"О независимой оценке квалификации"
Редакция от 03.07.2016 — Действует с 01.01.2017
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.
3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;
2) национальный совет - национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;
3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;
5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);
6) совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;
7) соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
8) центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Участниками системы независимой оценки квалификации являются:
1) национальный совет;
2) национальное агентство развития квалификаций;
3) советы по профессиональным квалификациям;
4) центры оценки квалификаций;
5) работодатели;
6) соискатели;
7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).
1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.
5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.
6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.
1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.
2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.
3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.
4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.
Национальное агентство развития квалификаций:
1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;
3) организует формирование и ведение реестра;
4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;
5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.
1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.
2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.
3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.
4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:
1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;
5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;
6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;
8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;
9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.
5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.
2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.
3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:
1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;
2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;
3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;
4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;
5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.
5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.
6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:
1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;
2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;
3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет";
4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;
5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;
6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;
8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;
9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.
1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:
1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;
2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;
5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.
2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.
3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.
4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", перечень которых содержится в реестре.
В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
Москва, Кремль
3 июля 2016 года был принят Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». На вопросы о том, что он подразумевает, как реализуется на практике, а также на другие наиболее часто задаваемые отвечает Министерство труда России.
Перед тем как получить положительную независимую оценку квалификации, специалист обязан успешно сдать профессиональный экзамен (далее также профэкзамен). Для сдачи последнего отправляются в специализированный Центр (он же оценочный, квалификационный). Его специалисты в случае положительного результата вручают свидетельство о квалификации. Награждённый им его работник либо претендент на вакансию может предъявить документ работодателю. Тем самым он подтвердит собственную компетентность, что существенно повысит его шансы на рынке труда. Это особенно важно, если работник или претендент на вакансию не обладает образованием, необходимым для конкретной профессии, но обладает опытом работы. Высокая оценка за профэкзамен даёт ему преимущество перед конкурентами, что положительно сказывается на карьерном росте.
В свою очередь работодатель может ссылаться на результаты профэкзамена, дабы определиться, обучать ли работника, включать ли его в кадровый резерв, а также при решении многих других кадровых вопросов.
Если профессиональный экзамен будет сдан на отрицательную оценку, работнику вручается заключение о результатах и рекомендации. Эти документы служат ориентиром для не прошедшего экзамен специалиста и работодателя о том, каких знаний и умений оказалось недостаточно, чтобы подтвердить квалификацию.
Сдавать подтверждающий квалификацию экзамен работник не обязан. Точно так же, как не обязан работодатель отправлять на его сдачу специалиста. Если соответствие квалификации последнего профстандартам для работодателя безразлично, введение штрафных санкций и предъявление претензий ему не грозят. Специалист направляется в оценочный центр по инициативе работодателя, лишь после того, как на письме даст собственное согласие. И в течение сдачи профэкзамена работника обеспечивают системой гарантий и компенсаций.
Ответ на вопрос о периодичности, с которой должны проводиться экзаменационные испытания, выявляющие, соответствует ли квалификация работника профессиональным стандартам и требованиям, предъявляемым к квалификации, даёт либо работодатель, либо, в ряде случаев, российский закон. Что же касается срока действия квалификационного свидетельства, которое получает работник, успешно сдавший профэкзамен, расчётом его вправе заниматься советы по профессиональным квалификациям (далее советы). Данные о сроке фиксируются в информационном реестре о проведении независимой оценки квалификации.
Имеет. С одной стороны, дело тут в процедуре оценки прохождения квалификации, которую нельзя проводить без письменного согласия специалиста. С другой – в самом характере аттестации, предусмотренном ст. 81 российского Трудового кодекса. Согласно этому характеру принимаются к учёту те же характеристики квалификации и профессиональные стандарты, что и при сдаче профэкзамена в оценочном центре. Именно поэтому для работодателя аттестация является своеобразным внутренним инструментом, помогающим понять, насколько квалифицирован работник. В то же время работодатель не имеет право уволить работника, который не получил квалификационного свидетельства в центре. Предоставление работнику таковых прав предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.
Проведение иного порядка оценивания квалификации работников либо претендентов на должность предусматривается п.3 ст. 1 Закона №238-ФЗ. На оценивание могут влиять другие федеральные законы или иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, если действующий Трудовой кодекс РФ даёт на это право. Таковое в современном трудовом законодательстве предоставляется при оценивании квалификации определённых категорий лиц, в том числе трудящихся в сферах, условия деятельности в которых вредны и (или) опасны. Данные правила, отражённые в ст. 11 Закона №238-ФЗ, просуществуют до 11 июля 2019 года.
Если по истечении данного периода оценивание квалификации работника либо его аттестация будут проводиться в ином порядке, нежели это предусмотрено приведённым выше законом, федеральному органу исполнительной власти понадобится внести изменения в ТК РФ, касающиеся работников определённых отраслей. В этих изменениях отразить нюансы их труда и требования к занятию должностей, определённые Законом №238-ФЗ.
В реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (далее реестр, информационный реестр). В свою очередь его можно найти в Интернете по адресу nok-nark.ru. Это сайт автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций».
Данный реестр отражает информацию:
Если инициатором прохождения независимого оценивания квалификации является работник или соискатель, то и платить за него обязан работник или соискатель, либо согласные принять на себя его траты другие лица физические и (или) юридические. Если инициатором является работодатель, соответственно, и платит работодатель.
Перед тем как внести оплату, человек (люди, неважно являются они соискателями, работодателями, другими лицами физическими и (или) юридическими) заключает с Центром договор возмездного оказания услуг. Конечную стоимость прохождения профессионального экзамена будут определять специалисты Центра, и информацию об этой сумме они разместят на своём сайте.
Если работник оплачивал прохождение квалификации из своих средств, ему может быть предоставлен социальный налоговый вычет. Это отражено в ст. 219 Налогового кодекса РФ в редакции Закона №238-ФЗ. А также в Законе №251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации». Нововведение таким образом предусмотрело расширение перечня оснований для налоговых вычетов с сохранением прежнего размера совокупного размера вычетов по всем основаниям.
Стоит напомнить, что специалист проходит независимую оценку квалификации исключительно добровольно. И даже если инициатором выступает работодатель, обращение в Центр допустимо лишь после того, как работник даст своё письменное согласие. При этом на страже его интересов стоят:
Отражённые в них юридические нормы подразумевают: работнику, направленному на сдачу профессионального экзамена, предоставляется перечень гарантий и компенсаций. Этот постулат отражён в ст. 196 ТК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. №239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».
Ответ на этот вопрос можно найти в ст. 264 Налогового Кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. №251-ФЗ. Согласно ей затраты работодателя на проведение независимой оценки квалификации можно отнести к прочим затратам, которые организация совершает в процессе производства и реализации товаров, работ или услуг.
Порядок, по которому отбираются организации, в дальнейшем становящиеся квалификационными центрами, утверждён приказом Министерства труда РФ №759н от 19 декабря 2016 г. «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий».
Согласно названному выше приказу организации, которым в дальнейшем предстоит стать квалификационными центрами, отбирает совет. Алгоритм действий такой:
Для того чтобы получить информацию, касающуюся:
Данный порядок определяется в соответствии с принятым 19 декабря 2016 года приказом Министерства труда РФ №758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определённому виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий». Это было необходимо чтобы система независимой оценки квалификации развивалась. Согласно названному выше приказу:
Ответ о том, какое решение примет Национальный состав, организация-заявитель получает от Национального агентства в течение 7 рабочих дней с даты получения результата.
Следует также напомнить, что организаций-заявителей в России более чем достаточно. Данные сообщества охватывают своей деятельностью более пятидесяти процентов субъектов РФ и (или) являются представителями более половины работников, которые вовлечены в конкретные виды профессиональной деятельности. Подвластные им субъекты в свою очередь объединяются между собой по общему виду профессиональной деятельности. А инициатором создания совета, согласно Закону №238-ФЗ, стал Национальный совет.
В соответствии с ними под термином Центр понимается юридическое лицо, которому совет дозволил поводить независимую оценку квалификации. Совет не предоставляет данные полномочия образовательным организациям и (или) юридическим лицам (компаниям, организациям и пр.) в учредительный состав которых включены образовательные организации и их союзы (организации, объединения).
Основаниями для отбора юридических лиц, подходящих для создания на их базе квалификационного центра, становятся:
Для того чтобы узнать перечень документов, необходимо заглянуть в информационный реестр. Искать его нужно в Интернете на сайтах:
Все документы вместе с заявлением отправляются в совет. В его компетенции рассмотрение заявления и принятие решения насчёт наделения полномочиями или отказа. Сообщить о том, сможет ли подавшая заявление организация стать независимым квалификационным центром его специалисты обязаны в течение 100 календарных дней с даты поступления в совет документов.
Комплекс сведений о Центре совет предоставляет Национальное агентство. Последнее обязано в течение 5 календарных дней после того, как совет принял решение наделить заявителя полномочиями по проведению квалификационной деятельности, разместить в реестре сведения о том, что была проведена независимая оценка квалификации.
Список предъявляемых критериев определяется согласно подпункту «в» пункта 3 требований к Центрам. Это требования утверждены в приказе Министерства труда РФ от 19 декабря 2016 г. №759н.
От членов экспертной комиссии оценочного центра требуется подтверждённая советом квалификация, соответствующая положениям, предусмотренным средствами оценивания для проведения независимой оценки квалификации. Данные средства установлены согласно Закону №238-ФЗ и приказу Министерства труда РФ от 1 ноября 2016 года №601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации». Под оценочными средствами понимается совокупность заданий и оценочных критериев, которую квалификационный центр использует, когда проводит профессиональный экзамен с целю выявить, соответствует ли квалификация работника или кандидата на вакансию имеющимся профстандартам либо квалификационным требованиям, диктуемым федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации
Благодаря этим заданиям и критериям описывается материально-техническое и кадровое обеспечение оценочных мероприятий, в том числе описание требований к кадровому обеспечению, необходимому, чтобы провести профэкзамен.
Разработка оценочных средств организуется советом.
Чтобы рассказать гражданам, работодателям и всем заинтересованным организациям о квалификационной деятельности, ведётся информационный реестр. Это информационный интернет-ресурс, где рассказано:
С информацией реестра о проведении независимой оценки квалификации можно ознакомиться даром. Она предоставляется «Национальным агентством развития квалификаций» (nok-nark.ru).
На срок, в течение которого действие квалификационного свидетельства не прекращается, влияют темпы развития профессиональной сферы. То есть то, как часто обновляются технологии, знания и умения, используемые в конкретном виде профессиональной деятельности. Определяет этот срок совет.
При необходимости ознакомиться с перечнем наименований квалификаций и положениями профессиональных стандартов, соответствие которым призвана выявить сдача квалификационного экзамена, а также с периодами, в течение которых имеет силу вручённое по итогам экзаменационного испытания свидетельство о квалификации, сроки следует заглянуть в соответствующий информационный реестр. Найти его можно в Интернете по адресу nok-nark.ru. Это сайт «Национального агентства развития квалификаций» - автономной некоммерческой организации.
Понятия профессионального стандарта и квалификации работника определены в статье 195.1 части III Трудового кодекса. Так, первое — это комплекс профессиональных требований, предъявляемых к соискателю конкретной должности. Второе же — совокупность знаний и навыков, которыми обладает специалист.
Система независимой оценки квалификации пришла на смену процедуре аттестации сотрудников. Разговоры о переходе на НОК велись несколько лет параллельно с разработкой профстандартов для различных отраслей экономической деятельности. Особенность системы, как становится ясно из наименования, — в ее независимости. Работодатель передает полномочия по проведению оценки профессиональных качеств своего сотрудника стороннему лицу. Это выгодно также самому работнику, получившему возможность подтверждения собственных профессиональных знаний, навыков и качеств в общем порядке, независимо от начальства.
Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» N 238-ФЗ был принят 3-го июля 2016 года, вступив в силу 01.01.2017. Закон лаконичен — его структура состоит всего из 12 статей.
Действие положений т.н. «закона о подтверждении квалификации» распространяется как на соискателей (кандидатов на вакантную должность), так и на действующих работников. Последние могут быть направлены работодателем в центр оценки для подтверждения своего профессионального уровня. Однако закон не применяется в отношении кандидатов на должности в государственных службах, действующих госслужащих и другие категории трудящихся, для которых российским трудовым законодательством предусмотрен иной порядок подтверждения профессиональных качеств.
Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ №135
Согласно ст. 3, к числу участников системы независимой оценки квалификации относятся:
Независимая оценка — платная процедура, осуществляемая за счет оцениваемого лица либо работодателя, направившего его в центр. Проводится в формате экзамена по правилам, утвержденным российским правительством.
В течение месяца с момента прохождения экзамена, лицу должно быть выдано свидетельство о подтверждении уровня квалификации. Длительный срок обусловлен необходимостью обработки и признания результатов оценки советом по проф.квалификациям. После выдачи свидетельства, сведения о нем вносятся в единый профильный реестр.
Если результаты процедуры оценки и подтверждения профессиональных знаний оказались неудовлетворительными, лицу выдается заключение с рекомендациями о том, знания в какой области ему необходимо срочно «подтянуть». Заказчик, не согласный с решением центра, в течение месяца с момента информирования о результатах может направить апелляционную жалобу в спецкомиссию совета.
Статья 10 закона устанавливает, что процесс подтверждения квалификации должен быть максимально открыт на всех этапах. Реестр, который ведет НАРК, находится в свободном доступе в сети. Он включает:
Также закон обязывает участников системы создавать официальные страницы или сайты в интернете, информирующие об их деятельности.
ФЗ N 30 был принят российским законодателем относительно недавно — в июле 2016 года, в то время как в законную силу акт вступил только 1 января 2017. На сегодня документ существует в первоначальной редакции. Изменения в текст закона пока не вносились, поскольку достаточный объем практики применения положений закона в стране еще не наработан.
В связи с принятием закона 30-ФЗ, в день его опубликования был выпущен закон о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ.
В новой редакции была изложена статья 187 о гарантиях и компенсациях работникам, направляемым работодателем на проф. обучение, дополнительное профессиональное образование и на прохождение независимой оценки.
Так, если человек был направлен на подтверждение квалификации организацией или предприятием, день сдачей экзамена должен быть оплачен работодателем в соответствии со средним размером заработной платы для конкретной должности. Если для прохождения оценки работник был направлен в другой город, ему полагается выплата командировочных.
Также изменения были внесены в отдельные положения статьи 196 о правах и обязанностях работодателя по подготовке и дополнительному проф. образованию работников, по направлению на подтверждение квалификации и статьи 197 о возникающих в связи с этим правах работника.
Снижение качества профессионального образования в России, происходившее на протяжении нескольких последних десятилетий, привело к необходимости принятия закона об оценке квалификации и создания в стане системы проведения независимой экспертизы профессиональных навыков и знаний специалистов на предмет их соответствия требованиям занимаемой или вакантной должности.
С 1 января 2017 года действует Закон «О независимой оценке квалификации». О его содержании и предназначении важно знать кадровику, а также юристу, бухгалтеру и руководителям. Данный закон регламентирует процедуру независимой оценки работника или соискателя на занятие должности на предмет того, соответствует ли квалификация человека той работе, которую он делает или на занятие которой претендует. Важно понимать, что собой представляет эта новая процедура, кого и в каком случае на нее отправлять, обязательно это делать или нет и какие юридические последствия влечет прохождение данной независимой оценки для работодателя и работника. Ответы на эти вопросы в Актуальной теме.
Закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ регламентирует проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (в законе для них используется общий термин – «соискатель») профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).
Несколько вариантов (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ):
Ее проводят центры оценки квалификаций (юридические лица) в форме профессионального экзамена (п. 8 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).
Кто координирует деятельность центров
Структура органов, обеспечивающих и контролирующих деятельность центров, включает в себя:
2 варианта:
Если соискатель не согласен с результатами, он вправе их обжаловать.
Нет, таких случаев ТК РФ и Законом № 238-ФЗ не предусмотрено. Процедура независимой оценки квалификации целиком добровольная и проводится только с согласия самого соискателя.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» . . Вступил в силу 01.01.2017
Примечание редакции:
в настоящее время в стране действует 11 центров оценки квалификаций, из которых 3 занимаются оценкой квалификации бухгалтеров. Планируется, что к концу 2017 года центров оценки квалификаций будет уже 30.
Кроме данного закона, выпущено уже более десятка нормативных документов, касающихся этой темы. Вся нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации, не сегодняшний день включает в себя следующие документы.
№ п/п |
Федеральные законы |
1 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» |
2 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» |
Указы Президента | |
3 |
Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 (ред. от 18.12.2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» |
Постановления Правительства | |
4 |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» |
5 |
Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р (О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров) |
Приказы Минтруда | |
6 |
Приказ Минтруда РФ от 15.11.2016 № 649н «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре» |
7 |
Приказ Минтруда РФ от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации» |
8 |
Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления» |
9 |
Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» |
10 |
Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации» |
11 |
Приказ Минтруда РФ от 14.12.2016 № 729н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации» |
12 |
Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий» |
13 |
Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» |
Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена следующие.
Лицо, за счет средств которого проводится экзамен (соискатель, работодатель или иное лицо) оплачивает услуги по проведению экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг.
В центр оценки квалификаций представляется на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя:
Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с соискателем дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о том, как будет проходить экзамен. Если он проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает дату, место и время проведения с работодателем.
Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами (комплекс заданий и критериев оценки) для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.
Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки.
Результаты экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. Центр оценки квалификаций в течение 7 календарных дней направляет протокол в совет по профессиональным квалификациям. Совет в течение 14 календарных дней принимает решение о выдаче соискателю (либо-либо):
В обоих случаях сведения о результате экзамена направляются в «реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации».
Центр оценки квалификаций на основании решения совета выдает соискателю соответствующий документ. Крайний срок его выдачи – 30 календарных дней после завершения экзамена.
Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 22.11.2016
Утверждены:
Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 21.11.2016 .
Утверждены:
Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 10.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 30.12.2016 .
Установлен порядок налогообложения затрат на услуги по независимой оценки квалификации сотрудника.
Порядок зависит от того, кто оплачивает данные услуги: работодатель или работник.
В таком случае стоимость услуг учитывается при расчете налога на прибыль, единого налога при УСН (ЕСХН) и не облагается НДФЛ.
Чтобы затраты участвовали в налогообложении, необходимо выполнить определенные условия:
Если независимую оценку квалификации оплачивает сам работник, то ему положен в уплаченной сумме (максимальный размер такого вычета составляет 120 тыс. рублей в год, с учетом вычетов на лечение, обучение и др.).
Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 04.07.2016 .
Примечание редакции:
что касается стоимости независимой оценки, то она варьируется в зависимости от квалификации, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Например, экзамен по квалификациям «Главный » и «Бухгалтер» в любом центре оценки составляет 19 тыс. рублей .
Независимая оценке квалификация – дело добровольное. Поэтому возникает логичный вопрос: кому и для чего она может понадобиться? В чем ее ценность? Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения работника и работодателя, смоделировав различные ситуации.
В ходе независимой оценки квалификации человек оценивается на предмет того, соответствует ли он требованиям профстандарта. В связи с этим уместно вспомнить, что некоторые из профстандартов обязательны для применения некоторыми организациями. Например, профстандарт «бухгалтер» обязателен для главных бухгалтеров ПАО. Поэтому такое общество может взять человека на эту должность при условии, что он соответствует профстандарту. В противном случае компанию могут штрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Определить, соответствует претендент этому стандарту или нет, компания может и сама. Но может обратиться для этого в центр оценки квалификаций и получить свидетельство о квалификации претендента на должность. Тогда она будет точно уверена, что новый главбух нанят на законных основаниях. В данной ситуации, памятуя о штрафе, это важно.
Эти же мотивы могут двигать фирмой и при найме остальных сотрудников. С тем лишь отличием, что если компания решит не прибегать к независимой оценке и оценить кандидата самостоятельно, ответственность за принятие этого решения она будет нести самостоятельно, штрафовать ее за это никто не будет.
На вопрос же о том, можно ли использовать результаты независимой оценки квалификации в качестве повода для расставания с некомпетентным сотрудником, ответ отрицательный. Трудовой кодекс этого не предусматривает. Для данных целей в нем была и остается оговоренной иная процедура – аттестация (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), которую проводит аттестационная комиссия, создаваемая внутри компании. Поэтому негативные результаты независимой оценки квалификации (когда выдается «заключение», а не «свидетельство»), проведенной одним из центров оценки квалификации, поводом для увольнения быть не могут.
Он может быть заинтересован в независимой оценке квалификации, если хочет предупредить сомнения потенциального работодателя в своей способности выполнять определенную работу. Например, это может быть девушка, которая последние несколько лет не работала, поскольку сначала находилась в декретном отпуске, потом еще несколько пребывала в статусе домохозяйки, а затем решила снова устроиться на работу. В таком случае, невзирая на наличие у нее диплома об образовании и опыта работы, работодатели наверняка будут сомневаться в ее компетенции на сегодняшний день. Тогда полученное свидетельство о квалификации как раз может выручить.
Или другой пример – человек после учебы трудился только в качестве фрилансера, причем неофициально. И если уровень образования он еще может подтвердить документально, то в отношении имеющегося опыта с этим трудности. В таком случае свидетельство о квалификации также способно убедить представителей кадровой службы работодателя, что этот человек способен выполнять ту работу, на которую он претендует.
Для настоящих сотрудников свидетельство о квалификации может помочь для продвижения в профессии и повышения шансов роста заработной платы. Возможно, свидетельство поможет получить допуск работодателя к определенным видам работ, конкурсам, участию в контрактах и т.д.
Кроме того, независимая оценка квалификации может потребоваться, в преддверии увольнения. Например, когда компания планирует расстаться с сотрудником в связи с сокращением штата или по причине его несоответствия занимаемой должности.
Что касается сокращения штата, то если компания прибегнет к этой процедуре, приоритетное право остаться на работе получат те, кто наиболее квалифицирован (ст. 179 ТК РФ). Вот здесь и может пригодиться свидетельство о квалификации. Правда, нужно понимать, что сама по себе эта бумага не даст никаких гарантий от увольнения. Организация вправе сама решать, кто из работников, по ее мнению, более квалифицирован. Ведь критериями квалификации работника являются уровень образования и опыт практической работы. Исходя из них, работодатель имеет право самостоятельно решать, кого оставить (Определение КС РФ от 18.12.2007 № 867-О-О). Тем не менее, свидетельство о квалификации может быть принято во внимание.
Что касается такого основания для увольнения, как несоответствие занимаемой должности, то, как уже было сказано выше, ТК РФ требует подтвердить недостаточную квалификацию работника результатами аттестации, а не независимой оценки квалификации. Это разные процедуры. Поэтому, имея на руках свидетельство о квалификации, на него можно ссылаться перед работодателем, но считать этот документ защитой от увольнения все же нельзя.
Статья Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера, «Время Юриста»
«Кому и когда может понадобиться независимая оценка квалификации»
Array ( => 439 [~ID] => 439 => Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». [~NAME] => Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». => 30 [~IBLOCK_ID] => 30 => 186 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 186 =>
[~DETAIL_TEXT] => 3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Закон был разработан по поручению Президента Российской Федерации Минтрудом России при участии РСПП, общероссийских отраслевых объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, научных и экспертных организаций.
В настоящее время с участием советов по профессиональным квалификациям разрабатывается пакет подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение независимой оценки квалификаций.
Федеральный закон, вступающий в силу с 1 января 2017 года, станет базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.
Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Советы по профессиональным квалификациям наделяются полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации). Центры оценки квалификации проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты. Национальное агентство развития квалификаций формирует и осуществляет ведение информационно-справочного ресурса «Реестр независимой оценки квалификаций».
Скачать Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» в PDF. => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html => [~PREVIEW_TEXT] => => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text => [~DETAIL_PICTURE] => => 16.01.2017 10:06:26 [~TIMESTAMP_X] => 16.01.2017 10:06:26 => [~ACTIVE_FROM] => => /normative/ [~LIST_PAGE_URL] => /normative/ => /normative/zakon/federalnyy-zakon-238-fz-o.php [~DETAIL_PAGE_URL] => /normative/zakon/federalnyy-zakon-238-fz-o.php => / [~LANG_DIR] => / => federalnyy-zakon-238-fz-o [~CODE] => federalnyy-zakon-238-fz-o => 439 [~EXTERNAL_ID] => 439 => 1c_catalog [~IBLOCK_TYPE_ID] => 1c_catalog => normative [~IBLOCK_CODE] => normative => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => => s1 [~LID] => s1 => => => Array () => Array () => Array () => Array ( => 30 [~ID] => 30 => 22.11.2018 18:04:37 [~TIMESTAMP_X] => 22.11.2018 18:04:37 => 1c_catalog [~IBLOCK_TYPE_ID] => 1c_catalog => s1 [~LID] => s1 => normative [~CODE] => normative => Нормативное обеспечение [~NAME] => Нормативное обеспечение => Y [~ACTIVE] => Y => 60 [~SORT] => 60 => /normative/ [~LIST_PAGE_URL] => /normative/ => /normative/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#.php [~DETAIL_PAGE_URL] => /normative/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#.php => /normative/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => /normative/#SECTION_CODE#/ => [~CANONICAL_PAGE_URL] => => [~PICTURE] => => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => 24 [~RSS_TTL] => 24 => Y [~RSS_ACTIVE] => Y => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N => [~RSS_FILE_LIMIT] => => [~RSS_FILE_DAYS] => => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N => [~XML_ID] => => [~TMP_ID] => => N [~INDEX_ELEMENT] => N => N [~INDEX_SECTION] => N => N [~WORKFLOW] => N => N [~BIZPROC] => N => L [~SECTION_CHOOSER] => L => [~LIST_MODE] => => S [~RIGHTS_MODE] => S => N [~SECTION_PROPERTY] => N => N [~PROPERTY_INDEX] => N => 2 [~VERSION] => 2 => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 => [~SOCNET_GROUP_ID] => => [~EDIT_FILE_BEFORE] => => [~EDIT_FILE_AFTER] => => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья => [~EXTERNAL_ID] => => / [~LANG_DIR] => / => nok-nark.ru [~SERVER_NAME] => nok-nark.ru) => Array ( => Array ()) => => Array ( => Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». => => =>)) 3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Закон был разработан по поручению Президента Российской Федерации Минтрудом России при участии РСПП, общероссийских отраслевых объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, научных и экспертных организаций.
В настоящее время с участием советов по профессиональным квалификациям разрабатывается пакет подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение независимой оценки квалификаций.
Федеральный закон, вступающий в силу с 1 января 2017 года, станет базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.
Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Советы по профессиональным квалификациям наделяются полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации). Центры оценки квалификации проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты. Национальное агентство развития квалификаций формирует и осуществляет ведение информационно-справочного ресурса «Реестр независимой оценки квалификаций».