Духовно-нравственное воспитание школьников. Нравственность – это что такое? Проблемы нравственности в современном мире Олицетворяет собой законы духовность нравственность

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с понятием нравственности. Однако далеко не все знают его истинное значение. В современном мире очень остро стоит проблема нравственности. Ведь многие люди ведут неправильный и бесчестный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как этика и мораль? Какое поведение можно считать нравственным и почему?

Что означает понятие «нравственность»

Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность - это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.

У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.

Принципы нравственного поведения

Несмотря на то что нравственность - это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы.

Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы. К примеру, обман близкого человека не является преступлением. Однако, с точки зрения нравственности, тот, кто обманывает, причиняет страдания индивиду, а значит, ущемляет его интересы и поступает аморально.

Значение нравственности

Некоторые люди считают, что нравственность - это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.

На самом деле подобное мнение является ошибочным. Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.

Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.

Нравственность и мораль

Традиционно понятие "нравственность" отождествляют с моралью. Во многих случаях эти слова используются как синонимы, и большинство людей не видит между ними принципиальной разницы.

Мораль представляет собой определенные принципы и стандарты поведения людей в различных ситуациях, выработанные социумом. Иначе говоря, она является общественной точкой зрения. Если человек следует установленным правилам, его можно назвать моральным, если же игнорирует, его поведение является аморальным.

Что такое нравственность? Определение этого слова отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку. Нравственность - довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении.

Современная нравственность и религия

Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений.

В силе остаются классические нравственные принципы, касающиеся ценности человеческой жизни и имущества, помощи и сострадания ближним, осуждения лжи и зависти. Причем теперь часть из них регламентируется законом и уже не может быть оправдана якобы благими намерениями, например, борьбой с иноверцами.

Современное общество имеет и свои нравственные ценности, которые не обозначены в традиционных религиях. Сюда можно отнести необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования, целеустремленность и энергичность, желание добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость. Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым. Современная нравственность делает упор на самосовершенствование человека, преобразование и развитие всего общества в целом.

Проблема нравственности молодежи

Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо.

Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями.

Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность - это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства.

Духовно-нравственное воспитание уже устоявшийся термин для многих. Но часто можно наблюдать, что произнося эти слова люди, вкладывают разное содержание.

Особенно это относится к тем, кто далек от традиционного религиозного мировоззрения и, тем более, к атеистам.

Я думаю, что сейчас все меньше людей, которые думают, что мир только материален и что нет духовного мира. Существуют, конечно, разные представления о духовном мире. Раскрывая понятие «духовности», будем говорить с точки зрения православного вероучения, и основываться на Библии и учении Церкви.

Творя мир Бог сказал: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему». Сотворен человек по образу Святой Троицы Отца и Сына и Святого Духа. В человеке имеются три составляющих: дух, душа, тело.

Из всех живых существ только в человеке отображены Божественные свойства: свобода воли, способность творчества, бессмертная душа.

Часто происходит подмена понятий. Когда говорят, что человек духовный -подразумевают приобщенностьчеловека к культурнымдостижениям, знания, интеллектуальные способности, нравственная добропорядочность. Но это совсем не так. Правильнее же считать, что духовный человек тот, кто в своей жизни руководствуется Духом Божиим. Ведь Бог есть Дух и Он является главным источником,из которого изливается этот Дух или, как мы говорим-благодать.

Если говорить о воспитании, то можно напомнить мысль академика Д. Лихачева, что классическая литература, музыка, живопись, в целом культура, опосредованно воспитывают человека, а религия делает это прямо и непосредственно.

Приведем еще одну цитату Д. Лихачева: «В религиозном духе воспитываются с детства. Не сковывает это свободу людей в выборе религии? Нет, так как отказаться от религии легче, чем войти в большую семью верующих…Воспитывая детей в заветах определенной религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даем им без религиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняетчеловека,аотбогатствалегчеотказаться, чем его приобрести. Религия же - именно богатство. Религия обогащает представление о мире,позволяетверующемуощутитьзначительность всего происходящего, осмысливать жизнь человека,составляетсамуюубедительнуюоснову нравственности. Без религии всегда остаетсясоблазнэгоизма,соблазнзамкнутостив своих личных интересах».

«Если бы Бога не было, Его бы следовало придумать» - говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. Достоевский сказал: «Если Бога нет, стало быть. всё позволено»- подчеркивая этим мысль, что если нравственность отделить от религии, от Божественного начала - она исчезнет.

Человек одновременно принадлежит к духовному и материальному миру, таким его сотворил Бог. Материальный мир нейтрален по воздействию на нравственность человека. А вот духовный мир имеет два полюса: мир Божественный, мир святых ангелов и мир демонический, мир падших ангелов. Известны слова Ф. Достоевского, где он говорит:«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей».

Человек, как свободная личность, стоит перед выбором добра и зла, истины и лжи, святости или греха.

Человек стоит перед выбором Бога как источника истины, добра и святости или диавола как источника лжи, зла, греха.

Является рабом Бога (работает Богу) или рабом диавола (работает диаволу). Эти выбором и определяется нравственность человека.

Все мы,крещенные в православной вере, носим имена святых. Святые были такие же, как и мы люди, но за свою устремленность к Богу, через борьбу со страстями и грехом, с помощью Божией достигли определенной степени духовного совершенства, которую Церковь называет святостью. Именно они, в первую очередь, могут называться духовными людьми. Но не только они. Из вышесказанного можно сделать вывод:

Духовный человек имеет внутреннею мотивацию жить по закону Божию, он стремится к Богу, имеет желание соединиться со Христом-это для него цель жизни.

Духовность то, что чаще всего, сокрыто от внешнего взора, внутренняя мотивация, приближение к святости (хотя еще и не достижение ее). Духовность напрямую связана с совестью, как голосом Божиим в человеке.

Чем же понятие духовности отличается от понятия нравственности?

Нравственность-это правильное отношение к окружающему миру, это способ поведения, это более сфера внешней деятельности. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12)».

Нравственность является необходимым, но еще не достаточным условием восприятия Бога.

Нравственность не самоцель, а она лишь служит, является условием и средством приближения к Богу, к Христу, условие Богообщения.

Нравственность без духовности - это дом, построенный на песке. Подуют сильные ветры, налягут воды, и этотдом разрушится - говорится в известном месте Евангелия.

Истинная нравственность, стремящаяся к духовности, невозможна без подвижничества, без борьбы со своими страстями и пороками, без очищения сердца и ума. Идеалом и критерием этого очищения являются евангельские Заповеди блаженств.

Многие же часто ориентируются на несколько ветхозаветных заповедей - не убий, не кради, не прелюбодействуй…- и считают себя в целом людьми нравственными, если не нарушают этих заповедей и не совершают грубых грехов.

Если человек не здоров, у него частой темой для разговоров будет здоровье. Когда я ощущаю в себе отсутствие или недостаток духовности, я буду говорить об этом, буду озабочен этим. И наоборот, кто не чувствует себя больным (духовно) ему и не хочется говорить о духовности. По словам А.С. Пушкина: «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой».

Главная цель воспитания - это соединение человека с Богом, очищение в себе образа Божия и уподобление Ему.

Воспитание - это формирование правильных понятий о глобальных взаимоотношениях между Богом, вселенной, человеком, а также взаимоотношений между людьми - чем и определяется весь строй жизни человека.

В процессе воспитания необходимо давать человеку мировоззрение, то есть целостную картину мира.

Необходимо раскрыть основные понятия:

О смысле бытия Вселенной;

О смысле жизни и цели существования человека;

О принципах добра и причинах зла;

О справедливости, свободе, любви, смерти.

Без религиозного содержания получается обезбоженная нравственность. В лучшем случае она представляетиз себя философию и этику, а в худшем - светскую этику или просто этикет. Как говорит Патриарх Кирилл: «Светская этика - это предмет по сути атеистический, это атеистическая мораль».

В заключении. Что мы можем сделать,находясь в рамках образовательного учреждения? У многих на слуху устаревшие штампы типа: «Церковь отделена от государства», у нас «светское образование». К сожалению, светским многие еще считают советское, то есть атеистическое. Однако, на основании новых законов мы имеем: свободу совести обучающихся, педагогов, свободный выбор и выражение своих взглядов, в том числе и религиозных. Также по просьбе родителей администрация дает возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ - здесь имеется ввидутерритория школы. Главная цель и достоинство человека - это служение Богу и ближнему, а не потребление. Человек должен быть соработником Бога в устроении этого мира.

Таким образом, если нравственность отделить от религии, от Божественного начала - она исчезнет.

Игумен Кирилл (Скакальский)

Само слово (термин) "мораль" восходит к латинскому слову "mоrеs", которое можно перевести как "нрав", "обычай", "характер". В этом плане слово "нравственность" является своеобразной калькой слова "мораль". И неслучайно и в повседневном общении, и в научной литературе слова "мораль" и "нравственность" употребляют как синонимы. Мораль представляет собой довольно сложное явление. Рассмотрение различных граней этого явления будет осуществляться на протяжении всего курса. Сейчас же попытаемся дать самое первое, во многом предварительное понятие морали для того, чтобы иметь какие-то исходные позиции для анализа последующих вопросов. В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность правил, норм поведения, которые регулируют, направляют действия людей. Но подобное определение выявляет специфики морали, ибо таким же образом можно охарактеризовать и право, и требования санитарии, и правила техники безопасности и др. Следовательно, прежде всего необходимо выделить специфику норм морали. Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Последнего не скажешь, например, о нормах права, в компетенцию которых не входит довольно широкий спектр поступков (например, опоздание на лекцию, бестактность и др.). Во-вторых, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека. Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших, требующих деликатного обращения с окружающими до норм, предельно обобщенных, норм-принципов - уважай старших, не убий, не кради и т. д. Однако представление морали совокупностью норм, правил страдает определенной ограниченностью, ибо, во-первых, сами нормы требуют определенного обоснования, "оправдания" (почему нельзя красть?!), во-вторых, в конкретных ситуациях требования различных норм может вступать в противоречие друг с другом (например, хулиган преследует женщину и просит у встречных сказать, в какую сторону она побежала. Должны ли эти встречные говорить правду, как требует определенное правило? Всегда ли обязан говорить всю правду своему пациенту врач?). Наконец, надо иметь в виду, что возникающие жизненные ситуации бывают столь многообразными, противоречивыми, что на каждый случай нормы не придумаешь, ибо их потребовалось бы "несчетное" множество. Следовательно, в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры - Высшие Ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людёй. Одних мы встречаем с улыбкой, а других - подчеркнуто сухо, холодно. Что же можно отнести к Высшим Ценностям? Очевидно, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное - смерть - с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации - скорее те исключения, которые подтверждают правило. Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей - жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. (Более подробно в последующих лекциях.) Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Быть вежливым может быть и индивид, с ограниченными устремлениями, и даже преступник. Но вести полнокровную, высоконравственную жизнь в состоянии только тот человек, который соразмеряет свои действия и помыслы с Высшими Ценностями. Что такое духовность, о которой в последнее время много говорят? Пожалуй, наиболее четко эту проблему поставило христианство, которое, как правило, говорит о трехчастном строении человека: тело, душа и дух. Душа нередко "обслуживает" тело, устремлена на земные радости, радости общения с природой, другими людьми (душевность). Дух же всегда устремлен к Богу, к Высшему. У истинно Верующего человека, считают религиозные проповедники, дух господствует и над душой, и над телом. Если рассуждения богословов "перевести" на светский язык, то под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.

#нравственность #духовность #общество

«Что толку тебе приобрести весь мир, если ты душе своей навредил?» (Книга Екклесиаста)

Это именно то, что происходит сейчас в нашем обществе - мы приобрели все, а душе своей навредили. У нас есть все мыслимые материальные и социальные блага, а душа стала пустой, грешной, безнравственной, бездуховной. Кризис, наступивший весьма вовремя, притормозил гонку потребления. Социологи пишут, что в докризисные времена среднестатистическая семья в России покупала продуктов в два, а то и в три раза больше, чем это было действительно необходимо.

Народ скупал бытовую технику, украшения, недвижимость и т.д. Материальные блага, комфорт, благоприятное социальное положение в обществе - стали главными ценностями. Поиск истины, совесть, нравственность - истинные - были отодвинуты на задворки общества. В древних буддистских текстах есть такое пророчество: «Наступят времена, когда общество достигнет наивысшего уровня эгоизма и бездуховности». Эти времена наступили. Эгоизм идет рука об руку с все возрастающим материальным потреблением, а замена духовных ценностей материальными создали бездуховный фон в обществе.

Посмотрите вокруг: , которая всегда духовна, заменена сексуальностью, бьющей вокруг, как грязный фонтан воды из-под земли. Сексуальность льется с экранов телевизоров, компьютеров, кинотеатров, концертных залов. Она во всем - в манере одеваться, вести себя в обществе, в поведении, в способах знакомства. А где слишком много сексуальности, там всегда в обществе увеличивается безнравственность. Однажды известный в Москве психолог давала интервью, в котором рассказывала, что чаще всего к ней приходят на консультацию молодые пары, прожившие в браке пару лет. Когда она начинает расспрашивать, почему в их молодой семье возникли проблемы, вырисовывается следующая картина.

Как правило, их основные занятия: секс, телевизор, компьютер и еда. И больше ничего…. Через год такой жизни, молодые уже не могут смотреть ни друг на друга, ни на телевизор. Уважительное отношение в обществе сменилось пренебрежением. Перестали уважать тех, кто умнее и опытнее, профессиональнее и интеллигентнее. Зато в обществе в культ возведены такие понятия, как «гламур», «cool», «крутой». Не уважают стариков, продолжительность жизни в стране снизилась, смертность людей преклонного возраста возросла, и они в поношенной одежде стоят в очередях в сберкассах и ищут акции по магазинам, чтобы купить макароны дешевле.

Не уважают детей, чьи неокрепшие души нуждаются в особом отношении. Их не воспитывают с терпением, а орут, поминутно одергивая. Мелькнула в Интернете небольшая заметка, что смертность младенцев до года за последние годы в России выросла вдвое. Откройте любой новостной портал в Интернете, оттуда на вас польется поток ужасной информации: в этом регионе России пьяный милиционер выкинул из окна жену и маленьких детей, в том регионе пропали девочки-школьницы - найдены убитыми, а где-то целая группа мальчишек ушли из дома и не вернулись - через неделю были обнаружены мертвыми в канализационном люке.

Трагичный перечень можно продолжать очень долго. Возьмем для примера Москву, этот огромный мегаполис, который моя дочь грустно назвала «городом, который выжигает сердца». TripAdvisor, американская консалтинговая компания, проводящая исследования в сфере туризма, составляет рейтинги крупных городов, которые основаны на мнении туристов, побывавших в них. Итак, Москва находится на 3 месте в категории «наименее дружелюбный город» и на 3 месте «самые плохо одетые жители». Компания Gallup проводила в течение 5 лет (2005-2009 гг.) в 155 государствах опрос, с целью выявить «самую счастливую страну» в мире. Респондентов просили оценить по 10-бальной шкале, насколько они довольны жизнью в своем государстве.

В это понятие входило: чувствуют ли люди себя уважаемыми, интеллектуально востребованными, здоровыми. Результаты опроса опубликовал сайт Forbes. Россия на - 73 месте, почетно заняв место после Коста-Рики, Бразилии и Панамы. На первых местах - скандинавские страны - Дания, Финляндия, Норвегия. Еще взглянем на статистику первого кризисного 2008 года, согласно которой, Москва - была на 1 месте среди всех столиц Европы по количеству убийств; стояла во главе рейтинга наиболее коррумпированных регионов России; была в двадцатке наиболее грязных крупных городов мира.

Думаю, что фактов приведено достаточно, чтобы создалась наглядная и грустная картина. Москва - центр России, стала одним из самых грязных городов мира, причем, как внешне, так и внутренне. Много роскоши и денег, много власти и шоу. Мало культуры и духовности, нравственности и порядочности. Каждый год в России, в Рождественскую ночь, передают по телевизору торжественное богослужение из Храма Христа Спасителя. Приходят все власть предержащие, самые влиятельные лица в государстве. Я тоже каждый раз включаю это красивое и праздничное зрелище.

Смотрю недолго - полчаса, от силы. До конца досмотреть никогда не могу. Почему так? Затянуто, чересчур пафосно и роскошно. А ведь Иисус Христос не был пафосным и напыщенным. Он мыслил божественно легко, говоря: «Будьте как дети, и тогда войдете в царство Божье». Он учил притчами и аллегориями. И умер на простом деревянном кресте. И когда увидел в храме торговцев, разгневался и стал выгонять их оттуда. А какова нынешняя религия? Не стала ли она похожа на тех же торговцев, торгующих верой человеческой во имя своих интересов?

Я уважительно отношусь к верованиям любых людей, будь то православные, лютеране, иудеи, мусульмане. Могу зайти в любой храм и чувствовать себя в нем комфортно, посидеть на скамье в лютеранской церкви, постоять возле икон в православном храме, прикоснуться к кресту в католическом соборе. Я уважаю веру, как одну из высших истин. К Богу ведет много дорог - и через Любовь, и через творчество, и через культуру, и через веру. Думаю, что любой человек может придти к Богу дорогой веры. Если ему в этом помогает религия, то можно сказать - слава Богу. Но несет ли нынешняя религия свет веры? А может быть, в ней стало слишком много догм и предрассудков? Поддерживает ли она нравственность в обществе? Развивает ли ее? Попробуем разобраться в этом вопросе. За последние два тысячелетия религия претерпела не так уже много изменений. Незыблемость своих норм и правил - это то, что все основные религии мира стараются, во что бы то ни стало, сохранять. Когда пытаешься говорить с кем-то из «святых отцов», то наталкиваешься на стену упрямства и догматизма. Приведу пример из одной своей беседы. Спрашиваю: «А

почему в Святой Троице есть Бог, Святой Дух и Бог-сын? Но ведь Бог и Святой Дух - едины, так может быть, святая Троица должна выглядеть так - Бог - Бог-сын - Бог-дочь?» Вы бы видели, какими испепеляющими взглядами мне на это отвечают, явно сожалея, что времена инквизиции и костров, на которых сжигали ведьм, прошли.

И никто так и не смог мне ответить на это вопрос ясно, умно и не бросаясь цитировать Библию. Библия - одна из серьезнейших и умнейших книг на Земле, но дошла ли она до нас такой, как и была написана? Думаю, что нет. Библия - это же сборник, каждый со временем что-то добавлял свое и больше всего «своего» добавила наша достопочтимая церковь, перекраивая ее по своим надобностям. Приведу интересные примеры: католическая церковь против предохранения и презервативов.

А в Латинской Америке и Африке - эпидемия СПИДа, от которой презервативы хоть как-то, но защищают. Любые обращения к церкви за одобрением их использования падают в пустоту. При этом представители Ватикана объясняют, что секс должен служить лишь продолжению рода. В этом вопросе церковь не только не идет в ногу со временем, но и способствует невежеству и безнравственности. Еще вспомним недавние скандалы, потрясшие Ватикан, когда ряд священнослужителей обвинили в растлении малолетних прихожан. Конечно, церковь много делает для людей - это и строительство больниц, и оказание помощи малоимущим, и другие благотворительные мероприятия.

Но, положив на одну чашу весов жизни эту сторону церкви и религии, мы должны на другую чашу весов положить и неприглядную сторону. Это будет справедливо. Возможна ли нравственность без религии? Думаю, что да. Духовная нравственность, наполненная светом доброты, культуры и образованности. Я вглядываюсь в различные религии мира и наблюдаю грустные явления. Церкви помнят о проведении обрядов и праздников, соблюдают все церемонии, шьют себе торжественные одежды, расшитые золотой нитью, а в мире с каждым годом увеличивается количество подростков, которые становятся наркоманами. Конечно, с наркоманией очень трудно бороться, она как зараза, расползающаяся по миру. Полностью вылечить от наркомании трудно, труднее, чем от алкоголизма, т.к. необратимо страдает мозг человека, особенно несформировавшийся мозг молодого человека. Но необходимо пытаться! Там, где влияние католической церкви особенно сильно - в странах Латинской Америки, там и находятся основные наркотические рассадники. Мусульманство из одной из старейших мировых религий превращается в воинствующую догму: «Бей, взрывай неправоверных».

Недавно по каналу National Geographic показывали документальный фильм о мусульманстве, о том, как Коран, со специально вставленными фразами, призывающими к насилию, печатают миллионами экземпляров специально для распространения в странах Европы, в России, Америке. Человечество существует не две тысячи лет, а значительно дольше. Такие исследователи, как, например, Эрнст Мулдашев, вообще говорят о существовании древнейших цивилизаций до homo sapiens. А у них была нравственность? Несомненно, хотя религии были другие или их не было на каком-то периоде истории вовсе.

Взаимосвязана ли религия с нравственностью? Нравственность должна лежать в основе любой религии и, очевидно, когда религии создавались, так и было. Но со временем, произошли большие перемены и в жизни людей, и в общественном сознании, и в понятии, что же такое «истинные ценности». Нынешние религии уже не борются за нашу нравственность, за наши души. Они борются за власть, за влияние, за финансы, за социальное благополучие.

Альбер Камю писал: «Для нас не секрет, что все церкви против нас… они все претендуют на обладание вечным». Вечным нельзя обладать, как нельзя обладать звездным небом. Церковь стала наместником Бога на Земле, но разве Бог уполномочивал ее на это? Особенно на столь длительное время? Да еще с безраздельной властью над человеческими душами! Для общения с Божественным посредники не нужны. Достаточно прислушаться к своему сердцу. Мне нравится мысль о том, что мы должны научиться ощущать Бога внутри себя, искать пути к Вечности в своей душе. Как это сделать? Думать, читать, учиться. А тем, кто самостоятельно это не может сделать и кто просит: «Открой и мне то, что ты ищешь, мои глаза, увы, слабы», тех учить и помогать им. Это простая мысль и совершенно не новая. Но это единственный путь к познанию и духовному поиску. Один из моих любимых мультфильмов - «Ежик в тумане» режиссера Юрия Норштейна. Недаром, на фестивале анимационного кино в Японии именно этот мультфильм назвали «фильмом всех времен и народов». Это мультфильм не просто о пути ежика, он о наших странствиях к свету, к вечному огню истины. Мы все блуждаем в тумане, встречаем помощь от кого-то или, как надежду, белоснежную лошадь. В этом фильме есть даже понятие Дао и Дзен, столь присущие восточной философии.

Дао - когда ежик стоял в окутывающем тумане, в котором могло скрываться что угодно, а неожиданно упавший сухой лист на ежика - Дзен, момент, который так о многом говорит и который не повторяется, в котором есть красота и неожиданность, есть размышление. Почему я вспомнила этот мультфильм? Он не только о пути к свету и о том, как найти дорогу домой, как выйти из тумана невежества и бездуховности. Он о доброте и красоте, без которой нравственность невозможна.

Ежику все время помогали - то пес принес потерянный узелок, то светлячки осветили путь через темный лес, то «кто- то» в реке вынес его на берег. А как много в этом фильме красоты! Нравственность идет рука об руку с добротой и красотой. Добротой истинной, когда бедной девочке дарят не одну из своих многочисленных кукл Барби, хотя и это хорошо для начала, а свою единственную игрушку. Когда жертвуют своим временем и силами, а не только деньгами. Когда учатся любить бескорыстно, дружить преданно, учиться с интересом.

Красота истинная - красота летящей чайки над морем, а не последней модели автомобиля; красота заката, а не платья, обсыпанного бриллиантами. Философы, социологи, ученые всего мира говорят о том, что наступает новая эра. Человечество уже не может жить по-прежнему, как раньше. Рождаются дети Индиго, которые мыслят по-иному, у которых другой взгляд на мир, новые способности. Мы уже не может игнорировать климатические изменения, которые в скором времени окажут сильное воздействие на все страны мира.

В стороне не останется никто. Перед человечеством встанут следующие основные проблемы: голод, количество и качество продовольствия; климатические изменения и вызванные этим природные стихийные бедствия; проблемы миграции и переселения народов. На фоне этих глобальных проблем нашей цивилизации встает вопрос - насколько будут необходимы религия и нравственность? Человек так устроен, что ему всегда надо во что-то верить. Недаром, все лучшие произведения мировой культуры наполнены идеалами, которым человек подражает, к которым стремится. Вера - это одна из божественных истин. Когда в жизни порой ничего не остается, даже надежды, помочь выжить может только вера. Но соответствуют ли новому духовному уровню грядущей эпохи нынешние религии, наполненные догмами? Думаю, что нет. И если они хотят войти в новую эру, им надо будет меняться либо создавать что-то новое.

Эммануил Кант как-то заметил: «Лишь две вещи в мире достойны удивления: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Звездное небо - за непостижимую тайну и бесконечность красоты и совершенства. А нравственный закон - потому что, это основа человеческого общества, стержень любой личности. Очень важное определение Канта - «нравственный закон внутри нас». Наверное, это лучшее определение нравственности, когда-либо данное. Нравственность - это закон, свод истинных правил, которые любой человек обязан соблюдать.

Мерилом их соблюдения является совесть внутри человека. Когда человек нарушает нравственный закон, он всегда это ощущает - его совесть дает ему это понять. Другое дело, что человек старается заглушить голос своей совести другими, эгоистичными доводами. Если много людей нарушают нравственный закон, тогда в обществе наступают черные времена. Можно сказать, что сейчас они настали, когда бездуховность и безнравственность наложилась на экономический кризис и на природные аномалии, вызвавшие ряд стихийных бедствий.

Основным нравственным законом в прежние века являлись десять заповедей, который, согласно истории, были переданы Богом Моисею, на горе Синай, для того чтобы он научил людей соблюдать их. Перечни данных заповедей в различных религиях отличаются. Богословы спорят, какую из заповедей надо считать первой, какую второй. Например, лютеранская и католическая церковь разделяют 10-ю заповедь на две. Хотя так ли важна в данном случае форма? Может быть, имеет смысл только содержание?

Приведем текст 10 заповедей по Синодальному переводу Библии и взглянем на них глазами современного человека, а не времен Моисея:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Современный человек мыслит по-иному, чем иудеи во времена Моисея. У него - другой кругозор, другое образование, возможность быстрого и любого общения с помощью мобильной связи, получения всевозможной информации из Интернета и телевизора, даже другой словарный запас и манера разговаривать.

И часть заповедей уже не воспринимаются так, как раньше, с прежним почтением и уважением. Более того, многие люди их даже не знают или вспоминают лишь некоторые из них. И если заповеди «не убивай» и «не кради» понимаются быстро и правильно, то заповедь «не прелюбодействуй» воспринимается с любопытством и с вопросом: а что это такое - прелюбодейство? А если это измена, то кому? А если человек не женат или не замужем, а просто встречается с кем-то, как многие нынче, то тогда как? «Не произноси имя Господа напрасно» - к сожалению, многие люди, особенно молодые, не то, что напрасно, а вообще редко обращаются к Богу и пренебрежительно относятся к молитве, хотя это может быть прекрасной возможностью побеседовать с Богом внутри себя. 10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» во многом повторяет 8-ю: «Не кради» и 7-ю: «Не прелюбодействуй», по сути, если вы внимательно в них вчитаетесь, то это одно и то же. Можно, конечно, сказать, что 10-я заповедь - о зависти, но для современного человека это слишком размыто сформулировано.

Нынешние люди мыслят более конкретно, тем более, им непонятно упоминание волов и рабов. 4-я заповедь самая мало осуществимая для нынешних людей: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Современная жизнь такова, что многие работают в субботу и в воскресенье, хотят они этого или нет - в силу профессии, например, машинисты электропоездов, продавцы в магазинах и т.д. Даже если спросить многих женщин, то именно в выходные они начинают мыть, убирать, стирать, готовить, потому что в рабочие дни они работают на службе наравне с мужчинами.

Конечно, если вдуматься в смысл - то, наверное, эта заповедь о том, что мы все погрязли в суете, что нам необходим хотя бы один день в неделю для духовного и несуетного - отдыха, общения друг с другом и детьми, для того, чтобы побыть на природе, почитать серьезную книгу. В любом случае, то, что подходило для людей прежних веков, уже не во всем подходит людям XXI века. И если мы что-то критикуем и отвергаем, то надо и что-то предложить: новый путь, новые способы мышления, новые правила нравственности, духовные и свободные от религии. Кто захочет, может следовать старым заповедям, но кому-то понравятся новые. У человека всегда должен быть выбор.

Нравственность, как основной закон существования людей, будет необходима всегда. Она была востребована тысячелетия назад, будет важна и в будущем.

И, наверное, новые нравственные заповеди должны выглядеть так, чтобы они были более понятны современному человеку с его совершенно иными представлениями о жизни, чем пару тысяч лет назад:

1. Бог - это Любовь, духовная и чистая. Стремись к такой любви. И не возводи на уровень Бога ничто другое - материальное, социальное.

2. Не убивай, ибо жизнь человека - бесценна, не ты ее давал и не тебе ее отбирать.

3. Не воруй, ибо это тебе не принадлежит.

4. Уважай родителей - т.к. они привели тебя в этот мир.

5. Заботься о детях - они идут по твоим стопам и ты в ответе за них.

6. Будь преданным, не изменяй тому, кто любит тебя, и кого любишь ты.

7. Не завидуй, это - ржавчина, которая разрушает душу.

8. Не мсти, т.к. это не только разрушит судьбу того, кому ты мстишь, но и твою.

9. Не обманывай, ложь подобна липкой паутине коварного паука, которая оплетает и тебя, и обманутого.

10.Не проявляй злобы, потому что она унижает, больно бьет по другому человеку и, порой, убивает.

11.Подобное всегда наказывается подобным, помни об этом, потому что, то, что ты отправишь в этот мир, тебе многократно вернется обратно.

12.Люби другого больше, чем себя! И если мы будем подобные нравственные заповеди соблюдать сами, а также учить им своих детей, то у нас есть шанс вернуть в нашу жизнь такое понятие, как «духовная нравственность».

Воспитание в жизни общества

Постоянная убыль народа – это лишь внешнее проявление глубинных болезненных изменений, происходящих в сознании современных русских людей. Такое происходит, когда народ теряет волю к жизни, забывает о воспитании – о естественном для каждого здорового сообщества живых существ воспроизводстве и преумножении себя в череде поколений. В человеческих сообществах, отличающихся от просто животных особым качеством – духовностью, и воспитание должно быть прежде всего духовным. Даже телесное питание, особенности кухни разных народов обязательно основываются на каких-то мировоззренческих, как правило, вероучительных представлениях (на целом ряде духовно обоснованных правил воздержания, на пищевых запретах и т.п.). Точно так же телесные упражнения, игры и боевые искусства разных народов коренятся в их духовно-обрядовых преданиях (и если, к примеру, какие-то русские подростки углубленно изучают китайское боевое искусство ушу, то вместе с тем они духовно впитывают китайский пантеизм, воспитываются на нем и образуют из себя, сами того не понимая, некое подобие секты, отсеченной от живого целого собственного народа, и некую, пусть нелепую, прививку к китайскому народному древу).

К сожалению, лишь совсем недавно, на рубеже тысячелетий, губительность исчезновения воспитательного начала из образования и всей культуры осознали на самом высоком государственном уровне, после чего была написана и принята федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». На местах были созданы и выполнены свои подпрограммы данной направленности (например «Патриотическое воспитание населения Новгородской области на 2002–2005 годы»). Сейчас приняты и действуют программы на 2006–2010 годы.

Таким образом, хотя бы в последние годы деятельность Министерства образования определяется стремлением к срочному и всемерному восстановлению воспитательного начала в народном образовании на всех уровнях: от начального школьного до высшего. Правительством России утверждена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Как отметил в 2002 году на Х Международных Рождественских образовательных чтениях В.М. Филиппов, в то время занимавший пост министра образования Российской Федерации, «этот документ подытожил многолетние дискуссии о путях развития обучения и воспитания подрастающих поколений. Образно говоря, он вернул государство в сферу образования, восстановил подвергавшийся непростым испытаниям союз государства и общества в деле просвещения молодежи. Это событие заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл. И вот в чем он состоит. Первое. Воспитание рассматривается в Концепции “как первостепенный приоритет в образовании”. Цитирую конкретнее решение Правительства России: “Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – это формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности”».

Эти общие методологические установки, а также их испытание в ходе выполнения государственной и областных программ патриотического воспитания стали основой для намеченного на 2008 год системного преобразования всей воспитательной работы в сфере народного образования. Ожидаемое обновление существенно затронет содержание передаваемых от поколения к поколению знаний. В частности, с 2007 года обсуждается новая образовательная концепция, согласно которой предполагается введение с 2009 года в очередное поколение государственных стандартов общего образования целой образовательной области «Духовно-нравственная культура»: «Предлагаемые в Концепции решения позволят продвинуться от имеющейся в настоящее время относительной возможности (выделено авторами Концепции. – А.М.) систематического изучения духовно-нравственной культуры общества, в том числе религиозной, приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и традициям своей семьи, народа в общедоступной государственно-общественной (светской) школе – к гарантии такого образования как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса» . Очевидно, что уровнем только среднего образования предполагаемое обновление не ограничится и впоследствии затронет все другие уровни образовательной системы – от дошкольного до высшего профессионального.

Теперь мы заново осознаем простую и очевидную истину: отвлеченных и непременно общеполезных знаний попросту нет, всякое знание добывается благодаря определенному мировоззрению и несет на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз этот заложенный в знании образ бытия способствует образованию человеческой личности, души. Знание является пищей духовной для человека, оно питает, воспитывает душу, усваиваясь ею, становясь своим для нее. В этом и заключается глубинная сущность воспитания как развивающего, образовывающего и образующего духовного питания.

Так что говорить о совершившейся в былые годы утрате воспитательного начала в образовании можно лишь в определенном смысле – в смысле отказа от государственного управления в этой области. На самом деле человек вместе со знаниями в любом случае все равно получает определенную пищу, вот только общество, народ порою не желает следить за этим сверхважным делом, пускает его на самотек, и тут-то воспитание, действительно, может пошатнуться и даже превратиться в нечто противоположное, поскольку вместе с доброй духовной пищей в потоке знаний, не подлежащих проверке опытных людей, может попасться и пища отравленная, злокачественная, то есть и не пища уже, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу (крайний пример такого «воспитания» – обучение детей в преступных сообществах, вследствие чего получаются «хорошие» преступники, но плохие люди).

К счастью, в действительности общественное воспитание народа не может идти совсем стихийно и неуправляемо. Даже в случаях крайнего небрежения оно все равно складывается из более-менее сознательных, хотя и разрозненных действий, предпринимаемых в отдельных семьях ради продолжения рода (а из растущих родов, говорящих на одном языке и верующих в одного Бога, образуется на-род ). Однако гораздо более действенным общественное воспитание оказывается при сознательном, целенаправленном и последовательном воздействии на все общество в целом, и в этом случае особенно важным оказывается подбор духовной пищи. Распознание духовных свойств знания на основе имеющегося у старших поколений опыта как раз и является одной из основных задач воспитания (наряду с добычей самих доброкачественных знаний).

Стремительный возврат в чиновно-государственный язык понятий «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «духовное воспитание», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание» таит в себе опасность омертвления глубинных корневых смыслов этих слов, то есть тех смыслов, которые развивались в течение многих веков нашей народной истории под солнцем Православия, но в XX веке значительно поблекли под воздействием бездуховной власти.

В частности, понятие духовное воспитание в своем полном, не усеченном объеме предполагает веру не только в духовность, бесплотность человеческой души или, если угодно, личности с ее сознанием и сверхсознанием (по словоупотреблению современной науки), но также обязательно и веру в бытие сверхчеловеческих духов, как добрых, так и злых, и, прежде всего, веру в бытие Божиего Духа. При этом надо помнить, что духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому все чаще теперь употребляемое и, казалось бы, громоздкое выражение «духовно-нравственное воспитание» не представляется излишним.

Нравственность

Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности – своеобразного умения и навыка выбирать и совершать в любых жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится , но только то из понравившегося, что в свете имеющегося общественного опыта не губительно, не вредно для жизни и поэтому будет способствовать ее продлению, а значит, и сохранению самой возможности выбирать понравившееся в дальнейшем. Простой пример: если человеку по неведению понравится какой-то красивый, вкусный, но смертельно ядовитый плод и он его съест, то в будущем уже не сможет повторить подобный выбор. Подобно пище телесной, пища духовная несет в себе некий внутренний заряд воздействия на человека, в данном случае воздействия духовного, мировоззренческого, суть которого, в конечном счете, сводится либо к утверждению, либо к отрицанию жизни, то есть либо к нравственности, либо к безнравственности. Всякое мировоззрение, отрицающее вечность и непреходящую ценность частного, неповторимого человеческого существования (разные виды атеизма, пантеизма), по сути, является безнравственным, ибо так или иначе внушает идею конца, пресечения данной частной человеческой жизни. Такое мировоззрение может логически оправдать любой вид насилия над другими и над собой, любой вид самоуничтожения (например употребление наркотиков или прямое самоубийство в обстоятельствах кажущегося жизненного тупика).

Нравственность с ее тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с вероисповеданием , ибо только на основе веры как совершенно особого вида познания можно объяснять целостность и неохватную бесконечность бытия. В жизни каждого народа вырабатывается свой нравственный (или относительно нравственный) взгляд на мироздание в целом. В частности, все основательные научные теории, включая самые современные (не говоря уже о больших древних мифологиях, предшествовавших науке) в той или иной степени опираются на веру в какой-то образ бесконечного бытия. А бесконечность бытия по самой своей сути откликается на любую веру, и вера начинает работать, по жизни доказывать свою истинность, верность (коренной смысл слова «вера» как раз и обозначает самое глубокое и непосредственное соприкосновение с истиной). Вера как таковая есть «осуществление ожидаемого» (Евр. 11: 1) Другое дело, насколько вера нравственна: именно настолько она и продлевается в своем существовании, и народ, исповедующий ее, не пропадает с лица Земли.

Здесь мы подошли к еще одной особенности воспитания: оно является не только нравственным, но нравственным в определенном вероисповедном смысле. И смысл этот различен у разных народов.

Вероисповедный нрав народа образуется, созревает веками, а в некоторых случаях и тысячелетиями. Если эта нравственность сильна, справедлива, истинна, то она способствует продлению народной жизни, а если ложна – пресечению (в данном случае следует говорить уже о впадении народа в губительную безнравственность). История свидетельствует: если какой-то народ попустительствует распространению в своей среде безнравственности (в любых известных и доказанных опытом проявлениях), он начинает слабеть и распадаться. То же самое совершается и в пределах частной жизни каждого человека. Не случайно безнравственность еще определяют как растленность.

Для России государствообразующим народом стали русские, а народообразующей верой – Православие. Что бы ни говорили современные неоязычники, дохристианское язычество славян не породило единого мощного государства (тем более столь обширного, как позднейшая православная держава), как не породило оно и единого мощного народа, скрепленного, связанного в одно целое общей верой в определенное мироустройство. Вера запечатлевается в языке, в словесных понятиях, и единый общепонятный язык становится основою, духовным корнем народа. Язычество не может породить такого единого мощного народа по самой своей сути: оно создает бесконечное множество «богов» – чуть ли не для каждого куста и каждой кочки – и способствует не столько объединению народа, сколько раздроблению на отдельные соперничающие роды и семьи, на обособленные, частные, пораженные тягой к бесконечному раздроблению языки (в этом смысл понятия «язычество»).

Упадок, казалось бы, православнейшей России к 1917 году свидетельствует лишь об одном – об утрате внутренней силы народной веры, о вероотступничестве, которое неуклонно возрастало в течение второй половины XIX века, а постепенное усиление страны после 1917 года свидетельствует о подспудном восстановлении православной веры в народе. И все-таки навязываемая сверху ложная материалистическая вера (глубоко безнравственная и самоубийственная в самой основе своей) не могла питать здоровой народной жизни и создать прочное государство. Чтобы существовать долго, само государство должно поддерживать определенную и притом правильную (верную) веру. Болезненный кризис конца XX века – окончательное доказательство слабости и разрушительности избранного после 1917 года безбожия и в то же время свидетельство прорыва наружу, из-под спуда, глубинной православности, которая, как свидетельствует наша более чем тысячелетняя история, способна при соблюдении своей чистоты возродить и народ, и государство.

Общей закономерностью исторической жизни народов является воздаяние через поколение. Недаром библейский Моисей водил свой народ по пустыне сорок лет: за такой срок можно постом, молитвою и покаянием заслужить землю обетованную, а можно и наоборот – безнравственными поступками обречь дотоле благополучную страну на какие-нибудь казни египетские.

Население, граждане и патриоты

В последнее время заговорили о патриотическом воспитании граждан , а также населения. В связи с этим надо прояснить коренной смысл названных понятий и определить их подлинное соотношение.

Патриотическое воспитание является высоким проявлением доброкачественного общественного воспитания. Как никакой другой вид воспитания оно нацелено на сохранение, воспроизводство и преумножение народа. Эта коренная особенность патриотического воспитания отражается в самом наименовании. Слово « патриотизм» , подобно большинству выражений на «-изм», применяемых для обозначения отвлеченных понятий, является у нас сравнительно новым. Раньше него, со времени Петра I, в русском языке укоренилось слово « патриот», которое является передачей древнегреческого «патриотис» («соотечественник», а оно вместе с «патриос» – «отчий, отечественный, прадедовский», в свою очередь восходит к «патир» – «отец, родитель»). Таким образом, в истоке понятия «патриотизм» содержится представление о самых близких и теплых, воистину семейных отношениях в обществе. Еще до Петра I, в древнерусском языке, возникает свое слово для выражения данного понятия – отчизнолюбие . В первой половине XIX века утверждается близкое, но более широкое по смыслу понятие народности . Само слово «народность», возможно, изобрел кн. П.А. Вяземский в 1819 году в качестве снимка с французского nationalité, во всяком случае, он сам так считал: «Слово, если нужно, оно укоренится… Окончание “ость” – славный сводник» .

Патриот ощущает себя соотечественником, сродником всему народу как большой семье. На этом уровне человеческих отношений стремление к личным выгодам сменяется жертвенностью во имя сохранения и продолжения жизни целого – большой народной семьи, в которой достижения каждого становятся общим достоянием, а общее достояние служит каждому соотечественнику. Как высшее выражение человеческого достоинства патриотизм представляет собой явление исключительно духовного порядка, не имеющее ничего общего с родо-кровными, по сути животными, связями, на основании которых возникают расизм, национализм (с такими частными проявлениями как шовинизм, фашизм, иначе говоря – нацизм). В западноевропейской культуре латинское по происхождению понятие «нации» (nātio – «рождение, род, народ») развивалось в двух противоположных направлениях, стремясь достичь и там и там крайности: с одной стороны, усиливая родо-кровные, языческие корни понятия и переходя, таким образом, в нацизм, с другой – усиливая в нациях общечеловеческие черты, стирая частное своеобразие и переходя через интернациональность к наднациональной безлико-серой «всечеловечности».

Славяно-русский, православный по духовному основанию патриотизм (также как и греко-православный, византийский) нацелен на многоцветное, многонародное развитие рода человеческого в целом. Это исключительно созидательное состояние народного духа, чуждое любому подавлению любого другого народа. В то же время патриотическое настроение духа естественным образом проникает и в родо-кровные отношения соотечественников внутри одного народа, одухотворяя эти отношения. Здесь прямо сказывается не забытое Православием евангельское откровение о предустановленной свыше таинственной духовно-языковой сохранности каждого из возникших в истории народов («языков», по-старославянски) вплоть до конца света и Страшного суда над всеми этими народами (более того, в Евангелии утверждается дальнейшая вечная жизнь этих народов как неких соборных личностей): «Егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей… тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы; и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ; и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю… И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф. 25: 31–33, 46).

Патриотическое чувство неразрывно с желанием рождать и воспитывать детей, пестовать внуков и правнуков не просто на родной земле, но в среде своего народа, своего родного языка и передаваемого этим языком миропонимания, которое в основе своей объединяет соотечественников, не позволяет им ослабляться во внутренних раздорах, помогает ставить и достигать общие жизненные цели. Патриотом нельзя стать без глубокого постижения своего народного языка и без осознания его как именно родного. На таком уровне язык начинает усваиваться вместе с молоком матери, и поэтому подлинному патриоту дóлжно родиться в данном отечестве и получать в нем изначальное воспитание.

Население в широком смысле – это все, кто проживает на данной земле, населяет ее, включая и патриотов. Однако вместе с патриотами проживают и явные не-патриоты. Они обозначаются понятием населения в узком смысле, являясь противоположностью патриотов-соотечественников. Лишенные патриотического сознания насельники, сожители одного места объединяются преимущественно хозяйственной, деловой привязкой к данному месту, причем привязкой не обязательно постоянной. Понятое таким образом население обладает сознанием временщиков, кочевников, наемных работников, подселенцев, которые живут по закону: «Моя хата с краю, я ничего (и никого) не знаю». Мощную прослойку в населении составляют убежденные, сознательные преступники разного рода, образующие безродные или же родо-кровные тайные сообщества. У населения нет сознания своей принадлежности к местному государствообразующему народу, отечеству, родине, нет и любви к этим жизненным данностям. Подселенцы часто осознают себя принадлежащими к какому-то другому, не коренному для данного места народу и сознательно не желают изучать язык коренного народа, тем более признавать его родным и воспитывать на этом языке собственных детей. Такие внутренне замкнутые сообщества поселенцев (включая и прямо преступные сообщества) образуют своеобразные государства в государстве, обычно становясь передовыми, наступающими отрядами других народов, патриотами которых они себя в некоторых случаях осознают.

Вместе с тем среди новых поселенцев всегда находятся люди, искренне желающие включиться в семейное целое коренного народа, остаться на данной земле, в данной стране и воспитывать своих детей, а тем более внуков, на данном коренном языке как уже родном для них. Каждое здоровое государство, каждый полноценный народ приветствует такое пожелание своих гостей и, установив испытательный срок в несколько лет (в каждом государстве свой), награждает поселенцев достоинством граждан как переходной ступени на пути вхождения в состав государствообразующего народа.

Гражданство является знаком включенности в государство, осуществляющее признанную народом власть. Граждане, по коренному смыслу этого понятия, отличаются оборонным сознанием жителей «града», объединенных принадлежностью не просто к определенному месту жительства, но месту своему, дорогому для себя и потому огражденному, огороженному, защищенному. Данное слово образовано от старославянского «град» – огражденное место (по-русски – «город», огороженное место). Понятие восходит к древним городам-государствам (в частности, греческим полисам). В настоящее время понятие «граждане» обозначает признанных, узаконенных обитателей всех населенных мест в составе определенного государства, ограждающего их своею властной и законодательной защитой от внешних враждебных воздействий. Граждане собственно и являются основной силой государства, они объединены стремлением к совместной самозащите от любых внешних угроз, а также желанием внутреннего благополучного развития своего целостного сообщества. Отсюда устойчивое понятие «гражданская оборона» и противоположное понятие «гражданская война» (первое соотносится со здоровым состоянием гражданского сознания, второе – с его болезнью и распадом). Граждане признают свои определенные обязанности перед данным замкнутым сообществом людей, а сообщество в виде государства наделяет граждан определенными правами, преимуществами, которых лишены не-граждане. Граждане должны на определенном, достаточном для общения уровне овладеть коренным государствообразующим языком, хотя и не обязаны признавать его родным. Образованию собственно гражданского сознания способствует гражданское воспитание . Гражданское сознание поддается более точному юридическому описанию по сравнению с сознанием патриотическим, основанным на высших духовных качествах человека: любви, совести, вере, верности.

Патриотическое воспитание может относиться к населению в целом, а может – и к более сплоченным, упорядоченным слоям населения – гражданам и патриотам. В ныне действующей государственной программе патриотического воспитания речь идет о гражданах, а не о всем населении России, хотя и население, еще не получившее гражданство, в целом неизбежно охватывается данным воспитательным воздействием, благодаря этому постепенно преобразуясь в граждан и патриотов.

Наше государственное мышление в его новейшем состоянии близко к тому, чтобы признать, если можно так выразиться, неслиянность, но и нераздельность российского государства и Православной Церкви. В области государственного управления народным просвещением об этом впервые возвестило письмо Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”». В приложении к письму, между прочим, говорится о «выдающемся значении православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, месте православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии». Именно веющий от этого письма сокровенный дух будущего государственного развития, а не рассудочно-логическое содержание, ничего нового в уже наличное состояние народного образования не привносящее, так встревожил современную либеральную общественность. Понятие гражданственности сближается с державностью, патриотизм – с народностью и православностью, и все это предсказывает возможное восстановление триединства «Православия – самодержавия – народности». Во всяком случае, государство на наших глазах движется навстречу Церкви, словно бы вспоминая о достоинствах и возможностях древней византийской и русской симфонии властей.

Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)

Письмо П.А. Вяземского в А.И. Тургеневу от ноября 1819 года // Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. М., 1959. C. 385.