Ребенок разговаривает как будто у него каша во рту. Пюре, гаджеты и каша во рту, или почему дети не говорят. По семейным обстоятельствам

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ. Это речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения. Причиной дизартрии являются разного рода нарушения проведения нервного импульса в мышцы артикуляционного аппарата - губ, нижней челюсти, мягкого нёба, и, чаще всего, языка. При этом в мышцах, не получающих полноценного управления нервной системой, изменяется тонус. Он может быть пониженным, повышенным, пониженным в состоянии покоя и резко нарастяющим в момент начала артикулирования. По этой причине ребенок с дизартрией не может овладеть точной артикуляцией звуков речи, особенно артикуляционно сложных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Наиболее трудно им дается овладение звуками-аффрикатами Ц и Ч, произношение которых требует быстрого переключения артикуляционных действий. Даже, овладев точной артикуляцией отдельных звуков, ребенок зачастую не может сохранить их качество в речевом потоке, может допускать замены одних звуков на другие (например, звук Ш на звук С или наоборот), смешивать звук с разными звуками (например, звук Ш со звуками Ж и С). Нередко такое речевое нарушение сопровождается повышенным слюноотделением и в момент речи изо рта ребенка могут вылетать брызги слюны. Такие дети «проглатывают» окончания слов, «смазывают» окончание фраз, произнося их неразборчиво, на «затухающей» интонации. Все это довольно часто приводит к издержкам овладения грамматическим строем речи. В целом дети с дизартрией, как правило, не любят есть твердую пищу - морковь, жареное мясо, твердые сорта яблок и т.д. В повседневной жизни они не очень организованы - им трудно дается порядок в комнате, одежде. У школьников овладение разборчивым подчерком может занимать долгое время. А все издержки устной речи - замены, смешения звуков, «проглатывание» окончаний переносятся в письменную речь.

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов. В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением. Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!

В настоящее время найти человека, который четко и ясно произносит все звуки и слова, непросто. Конечно, есть люди, которым хорошая дикция дается от природы, но их не так много. Тем, кто хочет, чтобы их всегда понимали, не переспрашивали по десять раз «Что ты сказал?», кто хочет развить речевой аппарат и избавиться от «каши во рту», вполне по силам помочь себе с помощью специальных упражнений и скороговорок для хорошей дикции.

Дикция – это произнесение слов и звуков отчетливо, с правильной артикуляцией. Чаще всего причиной плохой дикции является малоподвижность нижней челюсти, неумение хорошо открывать рот во время разговора.

Заниматься улучшением дикции можно на специальных курсах, группами и индивидуально, с логопедами, а можно и самостоятельно, с помощью скороговорок, направленных на правильное произношение отдельных звуков и их сочетаний. При произношении скороговорок, их множественном повторе, вы через некоторое время заметите, что непослушные ранее звуки произносятся всё легче, речь становится более членораздельной и понятной.

Скороговорки для дикции можно подразделить на «взрослые» и «детские», отличие их – только в смысле. Если скороговорки предлагаются ребенку, то они должны быть понятны, для маленьких детей – проиллюстрированы, а тем детям, кто уже умеет читать, скороговорку полезно записать на бумаге, отметить отрабатываемые звуки и показать их правильную артикуляцию.

А вот какие скороговорки для улучшения и развития хорошей дикции взрослых и детей вы можете разучивать на отработку отдельных звуков.

Звук «Р»:

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
- собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все;
- на дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Дрова вширь двора, дрова вдоль двора. Не вместит двор дров, надо выдворить дрова на дровяной двор обратно;
- королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.

Звук «Л»:
- малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила;
- Ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели;
- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? - Полили лилию. Видели Лидию;
- орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.

Звуки «Б», «П»:
- маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала;
- бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа;
- горят лампы на рампе;
- командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал;
- краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь».

Звук «Ц»:
- целебен сок цветка нарцисса, он исцеляет тела мышцы. Цыгане ценят это средство и лечат этим средством с детства;
- цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»;
- цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец;
- цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Шипящие звуки:
- не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ;
- чижик, щука, три леща чуют чёрта, трепеща;
- в четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно чётко;
- два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке;
- у Фени фуфайка, у Фаи туфли;
- чешуя у щучки, щетина у чушки;
- зажужжала пчела, дожужжалась паука;
- шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шуршат и шарят гроши.

Скороговорки на сочетание нескольких звуков:

Егерь Емеля в ельнике ел ежевику;
- на горе Арарат растёт крупный виноград;
- у осы не усы, не усищи, а усики;
- Елизавета, Екатерина и Яков продавали на ярмарке яркие майки;
- была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру;
- везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, всех в сугроб;
- Майя и Тимофей сидели на скамейке у подъезда и слушали соловья;
- вот сироп, кисель в стакане, это сырники в сметане, апельсины, персик, сливки, и сосиски есть в подливке.

Произнося скороговорки для хорошей дикции существует несколько правил, следуя которым будет проще и легче их усвоить:

Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая;

Произносить скороговорки перед зеркалом беззвучно;

Произносить скороговорки шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны;

Пробовать произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.

Золотое правило хорошего произношения – чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.

10 минут плохого самочувствия могут быть инсультом. Как не пропустить его первые симптомы.

Ишемическая атака - это, по сути, тот же инсульт

Слабость отдельно в руке, ноге или в руке и ноге с левой или с правой стороны может быть одним из первых проявлений инсульта, в том числе из-за кровоизлияния в головной мозг. Иногда возможно полное обездвиживание.

Второй важный признак - нарушение речи (ощущение, что просто тяжело говорить, не двигается угол рта или появляется асимметрия лица) или полная потеря речи. Причем эти симптомы могут то появляться, то исчезать: ослабла рука, каша во рту, а через 10 минут все прошло - и люди расслабляются. И пропускают ишемическую атаку - это, по сути, тот же инсульт! Поэтому звонить в «скорую» нужно сразу, даже если к приезду врачей вы чувствуете себя хорошо. Расскажите, что произошло. При обычном инсульте эти симптомы сохраняются долго. Сердце при инсульте не болит, голова тоже. При инсульте многие годы в сосудах головного мозга происходят изменения, часто абсолютно незаметные.

Инсульт может случиться даже после гриппа

С возрастом возрастает риск получить инсульт. Но в последнее время он угрожает и молодым. Причины банальны: молодежь курит, злоупотребляет алкоголем, имеет избыточную массу тела. «Помолодели» сахарный диабет, артериальная гипертония, мерцательная аритмия, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность. Все это может спровоцировать инсульт. К тому же у молодых есть и прямые причины для инсульта: наследственное нарушение свертывания крови, пролапс митрального клапана. Инсульт может развиться даже после гриппа. Это редкое осложнение после него, но оно случается.

В группе риска также беременные. Основная причина - повышенное артериальное давление и склонность к образованию тромбов. Кроме того, женщины стали рожать в более позднем возрасте, а это тоже фактор риска.

Часто инсульты случаются у тех, кто страдает мерцательной аритмией, когда в полости сердца образуются микротромбы. Отлетая, они могут закупорить сосуды головного мозга. Поэтому при любой форме аритмии надо обязательно принимать препараты, прописанные врачом, чтобы не случилось инсульта. Лекарства (пероральные антикоагулянты) нового поколения на 35% снижают риск развития инсульта и почти на 60% риск осложнения - внутримозгового кровоизлияния.

Нельзя резко снижать давление

Почему это опасно? Если есть артериальная гипертония, то резкое снижение давления так же опасно, как и резкое повышение. При артериальной гипертонии сосуды, как правило, извиты, кровь через них проходит под давлением. Если его резко снизить препаратами, подача крови нарушается. Вот почему опасно бесконтрольно принимать таблетки от давления. Часто нельзя принимать их на ночь. В норме во время сна давление снижается само по себе. Если снизить его еще и препаратами, можно серьезно навредить себе. Поэтому нельзя каждый раз подкладывать под язык таблеточку от давления - разработайте свою схему приема препаратов.

Проблема, о которой мы поговорим в нашей статье, знакома многим родителям. Заключается она в том, что ребёнок «проглатывает» окончания, а то и целые слова, говорит невнятно, будто бы без особого желания. При этом явных дефектов дикции нет: все звуки по отдельности выговариваются, но общая речь – нечёткая. В быту такой дефект называется «кашей во рту». Чем же обусловлено такое явление и как с ним бороться? Попробуем разобраться.

Типичное замечание, которое слышат дети с «кашей во рту», звучит примерно так: «Ну что ты ленишься открывать рот?». Как ни странно, в этом есть доля правды, ведь описанный выше дефект связан, прежде всего, со слабо разработанной артикуляционной системой, включающей в себя работу губ, языка и челюсти. Их то и нужно тренировать в первую очередь, чтобы речь стала чёткой и ясной. Пока ребёнок не пошел в школу, стоит посетить врача, возможно пройти курс лечения у него. Логопед дошкольникам поможет быстрее, чем школьнику. Во-первых, потому что выделить время на занятия проще (уроки учить не надо). Во-вторых, потому что проще исправить дикцию когда она еще формируется, чем испаравлять то, что вошло серьёзно в привычку.

Стандартная артикуляционная разминка начинается с гимнастики губ. Сюда входят такие знакомые всем с детства упражнения, как «трубочка-улыбка», «поцелуйчики», «натягивание губ на зубы». Очень эффективно также упражнение «шторки»: плотно смыкаем зубы, затем пытаемся поднять, будто за ниточку, верхнюю губу. Нижняя губа должна оставаться расслабленной. Затем опускаем вторую «шторку». Все упражнения должны делаться в полную силу: попросите ребёнка попытаться дотянуться губами до противоположной стены, не сходя с места. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, ведь очень важно, чтобы ребёнку были интересны занятия.

После тренировки губ переходите к упражнениям для языка. Можете предложить ребёнку по-разному дразниться, сворачивать из языка трубочки, прилеплять его к нёбу или цокать как лошадь. Цель этих упражнений – научиться управлять собственным языком. Чтобы проверить результат проведённых упражнений, попросите ребёнка менять положение языка под ваши хлопки: допустим, на первый хлопок сворачивать в трубочку, а на второй – расслаблять.

Работа с челюстью – самый сложный и важный элемент артикуляционной разминки, ведь именно этот зажим является самым сложным, и чем старше становится ребёнок, тем тяжелее исправить ситуацию. Чтобы слова произносились внятно, челюсть должна широко открываться. Наработать эту привычку можно разными способами: самыми популярными из них являются речь с пробкой во рту или с орехами за щеками. Также полезно следующее упражнение: руку, зажатую в кулак, нужно подносить ко рту, открывая челюсть, будто хотите откусить кусочек яблока.

Залог успеха артикуляционной разминки состоит в постоянном повторении упражнений. В то же время, они не должны приедаться, потому, как мы уже говорили, не забывайте преподносить каждое задание, как весёлую игру. Когда вы увидите результаты работы над артикуляционным аппаратом, попробуйте ввести в занятия чистоговорки. Их можно использовать по-разному: читать, играя определённую роль, ритмично произносить, отбивая от пола на каждое слово теннисный мяч или совмещать с какими-либо движениями. Можно даже придумать простой танец и исполнять его одновременно с чтением чистоговорки. Таким образом, вы сможете закрепить наработанные результаты и отлично дисциплинировать речь ребёнка.

Хороша лишь та каша во рту, которая до этого была с любовью приготовлена на кухонной плите. Мелкий речевой недостаток может повредить вашему ребёнку в будущим, когда бороться с ним станет уже намного сложнее. Желаем вам успехом в весёлом обучении детей!

Проблемы развития детской речи.

С момента рождения ребенка окружает множество звуков: человеческая речь, шелест листьев, пение птиц, всплеск воды и многое-многое другое. Постепенно взрослея, дети начинают более внимательно вслушиваться в речь окружающих людей и пытаются ее повторить. Не всегда ребенку удается правильно произнести услышанные звуки и слова, поэтому зачастую он прибегает к жестам и мимике с использованием указательных местоимений: там, это, тут и т.д. Родители, умиляясь действиям ребенка, с охотой выполняют его пожелания, не пытаясь заставить ребенка правильно произнести слова .

Во многих семьях взрослые даже стараются подлаживаться к речи своих малышей и, разговаривая с ними, используют неправильное детское произношение слов, надеясь, что ребенку так будет понятнее и легче.

Есть дети, которые смягчают согласные звуки, произнося их неточно, или заменяют труднопроизносимые буквы более легкими для них. При этом возможно, что в одном слове ребенок произносит звук правильно, в другом — пропускает его, а в третьем слове — заменяет другим звуком.

Иногда недостатки речи бывают не слишком заметные, поэтому родители не обращают на них внимания, ссылаясь на возраст ребенка: вырастет — и все само собой исправится.

Однако взрослые должны знать, что возрастные особенности детской речи действительно могут исчезнуть к четырем-пяти годам, но только в том случае, когда они не имеют характера речевых нарушений. Разобраться же в этом и правильно квалифицировать нарушенное звукопроизношение могут только специалисты.

Помните, что всякое отступление от правильного произношения слов у детей дошкольного возраста является речевым нарушением, приводящим к задержке речевого развития.

Ребенок стал первоклассником, задержка речевого развития сразу же становится заметной и негативно сказывается на всем учебном процессе. Дело в том, что правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте имеет огромное значение. Это объясняется тем, что формирование письменной речи происходит на базе устной. Со временем недостатки речевого развития активно развиваются и приводят к стойким нарушениям письменной речи (дисграфия) и специфическим нарушениям устной речи (дислексия).

Как же обидно бывает родителям, когда их ребенок, на которого возлагалось столько надежд, плохо учится. Казалось бы, много времени уделяли подготовке ребенка, тщательно выбрали школу, да и сам малыш кажется умным, интеллектуально развитым, талантливым, а долгожданных «пятерок» или хотя бы «четверок» все нет и нет. И дело, к сожалению, не в придирках учителей — ребенок действительно плохо читает, делает много ошибок при письме, невнимателен на уроках, легко отвлекается, не в состоянии решить совершенно несложную задачу.

Многие родители связывают плохую учебу чада только с его личностными качествами (не выполняет домашние задания, отвлекается в классе, невнимателен, небрежен, ленится, нетрудолюбив и т.д.). К сожалению, в большинстве случаев папы и мамы оказываются не правы, принимая сложные логопедические нарушения, такие, как дисграфия и дислексия, за простую невнимательность или небрежность.

К чему могут привести в будущем эти нарушения? Безграмотное, с большим количеством ошибок письмо, несформированная и неправильная речь, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль и, наконец, что особенно важно, — непонимание причинно-следственных связей. Именно последнее обстоятельство приводит к резким осложнениям при усвоении математических предметов. Постепенно взрослея, подросток бывает практически не способен излагать свои мысли, а следовательно, писать изложения и сочинения, не говоря уже о решении математических уравнений и задач.

Недостатки речевого развития оказывают огромное влияние на процесс психологического развития личности. Дети с нарушенным звукопроизношением понимают, что их речь отличается от речи сверстников, и постепенно становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными и, как правило, замыкаются в себе. Непонимание взрослых раздражает их, и они становятся несколько агрессивными. Неудачи в учебе формируют в ребенке низкий уровень самооценки, вызывают сложности во взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Ребенок постоянно боится насмешек со стороны ровесников. С возрастом все эти процессы у ребенка прогрессируют и выливаются в потерю интереса к обучению и стойкое, осознанное нежелание посещать школу.

Практика показывает, что более половины учащихся начальной школы имеют недостатки речевого развития, допуская в разговорной речи и письме нелепые ошибки. При этом ребята не умеют сконцентрироваться на главном, отличаются рассеянностью и невнимательностью.

Подобными нарушениями страдает большинство детей в возрасте 7—8 лет. Причем у мальчиков это наблюдается в 5 раз чаще, чем у девочек.

К сожалению, в школьной практике выявление у детей таких недостатков, как дисграфия и дислексия, происходит с большим опозданием, где-то в конце второго — начале третьего класса, а иногда и позднее. В условиях школы заниматься речевыми исправлениями практически невозможно. Это связано с тем, что, с одной стороны, не во всех школах есть логопеды, а с другой — школьный логопед не имеет времени серьезно заниматься устранением именно этих недостатков. Бывает и другая ситуация. Родители обращаются к частному логопеду, но предлагаемая логопедом методика работы, включая сухую артикуляцию и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом, оказывается утомительной и неэффективной для ребенка. Папы и мамы должны знать, что не всякий, даже самый лучший логопед может работать с дисграфией и дислексией. Все зависит от индивидуальности ребенка и характера его речевого расстройства. Наиболее эффективные результаты достигаются при работе с детьми до 10 лет и только при регулярных занятиях в течение 8—12 месяцев. Позже коррекция протекает значительно сложнее и, как правило, с меньшим успехом, а само речевое расстройство принимает уже характер стойкого хронического нарушения.

Во всех случаях вне зависимости от возраста ребенка первую и основную роль в процессе коррекции его речевого и психологического развития должны сыграть родители. Присмотритесь, а главное —внимательно прислушайтесь к своему ребенку. Как он говорит, какие ошибки допускает в устной речи или при письме, как ведет себя и т.д. Если ваш ребенок еще не умеет писать и читать, то внимательно проанализируйте его устную речь и в случае возникших у вас подозрений немедленно обратитесь к логопеду и . Если же ваш ребенок уже читает и пишет, просмотрите его тетради по русскому языку и проанализируйте его ошибки по предлагаемым ниже некоторым признакам:

Пропуски букв и слогов — «трва» (трава), «кродил» (крокодил);

Перестановка букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял);

Наращивание слов лишними буквами — «тарава» (трава), «бабабушка» (бабушка);

Недописывание букв — «красны» (красный), «лопат» (лопата);

Слитное написание слов — «наохоту» (на охоту);

Замена одной буквы на другую — «зуки» (жуки), «панка» (банка);

Недописывание мягкого знака — «василки» (васильки), «кон» (конь);

Неумение согласовывать прилагательные с существительными — «пять белый грибы»;

Неправильный выбор падежной формы — «катались на санки».

Нарушение речевого и психологического развития, так же как дисграфия и дислексия, требует обязательной корректировки и устранения.

Существуют специально разработанные диагностические тесты, позволяющие определить у детей 5—6-летнего возраста возможность возникновения у них в будущем речевых нарушений, выяснить причины речевых и психологических задержек и провести профилактические коррекционные занятия, направленные на предупреждение дисграфии и дислексии.

Разработанная методика позволяет решить проблему возможных нарушений чтения и письма еще до начала обучения ребенка в школе. Это поможет ребенку избежать многочисленных ошибок при освоении азов грамоты и правил правописания, облегчит ему учебу в школе и повысит интерес к процессу обучения.

Елена МУРАВЬЕВА,

кандидат педагогических наук