Медные и бронзовые литые иконы, кресты, складни в жизни современного человека. Медные складни и иконы россии

22.10.2020 Электрика

«Образ чистый, достойный почитания»… Этими словами можно определить меднолитые иконы и кресты, созданные мастерами-старообрядцами на бескрайних просторах России - в скитах Поморья и мастерских Москвы, в селах Подмосковья и Поволжья, в потаенных кузницах на Урале и в Сибири - в течение неполных трехсот лет от конца XVII в. до начала XX в.

Новый период истории меднолитейного дела неразрывно связан со старообрядческим движением в России, когда во второй половине XVII в., после расколав русской православной Церкви, противники реформы патриарха Никонавынуждены были спасаться от преследования властей, бежать из центра на отдаленные окраины, скрываться в лесах . В таких сложных условиях именно старообрядцы сохранили и продолжили древнерусские традиции книжности, иконописи и прикладного искусства. Как бесценные реликвии древние меднолитые образки бережно вставлялись в рамы-киоты и вкладывались в деревянные живописные или резные складни.

Но старообрядцы не только сберегли древнерусское наследие, но и создали свою особую религиозную и духовную культуру. Меднолитые образа, «как прошедшие очищение огнем» и «не сотворенные никонианами» получили широкое почитание в народной среде. Разнообразие формы, иконографии, композиции и декоративного убранства старообрядческих меднолитых крестов, икон и складней поражает. Среди этого огромного массива сохранившейся меднолитой пластики можно выявить произведения, созданные в конкретных мастерских. Не случайно уже в первой половине XIX в. выделялись такие сорта, или категории «отливных медных крестов и икон» - поморские, гуслицкие (или загарские) и погостские,получившие широкое распространение среди старообрядцев разных общин и направлений .

При взгляде на этот яркий и самобытный пласт русского прикладного искусства следует постоянно помнить, что развитие меднолитейного дела происходило в совершенно особых условиях вопреки закону и воле властей. Потребность России в цветном металле, так необходимом для военных нужд, вызвала появление указов Петра I в 1722и 1723 гг., запрещающих не только производство, продажу, но и бытование медных икон и крестов .

Согласно действию этих указов разрешались лишь кресты - тельники и нагрудные панагии. Старообрядцы считали «правильным» лишь восьмиконечный крест, который и изображали в центре мужского и женского нательного креста. «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…» - эти слова молитвы стали обязательной частью оформления оборота крестов - тельников.

Несмотря насуществование этого закона, действовавшего в России на протяжении 160 лет, медное дело в старообрядческой среде, среди лесов, в потаенных скитах, достигло необычайной высоты художественного воплощения.

Самой яркой страницей в истории русской сакральной пластики стали иконы, кресты и складни, выполненные в литейных мастерских Выговского поморского общежительства. Эта старообрядческая обитель, основанная в 1694 г. на реке Выг, в Карелии, считала себя преемницей древнего Соловецкого монастыря на Белом море, а ее основателей святых Зосиму и Савватия Соловецких - своими небесными покровителями. Не случайно образы этих святых получили распространение как на иконах, так и на створках складней. Уже в первой половине XVIII в. Выговская пустынь стала крупнейшим экономическим, религиозным и культурным центром старообрядчества. Созданные на Выгу рукописные книги, иконы, мелкая пластика отличались единством художественного стиля, получившего наименование «поморского».

Для удовлетворения молитвенных потребностей приверженцев поморского беспоповского согласия нужны были прежде всего «правильные» кресты. Меднолитые поморские кресты с изображением «Распятия Христова» отливались восьмиконечной формы и строго определенной композиции - на верхнем конце изображался «Спас Нерукотворный» с надписью «Царь Славы IС ХС (Исус Христос) Сынъ Божiи». Эта же композиция повторена на небольшом поморском кресте, центральном образе живописной иконы, отличающейся тонкостью письма и ярко выраженным декоративным звучанием.

При дальнейшем усложнении формы крест получил боковые прямоугольные пластины с парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марфы, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. Подобные киотные кресты часто врезались не только в рамы-киоты, но и украшали живописные иконы. Эти кресты отливались самых разных размеров - от совсем малых, поверхность которых часто декорировалась разноцветными эмалями, - до крупных позолоченных, украшенных изысканным орнаментом на обороте. Прекрасная формовка, тонкая отливка и тщательная отделка - все эти отличительные особенности поморской мелкой пластики достигались высоким профессионализмом мастеров-чеканщиков, литейщиков и эмальеров.

Эти признаки наглядно проявились и при создании миниатюрной композиции «Спас Нерукотворный», декорированной эмалью редкого темно-красного цвета.

Основными видами продукции знаменитой Выговской «медницы» стали не только кресты, но и складни с разным составом створок (двустворчатые, трехстворчатые, четырехстворчатые).

Среди репертуара выговских мастеров особое место принадлежало небольшим двустворчатым складням, получившим наименование «поморская панагия». Форма древнерусской панагии, сложившаяся в мелкой пластике, была творчески переработана поморскими мастерами. На квадратных створках в медальонах на гладком темно-синем эмалевом фоне размещены композиции с образами «Богоматерь Знамение» и «Троица Ветхозаветная». Декоративное убранство другого складня отличается сочетанием бело-розового фона с эффектными контрастными желтыми точками на темных «наугольниках». Оформление получила и оборотная сторона подобных миниатюр - в виде одной строгой композиции с изображением восьмиконечного Голгофского креста или в дополнении с узором в виде крупного цветка-розетки, расцвеченного стекловидными эмалями. В дальнейшем поморские мастера немного увеличили размеры складня и дополнили его третьей створкой с изображением «Распятия Христова». Эти миниатюрные произведения, украшенные яркими эмалями с контрастными точками, напоминают драгоценные ювелирные произведения, созданные древнерусскими мастерами. Подобные небольшие складни можно было носить как наперсные складные иконы.

Такими же нагрудными образками, созданными поморскими мастерами, стали небольшие трехстворчатые складни с изображением композиции «Деисус». Сочетанием темно-бирюзовой и белой эмали, рельефными розетками-звездами на гладкой поверхности фона и лучами на нимбах выделяется миниатюрное произведение первой половины XVIII в. В этом складне все вызывает восхищение - пластическая разработка образа и продуманное декоративное убранство лицевой и оборотной сторон.

Наибольшую популярность среди поморской пластики получил новый иконографический вариант меднолитого трехстворчатого складня «Деисус с избранными святыми», получивший наименование «девятка» по количеству изображенных фигур на створках . В определенном составе святых, каждому из которых были посвящены приделы в моленных Выговского общежительства, нашла воплощение идея заступничества Богоматери и святых созданной обители . Поражает разнообразие декоративного убранства складней, украшенных разноцветными стекловидными эмалями, декорированных контрастными точками или редкой гаммой с использованием розового тона. На обороте левой створки традиционно отливалась композиция с изображением восьмиконечного Голгофского креста, поверхность других створок могла быть украшена крупной розеткой или картушем. На поверхности гладкой рамки можно было после посещения Выговской обители вырезать памятную дату,инициалы или имя владельца .

Известность получил и второй вариант складня «Деисус с избранными святыми», на боковых створках которого изображался другой состав святых. Композиции створок этого складня получили распространение в виде отдельных небольших «одновершковых» икон .

Программным произведением поморских литейщиков стал четырехстворчатый складень, или как его торжественно называли, - «большие праздничные створы». Полагают, что первоначально была выполнена модель большого трехстворчатого складня, на клеймах которого представлены двунадесятые праздники . Позднее к таким квадратным створам были добавлены килевидные кокошники и четвертая створа - так сложился образ полного четырехстворчатого складня. На первых трех створах на клеймах представлены двунадесятые праздники, а на четвертой - сцены поклонения образам Богоматери . Цельностью единого творческого замысла отличается это меднолитое художественное произведение, ставшее походным иконостасом. На оборотной стороне одной из створ традиционно отливается композиция с изображением Голгофского креста в орнаментальной рамке-заставке. Особенностью отдельных экземпляров станет украшение оборота створы пышным рельефным орнаментом из завивающихся побегов с картушем в центре. По заказу владельца на поверхности такой гладкой рамки можно было вырезать памятную надпись .

После создания этого четырехстворчатого складня выговские историки, вероятно, и могли сказать о наставнике Андрее Денисове, что он «привел и устроил в надлежащем порядке существующую ныне форму в меднолитных створах, дотоле бывшую в рассеянности» .

До сих пор неизвестно, кто был автором модели четырехстворчатого складня? Среди мастеров-литейщиков на Выгу, имена которых нам известны по письменным источникам, были новгородцы и выходцы из разных городов и сел. В создании образцов поморской миниатюрной пластики могли принять участие и книжники, и иконники, писавшие живописные образа для моленных Выговской обители .

Высокий профессионализм выговских мастеров состоял в создании разборной модели складня, позволявшей отливать не только иконы в виде отдельных створи самостоятельных клейм-образков, но и различные иконографические варианты трехстворчатых складней с изображением праздничных композиций.

Одним из самых почитаемых среди «пустынножителей» и многочисленных паломников станет трехстворчатый складень с изображением двунадесятых праздников «Успение Богородицы. Воскресение Христово (Сошествие во ад). Богоявление». Особое отношение к этому типу складня связано с главной соборной часовней Выговского общежительства и ее престольными праздниками .

Накопленные навыки литейного дела способствовали широкому размаху промысла - производством медных крестов и створ занимались в 5 скитах Выговского общежительства . Продукция, отлитая в этих отдаленных кузницах, поступала в монастырь и затем развозилась по всей Русской земле. Сохранились рукописные тексты указов-наставлений о литейном и финифтяном искусстве, составленные поморскими мастерами . Они передавали свой опыт, советовали, как подготовить землю для литья, растереть эмаль и положить разные цвета на створы и кресты. «Потом же и сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам и будеши разумевати явственно и будешь искусен во всем» - такими словами неизвестный мастер заканчивает свои наставления по литейному и эмальерному делу .

К кругу поморской пластики принадлежали и походные иконостасы, включавшие в свою композицию крест - распятие в окружении клейм с изображением праздничных сюжетов и створок поморской панагии, а в редких случаях - и отдельных миниатюрных образков. Подобные небольшие наперсные иконки с изображениями Богоматери Одигитрии Смоленской, святых мучеников Кирика и Улиты и святителя Николы Чудотворца сопровождали человека во время странствий и путешествий по бескрайним просторам Русской земли. Не случайно поморские мастера создали еще один вариант трехстворчатого складня, на створках которого соединены три разных сюжета: «Святитель Никола Чудотворец. Богоматерь Всех скорбящих Радость. Святые мученики Кирик и Улита с избранными святыми». Такой нарядный позолоченный складень, отлитый в одной из скитских мастерских, как поморская реликвия становился драгоценным молитвенным образом до конца жизненного пути…

Меднолитые иконы, кресты и складни, созданные талантливыми поморскими литейщиками и эмальерами, стали образцами для многочисленных мастерских по всей территории России, в том числе и для небольших кустарных заведений Московской, Владимирской, Нижегородской и других губерний. Благодаря работе этих сельских мастеров-литейщиков медные иконы и кресты, получившие массовое распространение в народной среде, стали широко доступным видом прикладного искусства .

Главное место в ассортименте продукции этих кустарных мастерских занимали кресты, которые отличались не только определенной иконографической программой, но и композиционным разнообразием. Прежде всего гуслицкие мастера отливали большие напрестольные восьмиконечные кресты с рельефным изображением «Распятия Христова» и надписью «IНЦИ» (Исус Назорянин Царь Иудейский). Такие кресты получили распространение среди старообрядцев-поповцев, приемлющих священство. «Крест - хранитель всей Вселенной, Крест - красота церковная…» - этот текст стал обязательным элементом оформления оборота крестов, отличающихся не только размерами, но и декоративным решением. Золочением украшен небольшой крест с высокорельефным изображением «Распятия Христова», врезанный в средник живописного трехстворчатого складня.

Особую популярностьв народной средеполучили киотные крестыбольшие и малые, окруженные иконами-клеймами и увенчанные изображениями херувимов и серафимов на высоких штифтах. Четкое композиционное решение с рельефным изображением «Распятия Христова», сочетание стилизованного растительного и чешуйчатого орнаментов, двухцветная эмалевая гамма выделяют одно из выразительных произведений гуслицких мастеров. Развернутая иконографическая программа большого киотного креста, окруженного 18 клеймами с изображениями праздничных сюжетов, является ярким завершением творческого поиска гуслицких мастеров-литейщиков. Подобные кресты, часто врезанные в живописные иконы или тонированные доски, становились украшением интерьеров многих старообрядческих храмов.

Из одной кустарной мастерской второй половины XVIII в., возможно, происходит несколько произведений - небольшая икона «Успение Богородицы» и средники складней «Избранные праздники», «Деисус с избраннымисвятыми». Одинаковая форма навершия с образом «Спаса Нерукотворного», близкая цветовая гамма эмалей, плотным слоем покрывающая поверхность предметов, - эти общие технологические, иконографические и стилистические особенности позволяют отнести эти изделия к одному кругу меднолитой пластики. Позднее складни с двухрядной композицией «Деисус с избранными святыми» будут отливаться с массивным оглавием, украшением которого станет крупная цветочная розетка или образ «Спаса Нерукотворного».

К произведениям конца XVIII в. принадлежит небольшой крест -распятие, декорированный эмалью зеленого и синего цветов, с трехчастными криновидными окончаниями ветвей. Особенностью этого креста является изображение на нижнем конце композиции «Святитель Никола Чудотворец и святой Никита, побивающий беса» .

К лучшим образцам меднолитой пластики XVIII в. принадлежит трехстворчатый складень «Спас Смоленскийс преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими», украшенный нарядным цветовым сочетанием желтой, зеленой и голубой эмали. Декоративное звучание образа усиливалось эмалью белого цвета, частично сохранившейся на рамке средника. Такой же состав святых выполнен на створках складня «Богоматерь Одигитрия Смоленская», увенчанного фигурным навершием. «Все упование к Тебе возлагаю, Мати Божия…» - эти слова молитвы, не только украсившие меднолитой образ, но и наполнившие его звучащим содержанием, стали воплощением особого почитания образа Пресвятой Богородицы.

В XVIII в. сложился и другой состав изображений на створках складней. Праздничные сюжеты дополняют композицию складня, в среднике которого на гладкой поверхности сине-зеленого эмалевого фона представлен рельефный образ святителя Николы Чудотворца.

Следуя древнерусским традициям, форма гуслицких и загарских трехстворчатых складней, повторяющая в миниатюре Царские врата храмового иконостаса, найдет самое широкое распространение в композициях с образами Богородицы и избранных святых, широко почитаемых в народной среде . Большие «створцы» «Архангел Михаил с избранными праздниками» и «Богоматерь Страстная с избранными святыми», имеющие общую форму килевидного завершения средника и створок и украшенные геометрическим орнаментом, являются традиционными произведениями работы гуслицких мастеров-литейщиков XIX в.

Именно при взгляде на эти простые предметы, выполненные в небольших сельских медных заведениях, начинаешь понимать и чувствовать, какой совершенно особой была роль меднолитой пластики в повседневной жизни русского человека, с ее радостями и невзгодами. Образу святого Антипы Пергамского, представленному как на небольших легких образках, так и складнях, молились об избавлении от зубной боли. Широкое почитание святой Параскевы Пятницы, покровительницы семьи и торговли, нашло воплощение на небольшом путном, дорожном трехстворчатом складне и на нарядном позолоченном образе, увенчанном навершием с шестью херувимами.

Святые мученики Кирик и Улита, почитавшиеся как покровители семьи и детей, изображались и на небольших складнях с избранными святыми, и в составе четырехчастных композиций, повторявших поморские миниатюрные образки. Другая композиция, увенчанная сложным фигурным навершием, включает в свой состав «одновершковые» иконки «Святой Никита, побивающий беса», «Мученики Кирик и Улита», «Богоматерь Казанская» и «Святитель Никола Чудотворец».

Такие простые и скромные образы могли выполняться в многочисленных мастерских загарских сел Подмосковья. Так, в деревнях Богородского уезда Московской губернии, которые «кормились» медным промыслом, известно до 150 заведений. Но лишь отдельные из этих мастерских занимались литьем крестов, образков и складней .В этихсельских заведениях с традиционным производством, включавшим кузницу и «печатню» - помещение, где хранилась «земля» и печатались формы, - отливали простые и дешевые изделия, крайне редко украшенные эмалями .

Мастера этих небольших кустарных заведений старались расширить свой ассортимент и улучшить качество выпускаемой продукции. Так, в 1882 г. на известной Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Москве, был удостоен награды крестьянин села Новое Богородского уезда Московской губернии Иван Тарасов «за медные образа очень чистой работы и довольно дешевых цен» . Позднее, в 1902 г. другой мастер Федор Фролов изэтого же села, владевший небольшим кустарным заведением, представлял свои медные кресты на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге .

Близость репертуара загарской и гуслицкой меднолитой пластики и повсеместное ее бытование не позволяют более определенно выделить изделия каждой из этих многочисленных сельских мастерских. Так, в начале XX в. известный исследователь поморской книжности и литья В.Г. Дружинин относил всю пластику, производимую в Московской губернии, к категории «гуслицкой или загарской» и отмечал такой признак, как «легковесность» .

Такими действительно легкими были изделия гуслицких мастеров. Среди этих произведений выделялось литье, выполненное в селе Анцифорово, которое продавалось в Москве на вес пудами и значительно дороже, чем загарское . Но главным отличительным признаком гуслицкой пластики, полагаем, следует признать повышенную декоративность меднолитых крестов, икон и складней. Поверхность каждого гуслицкого образа заполнена орнаментом в виде завивающихся побегов, стилизованных завитков или простых геометрических элементов в виде треугольников, точек или полос.

Растительные побеги с мелкими листьями и цветами украшают образ святых мучеников Антипы, Флора и Лавра. Другой растительный мотив в виде высоких побегов с крупными бутонами-цветами, подобный орнаменту гуслицких рукописных книг, использован мастерами для украшения иконы «Святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст». Ажурное навершие с композицией «Царь Царем», увенчанное изображениями херувимов и серафимов на высоких штифтах, станет одним из отличительных элементов гуслицких меднолитых произведений.

Образ Богородицы, «теплой заступницы», в гуслицкой пластике получит свое неповторимое художественное решение. Средник складня «Богоматерь Казанская» с навершием «Спас Нерукотворный», «Троица Ветхозаветная» и два херувима выделяется нарядным сочетанием темно-синей и белой эмали. Вьющийся побег с цветами, украшающий нимб Богородицы и повторяющийся на фоне как воплощение в металле слов песнопения «яко Цвет Неувядающий прославляем Тя Богомати», станет неотъемлемой частью узорочья гуслицких икон.

Молитвенное песнопение «зазвучит» на рамке меднолитой иконы «Покров Богородицы», украшенной стекловидной эмалью белого, синего и зеленого цветов с редкими пятнами желтого. Полагаем, что особое почитание этого образа связано с собором Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище в Москве, с XVIII в. ставшего центром старообрядцев-поповцев.

Образ святителя Николы Чудотворца, милостивого и скорого в помощи заступника «всех в бедах сущих», в меднолитой пластике гуслицких мастеров найдет самое яркое художественное воплощение. Ажурное навершие, богатство орнаментальных мотивов в виде побега на фоне и нимбе святителя, полосы из завитков в сочетании с иссиня-черной и белой эмалью создают образ повышенной декоративности. Другой большой образ, вся поверхность которого заткана орнаментом и декорирована нарядным сочетанием белой, ярко-голубой и желтой эмали, станет завершением творческого поиска гуслицких мастеров.

В литейных заведениях села Никологорский погост на владимирской земле мастера производили меднолитую пластику, обладающую совсем другими особенностями . Мастера учитывали повышенный интерес старообрядцев к древнерусским «дониконовским» произведениям и научились подражать и даже особым способом подделывать иконы и кресты под старые образцы .

Продукция этих мастерских оптом закупалась торговцами-офенями, которые затем не только продавали иконы и кресты по окрестным селам, но и поставляли товар на ярмарку в Нижний Новгород и другие города. Для медных икон, так называемого «погостского» литья, полагаем, характерна особая пластическая разработка образа, повторявшая древнерусские композиции, формы и орнаменты. Складень «Святитель Никола Чудотворец (Можайский)», близкий к произведениям древнерусской деревянной резьбы, и ажурная икона «Святые Борис и Глеб», выполненная в технике просечного литья, представляют собой выразительные образцы продукции этих сельских заведений.

Среди старообрядцев особой популярностью пользовались «древние» меднолитые иконы, выделяющиеся высокорельефным изображением Спаса Вседержителя, с двуперстным благословляющим жестом правой руки и закрытым Евангелием в левой. Композицию иконы завершают поля с рельефным текстом песнопения, посвященного празднику Преображения Господня: «Преобразился на горе, Христе Боже, показал ученикам славу Свою…». Для подтверждения «древности» созданного образа мастера на обороте таких икон отливали рельефную дату «ЗРВ ЛЕТА» (7102 = 1594 г.), связанную, очевидно, с определенным историческим событием конца XVI в. Такая же дата отлита на обороте креста - распятия, повторяющего иконографию одного из почитаемых древнерусских образцов.

Другими особенностями выделяются кресты, иконы и складни работы московских старообрядческих мастерских, составляющие огромный пласт меднолитой пластики. Художественное литье мастеров-старообрядцев Москвы стало новым этапом в развитии этого вида прикладного искусства . Быстрому становлению литейного дела способствовало образование крупнейших старообрядческих центров на территории города. В 1771 г., во время эпидемии чумы, в разных частях Москвы были основаны Рогожское (поповское) и Преображенское (беспоповское федосеевское) кладбища .

Меднолитая продукция для общины Рогожского кладбища поставлялась из подмосковных гуслицких сел. По-другому сложилась ситуация с производством медных крестов и икон для общины Преображенского кладбища в Лефортовской части г. Москвы. За короткий срок на средства богатых купцов-попечителей были созданы мастерские по переписке книг и производству живописных и меднолитых икон. Известно, что основатель общины Илия Ковылин ездил на Выг и привез оттуда текст устава, по образу Выговской обители велось строительство архитектурного ансамбля Преображенского кладбища .

Полагаем, что Илия Ковылин ознакомился и с литейными мастерскими, приносившими Выговской обители значительный доход. Уже в конце XVIII в., в непосредственной близости от Преображенского кладбища, на территории частных домовладений были созданы литейные заведения, которые стали изготовлять кресты и складни «на подобие поморских». Эти мастерские прежде всего работали для своих общин в Москве и других городах, прихожане которых «молились образам только медным, и то работы своих единоверцев» .

После долгих споров с поморцами о правильной форме и надписях в композиции крестов московского производства нашла свое воплощение продуманная и обоснованная программа, разработанная выговскими наставниками. Следуя поморской иконографии, на верхнем конце креста изображался образ «Спаса Нерукотворного», над «Распятием Христовым» отливалась надпись: «Царь Славы IС ХС (Исус Христос) Сынъ Божiи». Лицевая поверхность этого креста - распятия, выполненного во второй половине XIX в., украшена разноцветными эмалями, подчеркивающими главные элементы созданной композиции.

Подобная надпись: «Царь Славы IС ХС (Исус Христос) Сынъ Божiи» была первоначально выполнена и на кресте, ставшем центром композиции большой живописной иконы в серебряном окладе работы московских мастеров начала XIX в. Но очевидно, по просьбе владельца на верхнем конце меднолитого креста монограмма «IС ХС» была стерта и выгравирована надпись:«IНЦИ» .

Московские мастера постоянно работали над расширением ассортимента и декоративного оформления меднолитых произведений, в том числе и небольших крестов, пользовавшихся большим спросом. Так, в составе имущества старообрядцев, проживавших на Преображенском кладбище, часто упоминаются кресты - распятия «меньшего размера с Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом». Для устойчивости такие кресты стали отливаться с небольшим основанием трапециевидной формы. Подобный расширенный нижний конец выполнен и на кресте - распятии с трехчастными криновидными окончаниями ветвей,поверхность которогодекорированаразноцветными эмалями.

Большое распространение среди московских старообрядцев получили киотные кресты с предстоящими Богоматерью и святой Марфой, апостолом Иоанном Богословом и мучеником Лонгином сотником. Особенностью другой отливки стали дата «1879 Г.» и монограмма «М.Р.С.Х.»,принадлежащаяРодиону Семеновичу Хрусталеву, одному из известных мастеров-чеканщиков .

В традициях поморского литейного искусства исполнен трехстворчатый складень «Деисус с избранными святыми», украшенный плотным золочением. На обороте этого складня повторена композиция с изображением восьмиконечного Голгофского креста в картуше фигурной формы.

В архивных документах второй половины XIX в. часто упоминаются трехстворчатые складни с изображением композиции «Деисус», получившей новое декоративное решение в московских медных заведениях. Высокое качество литья, передающего даже мельчайшие детали на ликах и фигурах Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, отличают эти образцы конца XIX в. Поверхность створок «заткана» сплошным растительным орнаментом, покрытым стекловидными эмалями. На обороте в декорированной рамке на фоне развернутой панорамы града Иерусалима изображен Голгофский крест, рельефно выступающий на небесно-голубом эмалевом фоне.

Полагаем, что московскими мастерами была воплощена идея большого трехчастного «Деисуса», представляющего собой составную композицию с высокорельефным образом «Спаса на престоле» и ажурными изображениями архангелов Михаила и Гавриила.

Среди московских произведений широкую популярность получил «двухвершковый» образ «Спаса Смоленского». В иконографии этой композиции сколенопреклоненными преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынскимнашел отражение местнопочитаемый живописный образ, бывший на башне Московского Кремля и связанный со взятием Смоленска в 1514 г.

Появление в меднолитой пластике небольшого двустворчатого складня «Деисус. Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец», возможно, также связано с творчеством московских мастеров. Идея небесного покровительства Преображенской общине, воплощенная в «Деисусе», получила завершение в образах ангела-хранителя и святителя Николы Чудотворца. Появление этого московского варианта двустворчатого складня могло быть связано с главной моленной на мужской половине архитектурного ансамбля Преображенского кладбища - Успенской часовней и ее приделом во имя святителя Николы Чудотворца.

Оформление оборотной стороны этого небольшого складня повторяет композицию знаменитой поморской панагии. Подобный двустворчатый складень с изображением «Троицы Ветхозаветной» и «Богоматери Знамение», украшенный стекловидной эмалью белого цвета, является ярким образцом работы московских эмальеров.

Неоднократно обращались мастера к созданию различных вариантов композиции «Троица Ветхозаветная», среди которых выделяется большеформатный образ, отличающийся хорошо продуманной и уравновешенной композицией. «Двухвершковый» образ «Троица Ветхозаветная», получивший широкое распространение в старообрядческой среде, выделяется монограммой мастера Р.С. Хрусталева.

Этому московскому мастеру-чеканщику принадлежит большой и разнообразный круг памятников меднолитой пластики, в котором особое место занимает четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники», выполненный по модели Р.С. Хрусталева. Увеличенные размеры складня, рамки с рельефными надписями над клеймами, разноцветные эмали традиционной московской гаммы отличают этот переработанный вариант поморского складня.

Инициалами Р.С. Хрусталева и его ученика (?), мастера-монограммиста С.И.Б. отмечены многочисленные небольшие «одновершковые» образки, повторяющие клейма большого четырехстворчатого складня с изображением двунадесятых праздников.

Подобные отливки могли быть исполнены в одном из медных заведений, существовавших в Лефортовской части г. Москвы на улице Девятая рота. История мастерской, принадлежавшей московским мещанкам Ирине и Аксинье Тимофеевым, восстанавливается по документам с первой половины XIX в. . Известно, что продукция этого медного заведения распродавалась не только в Москве, но и в Петербурге, и других городах России. Именно с этой мастерской можно с уверенностью связать появление модели «двухвершкового» образа «Богоматерь Казанская». Сочетание разноцветных эмалей в среднике иконы и на широких полях, украшенных стилизованным орнаментом в виде виноградной лозы, создает яркий нарядный образ. Иконы «Богоматерь Казанская», созданные по модели мастера Игната Тимофеева, нашли повторение в многочисленных отливках второй половины XIX - начала XX в. .

Во второй половине XIX в. история этого медного заведения связана с новой владелицей Екатериной Петровой. К произведениям мастерской, созданным в этот период ее существования, можно отнести отливку такого крупноформатного образа, как «Богоматерь Одигитрия Смоленская».

К шедеврам московского меднолитейного и эмальерного искусства принадлежит образ «Успение Богородицы». Многофигурная композиция средника окружена широкими полями, украшенными сложным переплетающимся орнаментом. При взгляде на этот меднолитой образ, декорированный многоцветными эмалями и золочением, создается полное впечатление иконы в драгоценном окладе. Эффектное использование контрастных цветов темно-синей и белой эмали усиливает декоративное звучание этого произведения. Возможно, что первоначальный образ был создан для соборной Успенской моленной Преображенского кладбища г. Москвы. В 1870 - 1880-х гг. модель этой крупноформатной композиции неоднократно «подправлялась» или «отчеканивалась» Родионом Хрусталевым.

К одному из ярких произведений известного мастера принадлежит икона «Святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст». Композиция иконы с торжественной постановкой фигур святых и рельефным образом «Спаса Нерукотворного», стилизованный растительный орнамент в виде высоких побегов с крупными бутонами, декор в виде полос эмали голубого, зеленого, сине-черного, желтого и белого цветов - все это создает образ повышенной декоративности. Основой для этого яркого творения послужила скромная композиция работы гуслицкого мастера. Позднее Р.С. Хрусталев неоднократно работал над воссозданием образа трех вселенских учителей и святителей, использовав модель первой половины XIX в. Монограммой Р.С. Хрусталева отмечен и образ «Огненное вознесение пророка Илии», получивший особое почитание среди старообрядцев.

О высоком качестве работы московских мастеров-чеканщиков сохранились воспоминания, принадлежавшие красносельскому литейщику Анфиму Серову: «…Матка (модель) … изготовляется мастером-гравером. Работа очень сложная, требующая хорошего мастера-практика… Дело в том, что модель вдавливается в землю, затем при ее извлечении из земли она должна выходить свободно, не забирая с собой землю… Чтобы изготовить такую полноценную модель, мастера были только в Москве…» . Такими мастерами были Игнат Тимофеев, Родион Хрусталев, С.И.Б. и другие чеканщики, часто известные нам лишь по инициалам на многочисленных меднолитых крестах, иконах и складнях московского происхождения.

Памятный характер для московских старообрядцев имела небольшая меднолитая икона с изображением апостола Иоанна Богослова и его ученика Прохора в молении образу «Спаса Нерукотворного» на фоне архитектурного ансамбля Преображенского кладбища. Подобное памятное значение имел медный образ «Пророка Даниила», святого, соименного Даниилу Викулину, одному из основателей Выговской поморской обители . В отличие от поморских образцов XVIII в. с глухим гладким фоном московские отливки с образом святого выполнены в технике просечного литья.

Московские мастера-литейщики постоянно работали над созданием новых иконографических вариантов больших и малых композиций с образами святых. Широким почитанием среди старообрядцев пользовался образ мученика Трифона, изображенного с птицей в руке . Расширенный вариант повествования о спасенной царевне нашел свое отражение на многочисленных отливках с изображением сцены «Чудо Георгия о змие». Святые Иоанн-воин, Харалампий и Вонифатий, изображенные в среднике небольшой меднолитой иконы, почитались как помощник

На данный момент специального исследования, посвященного старообрядческому медному литью в Коми крае нет. В 1996 году была опубликована статья Н.Н.Чесноковой (1996), которая предлагает использовать литьё как один из источников по истории формирования этноконфессиональных групп Припечорья. На территории Коми края медное литьё получило широкое распространение в среде как русских, так и коми старообрядцев, проживающих в низовьях Вашки, верховьях Вычегды, на средней и верхней Печоре. В настоящее время нет информации о существование местного центра производства. Единственное упоминание о литье икон на верхней Печоре встречающеся в отчёте Ю.В.Гагарина (Научный отчет 1967), каких-либо подтверждений не имеет.

Сейчас большинство жителей старообрядческихсел не считает себя староверами: «Мы не староверы, мы — мирские, староверы это те, кто из отдельной посуды ест». Устаниовить каких идеологических принципов придерживались верхневычегодские старообрядцы в настоящий момент установить сложно, представлений о толках и согласиях они не имееют, схожую ситуацию можно наблюдать и в других районах. Коми староверы Вашки и Верхней Вычегды считают, что, литьё (кöрт öбраз, ыргöн öбраз) обладает большей благодатью, чем писанные образа; на бытовом уровне объясняют его больше практичностью. На удоре говорят, что металлические образа настоящие, их привозили (ваема тор), делали знающие люди, а писанные -местного производства (ас карöм) (полевые материалы автора 1999).

Литые предметы используются в обрядах, сопровождающих рождение и первые годы жизни ребёнка: при крещении образком освящается вода в купели, крест-распятие кладут в колыбель младенцу, что связано с традиционными представлениями о кресте, как обереге. В свадебной обрядности, складни, образа принято давать в приданое; несмотря на существующий запрет, в ряде случаев разбирают складни, чтобы дочь унесла с собой в дом мужа. Обязательным является наличие литья в похоронной обрядности: в момент положения тела в гроб, при поминании умерших,литые образки и кресты врезаются в намогильные памятники (сейчас не врезают, а приносят с собой на кладбище). Литые иконы, складни, кресты используются для освящение воды во время церковных праздников.

В народной среде существует определенная классификация литья: деление на женские и мужские (по сюжетам, месту хранения — в шевносе уд., инь пов ввч.), личные и выставленные в божнице, мирские и «староверские» (не отличались по изображениям) (полевые материалы автора 1999).
Медное литьё, иное по иконографии, сюжетам используется в аналогичных целях русскими староверами Нижней Печоры; среди коми нестарообрядцев оно менее распространено, что позволяет говорить о литье как специфической черте культуры староверов. Учитывая роль литья в обрядах, особенности проведения которых определяют конфессиональную принадлежность, круг предметов не может быть случайным.
Основываясь на иконографических, технологических различиях можно определить, к какому согласию принадлежал владелец, проследить контакты коми староверов со старообрядческими общинами других регионов, а так же связи между общинами внутри республики, более точно определить ареалы распространениястарообрядчества.

Удора (дд. Коптюга, Муфтюга, Вильгорт, Острово, сс. Чупрово, Пучкома, Важгорт). Преобладает поморское литье XIX века, присутствуют изделия московсого производства (Преображенка). Следует отметить наличие литья, относящегося к центрально-русской традиции (Гуслицы), предположительно датируемого XVIII веком, это не только образки и складни, но и кресты, имеющие титло»I.H.Ц.H.», подобные предметы встречаются реже, малочислены (с. Чупрово, Коптюга, Острово).
Считают, что удорские староверы были филипповцами, с 60-х годов XIX века появились скрытники, наличие гуслицкого литья, причём, как правило, более раннего позволяет предположить, что здесь проживали сторонники других толков. О проживании в д. Кирик двух поповцев, сообщает Гагарин Ю.В. (1980). Известно, что гуслицкое литьё было в ходу у староверов — поповцев, а так же то, что кресты с титлой принимали федосеевцы (после 1751 года отделившиеся от них «титловцы»).
Староверы Удоры поддерживали контакты с Поморьем, Москвой, Усть-Цильмой (Гагарин Ю.В. 1973).
Преобладание поморского литья позволяет говорить об относительно однородной конфессиональной принадлежности населения указанных деревень.


Усть-Куломский район. В старообрядческих селах Воч, Керчомья присутствует гуслицкое, центрально-русское литьё, большей частью XIX век; поморское, московское (Преображенка-?) литьё XIX века; встречаются экземпляры, датировать и атрибутировать которые затруднительно. Выявить преобладание одной традиции не удалось. Однако, можно назвать наиболее популярные сюжеты: Распятие и изображения Богородицы (сс. Керчомья, Воч). Во время похорон обязательно наличие литого образка на груди покойного, если мужчина, то это должно быть Распятие, если женщина- Богородица (полевые дневники автора 1999). Что подтверждает информацию о проживание в этих селах стороников спасовского (т.н. глухая нетовщина) согласия. Считают, что спасовское медное литье можно отличить по тому, что на оглавии непременно помещался Нерукотворный Образ, и были распространены только 2 вида икон: образы Спасителя и Богородицы (Старообрядчество, 1996).
Медное литье зафиксировано в с. Деревянск — 7 предметов, д. Канава, д. Ваполка- по одному. 6 (образки, складни, крест) определены как гуслицкое литье (большая часть имеет прямоугольное навершие «Спас на убрусе»), 2 складня- поморское (московское-?). В Деревянске литье было изъято из церкви в 20-е годы, в д. Ваполка складень был найден в заброшенном доме.
Учитывая торговые связи с Чердынью, контакты с населением верхней Печоры, можно предположить, что на верхней Вычегде проживали представители других согласий, возможно, поморского, о чём свидетаельствует и распространение поморского литья (кресты, складни). Бытование гуслицких крестов и складней XIX века, позволяет предположить, что в этом районе жили староверы-поповцы.

Повычегодье. Из 35 предметов 15 были приобретены в г. Сыктывкаре; 6 — в Сысольском районе(с.Пыелдино); 3 — в Сыктывдинском (с.Палевицы,с.Зеленец); по 2 — в Койгородском, Усть-Вымском, откуда поступили другие неизвестно. Представлено литье разных центров: поморское, московское, гуслицкое. Это складни, иконы, образки, кресты, датируемые XIX веком.

Научный архив Коми Научного Центра Уральского Отделения РАН
Фонд 1, оп. 13, дело 159. Научный отчет этнографической экспедиции 1967 г. в Троицко-Печорский район Коми АССР

В армяке с открытым воротом,

С обнаженной головой,

Медленно проходит городом

Дядя Влас - старик седой.

На груди икона медная:

Просит он на божий храм,-

Весь в веригах, обувь бедная,

На щеке глубокий шрам…

Н.А. Некрасов

Меднолитая пластика - кресты, иконы и складни - это крупное национальное явление русской художественной культуры. То совершенно особое отношение к медному литью, которое существовало в России на протяжении тысячелетия, за прошедшее столетие оказалось совершенно забытым в народной памяти.

Согласитесь, в нашем современном мире сверхскоростей совсем не осталось места вере в Бога. На сегодняшний день, для большинства людей, её заменили дорогие машины и деньги. Деньги превратились в культ. А ведь всего лишь сто лет назад, каждый русский православный христианин свой день начинал и заканчивал довольно с простого действия - молитвы, вознося её к Господу Богу, делясь с ним всеми своими горестями и радостями, что сейчас для современного человека кажется, мягко говоря, необычным.

Но не всё потеряно, духовность начинает возрождаться в современном обществе, ведь без нее невозможно возрождение России как великого государства. Иными словами, наша страна, как никогда прежде, нуждается в возрождении и укреплении незыблемых нравственных ценностей, в обращении к истокам, дабы укрепить духовную основу общества, действовать созидательно.

С чего начинается путь православного человека? Правильно - с крещения. От святого крещения и до смертного часа, каждый христианин должен носить на груди знак своей веры – нательный крест. Он является символом нашего спасения, оружием духовной борьбы, символом исповедания веры. Этот знак носится не поверх одежды, а на теле, поэтому крест и называется нательным. Именно поэтому, кресты представляют собой самый массовый и одновременно самый древний тип изделий меднолитой продукции. В современном мире, наиболее востребованы золотые и серебряные нательные крестики, а в давние времена они в большинстве своем были медные, и изготовить их из драгоценных металлов было весьма дорогим удовольствием. Медные крестики и поныне пользуются спросом, больше всего у старообрядцев. Какой нательный крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков? Вы сможете прочитать вот .

Также, до сих пор очень популярны киотные кресты, которые бытовали у наших предков. Они отличаются от нагрудных крестов бόльшими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Киотный крест помещается на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу или прикрепляется на косяк дверей жилища. Их, благодаря своим небольшим размерам, можно брать с собой в странствия, походы, поездки, для устроения временных алтарей.

Произведения из меди, в особенности нательные кресты и образки с рельефными изображениями, имели охранительную функцию, и почитались как святыни-обереги от злых духов, бедствий и болезней. Медь, по народному поверью обладала «магическими» свойствами. Отдельно хочется остановиться на теме двоеверия, ведь после Крещения Руси в 988 году, язычество сохранялось до 12 века, и только затем оно стало постепенно угасать. Уникальным символом этого времени является образок в форме медальона - змеевик, на котором с одной стороны изображался христианский святой, а с другой языческое змееобразное существо (именно поэтому он так и называется). В народной среде значение змеевика как оберега, сохранилось вплоть до XX века.

Очень интересна современная реплика змеевика с изображением Богоматери с младенцем. (Древняя Русь, XIII–XIV вв.), его можно приобрести в интернет-магазине . Изображение Богородицы на лицевой стороне змеевика символизирует победу над дьяволом и над всяким злом, по народным представлениям, только в ее образе не мог являться дьявол, и она всегда была надежной защитницей от дьявольской силы. Таким образом, особо подчеркивалось охранительное значение этих предметов.

«Образ чистый, достойный почитания»… Этими словами можно определить меднолитые иконы и кресты, созданные мастерами-старообрядцами на бескрайних просторах России – в скитах Поморья и мастерских Москвы, в селах Подмосковья и Поволжья, в потаенных кузницах на Урале и в Сибири – в течение неполных трехсот лет от конца XVII в. до начала XX в.

Новый период истории меднолитейного дела неразрывно связан со старообрядческим движением в России, когда во второй половине XVII в., после раскола в русской православной Церкви, противники реформы патриарха Никона вынуждены были спасаться от преследования властей, бежать из центра на отдаленные окраины, скрываться в лесах. В таких сложных условиях именно старообрядцы сохранили и продолжили древнерусские традиции медного литья. Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в беспоповских согласиях, главным образом у поморцев, происходит расцвет медного литья. Как бесценные реликвии древние меднолитые образки бережно вставлялись в рамы-киоты и вкладывались в деревянные живописные или резные складни.

Но старообрядцы не только сберегли древнерусское наследие, но и создали свою особую религиозную и духовную культуру. Меднолитые образа, «как прошедшие очищение огнем» и не руками «творенных» получили широкое почитание в народной среде. Разнообразие формы, иконографии, композиции и декоративного убранства, старообрядческих меднолитых крестов, икон и складней поражает. А горячие разноцветные эмали и огневое золочение усиливают их декоративность.

Большим спросом пользовались трехстворчатые складни «Деисус». Они отливались разных размеров - от маленького, дорожного, для ношения на груди до большого торжественного образа для молельни.

Именно в этот период получили свое рождение складни новых иконографических типов. Среди них - трехстворчатый складень «Деисус с избранными святыми», или, как его часто называют, «Девятка». Действительно, на складне представлены девять фигур. В среднике- Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, на левой створке изображены апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец и митрополит Филипп, на правой - Ангел-хранитель и преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

Также отдельно хочется отметить четырехстворчатый складень с изображением Двунадесятых праздников - так называемые «большие праздничные створы». Этот складень являющийся целым походным иконостасом, пользовался необычайной популярностью и не только среди старообрядцев. Все в этом меднолитом памятнике - и форма, и тщательность проработки миниатюрных клейм, и орнамент наружной стороны второй створы - свидетельствует о таланте и высоком мастерстве литейщиков знаменитой выговской «медницы».

Опорой земли Русской были и остаются святые, глубоко почитаемые народом. Подтверждением этому служат многочисленные меднолитые иконы и складни, к которым обращались со своими горестями и радостями, со словами молитвы русские люди на всей необъятной территории России... Почитание святых связано с понятием святости - центральным в истории спасения – и ее носителями. У истоков стоят святые мученики. Иисус Христос – величайший мученик. Григорий Богослов о подвиге мученичества говорил: «Прославляя память священномучеников, мы не просто участвуем в этом торжестве, мы участвуем в тайне мученичества, которое явили эти святые…» Самопожертвование в любые времена вызывало и вызывает у людей сочувствие, а мученичество поднимало личность на высоту святости.

Наиболее почитаемые и горячо любимые святые, как в России, так и во всем мире, были и остаются: Святитель Николай Чудотворец (ему молиться о заступничестве, замужестве, здравии и прочей помощи); Святой Никита, побивающий беса (помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола, в том числе и от пьянства); Святой Георгий Победоносец (он покровитель военных, земледельцев, животноводов); Святая Параскева Пятница (ей молятся о покровительстве семейному очагу; в супружеском бесплодии; о достойных женихах); Священномученик Антипа Пергамский (ему молятся об исцелении, в частности от зубных болезней); Святые Зосима и Савватий Соловецкие (являются покровителями пчеловодов, также им молятся о помощи на море от бури и потопления, о помощи на воде плавающим); Святой Сергий Радонежский (ему молятся о духовном здоровье детей и об их успехе в образовании); Святая Матрона Московская (ей молятся о беременности, здоровье, замужестве, зачатии, любви, выздоровлении, помощи); Святой Серафим Саровский (ему молятся о физическом и духовном исцелении).

Отдельно хочется выделить образ Богоматери - по всей Руси, в каждом доме как «к скорой помощнице и теплой заступнице» обращались и обращаются люди к Ней. Наиболее почитаемые иконы Богоматери Казанской, Федоровской, Тихвинской и Неопалимой Купины. «О прозрении ослепших очес» молят Богоматерь Казанскую. К Богоматери Федоровской обращаются с молитвой «об освобождении от труднаго рождения жен». «О сохранении здравия младенцев» просят Богоматерь Тихвинскую.

Русский народ считает Богоматерь Неопалимую Купину охранительницей от пожара и молнии. В народном быту иногда ходили вокруг горящего здания с этим образом Богоматери для скорого тушения пожара... Много было меднолитых икон и складней с почитаемыми изображениями Богоматери, но особенно любимы в народе образки и иконы Богоматери Всех скорбящих радость.

Небольшие медные образки и складни, удобные для перенесения, прочные и дешевые, довольно часто выполняли функцию оберега - они сопровождали владельца во время дальних поездок и путешествий. Часто подобные меднолитые предметы находили далеко за пределами Русской земли.

В годы советской власти производство меднолитой пластики прекратилось, создавались лишь кустарные и малотиражированные изделия. Но спустя 70 лет, благодаря продолжателям традиций русского медного литья, это искусство стало возрождаться. Современные мастера постарались воссоздать всё многообразие и былое великолепие медной пластики, придумывая новые изводы, а также дублируя старые, которые были созданы ранее и бытовали у наших предков. Поэзия искусства и металла получила вторую жизнь!

Интернет-магазин сайт предлагает Вам уникальную возможность приобщиться к одному из древнейших искусств – русскому художественному медному литью. Почувствовать дух истории через меднолитую пластику, которая была создана несколько сотен лет назад руками талантливых мастеров, и кто знает, может, таким образом, Вы сможете прийти к вере в Бога, как это было и прежде, у русского православного человека. Одна интереснейшая особенность - каждый, кто брал в руки медную икону или крест, испытывали какое-то необычайное внутреннее чувство, быть может, это связано с их чарующим великолепием, строгостью и одновременной мягкостью, которые привлекают и завораживают. А может быть, это чувство и есть та самая благодать Божия?

К сожалению, в нашем современном обществе, очень много людей, которые не верят в Бога. Но не стоит осуждать их, ибо «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7,1-6). Подарите такому человеку образок или медную икону, например, с Николаем Чудотворцем. И посоветуйте ему обратиться с молитвой к Богу, когда будет трудный момент в его жизни, ведь «не бывает атеистов в окопах под огнём» - каждый человек рано или поздно приходит к вере, и пускай этот первый шаг будет сделан с помощью небольшой медной иконы подаренной Вами.

Знакомым и родственникам будет очень приятно получить медную икону в подарок к любому значимому событию. Такой оригинальный подарок оставит о вас долгую молитвенную память, ведь каждый раз обращаясь с молитвой к подаренной вами медной иконе, близкие люди будут вспоминать о вас с молитвой и сердечной теплотой. Медная или бронзовая икона со временем может стать настоящей семейной реликвией - частицей вечного, нематериального. Она может украсить ваш домашний иконостас, или станет замечательной «путевой» иконой, которая будет сопровождать Вас в путешествиях!

Сегодня наша жизнь стала все стремительней и быстрее. Большее количество времени мы проводим за рулем автомобиля. Чтобы в дороге не случилось неприятности или беды, все чаще люди прибегают к помощи чудодейственных помощников, то есть икон, оберегов, святых путеводителей. Иконы в машину – это своего рода наша защита и охрана в дороге за рулем, они оказывают чудодейственную помощь, дают возможность в пути обратиться к Богу, помолиться и попросить защиты. Медная икона благодаря своей недорогой стоимости, прочности и стойкости к выцветанию под воздействием солнечных лучей, будет идеальным подарком для автомобилиста.

В качестве эксклюзивного подарка мы готовы предложить Вам современную врезную ставротеку - иконостас. Современные врезные иконы делаются на заказ, из различных пород дерева-липы, дуба, сосны, бука, с учетом всех Ваших пожеланий. Все столярные работы производятся вручную, и можно с полной уверенностью сказать, что новая современная врезная икона будет существовать в единственном экземпляре! Это делает её поистине уникальной, и любому верующему человеку было бы приятно получить такой подарок.

Мы искренне верим в то, что благодаря нашему небольшому вкладу, духовность начнет возрождаться, ведь без нее невозможно возрождение великого государства Российского…

При полном или частичном копировании материалов с нашего сайта, активная ссылка на первоисточник обязательна!

Небольшого размера, порою совсем маленькие, а иногда величиной с человеческую ладошку или чуть больше: старинные крестики, складни и иконы из меди довольно часто встречаются нам в частных коллекциях, в музейных собраниях да или просто у кого-то на полке, в качестве наследства от бабушки. Несомненно, искусная работа этих икон так и притягивает к себе внимание, тщательная прорисовка образов рисует старообрядческие картины, скрывают какие-то непостижимые для нас тайны.

Литые иконы известны на Руси с XI века, т.е. с момента появления и распространения христианства. Естественно, что первоначально это были иконы, привезенные из Византии. На тот период, именно Византия являлась культурным центром православной религии. Уже впоследствии, особенно XIV-XIX века, меднолитая икона стала массово выпускаться на Руси. При этом выпуск меднолитой пластики был очень разнообразен, а ассортиментный ряд достаточно внушителен.

Среди прочих образцов творчества древнерусских мастеров, особого внимания заслуживает очень оригинальная иконка, получившая название змеевик. Этот нательный амулет можно рассматривать как некое связующее звено между славянским язычеством и пришедшим ему на смену православным культом.

По внешнему виду змеевик и представлял собой икону небольшого размера, на одной стороне которой изображались привычные православные святыни (крест или образ святого), но на обратной стороне прослеживалась явно языческая символика – переплетение змеиных тел. Стоит отметить, что медные амулеты-змеевики, конечно же, преобладали, но встречаются и аналогичные иконы, выполненные и из драгоценных металлов.

Особое распространение литые иконы получили на Руси в средние века. Их выпуск был налажен в Тверской, Московской, Новгородской и других землях. Чаще всего в качестве исходных моделей для отливки выступали старинные почитаемые иконы, но с течением времени стали все больше появляться и работы местных художников.

Складень с двадцатью клейма¬ми-сюжетами (народное на¬звание «утюг»), Россия, конец XVIII- начало XIX веков

Чаще всего иконы как продукт медного литья изготавливались прямоугольной формы, с несколько закругленными краями. Намного реже в коллекциях попадается меднолитая икона многоугольной и или круглой формы, но, тем не менее, такие экземпляры также изготавливались. Кроме икон, на Руси выпускались в большом количестве нательные кресты, киотные и наперстные кресты, складни. Также выпускались, так называемые, мощевики – кресты, состоящие из створок, которые служили небольшим тайником для святых мощей или других христианских реликвий.

Икона просечения «Чудо Георгия о змие», Россия, XVII век

Сюжеты, изображенные на иконах, самые разнообразные, естественно в рамках православной тематики. Стоит отметить, что меднолитая пластика изобилует сюжетами и старообрядческого содержания, и новой православной церкви. Естественно, что самыми распространенными сюжетами литых икон являются изображения Богоматери с младенцем, Распятия, Христоса, различных сцен Моления, чтимых Святых и т.п. Как правило, в оглавии меднолитых икон изготавливалась специальная петелька, через которую пропускался шнурок, и, соответственно, медный образ можно было повесить на шею или просто где-нибудь дома. Что характерно для икон более позднего выпуска (XIX век), что подобная петелька-дырочка всего лишь имитировалась, пропустить через нее шнурок было невозможно, так отсутствовало сквозное отверстие.

Одной из популярных разновидностей литых икон является складень . По сути, это складная икона, чаще всего, триптих. Их популярность объясняется достаточно просто, в сложенном состоянии складни не занимали много места, в большинстве случаев не превышали размеры обычной меднолитой иконы, тогда в разложенном состоянии – они представляли собой практически готовый походный иконостас. В стародавние времени человек в походе не всегда мог при необходимости посетить церковь. А дорога, как известно, полна опасностей и неожиданностей, да и длились путешествия порой неделями-месяцами. Обычная деревянная икона в дороге – лишний груз, да повредить-расколоть можно ненароком. А вот такие медные походные складни были очень удобны, да более устойчивы к дорожным тяготам и невзгодам.

Но вот такая медная пластика на Руси не ограничивалась набором стандартных икон и крестиков для христиан. В этом медном разнообразие нашлось место для специального товара – кресты и особые иконы, применяемые священнослужителями. Эти иконы назывались панагии , они имели круглую форму и на их поверхности обязательно изображался образ Пресвятой Богородицы (в переводе с греческого «Панагия» переводится как «Всесвятая»).

Медно литье на Руси не стояло на месте и в плане оформления. В конце XVII века Руси стало появляться все больше меднолитых изделий, связанных с духовной жизнью простого народа. Многие из этих вещей имели огромный вклад в истории и теперь представлены в крупнейших государственных собраниях.

Меднолитые иконы после раскола церкви

В конце XVII века история России пополнилась еще одним величайшим событием. В 1666-1667 голах произошел раскол русской православной церкви. Данное событие затронуло все аспекты жизни русского общества того времени. Не обошло стороной оно и меднолитейный промысел.

Эта реформа проводилась под руководством патриарха Никона и преследовала цель привести к единому виду все церковные атрибуты (книги, иконы, календари), в соответствии с древнейшей византийской традицией. Православные священники понимали, что более чем за 500-летнюю историю существования русской церкви, скопилось огромное количество различных трактовок, несоответствий и искажений в церковной иконографии, литературе и практике. Причин для возникновения подобных искажений было множество, но наиболее вероятная и серьезная – это тот факт, что книги испокон веков переписывались вручную. Ошибки накапливались от переписчика к переписчику, подобно снежному кому. Были это и случайные опечатки, и намеренные изменения. Реформа продвигалась с большим трудом, поскольку кроме последователей, обрела и недоброжелателей. Фактически православный народ раскололся на два лагеря, и каждый лагерь чтил именно своих единомышленников настоящим хранителем церковных традиций. Последователи старых традиций получили название старообрядцы, а церковь – старообрядческой.

XVIII век ознаменовался еще одним событием – церковь была официальна включена в систему государства. С этого момента последователи старообрядческих традиций стали получать повсеместное ограничение и со стороны действующего законодательства. В частности, была предпринята попытка уничтожить существующие иконы и запретить производство новых — с изображением «двуперстного крещения». По всей стране была объявлена охота за «неискусными» и «неправильными» образами. В 1723 году и того хуже, выпускается указ, который вообще запрещает производить металлические иконы.

Икона «Святой Николай Чудотворец», Россия, XVII век

Естественно, как и прочие законы в России, на практике этот указ не исполнялся, но, тем не менее, отношение народа в XVIII-XIX веках к меднолицым образам изменилось. Медная икона стала восприниматься как элемент старообрядческого вероисповедания.

При этом со стороны старообрядцев литые православные иконы получили еще большую поддержку. Медное литье было легко тиражировать, имея под рукой хотя бы одну матрицу. Каждая отдельная икона, по сути, и могла стать моделью для изготовления последующих образов. Металлические иконы было просто сохранять и передавать из поколения в поколение, поэтому они стали восприниматься как символ вечности. Символ истинной старой веры.

Стоит отметить, что старообрядцы действительно сберегли, многие памятники истории, в том числе и особенно редкие уникальные меднолитые иконы. Они ни насколько не приостанавливали выпуск и производство металлических образов, и даже можно сказать больше, что все новоделы воспринимались ими как истинные иконы, древние, единственное верные. Тем более, что все новоделы делались по образу старых, с соблюдением всех традиций изготовления и оформления. А поскольку народ в своем большинстве старается чтить старые дедовские традиции, медная металлопластика получила широкое распространение далеко за пределами старообрядческих общин.

Змеевик «Черниговская гривна Владимира Мономаха»

В XVIII-XIX века в России получила бурное развитие металлургическая промышленность, что также немало способствовало популяризации меднолитых образов. В первую очередь, на Урале – тогдашнем крупном центре металлургического производства. Производство металлической иконы вышло на новый уровень, получило массовый характер.

Немаловажную роль в повсеместном распространении меднолитой иконы сыграл и то факт, что старообрядческая среда всегда была богата на активных, богатых и известных людей – приверженцев старой веры. К их числу можно отнести такие знаменитые фамилии, как Гучковы, Демидовы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы и многие другие. Литые образа, которые изготавливались в так называемых «медницах», благодаря покровительству сильных мира сего дошли и до наших дней и представляют собой настоящие шедевры художественной и технической мысли того времени. Для иконы того периода, как правило, характерно наличие тончайшей работы мастера, искусное серебрение или золочение, применение разноцветной эмали.

Медные образа с эмалью

Икона «Преподобный Нифонт Прогонитель бесов», Россия, XIX век

Металлическая икона, покрытая эмалью, известна на Руси с XVII века. Особенность русской техники заключается в том, что эмаль на иконе не создает изображения, служит лишь фоном для него. По сути, эмаль — это раскраска для меднолитого рельефа. Довольно часто можно встретить две одинаковые иконы, выполненные по одной матрице, но при этом одна покрыта эмалью, а другая – нет.

Особенно прославился в этом отношении XVIII век, как говорили тогда, мастера умели «финифть наводить». Особенную славу в этом направлении получила икона, выполненная мастерами Выговской обители в Поморье. География расположения и распространения меднолитой индустрии того времени поистине уникальна: река Выг – Верхняя Кама – Урал – Сибирь – Москва – Прибалтика. Из Москвы контакты между меднолитыми центрами распространялись на Припять, в Поволжье, в Мстёру, в Гуслицы; из Стародуба и Ветки – в Забайкалье и на Алтай. Современные ученые-историки по типу эмали могут достаточно легко определить, где была изготовлена та или иная икона.

Выговская обитель

Вторая половина XIX века представляет нашему вниманию новые, изумительные по рисунку и оформлению, литые изделия: кресты, складни, иконы. Эти изделия выглядят уже намного профессиональнее, имеют четкий рисунок и проработанный рельеф, все надписи исполнены более красиво. Несмотря на то, что среди народа старообрядческий образ жизни характеризуется как аскетический, мрачный, сдержанный, новые иконы из меди вызывают чувство радости и ликования.

Производство столь высокохудожественных изделий было возможно только в крупных промышленных центрах и требовало к себе особо пристального внимания. Как уже говорилось выше, одним из таких центров являлась Выговская обитель (Данилов монастырь на реке Выге, в Поморье). Именно «медница» этого предприятия получила всероссийскую известность в производстве металлопластики. Среди изделий Выговской обители особое внимание притягивает к себе их знаменитый складень из четырех створок, который в народе получил столь непритязательное название «утюг ». Такому названию складень обязан сходству внешних форм и немалому весу. Его створки имеют прямоугольную форму, навершие – килевидное. Створы соединяются меж собой трубчатыми петлями, в которые вставляется стальной стержень. Крайние боковые створы собираются в первую очередь, они ложатся внутрь, а только потом складень захлопывается наподобие книги. Размер «утюга» примерно с крупную мужскую ладонь. Внутри же представлен целый иконостас, из двенадцати небольших клейм. Каждое клеймо – это отдельное изображение, многофигурная композиция. Чаще всего на клеймах изображены Двунадесятые праздники и поклонение известным иконам.

Меднолитые иконы на Выге изготавливались исключительно чистыми, без огрехов и ошибок, с чистым рисунком. Готовая икона не требовала дополнительной прочеканки для придания четкости изображению. Надписи, лики, мелкие детали отливались сразу. Нередко орнаментом или рисунком украшались и оборотные стороны складней. Чаще всего там изображали Голгофу в обрамлении. Ученые-историки считают, что именно на Выге в XVII столетии был создан уникальный образец иконографии – складень с 20 клеймами. К сожалению, автор этой композиции нам неизвестен, но тот факт, что он был необычайно талантлив и являлся профессионалом высшей категории не вызывает никаких сомнений. Подобные ему мастера успешно трудились в Оружейной палате, в Московском печатном дворе или патриаршем дворе. Также, к сожалению, до сих пор не обнаружен исходный оригинал этого складня. Кроме этого в Поморье изготавливали и иконы в стиле старейшей Новгородской иконографии. Наиболее почитаемые из них Георгий Победоносец, Никита Бесогон, Чудотворец Никола, Параскева Пятницы и др. Как правило, подобная икона не украшалась многоцветной эмалью или золочением.

С течением времени, с начала XIX столетия, меднолитая иконка стала все реже украшаться пестрой эмалью. Икона позднего периода работы выговских или поморских мастеров чаще украшалась эмалью одного цвета. Предпочтение отдавалось голубому, синему кобальтовому, значительно реже – белому цвету.

Полная палитра эмали стала снова использоваться в полную силу лишь в конце XIX столетия. Но это уже были другие мастера, другие школы, другие центры. Меднолитой промысел Севера к этому моменту практически полностью угас.