Xix к д кавелин написал статьи. Значение кавелин константин дмитриевич в краткой биографической энциклопедии. Область научных интересов, значение в науке

КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Знаменитый писатель, юрист, психолог, этнограф и общественный деятель, родился 4 ноября 1818 г., умер 3 мая 1885 г. Первоначальное образование получил дома. В 1834 г. для приготовления к поступлению в Московский университет были приглашены учителя: К.А. Коссович, Мертраль и В.Г. Белинский. Белинский успел возбудить в голове юноши целый ряд умственных и нравственных вопросов и учил его критически относиться к окружающей действительности, укрепляя в нем природную пытливость ума. В 1835 г. Кавелин поступил на первое отделение философского факультета, но в ноябре того же года перешел на юридический факультет. В это время начали читать лекции Редкин, Крылов, Крюков, Чивилев и другие. У них-то и пришлось учиться Кавелину и его сверстникам, образовавшим зерно той благородной группы мыслителей и общественных деятелей, которая известна под именем "людей сороковых годов". Из товарищей Кавелин ближе сошелся с братьями Елагиными, Валуевым и П.В. Киреевским и получил, благодаря им, доступ в Елагинский литературный салон. В 1839 г. Кавелин окончил курс, получив золотую медаль за сочинение: "О римском владении". Это была первая его работа, появившаяся в печати в 1841 г. В 1841 г. он сдал экзамен на магистра гражданского права. В Петербурге Кавелин вновь сошелся с Белинским и сблизился с кружком молодых людей - Тютчевым, Кульчицким, Панаевым, Тургеневым и В. Боткиным. По защите диссертации на степень магистра гражданского права: "Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях" Кавелин назначен был в 1844 г. исполняющим должность адъюнкта по кафедре истории русского законодательства в Московском университете. Через год ему поручено было, сверх того, чтение лекций о русских государственных и губернских учреждениях и законах о состояниях. Его воодушевленные, яркие и изящные лекции производили на слушателей неотразимое впечатление. Впервые русские студенты услышали изображение древнерусского родового быта, появления на этой почве древних юридических институтов и постепенного их вырождения. Кавелин первый построил и периодизацию русской истории не по внешним событиям, а по изменениям внутреннего строя жизни: родовой быт сменен вотчинным, а этот последний уступил место государственному, в котором личность вырабатывает мало-помалу свое содержание. Его курс был первым опытом стройно построенной философии русской истории и этот свой опыт он конспективно изложил в статье: "Взгляд на юридический быт древней Руси" ("Современник", 1847). Но весной 1848 г. Кавелин должен был оставить Московский университет, вследствие резкого столкновения с профессором Крыловым. Он переехал в Петербург. Сначала он поступил в министерство внутренних дел редактором "городского отделения" в хозяйственном департаменте, но скоро (1850) перешел начальником учебного отделения в штаб военно-учебных заведений, а в 1853 г. - начальником отделения в канцелярию комитета министров, оставаясь членом учебного комитета военно-учебных заведений. Вскоре наступила эпоха великих реформ. В проведении последних Кавелину не пришлось принимать официального участия, но благотворное влияние его на судьбу некоторых из них, особенно крестьянской реформы, не подлежит сомнению. Больше всего помогло сближению Кавелина с людьми, преданными идее освобождения крестьян, составленная им в марте 1855 г. и ходившая по рукам, в рукописи, записка по крестьянскому делу. В ней проводился взгляд об освобождении крестьян с землей и о выкупе ими надела в собственность - взгляд, в то время считавшийся радикальным и разделявшийся лишь немногими. Благодаря этой записке Кавелин сблизился с Самариным, Н. А. и Дм. А. Милютиными и получил доступ ко двору великой княгини Елены Павловны. Выдающаяся талантливость, огромное личное обаяние, искренняя и убежденная речь и здесь подчиняли собеседников влиянию Кавелина, а из их среды нескольким пришлось стоять очень близко к делу реформы. На Кавелина, между прочим, возложена была выработка положения для крестьян великой княгини в имении Карлово Полтавской губернии. В период 1848 - 1857 годы он напечатал в журналах "Современник" и "Отечественные записки" целый ряд критических статей по истории, этнографии и правоведению. Эти статьи Кавелина составили почти три тома в собрании его сочинений. В 1857 г. Кавелин был приглашен на кафедру гражданского права в Петербургский университет и одновременно получил поручение преподавать правоведение наследнику престола, великому князю Николаю Александровичу. Последнее, однако, продолжалось недолго. Когда в 1858 г. периодическим изданиям разрешено было касаться крестьянского вопроса, то в "Современнике" (¦ 4), в статье "О новых условиях сельского быта", помещено было извлечение из вышеупомянутой "записки" Кавелина об освобождении крестьян. На эту статью обращено было внимание, и в одном из заседаний совета министров государь выразил неудовольствие по поводу назначения Кавелина преподавателем наследника. Кавелину пришлось оставить придворную службу, но он сохранил кафедру в университете. В конце 1861 г., после известных волнений в Петербургском университете, Кавелин, вместе с товарищами по профессуре - А.Н. Пыпиным, М.М. Стасюлевичем и Б.И. Утиным - оставил университет. А.В. Головин в начале 1862 г. командировал Кавелина за границу, для изучения положения западноевропейских университетов. Представленные им отчеты о положении французских, швейцарских и германских университетов послужили отчасти материалом для реформы университетов в 1863 г. В 1864 г. он поступил на службу юрисконсультом в министерство финансов, по департаменту неокладных сборов. Статья: "Мысли и заметки о русской истории", напечатанная в 1866 г. в "Вестнике Европы", была его последней исторической работой, в которой он старался выяснить историческое призвание великорусского племени. С этих пор он весь отдался изучению общественных и философских вопросов. Хорошо понимая, что крестьянская реформа была лишь первым шагом в деле переустройства нашего внутреннего быта, Кавелин еще в 1861 г. обратил внимание на предстоящую роль дворянства. В брошюре, изданной в Берлине, в 1862 г., Кавелин проводил то основное воззрение, что не в бесплодных мечтах о представительном правлении должно искать дворянство выхода из своего трудного положения, а может найти обширное и достойное поприще для своей деятельности в провинции, где только и возможно пока осуществление принципа самоуправления. Земская и судебная реформы еще более укрепляли Кавелина в его воззрениях. "От успеха земских учреждений зависит вся наша ближайшая будущность - писал, он, - и от того, как они пойдут, будет зависеть, готовы ли мы к конституции, и скоро ли мы ее получим". Вопросы крестьянского и дворянского хозяйства точно так же близко интересовали Кавелина, так как прямая связь их с будущностью самоуправления была для него очевидна. Тремя основными элементами нашей общественности Кавелин считал общинное землевладение и самоуправление, крестьянство, освобожденное от помещиков и чиновников, и земские учреждения, вместе с мировой юстицией. Защите общинного землевладения Кавелин посвятил две обширные статьи, в "Атенее" в 1858 г. и "Неделе" в 1876 г. Последняя напечатана и отдельной брошюрой; первая переведена на немецкий язык. Статьи Кавелина о "Крестьянском вопросе", напечатанные в "Вестнике Европы" (1881), вышли в свет отдельной книгой. Постепенно усиливавшаяся с половины 60-х годов реакция приводила Кавелина к убеждению, что, помимо административных реформ, нужна переработка общественных нравов, выяснение вопросов об отношении личности к обществу. Так подошел Кавелин к своим работам в области психологии и этики. "Выяснение психологических вопросов, - писал он в конце 60-х годов, - точно так же стоит на очереди в теоретическом, нравственном и научном отношении, как задачи земства - в практическом мире. Пустота, бессодержательность, нравственный упадок и растление мыслящей и образованной части публики есть явный признак, что в ходу новый синтез и что старый отжил свое время... Особенно печально и тлетворно отражается это состояние на молодежи, которая больше всех нуждается в синтезе. Проложить к нему дорогу и отпереть дверь может психология и она одна". В своих "Задачах психологии" Кавелин старался разрешить этот назревший вопрос. С 1878 г. открылась для Кавелина возможность вернуться к профессорской деятельности; в сентябре он получил кафедру гражданского права в военно-юридической академии. В 1883 г., на короткое время, Кавелин выступил президентом вольно-экономического общества. Он принял на себя это звание с целью поработать и здесь над выяснением все того же крестьянского вопроса, но скоро должен был сложить с себя новую обязанность, так как не желал выступить на арену мелочной борьбы, ему угрожавшей.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (4 ноября 1818—3 мая 1885), происходил из средней дворянской семьи. Отец его, Дмитрий Александрович (см. соотв. статью), в 1823 г. …
  • КАВЕЛИН, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (4 ноября 1818 г. ? 3 мая 1885 г.) ? происходил из средней дворянской семьи. Отец его, Дмитрий Александрович (см.), …
  • КАВЕЛИН, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1818-1885), русский правовед, историк, публицист. Родился в Петербурге 4 ноября 1818 в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). …
  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1818-1885) - русский философ, правовед, историк, публицист. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета (к поступлению его готовил Белинский). В …
  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1818-85) российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов отмены крепостного права. …
  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    Константин Дмитриевич , русский историк, правовед и социолог, буржуазно-либеральный публицист. Дворянин. В 1839 окончил юридический …
  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1818 - 85), историк, правовед, публицист, общественный деятель. В 1840-х гг. западник. Автор одного из первых либеральных проектов отмены крепостного …
  • КОНСТАНТИН в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Constantinus), называемый Великим. Римский император, царствовавший между 306— 337 гг. от Р.Х. Он победил всех своих соправителей, причем, как рассказывают, …
  • КАВЕЛИН в 1000 биографий знаменитых людей:
    Константин Дмитриевич (1818 - 1885) - ученый и общественный деятель, друг Тургенева и Боткина. В своих статьях по крестьянскому вопросу …
  • КОНСТАНТИН в Большом энциклопедическом словаре:
    XI (1403-53) последний византийский император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Погиб при обороне Константинополя от …
  • КОНСТАНТИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    "Великий князь Константин", торговый пароход Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), вооружённый и включенный в состав русского Черноморского флота перед …
  • КОНСТАНТИН МУЧЕНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из наиболее чтимых святых грузинской церкви. Происходил из княжеского рода и, вместе со своим братом Давидом, был наследственным правителем …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    герцог Спартанский, наследный принц греческий (род. в 1868 г.), старший сын короля греческого Георга I и королевы Ольги; получил военное …
  • КОНСТАНТИН в Современном энциклопедическом словаре:
    VII Багрянородный (905 - 959), византийский император с 913, из Македонской династии. Автор сочинений, содержащих важные сведения о русско-византийских отношениях …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедическом словарике:
    VII Багрянородный (905 - 959), византийский император с 913, из Македонской династии. Автор сочинений, содержащих важные сведения о русско- византийских …
  • КОНСТАНТИН
    КОНСТАНТ́ИН ПАВЛОВИЧ (1779-1831), вел. князь, 2-й сын имп. Павла I. Участник походов А.В. Суворова (1799-1800), Отеч. войны 1812. С 1814 …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН НИКОЛАЕВИЧ (1827-92), вел. князь, 2-й сын имп. Николая I, адм. (1855). В 1853-81 руководил Мор. мин-вом, провёл ряд прогрес. …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1186-1218), вел. князь владимирский (с 1216). В 1206-07 княжил в Новгороде. При поддержке кн. Мстислава Мстиславича Удалого и …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН II (р. 1940), король Греции в 1964-74, из династии Глюксбургов. С дек. 1967 в Италии. Лишён престола в результате …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН I (1868-1923), король Греции в 1913-17, 1920-22, из династии Глюксбургов. Команд. греч. армией в греко-тур. войне 1897, Балканских войнах …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН XI (1403-53), последний визант. император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Пытался организовать сопротивление туркам. …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН VII Багрянородный (905-959), визант. император с 913, из Македонской династии. Автор соч., содержащих важные сведения о рус.-визант. отношениях 10 …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН V (719-775), визант. император с 741, из Исаврийской династии. Подавил в 743 восст. столичной знати. Одержал победы над арабами …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН I Великий (Constantinus) (ок. 285-337), рим. император с 306. Последовательно проводил централизацию гос. аппарата, поддерживал христ. церковь, сохраняя также …
  • КАВЕЛИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАВ́ЕЛИН Конcт. Дм. (1818-85), рос. историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крест. реформы 1861, автор одного из первых проектов …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? герцог Спартанский, наследный принц греческий (род. в 1868 г.), старший сын короля греческого Георга I и королевы Ольги; получил …
  • КОНСТАНТИН в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, …
  • КОНСТАНТИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Константин, (Константинович, …
  • КАВЕЛИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Константин Дмитриевич (1818-85) , российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов …
  • КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-05-26 Time: 12:37:06 Навигация Википедия=Константин Дмитриевич Бальмонт Викитека=Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — поэт-, эссеист, один из виднейших представителей …
  • УСПЕНСКИЙ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Успенский Константин Васильевич (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 12 ноября, …
  • МУРЕТОВ МИТРОФАН ДМИТРИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Муретов Митрофан Дмитриевич (1851 - 1917), профессор Московской Духовной Академии. Родился в семье …
  • ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леонид (Кавелин) (1822 - 1891), архимандрит. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов …
  • КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святой равноапостольный Константин Великий (+ 337) , император Римский (306-337). Полное имя: Флавий Валерий Константин …
  • КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Константин V Копроним (718 - 775), византийский император (741 - 775), иконоборец. Сын …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • КОНСТАНТИН VII
    ПОРФИРОГЕНЕТ Византийский император Македонской династии, правивший в 908-959 гг. Сын Льва VI. Род. в мае 905 г. Умер ноябрь 959 …
  • КОНСТАНТИН VI в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 776-797 гг. Сын Льва IV. Род. 14 янв. 771 г. Умер после 797 г. …
  • КОНСТАНТИН V в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    КОПРОНИМ Византийский император Исаврийской династии, правивший в 720-775 гг. Сын Льва III Исавра. Род. в июле 718 г. Умер 14 …
  • КОНСТАНТИН I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ВЕЛИКИЙ, Гай Флавий Валерий Римский император в 307-337 г. Сын Констанция I Хлора. Род. 27 февр. 272 г.Умер 22 мая …

Эта идея синтеза личного и социального начал образовывала один из стержневых элементов российского политико-правового дискурса; она была развита другим выдающимся представителем русского либерализма -Константином Дмитриевичем Кавелиным (1818-1885 гг.), профессором истории русского права в Московском университете, основным представителем государственной школы в русской истории.

Сущность воззрений сторонников этой школы (к которой принадлежали также С.М. Соловьев и ряд других выдающихся русских историков) сводилась к тезису о том, что в историческом развитии русского народа преобладало государственное начало. Эволюция этого начала определила быт и культуру русского народа, чем историческая судьба его отличалась от истории народов европейских, где большая часть культурного развития шла за пределами государственного вмешательства, в рамках самоорганизации социальных коллективов.

Также как и Грановский, Кавелин спорил с консерваторами, утверждая, что нет никаких непреодолимых границ, препятствующих сближению между Россией и Европой. Хотя он признавал и существование отличий (отсутствие в России рыцарства, монашеских орденов, и наоборот, союз духовной и светской властей). Фундаментом для этих различий, по мнению Грановского, является расхождение установок в народной психологии, которая в Европе ориентирована на индивидуальное обособление, а в России - на коллективный быт. Отсюда и то, что в Европе развитие идет от индивидуального к государственному, а в России именно государство формирует индивидуальную личность. Поэтому развитие России и Европы нельзя отождествить. Но эти отличия не опровергают того, что культура России есть часть общеевропейской культуры, что Россия и Европа имеют общую цель развития - формирование свободной и социально ответственной личности.

Помимо собственно профессорской деятельности, Кавелин принимал активное участие в общественной жизни. Так, в 1855 году он составил проект, где предложил свой вариант освобождения крестьян - с предоставлением им земли и ее последующим выкупом крестьянами за счет государственных кредитов. В те годы такой проект был расценен как радикальный, поскольку большая часть правительственных кругов не разделяла идеи отчуждения от помещиков земли в пользу крестьян (планировалось ограничить реформы только личным освобождением крестьян). Но через пять лет, в 1861 году, отмена крепостного права была осуществлена именно тем способом, который был предложен Кавелиным.

В вопросе политических реформ этот мыслитель занял промежуточную позицию. Оставаясь на позициях либерализма, Кавелин тем не менее считал бесперспективным введение конституционного строя и парламента в тогдашней России. Политическим реформам в высших органах власти, по мнению ученого, должны предшествовать социальные реформы на низшем уровне, а именно - на уровне местного земского самоуправления. Несмотря на эти оговорки, из-за своей либеральной позиции и критики властей Кавелин был вынужден оставить преподавательскую деятельность с 1864 года. Он становится практикующим юристом, поступает на службу юрисконсультом министерства финансов, и на этой должности остается до конца своих дней, продолжая публиковать научные статьи.

Объясняя процесс формирования государства в России, Кавелин предлагает трехзвенную схему, которая является переосмыслением известной диалектической схемы немецкого философа Гегеля (тезис, антитезис, синтез; развития от семьи к гражданскому обществу, к государству). В основу классификации форм русской государственности Кавелин кладет разные формы развития личности. Так, по мнению историка, Россия прошла через три этапа: родоплеменной, вотчинный и государственный.

Первый этап приходился на период княжения Ярослава Мудрого, который утвердил политическое единство Руси на родовом начале. На этом этапе власть была сосредоточена в руках княжеского рода. Здесь личность не существует, так как она не отделена от рода, общины, племени.

Но такое положение вещей длилось недолго, и на место старого родового принципа пришел принцип семейно-вотчинный, где каждый удельный властитель передавал власть членам своей семьи. Отсюда возникла феодальная раздробленность, которая отражает множественность очагов, центров власти, образуемых семейно-вотчинными кланами. Индивидуальность уже выделилась из коллектива и стала самостоятельным началом. Здесь индивид обособляется от племени, рода, но еще не становится личностью (свободным и ответственным лицом) из-за связанности традициями - основного начала семейного устройства.

Возникновение идеи личности происходит в России совершенно не так, как на Западе, через борьбу за права. В России этот процесс протекал благодаря возникновению новой системы общественного быта, основанной на идее самодержавного монарха, полностью свободного и лично ответственного за свои действия. Эту новую систему Кавелин находит в системе Московского государства, каким оно складывалось со времен Ивана Калиты. Именно благодаря освободительной деятельности государства, личность в русской истории постепенно становится независимой от традиций и догм. Поэтому реформы Петра I стали не чем-то новым и насильственно навязываемым русскому народу, а оказались логическим продолжением основной государственной идеи - формирования независимой личности.

Изучая особенности, варианты путей исторического развития Запада и России, Кавелин в статье «Взгляд на юридический быт древней России» (1847 г.) указывает на различные условия, в которых развивается личность. Мыслитель прослеживает развитие личностного начала на российской почве в разные периоды, фиксируя тенденции его роста (эпоха Петра I, Екатерины II, Александра И), замедления и даже затухания (послепетровский период, царствование Николая I, Александра III). Надежду исправить такой ход истории и создать реформаторским путем основы для непрерывного развития личностного начала в России Кавелин связывал с личностью просвещенного монарха, Александра II, осознавшего необходимость преобразований. По мнению историка, из-за аполитичности русского народа любые освободительные реформы возможны только сверху, то есть должны исходить от правительства, поскольку реформы снизу, от народа, неизбежно превратятся в анархию и революцию.

Интересным и важным был метод, который Кавелин предложил для изучения общественных и явлений. Речь идет о психологическом подходе, развитом в центральной книге мыслителя - «Задачи психологии». Как было показано выше, Кавелин исходил из того, что движущей силой в истории является индивидуальная личность. Но личность нельзя рассматривать как абстрактную идею, что было позицией естественно-правовых учений - ключ к пониманию человека, его деятельности и деятельности коллективов лежит через изучение их психологии. С другой стороны, Кавелин не соглашался с материалистами, которые считали, что социальные и материальные аспекты определяют человеческую духовность. Здесь он ведет заочную дискуссию с идеями Маркса о первичности материи, экономического базиса в историческом развитии. Кавелин утверждает, что не объективные экономические условия жизни являются двигателями человеческой истории, а сам человек, его идеалы и его энергия. Для ученого важным был именно субъективный подход к истории: понять историю можно, лишь поняв, как человек представляет себе мир, каковы его идеалы, как он пытается их реализовать в действительности. Вопрос же о первичности материального или идеального не имеет смысла применительно к реалиям социальной и политической жизни, где эти два аспекта слиты воедино. Эта позиция впоследствии была развита в течении идеал-реализма, одного из основных направлений русской философии права начала XX века.

Творчество Кавелина ценно не столько теми публикациями, где он исследовал различные стороны правового и общественного быта. Идеи этого замечательного исследователя стали символом нарождающейся во второй половине XIX века тенденции к гармонизации, синтезу традиционно противополагающихся друг другу начал: монархического консерватизма и либерального радикализма, материализма и идеализма, социологии и психологии. Кавелин развил идеи своего предшественника Т.Н. Грановского, обозначив принципы программы умеренного либерализма, где политические реформы и защита индивидуальной свободы рассматривались не как цель в себе, а как средство для достижения социального равновесия - баланса интересов личности и общества.

Кавелин Константин Дмитриевич – известный русский историк, юрист, публицист, философ XIX столетия.

Константин Дмитриевич Кавелин

Как публицист, Кавелин занимал видное место в истории крестьянской реформы Александра II . Более всего он заботился о том, чтобы её результаты в дальнейшем обеспечили для России социальный мир. Сделать это, по мнению Кавелина, можно лишь в том случае, если свести к минимуму численность неимущего пролетариата. Исходя из этого, Кавелин ещё до начала освобождения крестьян настаивал на том, чтобы оно произошло с землёй – взгляд, который накануне широкого обсуждения реформы не разделялся ни большинством помещиков, ни главными деятелями бюрократии. Кавелин считал при этом нужным, чтобы дворянство при отмене крепостного права получило «достойное вознаграждение» не только за землю, но даже и за личность крестьян и дворовых. Он мечтал создать в России многочисленный и крепкий класс мелкокрестьянских хозяев (объединённых в общины без переделов и личной собственности членов на землю), дополнив его стоящей выше консервативной аристократией из крупных землевладельцев. Кавелин полагал, что такой аристократией (по его мнению, безусловной необходимой, ибо сама природа общества требует имущественного неравенства) станут в пореформенной России прежние помещики, лишённые теперь права владеть крепостными душами. Кавелин желал, чтобы общественное преобладание осталось у образованных крупных землевладельцев, однако являлся противником дворянской конституции, которая, на его взгляд, способна лишь расшатать крепость власти и вызвать протест обойденных масс. Социалистические теории Кавелин резко отрицал, видя в них угрозу террора и крови.

Прерванная в 1848 г., преподавательская деятельность Константина Дмитриевича Кавелина возобновилась в 1857 г., в петербургском университете. Однако студенческие волнения 1861 г. и позиция, занятая в отношении к ним правительством, вынудили Кавелина подать в отставку. В 1857 г. он был приглашен в наставники к цесаревичу Николаю Александровичу; но за напечатание Чернышевским извлечения из его записки по крестьянскому вопросу, Кавелин вынужден был покинуть дворец, несмотря на то, что ранее та же записка в рукописи заслужила одобрение государя. Позднее он служил в министерстве финансов, отклонив производство в чины и другие награды. В 1877 г. ему предложили чтение лекций в Военно-юридической академии. Умер Кавелин в 1885 г.

Биографические сведения о Константине Дмитриевиче Кавелине и библиографию его трудов см. в статье Д.. Корсакова в «Русском биографическом словаре», а также во многих материалах, опубликованных тем же автором в «Вестнике Европы» и «Русской Мысли». Оценку Кавелина, как историка и публициста, см. в статьях В. А. Мякотина в его книге «Из истории русского общества» (изд. 2-е, 1906 г.) и Б. И. Сыромятникова в сборнике статей: «Освобождение крестьян. Деятели реформы» (изд. «Науч. Сл.», 1911).

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич , российский правовед, историк, публицист, теоретик либерализма, общественный деятель, психолог. Дворянин. Статский советник (1853). Первоначальное образование получил дома; среди учителей Кавелина особое место принадлежало В. Г. Белинскому, пробудившему в Кавелине, по его собственным словам, «отрицательное отношение ко всей окружающей действительности».

Кавелин окончил юридический факультет Московского университета (1839), с 1844 преподавал там же. Активный член кружка московских западников. В 1848 году совместно с другими либерально настроенными преподавателями Московского университета вышел в отставку в знак протеста против отказа министра народного просвещения С. С. Уварова уволить профессора Н. И. Крылова, порочившего, по мнению Кавелина, своим поведением «университетскую корпорацию». После этого Кавелин уехал в Санкт-Петербург, в 1848-50 служил в МВД, в 1850-53 начальник учебного отделения Штаба Его Императорского Величества главного начальника военно-учебных заведений, в 1853-57 начальник отделения канцелярии Комитета министров.

Член РГО (с 1849), секретарь ВЭО (с начала 1850-х годов; президент в 1882-84). В начале 1850-х годов вокруг Кавелина сложился петербургский кружок западников. В 1855 году Кавелин составил «Записку об освобождении крестьян в России» (получила широкое распространение в списках). В ней доказывал необходимость освобождения крестьян от крепостной зависимости и передачи им в собственность их надельной земли за выкуп при содействии государства (впоследствии, таким образом, проведена крестьянская реформа 1861). В середине 1850-х годов установил контакты с находившимся в эмиграции А. И. Герценом, который опубликовал написанное Кавелиным совместно с Б. Н. Чичериным «Письмо к издателю» (сборник «Голоса из России», 1856, часть 1). В нём авторы критически оценили российскую социально-политическую действительность, но одновременно выступили против революционной агитации Герцена. В 1857-61 Кавелин - профессор Санкт-Петербургского университета, вышел в отставку вместе с группой либеральных профессоров в знак протеста против действий властей по прекращению студенческих беспорядков. В 1857-58 годах преподавал правоведение и русскую историю великому князю цесаревичу Николаю Александровичу, отстранён от преподавания за публикацию (без ведома Кавелина осуществлена Н. Г. Чернышевским) в журнале «Современник» выдержек из «Записки об освобождении крестьян в России». В качестве компенсации ему были предложены денежное вознаграждение и чин действительного статского советника, от которых он отказался. Юрисконсульт при Департаменте неокладных сборов Министерства финансов (1864-85), одновременно профессор Военно-юридической академии в Санкт-Петербурге (1878-85).

Один из создателей (1866) и фактически лидер возрождённого журнала «Вестник Европы». Во многом под его влиянием журнал отошёл от чистого западничества и стал выступать в защиту крестьянской общины и за улучшение экономического положения крестьянства.

Кавелин разработал первую в отечественный историографии теоретическую схему российской истории (статья «Взгляд на юридический быт древней России» в журнале «Современник», 1847, № 1), во многом основанную на философии Г. В. Ф. Гегеля. Основополагающие идеи исторической концепции Кавелина - закономерность российской истории, её «включённость» в мировую историю при сохранении ряда особенностей, определивших путь развития России, несколько отличавшийся от западноевропейского. В этом концепция Кавелина противостояла убеждению славянофилов в уникальности отечественной истории. Вместе с тем, в отличие от ряда западников, Кавелин подчёркивал, что российская история развивалась «сама из себя, без решительных посторонних влияний». Истоки национального своеобразия Кавелин усматривал в отсутствии «начала» личности у славянских племён, вызванном долго сохранявшимся родовым бытом. Раннее проявление «начала» личности в Западной Европе он связывал с постоянными войнами, которые вели германские племена, а также с более ранним распространением христианства. Это различие, с его точки зрения, определило решающую роль государства в российской истории, которая совершалась усилиями власти (а не личности, как в Западной Европе). Вместе с тем Кавелин подчёркивал общую цель «народов христианского мира» - «безусловное признание достоинства человека, лица и всестороннее его развитие». По мнению Кавелина, народы двигались к этой цели разными путями. Он видел всё содержание российской истории до царствования Петра I в постепенном появлении «начала» личности и «отрицании исключительно кровного быта, в котором личность не могла существовать». Первую попытку «на место рода поставить в государственном управлении начало личного достоинства» Кавелин увидел в опричнине. Государственное и связанное с ним личное начало, считал Кавелин, окончательно утвердилось в результате реформ Петра I, которые привели к потере Россией национальной исключительности и к полному включению российской истории в ход мировой истории.

Историческая концепция Кавелина служила обоснованием политических воззрений формировавшегося отечественного либерализма, выступавшего за освобождение личности от крепостнических порядков и полицейского произвола. Многие идеи Кавелина легли в основу историографического направления, получившего позднее название «государственная школа».

В 1860-х годах под влиянием идей позитивизма Кавелин отказался от своего схематичного взгляда на российскую историю. Он пришёл к мысли, что её ход определяли природная среда и колонизация, западные культурные заимствования, деятельность государства и РПЦ, народное сознание. Одним из главных элементов новой концепции Кавелина стало утверждение, что экономическая и культурная отсталость России от западноевропейских стран была вызвана значительными жертвами и усилиями, затраченными ею на борьбу за сохранение независимости и освоение огромной территории с суровыми природными условиями. Вследствие этого источником развития страны становилось интеллектуальное меньшинство, заимствовавшее западноевропейские идеи и обеспечивавшее распространение культуры «сверху вниз, из вершины общества в народные массы». Заимствование «плодов высшей европейской культуры» Кавелин считал одним из условий развития славянских народов.

Переосмысливая историю допетровской эпохи, Кавелин теперь в основание общественного устройства ставил не род, а крестьянский двор. По мнению Кавелина, крепостное право складывалось в результате переноса представлений о «владыке дома» (двора) на помещика, который не только определял обязанности и повинности крепостных, но и попечительствовал над ними. Кавелин полагал, что самодержавие являлось естественной формой российской государственности, и было порождено народным идеалом, так как сложилось по типу власти домовладыки.

По мнению Кавелина, реформы императора Александра II (Кавелин называл его «великим из великих русских царей», в то же время признавался, что имел «много причин его ненавидеть»), с одной стороны, создавали условия для развития личности, а с другой - вели к обнищанию крестьянства и обострению социальных противоречий. Кавелин выступил против конституционных требований дворянства («Дворянство и освобождение крестьян», 1862), считая, что в России условия для введения представительной формы правления ещё не созрели и их надо подготавливать. Кавелин полагал, что их созданию должны были способствовать развитие местного самоуправления, проведение административных реформ, направленных на ограничение власти бюрократии (в том числе за счёт включения представителей земств в Государственный совет), подъём благосостояния и культурного уровня народа. Кавелин исходил из того, что революционное переустройство России гибельно как для государства, так и для народа. Он надеялся, что политическую незрелость российского общества можно преодолеть в процессе его длительного гражданского и культурного совершенствования под руководством самодержавной власти, сотрудничающей с либеральной интеллигенцией и совместимой со свободой личности.

Доказывая утопичность социалистических теорий, Кавелин обосновывал естественный характер социального неравенства и органическую «взаимозависимость» классов. Вместе с тем он считал необходимым сохранить общину. В сочетании общественной и частной собственности Кавелин видел, с одной стороны, условие экономического прогресса и свободы личности, а с другой - гарантию от пауперизации крестьянства, средство сохранения социальной стабильности.

Пристальный интерес к личности побудил Кавелина обратиться к проблемам психологии. В работе «Задачи психологии» (журнал «Вестник Европы», 1872, № 1-4) Кавелин обосновывал ценность психологии как центральной науки о человеке, способной, в отличие от метафизики и естествознания, изучать внутренний мир личности путём анализа его воплощений в продуктах культуры. Сущность психического Кавелин усматривал в произвольности психики, а значит, в её неподвластности естественнонаучному объяснению и принципу детерминизма. Кавелин подчёркивал, что «нет прямого, непосредственного перехода из материального мира в психический; науке доступно только постоянное соответствие, правильное соотношение фактов и явлений того и другого». Работа Кавелина вызвала острую полемику. Так, физиолог И. М. Сеченов не принял выводы статьи с точки зрения естественных наук, а славянофил Ю. Ф. Самарин, напротив, утверждал, что Кавелин «сделал уступки материализму и предал забвению высшие истины».

В работе «Задачи этики» (1885) Кавелин выдвинул на первый план необходимость нравственного воспитания личности, связывая изменение общества не только с внешними факторами (политическими, правовыми), но и с «развитием субъективного мира» личности.

Кавелин стал родоначальником национальной формы либерализма, во многом благодаря его усилиям либерализм из идейного течения стал превращаться в России в реальную общественно-политическую силу.

Соч.: Собр. соч.: В 4 т. СПб., 1897-1900; Наш умственный строй: Ст. по философии русской истории и культуры. М., 1989; Избранные произведения по гражданскому праву. М., 2003.

Лит. : Розенталь В. Н. Русский либерал 50-х гг. XIX в. (Общественно-политические взгляды К. Д. Кавелина в 50-х - начале 60-х гг.) // Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. М., 1974. Сб. 6; Захарина В. Ф. Из истории общественной борьбы в период падения крепостного права (К. Д. Кавелин и революционные демократы) // Исторические записки. М., 1983. Т. 109; Китаев В. А. К. Д. Кавелин: между славянофильством и западничеством // В раздумьях о России (XIX в.). М., 1996; Петров Ф. А. К. Д. Кавелин в Московском университете. М., 1997; Арсланов Р. А. Кавелин: человек и мыслитель. М., 2000; Киреева Р. А. Государственная школа: историческая концепция К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. М., 2004.

Правовед, историк, общественный деятель.

Окончил юридический факультет Московского университета (1839). Магистерская диссертация: «Об основных началах российского судопроизводства и в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях» (1844). С 1844 преподавал на юридическом факультете Московского университета. В 1848 из-за конфликта с профессором Н.И. Крыловым покинул МУ и переехал в Санкт-Петербург. В 1848-57 служил в ряде государственных учреждений. В 1855 широкое распространение получили его «Записки об освобождении крестьян России», в которых он ратовал за освобождение крестьян с землей, но с обязательным вознаграждением землевладельцев. Ординарный профессор кафедры гражданского права Петербургского университета (1857-61). В 1878-85 профессор гражданского права Военно-юридической академии. Автор ряда работ по политико-правовым проблемам.

Широкую известность принесла публикация сочинения «Взгляд на юридический быт в древней России» (1847). В этой работе, написанной под сильным влиянием философии Г. Гегеля, Кавелин представил свое понимание русского исторического процесса. Историю автор рассматривал как «источник и зеркало народного самосознания». Он подчеркнул закономерный характер русской истории, указывая при этом, что Россия развивается в рамках мировой истории. Тем не менее, главной была идея о принципиальной несхожести эволюции русского государства и общества в сравнении с западноевропейскими аналогами. Причину этого автор видел в том, что у славян господствовал родовой быт, который мешал эмансипации личности и освобождению индивидуальной инициативы и мышления.

В русской истории Кавелин выделял три этапа: родовой, семейный и государственный. Первый этап, совпадающий с существованием единого Киевского государства, характеризовался господством коллективного (родового) управления. После распада единого княжеского рода Рюриковичей на отдельные семьи на Руси установился удельный период, когда доминировали вотчинные отношения. Наконец, все дальнейшее развитие русской истории было связано с переходом к государственным отношениям. Первой попыткой отказа от вотчинного принципа властвования Кавелин считал реформы Ивана Грозного , объясняя его террор борьбой с пережитками традиций и обычаев. Только петровские преобразования окончательно разрушили родовые пережитки и направили Россию по европейскому пути развития.

Важнейшим элементом эволюции общества Кавелин считал рост личностного начала. Именно стремление человека к физическому и интеллектуальному развитию является движущим началом истории. В России личность появляется с принятием христианства в его православном варианте и развивается по мере ослабления родового быта. В дальнейшем Кавелин несколько скорректировал свои взгляды. Под влиянием позитивизма он начал считать, что отечественную историю определяет не только диалектическая борьба родового быта и государства, а, в первую очередь, развитие общества, обусловленное климатом и культурным влиянием. Яркий представитель «государственной школы».

Сочинения:

Собрание сочинений СПб., 1897-1900. Т. 1-4;

Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989;

Избранные произведения по гражданскому праву. М., 2003;