Положение человека в системе. Общие признаки человека и млекопитающих. Эволюция или внешнее вмешательство

Место человека в системе органического мира

Человек — это общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности.

Человек появился на Земле в итоге длительного процесса развития (антропогенеза).

Все ныне живущие представители человечества относятся к одному виду — Человек разумный (Homo sapiens) , который принадлежит к типу хордовых , подтипу позвоночных , классу млекопитающих , отряду приматов исемейству гоминид .

Отличительными особенностями человека являются:

  • очень крупный (абсолютно и относительно) головной мозг с развитыми областями, отвечающими за членораздельную речь и мышление;
  • изменение пропорций конечностей — удлинение ног по сравнению с руками;
  • S-образная форма позвоночного столба с выраженными шейным и поясничным изгибами;
  • расширенная форма таза;
  • уплощённая в переднезаднем направлении грудная клетка;
  • сводчатая стопа с массивным и приведённым большим пальцем и относительной редукцией (недоразвитием) остальных;
  • полное противопоставление большого пальца кисти остальным;
  • редукция (недоразвитие) волосяного покрова;
  • сильное развитие папиллярных узоров на коже подушечек пальцев кисти;
  • увеличение периода детства.

Хордовые — это тип вторичноротых животных.

Для хордовых характерны следующие признаки:

  • осевой скелет в виде лежащей над кишкой хорды, которая у высших хордовых (позвоночных) замещается позвоночником;
  • спинная нервная трубка, лежащая над хордой (трубчатая центральная нервная система), из которой развиваются головной и спинной мозг;
  • парные метамерные (сегментарные) жаберные щели в стенке глотки, имеющиеся в течение всей жизни (у первичноводных хордовых) или на определённой стадии развития (у наземных хордовых).

Млекопитающие , или звери, — это класс животных, относящихся к подтипу позвоночных типа хордовых. Человек, являясь представителем млекопитающих, имеет все основные признаки, характерные для этого класса:

  • молочные железы ;
  • волосяной покров ;
  • кожные железы (сальные и потовые);
  • четырёхкамерное сердце с левой дугой аорты ;
  • семь шейных позвонков с видоизменёнными первым (атлант) и вторым (эпистрофей) позвонками;

  • гетеродонтные (разные по строению) зубы , среди которых можно выделить резцы, клыки и коренные зубы;
  • три слуховые косточки в полости среднего уха и развитое наружное ухо ;
  • губы , в толще которых расположены мышцы;
  • слюну, содержащую ферменты ;
  • диафрагму , разделяющую грудную и брюшную полости;
  • лёгкие , построенные из альвеол ;
  • эритроциты, лишённые ядер ;
  • гортань с голосовыми связками ;
  • веки с ресницами.

Приматы — это отряд высших плацентарных млекопитающих. С большинством приматов человека сближает ряд общих признаков:

Пятипалая конечность — это принцип строения конечностей наземных позвоночных, в том числе общий план строения конечностей млекопитающих и человека. В процессе эволюции отдельные детали строения конечностей могут изменяться, но общий принцип остаётся неизменным.

  • плоские ногти на пальцах кистей и стоп;
  • наличие папиллярных узоров на ладонях и подошвах;
  • слабое развитие органов обоняния, хорошее — органов слуха и зрения ;
  • сходство ДНК (у человека и шимпанзе около 90% сходных генов);
  • строение мимической мускулатуры.
  • низкая плодовитость, компенсируемая развитой заботой о потомстве ;

Человекообразные обезьяны (гоминоиды, антропоиды) — это надсемейство узконосых обезьян , в которое входят семейства гиббоновых (гиббоны), понгид (орангутаны, гориллы, шимпанзе) и гоминид (представители рода Человек и единственного ныне живущего вида Человек разумный).

Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые и позволяют отнести к этому надсемейству человека. Это следующие признаки:

  • крупные размеры тела;
  • отсутствие длинного хвоста;
  • сходная форма ушной раковины;
  • крупный мозг с развитыми бороздами и извилинами;
  • сходное строение зубов, особенно жевательной поверхности («узор дриопитека»);
  • строение внутренних органов;
  • наличие аппендикса;
  • сходные группы крови;
  • сходство в течении болезней, особенно инфекционных.

Наибольшее сходство с человеком обнаруживают представители семейства понгид, особенно шимпанзе (процент сходных генов у человека и шимпанзе достигает 91).

Рудименты (лат. rudimentum — зачаток, первооснова), или рудиментарные органы , — это сравнительно упрощённые и недоразвитые структуры, утратившие своё основное значение в процессе исторического развития (филогенеза).

У человека к рудиментам относят:

  • хвостовые позвонки;
  • аппендикс как орган пищеварения;
  • мышцы ушной раковины;
  • волосяной покров туловища;Аппендикс является рудиментом только как часть кишечника, утратившая пищеварительную функцию, хотя в организме он играет важную роль — является частью иммунной системы
  • третье веко.

Рудименты закладываются во время зародышевого развития, но полностью не развиваются. В отличие от атавизмов рудименты встречаются у всех особей вида.

Атавизмы (лат. atavus — предок) — признаки, появляющиеся у отдельных организмов данного вида, которые существовали у отдалённых предков, но исчезли в процессе эволюции.

У человека к атавизмам относят:

  • наличие хвоста;
  • обильный волосяной покров на теле и лице (гипертрихоз);
  • многососковость;
  • сильно развитые клыки.

Человек имеет очень древнюю эволюционную родословную. В числе все более и более древних предков оказываются: низшая обезьяна, полуобезьяна, низшее плацентарное млекопитающее, примитивное сумчатое млекопитающее, однопроходное млекопитающее, пресмыкающееся, земноводное, двоякодышащая рыба, ганоидная рыба, примитивное хордовое животное типа ланцетника, общий предок ланцетника и асцидий в виде беспозвоночного. В самом же начале животного мира стоят первые живые существа, которые являются, таким образом, исходным пунктом развития и для человека. Человеческая яйцеклетка некоторым образом напоминает об этой первоначальной ступени филогенетической эволюции.

По строению и расположению своих органов человек относится к классу млекопитающих. Наиболее существенные признаки, присущие как человеку, так и млекопитающим, - это млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детеныша молоком. И у человека, и у животных единые звенья тканевого обмена веществ, сходным образом осуществляются рост и индивидуальное развитие, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода и др. Максимальное сходство человека обнаруживается с представителями семейства человекообразных обезьян, или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном.

Почти невозможно отличить зародыши человека, приматов и других позвоночных животных на ранних этапах развития. У эмбриона человека образуются хорда, жаберные борозды, жаберные дуги и соответствующая сеть кровеносных сосудов подобно тому, как это имеет место у древнейших акуловых рыб. Некоторые особенности «рыбьей стадии» развития могут проявиться у человека в виде атавизмов. Пример - шейные фистулы, сообщающиеся с глоткой. В процессе эмбрионального развития у человека появляется, а затем исчезает, ряд других подобных признаков, но некоторые из них сохраняются в виде рудиментов, указывая на явную связь с животным миром. К их числу относятся: копчик - остаток хвоста, выраженный в позвоночнике эмбриона в возрасте 1,5-3 месяцев внутриутробного развития, наружный волосяной покров, червеобразный отросток слепой кишки, подкожные мускулы, которые развиты у человека только на лице и в виде рудимента имеется подкожная ушная мышца и др. Всего у человека насчитывается более 90 рудиментов.

От пресмыкающихся человек унаследовал ряд признаков, которые обнаруживаются преимущественно в утробный период, например, в развитии головного мозга, строении и характере причленения конечностей у плода нескольких месяцев.

Характер распределения волос на теле плода группами - по три и пять штук в известной степени соответствует способу расположения чешуи на кожном покрове древних рептилий, послуживших предками млекопитающих. В числе более поздних предков человека были древние млекопитающие, о чем свидетельствует еще большее количество фактов. Так, головной мозг человеческого плода на ранних ступенях развития своей гладкой поверхностью и примитивностью строения сильно напоминает мозг современных низших млекопитающих (эти особенности унаследованы человеком, вероятно, от их мезозойских форм).

О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют и другие примитивные черты, обнаруживающиеся в его онтогении. Например, у человеческого шестинедельного зародыша формируются зачатки нескольких пар молочных желез вдоль млечных линий. По всему телу (кроме ладоней и подошв) развивается довольно густой, хотя и мелкий волосяной пушок. В ротовой полости на мягком небе образуются заметные валики, в ярко выраженной форме столь характерные для обезьян, хищных и других млекопитающих.

Подобная форма наружного уха свойственна человеческим плодам в возрасте 5 -6 месяцев и наследуется, очевидно, от ископаемой низшей обезьяны, в некоторых отношениях сходной с макаком и составляющей одно из звеньев нашей родословной. В случае неполной завернутости завитка раковины на его верхнебоковом участке образуется маленькое кожное разрастание в виде бугорка, получившего название «дарвинова».

К числу атавизмов от стадии млекопитающих относятся также: необычайно сильное развитие ушных мышц, позволяющее человеку двигать ушной раковиной; развитие морганьевых желудочков гортани на глубину свыше 1 см; лишние молочные железы, или соски; зачатки некоторых лишних зубов; чрезмерно сильная волосатость на теле и лице; хвостик. У каждого человека есть червеобразный отросток слепой кишки, или аппендикс: этот рудиментарный орган является неоспоримым свидетельством, что наши предки на ступени низших млекопитающих обладали довольно длинной слепой кишкой. У некоторых современных млекопитающих, например грызунов, копытных, в слепой кишке происходит энергичный процесс переваривания пищевых масс.

Аппендикс представляет собой один из многочисленных рудиментов человеческого тела. Чрезвычайно характерной особенностью рудиментов как остаточных органов является сильная изменчивость их формы, размеров и строения. Так, при средней длине 8 -9 см аппендикс у человека иногда достигает 20 -2 5 см, как у человекообразных обезьян; он бывает и сильно укорочен, до 1 -2 см, а в очень редких случаях и совсем отсутствует. Будучи богат лимфоидной тканью, особенно в молодом возрасте, червеобразный отросток, по-видимому, соответствует какому-то отделу слепой кишки других млекопитающих, не имеющих аппендикса.

В свое время Ч. Дарвин привел убедительные доказательства филогенетической общности эмоций и способов их выражения, посвятив им отдельное сочинение, тесно связанное с «Происхождением человека». В сочинении «Выражение эмоций у человека и животных», вышедшем в 1872 г., Дарвин с успехом показал, что по чертам элементарной психической деятельности и способам выражения ощущений человек, несомненно, генетически связан с обезьянами. Другой важный вывод состоит в том, что среди человеческих рас психических различий не существует.

Ч. Дарвин в свое время сделал вывод о том, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является непосредственным родоначальником людей. Родословную человека составляет длинная цепь его предшественников, она уходит в глубину времен на десятки миллионов лет, и последним звеном перед первыми людьми была ископаемая человекообразная обезьяна. Неизвестный при жизни Дарвина ископаемый предшественник человека был обнаружен впоследствии, подтвердив научное предвидение ученого.



Урок биологии. 9 класс.

Тема : «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Цели и задачи урока :

1. Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.

2. Сформировать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.

3. Убедить учащихся в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян.

Оборудование :

1. Интерактивное учебное пособие «Эволюционное учение».

2. Модели предшественников человека.

3. Раздаточный материал.

План урока :

1. Происхождения человека, история вопроса.

2. Систематическое положение человека.

3. Доказательства происхождения человека от животных.

4. Эволюция человека.

5. Закрепление знаний по теме.

Ход урока .

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. (Учащиеся высказывают известные им версии происхождения человека). Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

В Книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин приходит к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Распространив на человека основные положения эволюционной теории, Ч.Дарвин проблему происхождения человека ввёл в русло естественнонаучных исследований. Прежде всего он доказал происхождение человека «от нижестоящей животной формы». В книге «Происхождение человека (1871) Ч. Дарвин убедительно доказал, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далёких предков с человекообразными обезьянами.Тем самым человек был включён в общую цепь эволюционных изменений живой природы, протекавших на Земле в течение сотен миллионов лет. Однако Ч.Дарвин этим не ограничился. На основании сравнительно анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека и человекообразных обезьян, он обосновал идею их родства, а, следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка. Так родилась «обезьянья» теория антропогенеза.

Согласно названной теории человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представляющие собой, по мнению Ч.Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий учёный Э.Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом. В 1891 году голландский антрополог Э.Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. За истекшее столетие были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком. Таким образом, справедливость симиальной теории антропогенеза Ч.Дарвина подтвердилась прямыми доказательствами.

Основные группы доказательств происхождения человека от животных:

1. Палеонтологические.

2. Эмбриологические.

Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):

Царство

Животные

Подцарство

Многоклеточные

Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные, или Черепные

Класс

Млекопитающие

Отряд

Приматы

Секция

Узконосые обезьяны

Семейство

Гоминиды

Род

Человек

Вид

Человек разумный

Таково наше положение в системе органического мира.

Человек - представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому родствен рыбам, земноводным, пресмыкающимся и птицам.

Работа с раздаточным материалом.

Работа с интерактивным учебным пособием «Эволюционное учение».

О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Т.Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.

Вспомним понятия «рудименты» и «атавизмы» (запись в тетрадях).

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.

Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.

Сходство человека с животными (запись в тетрадях).

(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)

1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;

2. Сходство зародышей;

3. Наличие рудиментов (копчик, аппендикс, третье веко);

4. Наличие атавизмов (многососковость, волосатость, появление хвоста);

5. Состав крови;

6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)

7. Наличие ногтей на пальцах;

Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные различия, в большей степени обусловленные приспособленностью человека к прямохождению.

Отличие человека от животных (запись в тетрадях) .

1. Вертикальное положение туловища;

2. Способность передвигаться на двух конечностях;

3. Передние конечности приспособлены для хватания;

4. Большой объём мозга;

5. Двойная сводчатость стопы;

6. Умение изготавливать и использовать орудия труда.

Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов, что и организм любого другого живого существа, т.е. из углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством и функционированием клеток, тканей и систем органов.

Организм человека обладает четырьмя важнейшими особенностями, сочетание которых присуще только ему, – это прямостоячий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг.

Прямостоячий скелет позволяет нам, в отличие от других животных, передвигаться на двух ногах. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов.

Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, – при помощи лишь движения глаз.

По сравнению с другими животными, головной мозг человека очень крупный относительно размеров тела. Благодаря мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук.

Просмотр моделей предшественников человека.

Закрепление знаний по теме . Выполнение в тетрадях тестовых заданий из интерактивного учебного пособия «Эволюционное учение». Проверка ответов с учителем.

Фронтальная беседа.

1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.

2. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

5. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

Заключение.

Дискуссия.

Вместе со всем классом обсуждается вопрос: «У кого есть сомнения в нашем происхождении от животных?»

Природа! Человек – твоё творение,

И этой чести у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд.

С. Щипачёв

Домашнее задание . § 44, отвечать на вопросы 1-3, с. 165 – 166. § 45, отвечать на вопросы 1 – 3 с. 170 (вопрос № 3 – письменно).


Ученые называют антропогенезом период с момента появления в Восточной Африке первых предковых форм человека (около 1,7 млн лет назад) и до настоящего времени, а также стараются определить место человека в Итогом этого изучения стало создание целой группы научных дисциплин: антропологии, социальной психологии, соционики, которые рассматривают человека как объект животного мира, учитывая при этом, что он является совершенно уникальным существом духовной природы. В данной статье мы ответим на вопрос, каково место человека в системе органического мира с учетом его дуальности, заключающейся в объединении черт физического и тонкоматериального характера.

Систематическое положение Homo sapiens

Все живые существа, обитающие на нашей планете, имеют строго определенное положение в классификационной системе природы. Давайте рассмотрим, каково же место человека в системе органического мира.

Империя - это главенствующая систематическая категория. Она носит название Жизнь. Затем следует такой таксон, как домен (надцарство). Жизнь включает два надцарства: Прокариоты и Эукариоты. Человек входит в домен Эукариоты (Ядерные организмы). Далее следуют царство Животные, класс Млекопитающие, инфракласс Плацентарные, отряд Приматы, семейство Гоминиды, род Люди, вид Человек разумный. Все живые индивидуумы, входящие в вышеперечисленные таксономические единицы, образуют совокупность, называемую человечеством.

Как доказать животное происхождение человека

Исследования, проведенные учеными-систематиками, подтвердили, что место человека в системе органического мира - это класс Млекопитающие, в который входят также такие таксоны животных, как семейства Кошачьи, Псовые, Рукокрылые, Грызуны, Парнокопытные и т. д. Несмотря на внешние различия в строении, у всех представителей плацентарных млекопитающих, куда входит и человек, есть общие анатомические и физиологические черты. К ним относятся 4-камерное сердце, два круга кровообращения, теплокровность. Общий план строения передних и задних конечностей, а также их поясов у всех животных данного таксона аналогичен анатомическому строению человека. Например, верхняя конечность у всех млекопитающих состоит из плечевой, локтевой и лучевой костей, а также костей запястья, пясти и фаланг пальцев.

Достаточно сходны у человека и плацентарных млекопитающих реакции обмена веществ. Например, расщепление органических соединений под действием пищеварительных ферментов, перенос кислорода эритроцитами, образование мочевой кислоты как конечного продукта деятельности выделительной системы. Общими являются механизмы нервно-гуморальной регуляции жизнедеятельности. Это подтверждает тот факт, что человек в системе органического мира тесно связан с представителями позвоночных животных, входящих в класс Млекопитающие.

Эмбриологические доказательства животной природы человека

Не только результаты исследований в области анатомии и физиологии доказывают, что мы имеем общее происхождение с миром животных. Серьёзным подтверждением такому факту служат исследования в области эмбриологии, изучающей зародышевое развитие позвоночных животных, начиная от надкласса Рыбы и заканчивая классом Млекопитающие. Биогенетический закон, сформулированный и Ф. Мюллером, объединил историческое развитие каждого вида с онтогенезом отдельно взятой особи. Все позвоночные животные, включая и человека, проходят в эмбриогенезе стадии яйца, однослойного зародыша - бластулы и двухслойного зародыша, состоящего из эктодермы и энтодермы - гаструлы.

На ранних стадиях развития все без исключения эмбрионы хордовых имеют жаберные щели, хвост и схожую форму тела. Это служит доказательством того, что место человека в системе органического мира находится рядом с животными. Более того, многие ученые уверены, что все наземные позвоночные произошли от общих предковых форм.

Рудименты и атавизмы

С помощью такой дисциплины, как сравнительная анатомия, вы определите место человека в системе органического мира, так как в строении тела и отдельных органов у млекопитающих можно увидеть четкую связь. Например, аппендикс - это рудимент, подтверждающий, что общими предками для нас являлись травоядные формы животных. И хотя он потерял свое значение в пищеварении человека, продолжает выполнять важную роль в расщеплении клетчатки у парнокопытных и других растительноядных животных. Такой рудимент, как третье веко, не выполняющее никакой функции в человеческом органе зрения, играет большую роль у позвоночных класса Пресмыкающиеся, например у змей.

Рудиментарными являются у человека ушные мышцы, поэтому ушная раковина практически неподвижна. Зато у отряда хищных эта группа мышц развита особо хорошо, что обеспечивает им защиту и ориентацию в окружающей обстановке.

Атавизмы: появление хвоста, многососковость, обильное развитие волосяного покрова на лице и других частях тела - указывают на место человека в системе органического мира с учетом его животного происхождения.

Анатомические особенности, связанные с прямохождением

Феномен вертикального положения тела повлек за собой появление определенных особенностей в анатомическом строении организма человека. Например, S-образная форма позвоночника, повышающая гибкость и смягчающая удары и встряски при ходьбе и беге, чашевидная форма таза, в которой располагаются внутренние органы, особое строение стопы - она имеет свод, обеспечивающий амортизацию и защиту нижних конечностей при ходьбе. Все названные признаки присущи только человеку и не встречаются ни у одного вида животных. Это указывает на особое современное место человека в системе органического мира, отделяющее его от других представителей царства Животные.

Социальные факторы эволюции человека

Прямохождение сыграло важную роль в становлении человеческого индивидуума. Верхняя конечность - рука - освободилась от функций передвижения и стала использоваться для выполнения тонких и сложных операций: письма, трудовых действий, игры на музыкальных инструментах и т. д. Умение добывать и использовать огонь как для защиты, так и для приготовления термически обработанной пищи окончательно отделило представителей вида Homo sapiens от остальных животных и обозначило исключительное место человека в системе органического мира.

Развитие мышления и речи

Применение искусственно созданных орудий труда и жизнь в примитивных сообществах повлекли за собой формирование качественно иной сигнальной системы, отличающейся от «языка животных». Усложнение межнейронных контактов в левом полушарии и лобной доле (зоны Вернике и Брока) обеспечило активизацию участков понимания и моторики речи. Способность к сложным мыслительным операциям: анализу, синтезу, абстрагированию - стала результатом эволюции человека - антропогенеза. Он привел к формированию современного Человек разумный.

Антропогенез и дуальная природа человека

Являясь частью живой природы и подчиняясь её эволюционному развитию, человеческое общество в целом, как и каждый отдельный его индивид, является отражением его социальных отношений, сложившихся в результате исторических и религиозно-культурных особенностей различных человеческих популяций. Такая научная дисциплина, как социобиология, являющаяся, по сути, компиляцией генетики, социологии, биологии, психологии, пытается увязать в единое целое постулаты естественного отбора, действующего в живой природе, с такими чисто человеческими явлениями, как альтруизм и культура. Они являются доминирующими в поведенческих реакциях человека и обуславливают его коренное отличие от рефлексов и инстинктов животных.

Человечество и его общественная модель

Объективно оценивая роль биологической составляющей в эволюции человека, а также учитывая тесную связь с живой природой, необходимо помнить, что все вышеприведенные факты доказывают, что биологический вид Homo sapiens на протяжении всего антропогенеза формировался согласно законам развития человеческого общества, которые изучают социология, обществоведение, психология. Связь человека с животным миром четко прослеживает такая наука, как биология. Место человека в системе органического мира уникально, так как именно он является дуальным существом.

Об этом говорят все известные духовно-философские теории, возникшие в Древнем Вавилоне, Греции и Римской империи. Они трансформировались и сформировались как идеи основных религий мира: иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Самые крупные очаги мировых цивилизаций возникли на основе общественно-экономических взаимоотношений. Благодаря им появилась и сформировалась особая форма жизни на Земле, называемая человечеством.

Вспомните!

Назовите общие признаки представителей типа Хордовые; класса Млекопитающие.

Данные сравнительной эмбриологии и анатомии человека и других животных позволяют четко определить, что по критериям зоологической систематики вид Homo sapiens (Человек разумный) относится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды (рис. 144).


Рис. 144. Систематическое положение человека в отряде приматов

Рассмотрим те свойства и признаки, на основании которых мы занимаем это положение в системе органического мира.

Данные сравнительной анатомии. Вряд ли кто-то будет оспаривать нашу принадлежность к определенному царству и подцарству. Мы двусторонне-симметричные многоклеточные животные и по этим признакам подобны всем червям, членистоногим и хордовым.

Для человека, как и для всех представителей типа Хордовые, характерны общие черты организации, не встречающиеся у других типов.

У зародыша человека есть нерасчлененный на сегменты внутренний осевой скелет – хорда. Наши нервная и пищеварительная системы закладываются в виде двух трубок, лежащих с разных сторон от хорды. На ранней эмбриональной стадии развития передний отдел пищеварительной системы человека – глотка – пронизан жаберными щелями, которые в дальнейшем исчезают, причем одна из них дает начало слуховому проходу и евстахиевой трубе. Кровеносная система человека замкнутая, и сердце находится на брюшной стороне тела.

Тип хордовых делят на три подтипа, а подтип позвоночных, в свою очередь, объединяет шесть классов. Перечислим признаки, которые роднят нас с другими представителями класса Млекопитающие: костный позвоночник, замещающий хорду; семь шейных позвонков; две пары конечностей рычажного типа; наличие костного мозга (у птиц кости полые); волосяной покров; потовые и сальные железы кожи; молочные железы; хорошо развитые губы и мускулистые щеки; диафрагма; три слуховые косточки среднего уха (у птиц и рептилий – одна); ушная раковина; четырехкамерное сердце, два круга кровообращения и одна левая дуга аорты; безъядерные эритроциты (у всех остальных классов позвоночных – ядерные); альвеолярные легкие. Кроме этих морфологических признаков следует отметить, что для всех млекопитающих, и в том числе человека, характерны такие прогрессивные черты организации, как высокое развитие центральной нервной системы, особенно коры больших полушарий; многообразные приспособительные реакции и сложное поведение; интенсивный обмен веществ и совершенная терморегуляция. Внутриутробное развитие и питание зародыша через плаценту характеризует нас как представителей подкласса Плацентарные. Необходимо отметить, что все перечисленные морфологические признаки, общие для человека и остальных млекопитающих, являются гомологичными, т. е. имеют одинаковое происхождение.

Общими признаками человека и остальных представителей отряда Приматы являются следующие: конечность хватательного типа (первый палец кисти противопоставлен остальным); наличие ключицы, что обеспечивает высокую подвижность руки; расширенные конечные фаланги пальцев с ногтями; зубы трех типов – резцы, клыки, коренные; высокое развитие полушарий головного мозга; размножение в течение всего года; наличие одной пары молочных желез; рождение обычно одного детеныша и длительный уход за ним; сложная организация отношений между особями и высокий уровень развития высшей нервной деятельности.

О родстве человека с животными свидетельствуют также многочисленные рудименты и атавизмы, которые известны практически для всех систем органов. Рудименты – это недоразвитые органы, которые практически утратили в процессе эволюции свои функции. Их наличие указывает на родство человека с более низкоорганизованными позвоночными животными. Примерами таких рудиментов являются мышцы ушной раковины, хвостовые позвонки (копчик), остатки мигательной перепонки глаза, червеобразный отросток слепой кишки. Атавизмы – это признаки, которые некогда существовали у наших предков, в дальнейшем были утрачены, но гены, отвечающие за их развитие, еще сохраняются и при определенных условиях вызывают образование этих древних признаков. Яркими примерами атавизмов являются волосяной покров на лице, наружный хвост, лишние пары молочных желез, перепонки между пальцами (рис. 145).


Рис. 145. Атавизмы человека

Данные сравнительной эмбриологии. Кроме данных сравнительной анатомии весомыми доказательствами происхождения человека от животных являются результаты сравнительного изучения онтогенеза человека и животных.

Индивидуальное развитие человека, как и остальных животных, размножающихся половым путем, начинается с образования зиготы. В двухнедельном возрасте у эмбриона человека прослеживаются признаки рыбообразных предков: двухкамерное сердце, жаберные щели, хвостовая артерия. Позже в строении эмбриона можно наблюдать черты, унаследованные от земноводных: мигательная перепонка во внутреннем углу глаза, плавательные перепонки между пальцами. У шестинедельного зародыша есть несколько пар молочных желез, закладывается хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. Гладкая поверхность больших полушарий и сплошной волосяной покров у плода человека указывают на родство с примитивными млекопитающими. Таким образом, основные черты эмбрионального развития человека четко определяют его животное происхождение.


Рис. 146. Человекообразные обезьяны

Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян. С человекообразными обезьянами люди имеют много общих признаков, например таких, как большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры и сходная структура черепа (рис. 146). Шимпанзе, гориллы, орангутаны имеют хорошо развитый головной мозг, особенно его лобные доли, большое число извилин в коре больших полушарий. Кроме морфологических признаков о нашем близком родстве свидетельствуют и другие данные: мы похожи по резус-фактору и группам крови (АВ0), мы болеем одними и теми же «человеческими» болезнями. Беременность и гориллы, и человека составляет около 280 дней.

Эволюционное родство организмов можно определить, сравнивая их хромосомы . Чем больше сходство между нуклеотидными последовательностями ДНК, тем ближе родство между видами. Человек и шимпанзе имеют более 95 % схожих генов.

У человекообразных обезьян, как и у людей, высокий уровень развития высшей нервной деятельности, они легко обучаются, у них прекрасная память и богатая эмоциональная жизнь.

В то же время между человеком и высшими приматами существуют коренные отличия. Только человеку свойственно настоящее прямохождение (рис. 147). Благодаря этому человек имеет длинные и мощные ноги, сводчатую стопу, широкий таз, S-образный позвоночник. Гибкая кисть и подвижные пальцы обеспечивают точные и разнообразные движения.


Рис. 147. Скелеты обезьяны и человека

Человек имеет очень сложно устроенный головной мозг, средний объем которого составляет 1350 см 3 (у гориллы 400 см 3). Благодаря развитию структур гортани человек способен к членораздельной речи.

Человек – это биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду.

Вопросы для повторения и задания

1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.

2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

5. Какое значение в антропогенезе имело увеличение объема мозга?

<<< Назад
Вперед >>>