Смета доходов и расходов бюджетного учреждения утверждается. Сметы образовательных учреждений

23.06.2019 Ремонт

Смета – основной документ финансового планирования и важнейший инструмент анализа организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Составление обоснованных и достаточно полных смет обеспечивает прогнозируемость функционирования любой организации (в первую очередь – бюджетной), возможность эффективного государствен­ного контроля за использованием средств государственного бюджета и государственной собственности, соблюдением уставных требований и налогового законодательства и в итоге – законности и стабильности финансовой деятельности образовательных учреждений.

Исполнение сметы расходов влечет за собой договорные и хозяйственные контакты образовательного учреждения с различными предприятиями, учреждениями и организациями по предоставляемым ему услугам и приобретению имущественно-материальных ценностей. Все операции в комплексе называют финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения .

Благодаря составлению, наличию и систематическому анализу исполнения смет руководитель учреждения, утверждающий эти сметы, обладает всей необходимой информацией об объемах и структуре собственной финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому смета становится не только важнейшим инструментом финансового планирования, но и эффективным и незаменимым инструментом внутреннего финансового контроля в учреждении. Кроме того, сметно-финансовая деятельность учреждения – один из первоочередных объектов финансового контроля, показывающий общий уровень финансово-хозяйственной деятельности учреждения, степень ее доступности для внешнего и внутреннего финансового контроля.

Расчеты к смете составляются на основании производственных показателей деятельности школы (других образовательных учреждениях), а также в соответствии с действующим законодательством о порядке расходования средств на выплату заработной платы преподавателях, учебно-вспомогательному и административно-хозяйственному персоналу, стипендии, предос­тавление бесплатного питания, с соблюдением действующих норм расходов по отдельным видам затрат (рис. 3).


Рис. 3. Основные задачи, решаемые при разработке смет в образовательных учреждениях

Основой для определения суммарных расходов бюджетов всех уровней на образование является количество учреждений и предполагаемое их развитие в планируемом году, а также показатели по контингентам детей, учащихся, воспитанников. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социальных функций образовательных учреждений, например, питание школьников, предоставление спецодежды учащимся ПТУ и т.д.

Сметный порядок выделения ассигнований в общем выглядит следующим образом. Вначале учредитель устанавливает для каждого учреждения производственные показатели деятельности (задания, контрольные цифры, госзаказ), с учетом которых формируется смета расходов. Для дошкольных учреждений производственными показателями становятся число воспитанников и групп, для школ – число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования – прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение и т.д. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые показатели, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпуска, отсева в процессе обучения.

Среднегодовые показатели сети и контингентов образовательных учреждений рассчитывают но следующей формуле

где Кср – среднегодовой контингент (сеть учреждении);

К1 – контингент на начало планируемого года;

М1 – число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года;

К2 – контингент планируемого года;

М2 – число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года;

12 – число месяцев в году.

Расчет среднегодовых величин может также производиться суммированием показателей на каждое 1-е число месяца и делением полученной суммы на 12. При расчете среднегодового числа воспитанников по дошкольным образовательным учреждениям этот метод предпочтительнее, так как позволяет более точно определить требуемый контингент.

Габаритные размеры зданий образовательных учреждений (кубатура по внешнему обмеру, площадь) фиксируются в сметах в среднегодовом исчислении. Если в течение планируемого года не предусматривается ввод новых площадей или ликвидация старых, за среднегодовые параметры принимаются данные на начало планируемого года. Если на планируемый год намечается увеличить или уменьшить кубатуру и площади зданий, то их габаритные параметры определяются с учетом этих изменений в среднегодовом значении. Среднегодовая величина рассчитывается по формуле

где Вср – среднегодовые параметры (кубатура, площадь) зданий;

В1 – параметры зданий на начало планируемого года;

В2 – параметры зданий после первого изменения в течение года;

Вn – параметры зданий после последнего изменения в течение года;

М1 – число месяцев функционирования учреждения в планируемом году, когда параметры его зданий соответствовали уровню на начало года;

М2 – число месяцев функционирования учреждения в планируемом году, когда параметры его зданий были на уровне после первого изменения в течение года;

Мn – число месяцев функционирования учреждения в планируемом году, когда параметры его зданий были на уровне после последнего изменения в течение года.

Единый бланк сметы предусматривает общую сумму расходов с распределением ее по отдельным статьям бюджетной классификации. Расходы в смете утверждаются в целом на год с разбивкой по кварталам, в ней указываются источники их покрытия. Смета расходов образовательных учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, составляется директором и экономистом или бухгалтером, которому поручено составить смету. Смета представляется в орган управления образованием по подчиненности (для школ – в районное управление образованием) в установленный срок в двух экземплярах.

При рассмотрении проекта сметы тщательно проверяется правильность определения основных показателей работы образовательного учреждения, необходимость, целесообразность и обоснованность включенных в смету расходов, соблюдение установленных норм расходов. При проверке планируемых сумм расходов на приобретение мягкого инвентаря и учебного оборудования особое внимание обращается на фактическую обеспеченность ими образователь­ного учреждения; при рассмотрении хозяйственных расходов и затрат по капитальному ремонту учитывается действительное состояние школьных зданий, их территориальное расположение и другие индивидуальные особенности. В процессе рассмотрения в проект сметы вносятся необходимые уточнения. После проверки расчетов поквартально распределяются расходы по каждой статье сметы, учитывается сезонный характер отдельных затрат (например, отпускные в летний период, время отопительного сезона и т.д.).

Утверждает смету образовательного учреждения руководитель органа управления образова­нием после утверждения соответствующего бюджета. Утверждение сметы оформляется специальной надписью руководителя органа управления образованием на лицевой стороне бланка сметы расходов. Подпись руководителя скрепляется печатью. Один экземпляр утвержденной сметы направляется образовательному учреждению, второй остается в органе управления образованием.

Сметы на расходы по организации и содержанию вновь открываемых образовательных учреждений составляют непосредственно органы управления образованием, исходя из намеченных сроков их открытия и средних плановых расходов, сложившихся в действующих образовательных учреждениях данного вида на этой территории.

Органы управления образованием в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета представляют соответствующему финансовому органу сводные сметы подведомственных им учреждений (детским садам, школам). Сводная смета объединяет индивидуальные сметы образовательных учреждений.

Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу и образуют тарифный фонд. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы на доплаты за дополнительные виды работы и надбавки за высокое качество работы.

Фонд заработной платы учителей определяется, исходя из количества педагогических ставок и средней ставки преподавателя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют определить общую сумму фонда заработной платы преподавателей за один месяц. Исходя из этих данных и числа классов (групп) по уровням образования на 1 января и 1 сентября, рассчитывается средняя ставка преподавателя в месяц и фонд заработной платы за месяцы текущего и нового учебного года, приходящиеся на планируемый финансовый год.

Фонд заработной платы учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется на основе штатного расписания образовательного учреждения и установленных должностных окладов.

Следующая экономическая статья расхода по любому образовательному учреждению – «Начисления на заработную плату». Расходы по этой статье связаны с уплатой Единого социального налога. Размер расходов определяется путем умножения общего фонда оплаты труда на установленную ставку налога 26%.

При определении необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов рассчитываются расходы на питание. Объем ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней посещения занятий в год одним ребенком, установленной дневной нормы питания. В школах отдельно определяются расходы на учащихся, посещающих группы продленного дня.

Кроме того, должны рассчитываться канцелярские и иные хозяйственные расходы.

Значительное место в затратах на содержание учреждения занимают коммунальные платежи: отопление, освещение, водоснабжение. Расчетный объем средств зависит от объема и площади помещений, от условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. При этом рассчитывается кубатура отапливаемых помещений.

В городских учреждениях коммунальное обслуживание учреждений обычно осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской местности, имеющим собственное печное или паровое отопление, расходы исчисляются по нормам расхода топлива, с учетом действующих на него цен и продолжительности отопительного сезона.

Затраты на освещение зависят от площади освещаемых помещений, их функционального назначения (классная комната, коридор), тарифов на электроэнергию, а также климатических и географических условий. Ассигнования на освещение помещений определяются по нормам или среднесложившимся удельным величинам расхода электроэнергии на 1 кв. м площади в год.

Расчетный объем средств по прочим коммунальным расходам определяется исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет.

В последние годы из-за систематического недофинансирования расходов образовательных учреждений имеется кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также должны учитываться при планировании расходов на очередной финансовый год.

В сметах образовательных учреждений предусматриваются ассигнования на оплату бесплатно предоставляемых педагогическим работникам квартир и коммунальных услуг. Они складываются из стоимости оплаты квартир, затрат на их освещение и отопление.

Размер нанимаемой жилой площади определяется в соответствии с действующими местными нормами, при этом в расчет принимаются все члены семьи работника. Оплачиваются квартиры в соответствии с их фактической площадью; с работников образовательных учреждений плата за излишки жилой площади не взимается. Расходы на оплату отопления и освещения планируются, исходя из натуральных норм, установленных в данной местности, и тарифов на различные виды топлива и электроэнергии.

В сметах образовательных учреждении предусматриваются и командировочные расходы. Служебной командировкой считается поездка работников по распоряжению руководителя образовательного учреждения на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки сотрудников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не рассматриваются в качестве командировок.

Командировка оформляется приказом по учреждению с указанием пункта назначения, учреждения (организации), куда командируется работник, срока и цели командировки. Время пребывания работника в месте командировки определяется по отметкам о дне прибытия и дне выбытия, проставляемым в его командировочном удостоверении. Если работник командируется в несколько населенных пунктов, отметки о днях прибытия и выбытия ставятся в каждом из них. Приказ о направлении работника в командировку не издается, и командировочное удостоверение не выписывается, если работник должен возвратиться из командировки на место постоянной работы в тот же день. За командированным работником сохраняются место работы и средний заработок за время командировки, включая время нахождения в пути. При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем отъезда считаются текущие сутки, а с 0 часов – следующие сутки. Аналогично определяется и дата приезда. Командированному работнику выплачиваются суточные за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни и дни нахождения в пути. Размер суточных составляет 55 рублей. Кроме того, возмещаются расходы, связанные с наймом работником жилого помещения по месту командировки.

Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются по сельским школам, которые имеют в своем составе интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на значительном расстоянии от места их постоянного жительства. Эти затраты характерны для дошкольных и интернатных учреждений – детских садов, детских домов, школ-интернатов. Планируемые средства зависят от наличия постельных принадлежностей, одежды и обуви; потребности в них; цены продукции.

Аналогично планируются расходы на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвентарем.

По статье «Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования» планируют расходы на закупку всех видов основных средств, служащих более года.

Затраты по статье «Капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения» планируются учредителем по адресной программе ремонтных работ. При выделении средств определяется приоритетность, учитывается техническое состояние зданий и сооружений, составляется проектно-сметная документация.

Экономическая классификация, в соответствии с которой осуществляется планирование и финансирование бюджетных учреждений, утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации от 15.08.96 г. № 115-ФЗ с изменениями и дополнениями. Разъяснения к ней утверждены Приказом Министерства финансов от 25 мая 1999 г. № 38н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и с тех пор изменялись по нескольку раз в год.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы. Вторым уровнем – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов бюджетов образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов государства и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов России и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.

Система классификации показывает те виды бюджетных расходов, с помощью которых государство выполняет свои функции. В целом отрасли «Образование» присвоен шифр (код) 1700, его параметры охватывают девять подразделов в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ – коды 1701–1709. Внутри каждого из них предусмотрено распределение расходов по целевым статьям, показывающим тип учреждения:

1701 – дошкольное образование;

1702 – общее образование;

1703 – начальное образование;

1704 – среднее образование;

1705 – переподготовка и повышение квалификации;

1706 – высшее профессиональное образование;

1707 – молодежная политика и оздоровление детей;

1708 – прикладные научные исследования в области образования;

1709 – прикладные научные исследования в области образования;

Реализация бюджетных расходов связана с усилением контроля со стороны финансирующих органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного образовательного учреждения на основе сметы расходов. Определяет объемы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные по своему характеру расходы по экономическим статьям орган управления образованием в пределах выделенных по бюджету средств на календарный финансовый год.

С введением бюджетной классификации и особенно при переходе на казначейскую систему исполнения бюджетов, образовательные учреждения не могут использовать бюджетные средства по своему усмотрению из-за целевого финансирования расходов.

При проверке сметно-финансовой деятельности бюджетного образовательного учреждения определяется соответствие порядка составления и исполнения смет доходов и расходов основным требованиям. (Приложение 1).

Важный финансовый документ в работе товарищества собственников жилья - грамотно составленная смета ТСЖ. Бланк отражает доходы и затраты, используемые на эксплуатацию и обслуживание общегодома с несколькими жилыми помещениями (ст. 137 ЖК РФ). Представляет интерес, поскольку от состояния всей многоэтажки зависит каждая квартира.

Смета ТСЖ: что это?

Смета ТСЖ отражает движение поступлений и расходование целевых средств. Документ служит основанием для обоснования размера взносов и платежей членов общества, расчета годового бюджета, правомерности конкретных трат. Его отсутствие нарушает ст. 148 ЖК РФ.

Товарищества самостоятельно разрабатывают форму бланка и фиксируют его в уставной документации. Годовой бюджет рассчитывается заранее. Затем происходит его утверждение на общем собрании участников. Составленный план подлежит финансированию в течение следующего отчетного периода.

Первостепенное значение имеет смета расходов ТСЖ. В бланке фиксируются средства израсходованные на определенные цели:

  • модернизация, поддержка должного состояния имущества;
  • расходы, запланированные Уставом общества;
  • пополнение резервного фонда;
  • реконструкция отдельных частей, целого дома.

В каком случае необходима смета ТСЖ

Если деятельность товарищества ограничивается Уставом, источником денежных средств служат взносы владельцев помещений. Отпадает необходимость формировать смету доходов ТСЖ. Финансовые поступления определяются суммой расходов.

Когда присутствуют бюджетные субсидии, согласованная предпринимательская практика, подлежит утверждению образец сметы доходов и расходов ТСЖ. Поскольку прибыль превысит затраты, уменьшаются вложения собственников.

Состояние хозяйственной деятельности товарищества определяется проведением анализа. Данные бухгалтерского учета по фактическим расходам сопоставляются с тратами, регламентированными сметой расходов на год, как нормативным документом. Так выявляется наличие перерасходованных средств. Заново пересматриваются произведенные затраты и исключаются те, которых можно избежать.

Документ помогает избежать недоразумений между участниками. На каждый пункт бюджета имеются подтверждающие платежные документы, доказывающие обоснованность проведенных оплат.

Как составляется смета доходов и расходов ТСЖ

Правлением общества разрабатывается индивидуальная форма бланка «Смета доходов и расходов ТСЖ». Формат удобен для заполнения, фиксирования отчетной деятельности.

Формируется три документа:

  1. Сводный. Отражает траты на модернизацию или реконструкцию здания и подсобных помещений.
  2. Объектный. Заносятся данные по одной единице.
  3. Локальный. Содержит информацию о восстановлении отдельной части дома и прилегающей территории.

Пункты сметы ТСЖ шаблон переходят от простого к сложному. На одной строчке с суммой прописывается источник получения либо адресат для перечисления денежных средств.

Исходные данные:

  • смета ТСЖ на год за прошлые периоды и ее выполнение;
  • остаток материальных резервов на ремонт, содержание собственности;
  • средняя стоимость обслуживания, управления жилым фондом;
  • уровень колебания цен;
  • денежные средства, оставшиеся с прошлого года;
  • технические характеристики эксплуатируемых помещений (функциональное назначение, площадь, этажность).

Источники поступлений:

Приблизительная расходная часть формируется из следующего:

  • приобретение канцтоваров;
  • выдача заработной платы административно-управленческому персоналу;
  • уплата налогов;
  • техническое обслуживание, ремонт, содержание владений;
  • проведение дезинфекции, дератизации;
  • оплата страховки.

Дополнительные траты и резервный фонд ТСЖ

Дополнительно включаются по необходимости траты, несвязанные с обслуживанием общего имущества, при общем согласии собственников. Такой образец сметы расходов ТСЖ не противоречит ст. 145 ЖК РФ.

Если реальные расходы превышают запланированные по документу. Правление товарищества подготавливает корректирующие цифры, созывает внеочередное собрание участников. Новые суммы утверждаются единогласным голосованием.

Формирование резервного фонда помогает избежать недоразумений. Право закрепляется ст. 151 ЖК РФ. Чтобы изменения вступили в силу соблюдается два условия:

  • решение о созданиидополнительного актива принимается на собрании товарищества;
  • осуществляется финансирование уставных целей.

Взносы собственников, использованные на создание резервного фонда, не считаются целевыми. Они включаются в смету доходов ТСЖ образец независимо от выбранной системы налогообложения (ст. 251 и ст. 346.15 НК РФ).

По окончании отчетного периода создается проверочная комиссия, которая проводит оценку выполнения документа (ст. 150 ЖК РФ). Подготовленный отчет заверяется на общем собрании участников товарищества (ст. 145 ЖК РФ).

9 апреля 2013 -

Общие сведения о сметах доходов и расходов ТСЖ (ЖСК).

В соответствии с ч. 3 ст. 148 ЖК РФ правление ТСЖ (ЖСК) обязано составлять сметы доходов и расходов на каждый год.

Сметы утверждаются общим собранием ТСЖ (ЖСК) и служат основой для финансирования в течение календарного года.

Ясно, что основную роль в функционировании ТСЖ (ЖСК) играет смета расходов.

Именно смета расходов представляет собой документ, определяющий правомерность и необходимость осуществления конкретных расходов, связанных с уставной деятельностью.

Если ТСЖ (ЖСК) осуществляет только уставную деятельность, и источником финансирования служат только взносы собственников помещений, то формирование сметы доходов теряет смысл, так как при этом доходы полностью определяются сметой расходов. При наличии предпринимательской деятельности или иных поступлений помимо взносов собственников (например, бюджетных субсидий) утверждаются и смета расходов, и смета доходов. Необходимость сметы доходов вызвана тем, что доходы в этом случае в значительной степени не зависят от сметы расходов. Как правило, в таких случаях доходы превышают предусмотренные сметой расходы, и появляется возможность уменьшить взносы собственников.

При осуществлении расходов бухгалтер ТСЖ (ЖСК) строго руководствуется соответствующими статьями сметы расходов, которые фактически выступают в качестве аналитических счетов. После утверждения общим собранием смета расходов определяет нормативные расходы ТСЖ (ЖСК). Наряду с нормативными в бухгалтерском учете отражаются фактические расходы по смете и выявляются их отклонения от нормативных (экономия или перерасход средств, регламентированных сметой). Это – важная информация, характеризующая состояние хозяйственной деятельности некоммерческой организации.

Поэтому в условиях ТСЖ (ЖСК) смета расходов является элементом системного бухгалтерского учета.

Численно смета расходов должна соответствовать штатному расписанию, сложившемуся в регионе уровню заработной платы работников ТСЖ (ЖСК), и сложившимся в регионе договорным ценам на работы и услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества и на коммунальные услуги (в части коммунальных услуг, потребляемых на общем имуществе). Смета расходов не должна зависеть от уровня и источников доходов или изменяться в зависимости от величины доходов.

Структура сметы расходов.

Смета должна отражать все расходы ТСЖ (ЖСК) в течение года, связанные с содержанием, обслуживанием, сохранением, текущим и капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме.

В смете учитываются как расходы, осуществляемые силами самого ТСЖ (ЖСК), так и расходы по договорам технического обслуживания, заключенным со сторонними лицами.

Укрупнено структура сметы расходов должна состоять из следующих частей:

  • Управление (административное руководство).
  • Содержание и обслуживание общего имущества.
  • Ремонт общего имущества.
  • Формирование фондов (резервов).

К расходам на управление относятся:

  • заработная плата персонала управления, выплачиваемая по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • содержание конторы правления (отопление, водоснабжение, освещение, оплата телефона);
  • канцелярские и почтовые расходы;
  • обучение персонала (повышение квалификации, приобретение нормативно–правовых документов и специальной литературы);
  • оплата консультационных услуг;
  • служебные разъезды;
  • приобретение оргтехники, компьютеров, конторской мебели и т.п.;
  • членские взносы коллективного участника союза, ассоциации, клуба;
  • представительские расходы;
  • оплата услуг банка.

К расходам на содержание и обслуживание общего имущества относятся:

  • заработная плата персонала, осуществляющего техническое и хозяйственное обслуживание общего имущества, выплачиваемая по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • начисления на зарплату в фонды социального страхования;
  • расходы по техническому и хозяйственному обслуживанию, санитарному содержанию, сохранению общего имущества, осуществляемыми собственными силами и (или) сторонними лицами в соответствии с договорами;
  • расходы на инвентарь и хозяйственные принадлежности; расходы на материалы; расходы по общедомовым коммунальным услугам;
  • приобретение хозяйственного оборудования;
  • содержание и ремонт основных средств;
  • расходы по страхованию имущества;
  • земельный налог или арендная плата за землю.

К расходам на ремонт общего имущества относятся:

К расходам на формирование фондов (резервов) относятся:

  • отчисления в фонд восстановления и замены основных средств;
  • отчисления в фонд текущего ремонта;
  • отчисления в фонд капитального ремонта;
  • резерв непредвиденных расходов;
  • премиальный фонд;
  • фонд материальной помощи.

Пример сметы расходов.

Статья расходов Расходы в руб.
месяц год

1. Управление (административное руководство), всего:

112000 1397000

1.1. Заработная плата персонала управления

85000 1020000

1.2. Отчисления в страховые фонды

22100 265200
1500 18000

1. Расходы на телефон

1200 14400

1.5. Канцелярские и почтовые расходы

400 4800

1.6. Обучение персонала

500 6000

1.7. Оплата консультационных услуг

2000 24000

1.8. Служебные разъезды

800 9600
1000 12000

1.10. Членские взносы ассациации управляющих организаций

100 1200

1.11. Представительские расходы

1000 12000
258170 3158040

2.1. Заработная плата обслуживающего персонала

102000 1224000

2.2. Отчисления в страховые фонды

26520 318240

2.3. Материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности

500 6000

2.4. Коммунальные услуги по содержанию общего имущества

24000 288000

2.5. Приобретение основных средств

4200 50400
1500 18000

2.7. Оплата услуг банка

1000 12000

2.8. Страхование общего имущества

1000 12000

2.9. Договоры на техническую эксплуатацию общего имущества

700 8400

2.10. Договор на противопожарное обслуживание

1000 12000

2.11. Договор на аварийное обслуживание

15200 182400

2.12. Договор на вывоз ТБО

26750 321000

2.13. Договор на эксплуатацию домофона

6000 72000

2.14. Договор на санитарное содержание общего имущества

5000 60000

2.15. Договор на охрану территории

48000 576000

3. Ремонт общего имущества, всего:

12500 150000

3.1. Текущий ремонт здания

7500 90000

3.2. Текущий ремонт инженерного оборудования

5000 60000

3.3. Капитальный ремонт

10000 120000

4. Формирование фондов (резервов), всего:

54000 728000

4.1. Фонд восстановления и замены основных средств

2000 24000

4.2. Фонд текущего ремонта

10000 120000

4.3. Фонд капитального ремонта

40000 480000

4.4. Резерв непредвиденных расходов

2000 24000

4.5. Премиальный фонд

5000 60000

4.6. Фонд материальной помощи

2000 24000

И т о г о по с м е т е

436670 5433040

Итого сметные расходы на 1 кв.м площади помещений в месяц -

16,80

Ошибки при составлении сметы расходов.

Перечислим наиболее характерные ошибки, встречающиеся в сметах расходов ТСЖ (ЖСК).

1. Иногда в смету расходов включают всю сумму коммунальных платежей: не только связанных с общим имуществом, но и с услугами, оказываемыми непосредственно собственникам помещений.

2. Встречаются случаи, когда в смете не отражают затраты, обусловленные договорами с организациями и (или) физическими лицами на работы и услуги, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества.Смета должна содержать все расходы независимо от того, кем осуществляются функции по содержанию, обслуживанию, ткущему и капитальному ремонту, охране общего имущества и управлению.

3. Ошибкой является включение в смету договорных сумм без НДС. Это бывает следствием простого недоразумения, связанного с привычными операциями отнесения на себестоимость сумм за вычетом НДС. Понятно, что по заключенным договорам надо предусматривать в смете реальные величины будущих платежей, т.е. полные договорные суммы, содержащие НДС.

4. Смету расходов ТСЖ (ЖСК) нельзя «подгонять» под задаваемые показатели, кем бы и для каких бы целей это ни предписывалось. Так, например, в Москве нередки случаи, когда для формирования сметы используется ставка планово-нормативных расходов (в 2009 году она составляют 21,02 руб./кв.м в мес.). В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ планово-нормативные расходы, рассчитываемые исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используются для расчета субсидий, предоставляемых гражданам на содержание и ремонт общего имущества и управление домом. То есть по закону право на субсидию определяет не смета, а максимально допустимая доля планово-нормативных расходов в совокупном доходе конкретной семьи.

5. Составители сметы допускают ошибки, если не включают в число статей сметы средства на формирование резервов (фондов) на ремонт общего имущества (текущий и капитальный), на восстановление основных средств, на восстановление нематериальных активов, а также фонда непредвиденных расходов. Первые три фонда необходимы всегда, а наличие последнего фонда является необязательным, но полезным, т.к. избавляет ТСЖ (ЖСК) от пересмотра сметы в течение года при возникновении перерасхода.

6. Грубой ошибкой являются еще изредка встречающиеся случаи, когда, под воздействием неправомерных указаний налоговых органов, писем Минфина или статей аудиторов, составители сметы облагают общую сумму расходов налогом на добавленную стоимость. Недопустимость представления уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) как деятельности по реализации собственникам работ и услуг неоднократно обосновывалась в печати.

Перед тем, как осуществить какие-либо затраты, практически всегда происходит их планирование. По сути, определение примерных сумм, направляемых на те или иные статьи затрат и является составлением сметы предстоящих расходов. Причем это может касаться как решения повседневных вопросов в жизни человека, так и, в еще большей степени, деятельности предприятий и организаций. Планированием затрат в той или иной форме занимаются практически все.

Определение сметы расходов

Под сметой расходов обычно понимается расчет всех затрат, необходимых для выполнения запланированных работ, выпуска изделия, реализации мероприятий, связанных с достижением намеченных целей организации и других подобных ситуациях. Иногда составление документа выполняется на добровольной основе. Однако, достаточно часто разработка сметы расходов, а также последующее ее утверждение и согласование являются требованием российского законодательства. Например, составление баланса расходов и доходов (являющегося разновидностью сметы расходов) - одно из обязательных условий работы любой некоммерческой организации. Учитывая, что их число достаточно велико, становится понятным, почему вопросу, как составить смету расходов грамотно и максимально точно, уделяется столько внимания.

К числу некоммерческих организаций (НКО) относятся:

  • образовательные (университет, детский сад или школа), культурные (музей, национальный парк или выставка) медицинские (поликлиника, стоматологический центр и т.д.) государственные и частные учреждения;
  • ТСЖ, жилищно-строительные и потребительские кооперативы;
  • организации по защите прав граждан;
  • органы местного и государственного управления;
  • благотворительные фонды и организации;
  • религиозные объединения;
  • подразделения министерства обороны, МЧС и МВД.

Для всех вышеперечисленных организаций необходимо ежегодное составление сметы расходов и доходов, а также итогового документа, содержащего информацию об ее исполнении. Особо строгие требования предъявляются к государственным казенным учреждениям, которые частично или в полной мере финансируются из бюджета. В этом случае четко прописывается вся процедура составления, начиная от сроков разработки рассматриваемого документа и заканчивая требованиями по его утверждению и согласованию.

Область применения сметы расходов

Учитывая большое количество некоммерческих организаций, примеры которых были приведены выше, становится понятным актуальность вопроса грамотного составления смет расходов и последующего их исполнения. Во многом качеством этих процессов определяется уровень и степень контроля над распределением значительной части государственного бюджета. Неудивительно, что наиболее подробно регламентируются и контролируются именно те некоммерческие организации, в финансировании которых присутствуют в той или иной степени бюджетные средства.

Вместе с тем, не следует забывать и о том, что сметы расходов составляются не только там, где присутствует государственное финансирование. В качестве примера можно привести ситуацию, сталкиваться с которой в реальной жизни приходилось практически каждому. Уровень затрат на коммунальные платежи в домах, которых находятся под управлением ТСЖ, определяется, в том числе, и путем составления сметы расходов на будущий год, а также анализа исполнения документа, разработанного в прошедшем календарном периоде.

В этом случае смета расходов должна быть не только максимально точной, что важно для жильцов дома, не желающих переплачивать, но и доступной и легкой для проверки. Не секрет, что некоторые представители коммунальных служб предпочитают умышленно усложнить выполняемые расчеты - так гораздо проще запутать плательщиков и предъявить им большие, чем необходимо, суммы к оплате.

Не менее важной областью применения сметы расходов является их составление в коммерческих организациях, в частности, на промышленных предприятиях любой формы собственности. В этом случае целью оформления документа обычно выступает расчет себестоимости выпускаемой продукции, необходимый для определения цены реализации. Очевидно, что в современных рыночных условиях важность грамотного выполнения этого процесса сложно переоценить.

Пример составления сметы расходов

Как уже отмечалось выше, наиболее высокие требования по составлению сметы расходов предъявляются к бюджетным учреждениям. Поэтому вполне логичным будет рассмотреть конкретный пример именного такого расчета, так как выполнение других вариантов в большинстве случаев значительно проще.

В качестве подобного простого примера можно привести вариант заполненной сметы расходов и доходов некоммерческой организации.

Документ состоит из двух основных частей. В первой из них указаны источники формирования доходов, а во второй - направления их расходования с четким указанием сумм по статьям затрат и реализуемым программ и распределения по кварталам. В результате после изучения сметы создается четкое представление как об основных параметрах деятельности организации на планируемый календарный период.


Как видно из приведенного примера, оформление, согласование и утверждение рассматриваемого документа выполняется в произвольной форме. Гораздо выше требования, предъявляемые при составлении сметы расходов и доходов бюджетным учреждением, бланк и пример заполнения которой приведены ниже.

Нормативными актами четко прописывается форма документа, его структура, а также то, как составить смету расходов таким образом, чтобы это соответствовало действующему российскому законодательству. При этом шапка документа выглядит следующим образом.


Расчетная часть документа состоит из четырех разделов: в первых трех содержатся данные об основных расходах организации, которые суммируются в итоговом четвертом.


В рассматриваемом примере нет затрат по второму и третьему разделу, поэтому итоговый практически повторяет данные первого разделв в несколько измененном формате. Смета расходов подписывается тем, кто ее составлял, проверял и руководителем бюджетного учреждения.