войны, своим трудом восстанавливали разрушенное хозяйство в 50-е годы. В работе представлены биографические справки о людях труда, о фронтовиках, тружениках тыла, которые могут рассказать об их непростой судьбе. Гипотеза, представленная в работе, нашла полное свое подтверждение входе исследования: поселок прошел традиционные этапы развития. Эти этапы тесно связаны с историческими процессами, происходящими в стране. Жители МТС внесли значительный вклад в развитие, района, края, страны. Свою работу я хочу закончить словами Герцена: «Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное: глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего, глядя назад – шагаем вперед».

ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. При реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.


История и экономика поселка. Работа по этому направлению состоит в изучении истории конкретного поселка, его домов, семей, демографической ситуации в целом, современного экономического состояния и сравнении с архивными данными о прошлом этого селения. Для этого изучаются архивные данные, записываются устные рассказы старожилов. -Фольклор и этнография. Ребята по этой специализации, работая с жителями деревни, записывают фольклорные тексты, предания, выявляют существующие фольклорные жанры, изучают особенности бытования на современном этапе семейной и календарной обрядности, составляют план поселка, на который наносятся местные топонимы. «История семей и домов поселка Шхафит», «Семья в традиционной культуре как фактор социализации», «Современное состояние семейной обрядности в адыгейской диаспоре Сочи» и т.п.


Определение методов исследования Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования; Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.


Библиографический поиск литературы по теме. Предлагается учащимся начать поиск литературы с домашней библиотеки, постепенно расширяя его. За помощью о необходимой литературе можно обратиться к друзьям, знакомым, родственникам, посетить школьную, городскую библиотеку, библиотеку ЦДЮТЭ. В библиотеках проводится работа с картотекой или каталогами статей с целью выявления литературы по данной теме, просматриваются сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты.


Посоветуйте детям делать карточки для каждой обнаруженной ими ссылки. На карточке записывается вся информация, которая потребуется для создания списка библиографии в исследовательской работе. Пример: Комаров А., Максимов И. Сочи и сочинцы. Краснодарское книжное издательство, стр.


В исследовательской работе широко применяются различные письменные источники: дневники, воспоминания и т.п. Может оказаться весьма интересной и найденная в семейном архиве переписка. Важный источник – разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки, справки и т.п. Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Важной отправной точкой могут стать старые предметы и вещи, так как они отражают личность и образ жизни их владельца.


Архивный поиск. Данная работа проводится индивидуально и только с теми учениками, которые ответственно, добросовестно собирали материал, имеют желание изучить тему намного глубже. Сочинский архив – Ирина Николаевна. Улица Юных Ленинцев. Режим работы читального зала: , – Иметь письмо ОУ, заверенное подписью директора и печатью. В письме указать Ф.И.О. учащегося или педагога, тему работы. С собой иметь паспорт.




Структура работы Любая научно- исследовательская работа делится на три части: введение, основная часть и заключение. Список литературы. Некоторые исследователи не считают введение серьезной частью работы, помещают туда лишь несколько общих фраз и очень краткую аннотацию. Однако, именно здесь содержится как бы история создания работы от выявления проблемы до условий реализации вашего проекта.


Введение Цель, задачи Четкая формулировка проблемы (не «о чем моя работа», а «цель данной работы – изучить/проанализировать/ сопоставить/дать рекомендации). Пример из работы «Битва за Кавказ»: «ЦЕЛЬ РАБОТЫ Перед собой я поставила цель: определить историческое значение и роль битвы за Кавказ в общей системе борьбы против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. ЗАДАЧИ - Выяснить причины неудач советских войск на Кавказе в период оборонительных боев в 1942 г; Назвать размеры наших потерь; Высказать мнение об уровне боевой подготовки немецких войск и их стратегических промахах; показать недостаточную оснащенность советских частей и соединений оружием и военной техникой.»


Введение Актуальность Введение должно доказывать актуальность вашей работы. Поэтому для написания введения дайте юному исследователю примерные вопросы, доказывающие актуальность его исследования: Какая идея положена в основу твоего исследования? Как по-новому будет осуществляться твоя деятельность? За счет чего? Какие традиционные и нетрадиционные методы исследования помогут достичь поставленной цели? Какого результата ты ждешь?


Введение Оригинальность и особенности исследования Следующую группу составляют вопросы, цель которых выявить новизну авторской позиции. Главный из них: " В чем конкретно состоит оригинальность (или особенность) вашей разработки?" Желательно, чтобы вы сравнили ваш подход с существующими, традиционными и другими работами схожей проблематики, выделили, что нового вносите вы, что отличает ваш труд от других.


Введение Границы применения или условия реализации После того, как раскрыта новизна авторской позиции, можно переходить к заключительному этапу - ответам на последнюю группу вопросов, ориентированных на выделение того, что нужно для реализации замысла. Автор должен ответить на главный вопрос: "Какие условия необходимы для воплощения замысла и достижение прогнозируемого результата?" Для ученических работ можно выделить частные вопросы, сопутствующие основному: На кого рассчитано ваше исследование? Сочетается ли оно со школьной программой? Какие требуются дополнительные условия для реализации вашего проекта или исследования?


Основная часть Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнения известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.




Список литературы В список литературы вносятся публикации, издания, сайты, другие источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, названия издания, выходные данные издательства, год издания, номер выпуска, количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.


Приложения Любую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Это могут быть ксерокопии чертежей, документов и писем, фотографии, копии открыток, составленный предметно- топографический указатель, таблицы, диаграммы, графики. Все это рекомендуется собирать, изготовлять учащимся в ходе написания работы. На все приложения должны быть ссылки в докладе.


Презентация работы Заранее узнайте, сколько времени отводится на презентацию работы и составляйте текст выступления с учетом этого. Если времени совсем мало, структура выступления должна быть следующей: Тема и конкретные проблемы исследования – На основании каких материалов проводилось исследование – Какие вопросы были изучены – Основные выводы.


Выступление Само выступление необходимо отрабатывать не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения языка и приемов ораторского искусства. Отследите темп, в котором произносится текст – он не должен быть слишком быстрым, чтобы все слушающие сумели понять суть. Красивым завершением выступления может быть фраза «Я готов ответить на вопросы жюри», но при этом подумайте, какие вопросы могут быть заданы, и как на них лучше ответить.


Наглядное оформление выступления Сегодня под этим понимается почти исключительно компьютерная презентация. Она может стать хорошим помощником – но может и бесповоротно ухудшить впечатление от вашего выступления. Мультимедийный проектор полезен в двух случаях: Когда надо обратить внимание аудитории на некоторые ключевые положения выступления Когда необходимо представить те материалы, которые невозможно представить в устной речи. Соответственно, на слайдах могут даваться иллюстрации, фотографии, диаграммы, таблицы. Очень выигрышно, если выступающий постоянно обращается к этим материалам, работая с указкой. Выступление произведет большее впечатление, если останется впечатление, что сказано лишь главное – и что эти главные выводы сделаны по результатам серьезной работы.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Александровка

Исследовательская работа

по теме «Исчезнувшее село Семеновка»

Выполнила:

Афанасьева Ирина Валентиновна- зам. директора по ВР.

2015 г.

Оглавление

Введение стр. 3- 4

1. Географическое положение и особенности природы стр…….. 5

2. История возникновения села………………………………. ….. 6

3. Жизнь колхозников в военное время …………………………..7

4.Распад села……………………………………………………….. 9

5.Заключение ………………………………………………………10

6.Литература ………………………………………………………11

Введение: Однажды, от своих родителей я узнала, что большая часть населения нашего села, а в частности наши предки, имеет мордовские корни (Эрзянские), это жители исчезнувшего села Семеновка некогда переселенные в наше село. Много страданий, много горя и бед выпало на долю Российского народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма. Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. В данной работе поднята проблема, о которой нельзя молчать. Проблема маленькой русской деревни, находящейся тогда еще в Ставропольском уезде Самарской губернии, а позже в Мелекесском районе Ульяновской области. С ее исчезновением ушла в небытие и память о людях, живших когда-то там. Когда-то там кипела жизнь, жили люди, радовались. А сейчас пустота… Цель исследовательской работы – восстановление памяти об исчезнувшем населенном пункте, сбор свидетельств очевидцев о том, как жили их жители.

При подготовке работы были собраны воспоминания и рассказы бывших жителей деревни. Это исследование оказалось увлекательным, но гораздо более объёмным и сложным, чем можно было предположить, начиная его. В данной работе отражены некоторые результаты.

Предмет исследования : исчезнувшие деревни с нашей земли и географических карт.

Объект исследования : деревня Семеновка на разных исторических этапах.

На основе цели, предмета и объекта исследования была сформирована гипотеза:

знание истории своего края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда.

Для достижения цели были поставлены следующие з адачи:

1. Изучить имеющиеся по данной теме материалы в школьном краеведческом музее, сельской библиотеке.

2. Узнать: Где было расположено село Семеновка; Как выглядело; Сколько дворов было в селе; Чем занимались жители села; Когда исчезла деревня.

3. Организовать встречи с бывшими жителями деревни, побеседовать;

4. Оформить материалы встреч и пополнить школьный краеведческий музей.

Актуальность данной исследовательской работы не вызывает сомнения. Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины, преумножать её богатства, заботиться о её будущем. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.
Научная новизна
исследования заключается в том, что работа представляет собой первые попытки обобщения научно- исторического исследования исчезнувших и исчезающих населенных пунктов.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о быте, укладе жизни наших предков. Работа может быть использована на уроках истории, уроках краеведения – изучения истории и географии родного края.

Методы: изучение архивных данных, беседы с бывшими жителями, запись воспоминаний, сбор фотографий, интервью, экскурсия на место деревни.

Перспективы: продолжить работу по дальнейшему сбору информации краеведческого материала; дополнить оформленную работу .

Географическое положение и особенности природы

Село Семеновка было расположено на границе Самарской и Ульяновской областей в 5 километрах от с. Александровка. До районного центра г. Димитровграда пятьдесят километров. На юге деревня граничила с Ставропольским уездом Самарской губернии. В прошлом село Семеновка являлось одной сплошной улицей параллельно проходящей по реке Бирле. (см. приложение 2) Рядом с селом находились озера: «Карась-озеро», «Мартышиное», «Емельяново озеро».

Село располагалась в зоне лесостепи, поэтому основные породы деревьев - береза, осина, но есть и сосны. Много кустарников: черемуха, боярышник, шиповник, калина, смородина. В лесах водилось много диких животных: кабаны, лоси, косули, зайцы, лисицы; много птиц, грызунов.

Местность была расположена среди степи, но вблизи находящиеся лесные массивы оказывали влияние на микроклимат. В недрах имеются залежи глины, песка.

Преобладающий тип почв – чернозем. Два озера являлись бессточным, так как в них не впадала река, а «Карась-озеро» возобновлялось весной. Питание озер смешанное с преобладанием дождевого, снегового. Ведется любительский лов рыбы, так как в озере водится рыба – карась, охота на водоплавающую дичь.

История возникновения села

В 1919 году большая группа людей из п. Дубенки Мордовской АССР решила переселиться на более плодородные земли. Во главе небольшой делегации был Косолапов Семен Яковлевич, они пошли к Ленину за разрешением на переселение, но принял их Михаил Иванович Калинин. Разрешение получили на земли возле реки Бирля. При переселении образовалось село из 80 домов. Позже Косолапов Семен Яковлевич был признан «кулаком» и репрессирован. Он умер далеко от дома, только 5 лет назад пришло письмо с информацией о месте его захоронения. Его дети и внуки долго страдали от клейма «сын врага народа».В конце 20 повсеместно по России образовывались колхозы, в Семеновке тоже образовали колхоз «Красная звезда».

Из воспоминаний Лисиной Татьяны Сергеевны и Конновой Нины Тимофеевны: «Колхоз имел большое хозяйство: овцы, коровы, лошади, кузница, амбары, поля. Детей было много, в каждой семье по 5-6 детей и всем доставалось работать на родной колхоз. Возили на лошадях с полей корма, рожь, пшеницу сеяли, жали серпами, делали снопы».

Верили колхозники в лучшее будущее, трудились с душой, хотя жизнь была тяжелой, и их труд не ценился. Работали за «палочки», зарплату получали мизерную, по трудодням, да и то только в конце года. Жили за счет собственного небольшого хозяйства, которое тоже было жестоко обложено. Несмотря на все трудности, деревня продолжала жить. Все же жизнь в деревне идет своим чередом. В 1929 – 30х годах была построена первая начальная школа, работала кузница, амбары. А в конце 50-х построили еще одну большую школу. Жизнь колхозников в военное время В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая принесла немало горя. Уходили на фронт отцы, братья, дяди. Из села Семеновка ушли на войну 73 человека, вернулось - 40, погибло – 33. В память о погибших на войне земляках в 1993 году поставил памятник Малкин Спиридон Яковлевич.
Родину защищали не только солдаты, большую помощь стране оказывали труженики тыла. Они обрабатывали поля, растили хлеб, развивали животноводство. Работали не только взрослые, но и дети, которым было намного тяжелее. Из воспоминаний Алесовой Надежды Васильевны (см. приложение 5): « Жизнь была очень трудной. Питались, чем придется - мороженой картошкой, гнилой тыквой, свеклой, крапивой, лебедой, собирали колоски. Постоянно бегали босиком и ели «Дикий лук». Мы, дети, как-то мгновенно повзрослели и по-другому стали относиться ко всему. Старались помочь нашей маме, как могли. Я работала вместе со всеми на покосе, заготавливала дрова. Делала все, что было в моих силах…». В то время Надежде Васильевне было всего лет 8-9 лет.

Из воспоминаний Конновой Нины Тимофеевны: «Моя бабушка Малкина Анастасия Павловна во время войны спасала своих троих детей от голода тем, что отваривала шкуру дохших коров, прежде наматывая на палку полоски из нее и опаливала над огнем. Мыла лебеду на речке до тех пор, пока она не станет белой, потом просушивала и перемалывала, пекла из неё хлеб ». Важнейшее значение в организации с/х производства имели принятые в начале 1942 года решения Совнаркома СССР и ЦК ВКП/б/ о повышении для колхозников обязательного минимума выработки трудодней, о материальном поощрении передовиков с/х, введение премий для рабочих, о порядке мобилизации на с/х работы трудоспособного населения городов и сёл, о мерах по сохранению молодняка и увеличению поголовья скота в колхозах и совхозах. Эти мероприятия содействовали укреплению трудовой дисциплины, росту производительности труда работников, резкому возрастанию выработки трудодней.

Одним словом, несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю советского народа, трудности, колхозники увеличивали хозяйства, строили новые объекты, поднимали сельское хозяйство, обеспечивая Родину необходимыми продуктами питания.

Из воспоминаний Лисиной Татьяны Сергеевны: «У нас был деревянный маленький дом в середине села. Жили «хорошо»: ели лебеду, картошку свеклу. Еще имелась у нас корова, 5 овец, куры. Сами шили себе платья, ходили в фуфайках. Нянчили братьев, учились в школе. Я закончила 7 классов и решила пойти на учительницу. Сдала 3 предмета, а 4 не сдала, пошла работать в колхоз».

Афанасьев Дмитрий: «Моя бабушка- Коннова Нина Тимофеевна всегда вспоминает свою «Малую Родину» с такой гордостью и восторгом. Когда моему прадедушке, Вельдяксову Тимофею Трофимовичу, было 4 года (1927 год), его семья переехала из Мордовской АССР в село Семеновка. Детство его прошло в селе, оттуда призвали его на войну, вернувшись после ранения в руку, он женился на прабабушке Малкиной Татьяне Сергеевне. Первые школы «кочевали по домам», но чаще всего дети учились в доме Сайгушевой Марии Петровны (бабы Марфы) и в доме Смирнова Федора Федоровича. Все жители были мордовской национальности (Эрзя) и лишь одна семья была русская – Смирновых».


Распад села Война осталась позади, но жить легче не стало. Восстановление хозяйства вновь, как и до войны, проходило за счёт сельского сектора экономики, за счёт деревни. Все средства направлялись на восстановление электростанций, шахт и заводов. В интересах города проводилось снижение цен на продукты питания – в результате закупочные цены не могли оправдать даже затраты труда колхозников.

Из воспоминаний Паркаева Александра Ивановича: «Наш отец Паркаев Иван Павлович переехал в село Семеновка из села Дубенки Мордовской АССР в 1955, после смерти жены с тремя детьми, жили в бане. Построили дом, когда приехал родной брат Яков Павлович. Держали кур, гусей, овец (строго 5 голов), корову. Одежда была самошивная: шаровары, рубахи. После школы мы бегали, играли, но в определенное время шли поить скот, носить воду в баню. Функционировала конюшня в которой было 40 лошадей, фермы, овчарня . Работой были заняты все, работали дружно, сообща. Но и отдыхать умели. Собирались в клубе, ставили спектакли, сочиняли частушки, танцевали под гармошку, так как не было света в деревне. Ездили выступать в соседние деревни. В 1965 году село стало разваливаться , связи с решением партии правительства малые села были переселены в крупные села. Нет работы, колхоз объединяют с соседним «Маяк революции», люди уезжают кто куда: в Самару, в Мелекесс (ныне Димитровград), в соседнее село Александровку. Последним это село покинули Косолапов Александр Яковлевич (внук Косолапова Семена) и жена его Зинаида ».

Заключение

Работая над исследовательской работой, собирая материал по крупицам, я пришла к выводу, что знание истории своей Родины, её прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Вырастет бурьян, как памятник на забытых могилах деревень. Наше поколение и знать не будет о том, что в таких глухих местах, когда-то жили, работали, веселились люди. Хотим выразить слова благодарности всем людям, кто помог нам при написании исследовательской работы. Много страданий в XX веке выпало на долю села. Это и раскулачивание, тяжкий труд в годы Великой Отечественной войны, и бесперспективность. Нам как жителям сельской местности очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении их малой Родины. И мы не хотим, чтобы такое произошло с нашим родным селом Александровка. Пока живет деревня, значит, живет Россия!

Литература:

1. Г.А. Герасименко, Д.С. Точеный «Советы Поволжья в 1917 году» издательство Саратовского университета 1977, с 23.

2. Данные Самарского государственного архива. Список населенных мест Самарской губернии, 1929, с. 129.

3. Край Ильича: Памятные места [Ульяновска и области] к 78/ Редкол.:Н.А. Кузминский (отв.редактор и сост.) М.Х. Валкин, Г.Н. Федоров-2-е издательство- Саратов: Приволжское Книжное издательство (Ульяновское отделение), 1985,360 с.

4.Районная организация общества охраны памятников истории культуры. Мелекесский райком КПСС. «Край наш Мелекесский» (Материал из истории родного края).Город Димитровград, 1991 год.

5. http://lib2.podelise.ru/

6.Из воспоминаний:

Алесовой Н.В;

Лисиной Т.С.;

Конновой Н.Т;

Паркаева А.И.

«Отечество -2012»
Исследовательская работа по краеведению

«Моя земля, мои земляки…»
«Летопись родного края»

(История села как зеркало отражения

прошлого России)

Судаков Дмитрий Евгеньевич

ученик 10 класса

МБОУ Верхнеспасской СОШ

Рассказовского района
Руководитель

исследовательской работы:

Платонова Н.В.

учитель истории и обществознания

МБОУ Верхнеспасской СОШ

Рассказовского района

^ I. Введение. Актуальность работы
«Познавайте свою страну, свой край,

свой колхоз, свою горушку

или речонку, не бойтесь,

что мала эта горушка и река,

ведь из малого вырастает большое».

А.Ферсман

тему :

целью считаю:

Задачи

^ II. Основная часть.

Никто не знает из селян, как, кем и когда начала заселяться территория теперь широко раскинувшегося прибрежного села Верхнеспасское. В его истории, как в зеркале, отразилась история страны.

Первое упоминание о нашем селе относится к началу XVIII века. Оно было образовано, как застава от набегов кочевников позже 1699 года, на землях данных Спасскому монастырю города Переславля – Рязанского.

Однако в прикладной книге 1702 года сохранилась запись: «Часовня Покрова, в вотчине Спасова монастыря, в селе Верхах. У тое часовне двор, попа Василия… Да в приходе к той часовне двор монастырской, да тридцать девять дворов монастырской, да тридцать девять дворов крестьянских».

Со 2-й половины XVIII века село, Верхи стало именоваться «Верхнее Спасское».

Село Верхнее Спасское называется новопоселенным и его возраст соответствует дате записи. Выходит, что село Верхнеспасское – ровесник Петербургу, который в это время закладывался на берегах Невы Петром I!

По именной ведомости в 1724 году население села Верхнее Спасское (в дальнейшем Верхнеспасское) составляло 250 ревизских душ (учитывалось, только мужское население). В числе жителей села были крепостные крестьяне, которые принадлежали к Спасову монастырю Переславля-Рязанского. Сохранились в записи фамилии переселенцев: Потап Герасимов, Иван Копылов, Федор Тимофеев, Ефим Лаврентьев, Филипп Сафонов и другие. Из далекого прошлого, шли корни трудолюбивых жителей села.

В 1778 году в Верхнеспасском 223 двора с населением 920 мужчин и 1000 женщин. По тем временам цифра огромная. По документам третьей переписи 1866 году в селе 590 дворов, 5126 душ, одна церковь, две мельницы. Среди жителей были не только служивые люди-однодворцы для расселения, которых и возникали села такие как наши, но и помещики со своей дворовой прислугой и крепостными крестьянами. К 1886 году село Верхнеспасское являлось третье по величине село в Тамбовском уезде.

Верхнеспасское – степное село, куда не кинь взгляд – кругом поля и приречные луга. Река не широка и, причудливо петляя, от самых Каменных Озерок неторопливо катит свои воды. Она имеет свое романтическое название - Лесной Тамбов. Странно звучит ее имя, кругом, что называется, нет ни палки, а она носит название лесной. Возможно, когда-то здесь были леса, и старожилы по правде дали такое имя? Кто знает, время беспощадно меняет ландшафты.

Природа нашего села была нетронутой. Лесостепной ландшафт выражен был резко. Природные условия были благоприятными (черноземные земли, лес, пастбище, сенокосные угодья, река) для занятия сельским хозяйством. Но жизнь первых переселенцев была трудная и тревожная. Среди старожилов села сохранились рассказы о том, что на юге села лежали места необжитые «Дикое поле», где обитали какие-то неведомые, таинственные люди. Эти рассказы старожилов подтверждаются и документами: « …и на той данной земле того Спасова монастыря архимандриту с братьею велели монастырских крестьян селить вокруг того селения, построить надолбы (надолбы – род вкопанных в землю обрубков дерева, иногда соединенных между собой связью) , чтобы от неприятельских людей жить было бережно». (Грамота из приказа Большого дворца тамбовским воеводам о передачи той земли Спасскому монастырю).

Когда первые поселенцы выходили в поле на работу на возвышенных местах, на особых вышках выставлялись сторожевые посты. Увидев скачущих из степи конников, наблюдатели постовые давали, сигнал тревоги и работающие уходи в село.

Хозяйство первых поселенцев села Верхнее Спасское было натуральное: ничего не продавали и ничего не покупали, пользовались тем, что давало свое хозяйство. Одежду шили свои портные из овчин, нитки и ткани делались изо льна. Ткали на ручных станках. Жили в курных избах с печами без труб, с маленькими окошечками затянутыми бычьими пузырями, светили лучиной.

Само собой разумеется, что ни о какой культуре как мы ее понимаем теперь, не было и речи: ни школ, ни книг, ни газет ничего не было.

Шли годы, жизнь хотя и медленно, но изменялась.

Были такие помещики-земледельцы как Загряжские, Бумаковы, Крюгоноковы. Крестьяне стали арендовать землю, нужны были деньги для уплаты аренды. К тому времени Рассказово стало большим торговым и промышленном селом, где появилось богатое купечество и выросла буржуазия (фабриканты братья Асеевы, Рагозин, Желтовы).

В селе Верхнее Спасское была организована церковно - приходская трехклассная школа. Затем в 1910 году открыта земская школа, двухкомплектная, которая не могла вместить всех желающих детей крестьян и получить грамоту. Поэтому в 1913 году приступили к строительству кирпичного двухэтажного здания, в котором с 1916 годы начались занятия в начальной школе. Занятия проходили в три смены.

Но наступило время Гражданской войны, в селе свирепствовали банды Антонова и Матюхина. Они скрывались в лесах Тамбовского и Рассказовского уездов. Отряды делали внезапные налеты на соседние деревни с целью добычи продовольствия. Частым набегам подвергались села Коптево, Кобылинка, Верхнеспасское, Хитрово. Для борьбы с атаманами был вызван комбриг Котовский. Ликвидация по разгрому банд прошла успешно.

После гражданской воины жизнь сельчан стала налаживаться. В 1920 году был образован Верхнеспасский сельский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

До 1929 года были единоличные хозяйства. Село делилось на три земельных района. Первый земельный район: Старая Голобовка, Новая Голобовка, Чекуновка, Аул, Глаиновка. Второй земельный район: Гронькина, Комаровка, Фаминовка, Лысеевка, Кучуровка, Сиднёвка, Школьная. Третий земельный район: Новая Моисеевка, Старая Моисеевка Самодуровка, Кошелевка, Балдон, Осиновка.

В 1928 году было организовано товарищество совместной обработки земли. Они имели трактор «Фордзон», первым трактористом был Иван Кочергин (проживающий в городе Котовске). В селе были Мельницы механические: первая на Старой Осиновке, у Тормышовых Василия Михаиловича и Ивана Петровича; вторая на Моисеевке у Тормышовых. Так же имелась и водяная мельница в конце Новой Осиновки.

В 1930 наше село стало на путь коллективного ведения хозяйства. Колхозы нашего села «Им. Ленина» и «Победа» стали с каждым годом пополняться отечественными земледельческими машинами. Колесными и гусеничными тракторами «ХТЗ», «ХТЗ-НАТИ», «К -700», «К701», комбайнами «Коммунар», «Нива». Техника сосредотачивалась в МТС.

В 1931 году была открыта семилетняя школа, затем – три начальных школы.

Мирный труд нашего народа был прерван вероломным нападением 22 июня 1941 года фашистской Германией. Как и вся страна, жители нашего села перестраиваются на военный лад. Село стало трудиться на оборону.

В первый же день войны лучшие сыны нашего села ушли на фронт. Женщины и подростки стали работать в колхозах села. Готовили теплые вещи фронтовикам. Отдавали свои сбережения на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник». Жители нашего села геройски сражались на фронтах Великой Отечественной войны, за что были многие удостоены правительственных наград.

После окончания войны неузнаваемо изменилось наше село.

На апрель месяц 1965 года в селе 1135 домов, 4180 человек населения. С 1958-1964 год построено 370 домов.

Село электрифицировано, радиофицировано с 1964 года. В каждом доме есть электрические утюги, электрические плитки.

Были открыты объекты соцкультбыта – библиотека с 12 тысячами книг, больница на 35 коек, амбулатория, аптека. В 1964 году построен клуб на 250 мест. При школе был открыт интернат, который давал возможность обучаться детям из соседних деревень (Коптево, Кобыленка, Хитрово, Алексеевка). Большое значение в развитии школы в это время имела пионерская организация. В 1998 году в село пришло голубое топливо.

В период перестройки тяжело было людям нашего села. Во всех сферах жизни общества был кризис, безработица, долги по зарплате. Но и тогда наши жители смогли выстоять и не пасть духом.

И как духовный символ строится Введенская церковь. Она ещё не достроена, но люди уже идут в храм в поисках душевного покоя и тепла.

Идея восстановления церкви возникла у местных жителей в 1990-х годах, но к реализации плана преступили гораздо позднее. Восстановительные работы ведутся на пожертвования местных жителей и средства уроженца села А. Попова.

На Верхнеспасской земле работали и работают люди, отличающиеся своим трудолюбием, хорошими производственными показателями. За долгий и плодотворный труд многие уроженцы села удостоены государственных наград.

Это Рыбина Нина Васильевна – заслуженный учитель РСФСР, кавалер знака «Отличник народного образования», Почетный гражданин района.

Болтнев Анатолий Михайлович – профессор, преподаватель университета им Державина.

Баранов Валентин Петрович – профессор, историк, писатель.

Кочергина Людмила Викторовна – заслуженный работник сельского хозяйства РФ.

Отрадно, что и сегодня, жители села добросовестно трудятся в сельском хозяйстве и в сферах образования, медицины культуры, делая все возможное для сохранения и развития экономического и социального потенциала как села, так района.


  1. Заключение.

Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.

Полученный мной материал я использовал в творческой работе районного конкурса «Моя земля, мои земляки…» и в создании исследовательской работы «История села как зеркало отражения истории России»
Литература:


  1. Баранов В.П. Люди и память / В.П. Баранов - Т. : Изд-во ТГУ им. Г.Р, Державин, 2001. 751 с.

  2. Степанов А.Н, Край мой Тамбовский/ А.Н. Степанов – Т.: - 2003. 156 с.

  3. Черников А.А. Город Рассказово и его окрестности/ Черников А. А. - М., 2004. - 176 c.

  4. Выписка из ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ДРЕВНИХ АКТОВ / м.: г -48 №665;

  5. Ресурсы интернета

Тезисы

к исследовательской работе по краеведению

«Моя земля, мои земляки…»

Номинация: «Летопись родного края»

«История села как зеркало отражения прошлого России»

^ Руководитель исследовательской работы: Платонова Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ Верхнеспасской СОШ Рассказовского района
Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение.

Краеведение- это, собственно, ведение, то есть изучение родного края. Сюда относится знакомство с историей, географическими особенностями, природой и хозяйственной деятельностью того места, где живёшь.

Невозможно осмыслить и понять процессы, происходящие в мире, не зная местных особенностей, ведь каждое маленькое село и есть мир в миниатюре.

Изучая свой родной край, начинаешь искренне любить его. Чувство привязвнности к малой родине перерастает в любовь ко всей Отчизне. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.

Ничто, как краеведение, не служит воспитанию чувства патриотизма. Патриотизм - одно из качеств, без которых непредставимо построение в России передового общества.

Край мой родной, край мой Рассказовский, село моё – Верхнеспасское... Край необозримых хлебных полей и лесных массивов, безграничных степных просторов, зеленых балок и речных долин с цепочками селений, прямых, как стрела, шоссейных магистралей, торопливо бегущих вдаль высоковольтных линий.

Село Верхнеспасское большое и многолюдное. Городские жители и представить себе не могут, до чего здесь, в селе, красива природа. Неяркие и неброские ландшафты края таят в себе скромную, неповторимую красоту и потому особенно любимы нами. Они вдохновляли поэтов и художников на создание замечательных произведений литературы и искусства, они остаются в созна­нии людей, родившихся и выросших здесь, как символы нашего прекрасного Отечества.

Многие поколения наших предков жили на этой земле, находились на ничем не обозначенной границе леса и степи. Долгие годы проживания в суровых, экстре­мальных условиях выработали у нашего народа, у моих земляков, особый характер. Добрые и отзывчивые к чужой беде и страданиям, суровые и непреклонные к врагам, долготерпеливые в испытаниях и бедствиях.

И вот здесь проходит мое счастливое детство, за которое я должен быть благодарен своим предкам.

А как жили они - люди прошлых веков? О чем они мечтали, на что надеялись? Эти вопросы интересуют меня и моих современников до сих пор.

Поэтому для исследовательской работы я выбрал тему :

«История села как зеркало отражения прошлого России», где основной целью считаю:

Изучение истории села Верхнеспасское с момента заселения местности до сегодняшних дней, его прошлого и настоящего.

Задачи исследовательской деятельности:

Изучить и проанализировать исторические документы;

Систематизировать материал в рамках краеведческой работы;

Изучить краеведческую литературу;

Осуществить беседу со старожилами села.

В процессе исследовательской деятельности я работал с документами центрального архива древних актов, архивными материалами школы беседовал со старожилами села.

В ходе осуществления поисковой работы мной были получены сведения по истории села, первых лет его развития, о жизни и деятельности первых поселенцев, развитии сельскохозяйственной деятельности села, трудовых и культурных традиций, истории своей школы, так как это является важнейшим средством в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.

Полученный мной материал я использовал в творческой работе районного конкурса «Моя земля, мои земляки…» и в создании исследовательской работы «История села как зеркало отражения истории России»

Мария Муксунова
Исследовательская работа по краеведению

Исследовательская работа школьников по краеведению

Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению – один из видов многогранной внеурочной деятельности учителя родного языка и литературы.

Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины и вводит региональный компонент образования. Краеведческие знания углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны, а вековые традиции народной культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведением .

Для исследовательских работ характерно использование научной методики и собственного экспериментального краеведческого материала . В работах содержатся обязательные элементы научного исследования : постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования , выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы, презентация полученных результатов.

Следует отметить, что на современном этапе развития школьного образования исследовательский метод обучения необходимо рассматривать как средство развития познавательных возможностей школьника.

Исследовательская деятельность учащихся в современной школе приобретает все большую значимость, так как приобщает их к миру слова, развивает культуру мышления, интеллектуальный потенциал школьника через самостоятельную деятельность, свободное самовыражение, создание собственного продукта творчества. Для того чтобы ученик захотел участвовать в научно-исследовательской работе , необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию .

Исследовательские работы по краеведению ведутся по направлениям : культура, этнография, фольклор, литература и язык. Формы исследований : проектные, поисковые, информационные, творческие, прикладные. В процессе формирования исследовательских умений учащиеся получают : четкое представление о цикле познания, основных методах исследования (как теоретических, так и экспериментальных) ; возможность овладеть приемами самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. Тематика исследовательской работы зависит от возраста , интересов и способностей ученика.

В результате научно-исследовательской работы школьники должны быть знакомы с методами поиска научной информации, уметь делать обзор литературы по интересующемуся вопросу, систематизировать информацию, составлять план работы , применять теоретические навыки, анализировать и обобщать полученные результаты. Помимо теоретических знаний требуется от ученика творческий подход, усидчивость, упорство для достижения конечного результата, так как над темой приходится работать 2-3 года , постоянно совершенствуя и дополняя.

В воспитании исследовательской грамотности и культуры активную роль играет школьное научное общество учащихся, располагающее уникальными возможностями для школьников черпать исследовательские знания . Учителями-руководителями проводятся беседы, обзоры исследовательской литературы , исследования .

Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность выступающих учащихся, свободное владение необходимыми понятиями, готовность ответить на заданные вопросы – аспекты, над которыми должен работать руководитель научно-исследовательских работ .

Успехи в исследовательской работе приходят после скрупулёзной, обучающей работы , в тесном сотрудничестве с учащимися и их родителями, с сотрудниками краеведческого музея им . П. Х. Староватова, школьной и городской библиотекой. Результатом такого сотрудничества, к примеру, стало исследование учащихся Сыромятниковой Христины «Вооружение и доспехи Кыыс Богатырки Дьырыбына Дьырылыатта» , Муксуновой Марии «Берестяные изделия – национальное творчество якутов» , Унаровой Сардааны «Поэтика олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» , Михайловой Марины «Народная мастерица М. И. Михайлова» , «Хаппар – нарядная сумочка якутов» , «Туесок – комплект современной девушки» , Андреева Виталия «Игры на хомусе» , Кириллина Никиты «Выдающийся сын якутского народа П. А. Ойунский» , Андреевай Агафьи «В. О. Каратаев «Модун Эр Соотох» олохото», Игнатьева Григория «Понятие о духах в якутском веровании» и др.

Ежегодно учащиеся нашей школы являются победителями и призерами научно-практических конференций «Шаг в будущее» , «Тюркский мир» , «Саха саарыннара» и др. Учащиеся являются участниками республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференций тюркологических экспедиций в г. Москве, Санкт-Петербурге, Монголии, Республике Алтай.

В заключении хотелось бы отметить, что краеведение является наиболее эффективной формой работы организации исследовательской деятельности учащихся, так как : у учащихся формируется ценностно-смысловые, общекультурные, информационные и коммуникативные способности; углубляются краеведческие знания , представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Осмысливаются вековые традиции народной культуры глубже на занятиях краеведением .

Публикации по теме:

Исследовательская работа Слайд 1 «Добрый день!» Меня зовут Волова Валерия. Мне 6 лет. Я посещаю подготовительную группу, детский сад «Василёк», деревня Юрятинская.

Исследовательская работа «Мир бумаги» С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному.

Исследовательская работа об участнике ВОВ Здравствуйте, уважаемые читатели! В данной презентации речь пойдет об отце, дедушке и прадедушке, участнике ВОВ Зенченко Александре Федосеевиче.

Исследовательская работа «Одуванчик» Введение Цель работы: «Вызвать эмоции и желание любоваться красотой природы, поддержать любопытство при встрече с одуванчиком и его необычайными.