Урок русского языка в начальной школе. Тема: "Сложные слова". Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о. Список слов Учитель начальных классов

13.04.2024 Дача, сад
  • сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
  • воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу;
  • знакомить с общечеловеческими ценностями; 4) развивать связную устную и письменную речь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в счастье верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
Ведь от слова доброго тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.

Ребята, отчего человек может быть хмурым? (Когда его обидят, ему плохо, грустно).

Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (Доброта, чуткость).

Сегодня мы рассмотрим способ образования некоторых слов, характеризующих такие качества.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Отгадайте загадку:

Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок.

Верно, это радиоприемник. Как образовалось это слово? (Сложное слово, оно образовано из двух основ).

2. Чтение рассказа.

Однажды по радио я услышала рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг». Давайте его сейчас прочитаем.

«Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

«Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля. Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

Что же вы на самокате- то не катаетесь…»

Встретилось ли в тексте сложное слово? (Самокат).

Почему Коля смутился? (Стало стыдно за свою жадность).

Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? (Конечно).

Как же надо себя вести с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? (Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой).

Запишите слово и выполните его морфемный разбор: самокат.

Какую схему образования сложных слов можно построить? (Корень + соединительная гласная + корень).

III. Наблюдение над особенностями сложных слов.

1. Подбор однокоренных слов.

А как вы понимаете слово «доброта»?

В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Подберите к слову «доброта» однокоренное прилагательное. (Добрый).

Поработаем в группах . Запишите, пожалуйста, сложные слова - имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «добрый».

Давайте проверим слова каждой группы.

Прочитайте на доске: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский.

Допишите в свои тетради те слова, которых у вас нет. Выделите в них корень.

Что общего в правописании этих слов? (Соединительная гласная «о»).

2. Подбор синонимов.

С.И.Ожегов так толкует слово «добрый»: «Проявляющий заботу, искренние чувства ко всем живым существам, несущий благо и готовый всегда прийти на помощь».

Подберите, пожалуйста, синонимы. Каждая группа запишет свои слова на листах.

Проверка слов каждой группы.

Запишите в тетрадях: благодушный, милосердный. Выполните их морфемный разбор.

Что заметили? (Оба слова – сложные, образованы из двух основ).

Выпишите из толкового словаря значение слова «милосердный». (Милосердный - готовый помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия).

Что обнаружили в толковании слова? (Слово «человеколюбие» тоже образовано из двух основ).

3. Беседа по тексту.

Можно ли назвать милосердными ребят из рассказа М.Водопьянова «Один за всех, все за одного»?

«Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук».

А как вы помогаете друг другу? Можно ли о нашем классе сказать: «Один за всех, все за одного»?

IV. Разбор проблемных ситуаций в группах.

Каждая группа получает конверт с описанием нравственной ситуации. Дети обсуждают ситуацию, и каждая группа высказывает свое мнение по поводу услышанного.

  • Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
  • Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
  • Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  • Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
  • Твой друг поступил плохо, а наказали тебя.

Как поступить милосердному человеку?

V. Упражнение в написании сложных слов.

1. Работа над лексическим значением слов.

Прочитайте слова и объясните, от основ каких двух слов образовано каждое из них. Какая гласная стоит между двумя основами?

Благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

Что заметили? (Одинаковая первая основа).

Как вы понимаете слово «благо»? (Добро; то, что дает достаток, удовлетворяет потребности).

Каким был провозглашен 2007 год в Республике Татарстан? (Годом благотворительности).

Как вы понимаете, что означает это слово?

«Благотворительность – безвозмездная деятельность, направленная на оказание материальной помощи неимущим или на общественную пользу».

2. Разноуровневая работа.

Выберите одно из заданий по своим силам.

I уровень: Спишите эти слова и выполните их морфемный разбор: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

II уровень: Составьте из этих слов (благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный) три словосочетания им. прил.+ им. сущ.

III уровень: Составьте и запишите три связных по смыслу предложения, используя данные слова: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

Послушаем, что у вас получилось.

VI. Творческая работа.

Придумайте и запишите текст «Чтобы с вами рядом стал счастливым человек».

VII. Итог урока.

1. Рефлексия.

  • Чему учились на уроке?
  • Какие слова называются сложными?
  • Какие гласные могут соединять основы? Как называются эти гласные?
  • С каким новым способом образования слов вы сегодня познакомились? (Сложение двух основ).
  • Приведите примеры сложных слов.
  • Какие чувства испытали на уроке? С чем это связано?
  • Какие выводы для себя сделали?

2. Домашнее задание.

Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас - ученым, артистом, инженером или врачом, - прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. Я думаю, что внимательные дети, слушая телепередачи и читая местные газеты, сразу почувствуют чужую боль и определят, кому нужна наша помощь.

Русский язык считается одним из самых богатых языков мира. Он многогранен благодаря своему , один только словарь В.И. Даля насчитывает порядка 200 тысяч единиц речи, и это не считая словоформ. А так как мир не стоит на месте, то и русский язык прогрессирует вместе с ним, пополняясь новыми лексическими единицами из различных сфер жизни: науки, технологий, промышленности и пр. Ввиду развития отраслей в русском языке для обозначения новых понятий появляются сложносочиненные и трудные в написании слова.

Вконтакте

Что такое сложные слова

Сложное слово складывается из нескольких частей. В русском языке чаще встречаются сложные слова с двумя основами (паровоз, водопад, диван-кровать), но можно встретить с тремя и более (примеры: сливочно-шоколадно-ореховое мороженое, газопаровоздушный, древнецерковнославянский). Написание сложных слов вызывает затруднения даже у тех, кто работает с текстами на профессиональной основе, – редакторов, корректоров, журналистов.

Важно! Одно сложное слово в русском языке может состоять из 20-30 букв! К примеру, рентгеноэлектрокардиографический – 32 буквы.

Сложные для написания выражения часто выступают в роли существительных и , хотя чаще всего образуются от «существительное + глагол» . Многие лексические конструкции в русском языке являются труднопроизносимыми и довольно часто встречаются в повседневной речи. Они настолько общеупотребимы, что мы не задумываемся над их происхождением (самолет, стройматериалы, авиастроение).

Образование

В образование сложных слов происходит следующими способами:

С помощью соединительных гласных: приемозаписывающий, металлорежущий, кашевар, бронетранспортер, кораблекрушение, сумасшедший,

пятикратный, семяпочка, восьмиэтажный, двухмачтовый. Список примеров можно продолжать долго.

Сложные слова в русском языке, для которых правильным является дефисное написание:

  • Сложное существительное с префиксом экс-: экс-король, экс-муж, экс-канцлер.
  • Принцип повторения основ: синий-синий, только-только, вот-вот, жарко-жарко.
  • Конструкции-повторы, имеющие во второй части приставку или суффикс: красавица-раскрасавица, чудесница-расчудесница, фокус-покус, крепко-накрепко, терем-теремок, холодно-прехолодно.
  • Сочетания с полу-: полуфранцуз-полунемец, полуночь-полудень, полулошадь-полуосел, полулежа, полусидя.
  • Близкие по значению слова: гуси-лебеди, путь-дорога, подобру-поздорову, любо-дорого, худо-бедно.
  • Сложносоставные слова с приблизительным указанием: четыре-пять человек, год-другой, в январе-феврале.
  • Сложное слово с аббревиатурой на первом месте: СВЧ-печь (сверхвысокочастотная), ИК-порт (инфракрасный), ДНК-анализ (дезоксирибонуклеиновая кислота), АКДС-вакцина (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная).
  • Сложное существительное, имеющее склоняемую первую часть : ванька-встанька – играть с ванькой-встанькой, ракета-носитель – на ракете-носителе, герой-летчик – звание героя-летчика, писатель-фантаст – писателю-фантасту.
  • Конструкция «главное и зависимое слово»: кот-баюн, красавица-дочка, собака-ищейка, скатерть-самобранка, ботаник-любитель, отец-одиночка.
  • Сложное слово имеет несклоняемую часть : си-минор, соль-диез, ре-минор, иссиня-бледный, багрово-каштановый, брутто-формула (для химических элементов), брутто-ставка (размер страхового взноса), нетто-ставка (доля страхового тарифа), соло-гитара, диско-шар, диско-группа, диско-бар, макси-скутер, макси-гольфы, макси-пазлы, миди-контроллер, мини-рояль, мини-модель, мини-рецензия.
  • Промежуточные стороны света: повернуть на юго-запад, курс на северо-восток, восток-юг-восток.
  • Военные должности и звания с приставками: вице-адмирал, камер-юнкер, контр-адмирал, лейб-драгун, обер-гофмаршал, обер-интендант, статс-секретарь, унтер-офицер, флигель-адъютант, штабс-ротмистр.
  • Слова, имеющие в своей конструкции служебную часть речи: Николаевск-на-Амуре, Калач-на-Дону, цветок мать-и-мачеха, растение иван-да-марья. В эту группу преимущественно входят названия городов, стран и растений .
  • Для написания наименований жителей городов с дефисным написанием часто используется способ слияния основ.
  • Сочетания с приставкой пол- (для слов, начинающихся с гласной или с согласной -л) в родительном падеже: пол-июля, пол-лавки, пол-линии, пол-оврага, пол-огурца.

Словарь русского языка

Образование сложных слов в русском языке без соединительных гласных:

  • Труднопроизносимые слова с приставками без-/бес-, не-, меж-, после-, сверх-, лже-, само-, вне-, вы-, за-, при- и др.: безграничный, безвинно, беспроцентный, бесконечный, беспалубный, неоправданно, непрерывносвязный, непримиримый, неравномерный, межкомнатный, межреберный, межнациональный, послеродовой, послекурсовой, послегарантийный, послешкольный, сверхвысоковакуумный, сверхгодовой, сверхкритичный, сверхустановленный, лжеакация, лжесоциалистический, лженаука, лжерелигия, самосъемочный, самоосахаренный, внеземной, внешнеполитический, вышерассмотренный, вышеизложенный, заготовочный, защитный, запросто, причудливый, причастный.

Обратите внимание! Слова с префиксом лже- с собственными именами в русском языке имеют дефисное написание: лже-Дмитрий, лже-Арья, лже-Нерон.

  • Слова с приставками полу- и пол-: полукристаллический, полуторамесячный, полубокс, за полцены, полцарства, полжизни.
  • Сложносоставные слова с префиксами ир-, дис-, им-, транс-, суб-, контр-, гипер-, де-, ре-, пост- и др.: иррациональный, ирригатор, ирреальность, иррелевантный, дискретный, дистанционный, диспозиция, диспропорция, имманентный, иммунобиологический, трансгрессия, трансизомерия, трансконтинентальный, трансатлантический, субатмосферный, субъединица, субъективный, субмарина, контрагент, контригра, контрярус, контрпрогресс, гипергеометрический, гиперфункция, гиперактивный, гипернефроидный, демонтаж, деформация, децентрализация, деградация, демотиватор, реформация, реорганизация, репродукция, постинфарктный, постсоветский, постиндустриальный, поствоспалительный.
  • Трудные слова, частью основы которых является числительное : трехмесячный, пятигранный, двусторонний, столетний.
  • Лексические единицы, оканчивающиеся на -я: семяобрабатывающий, времяпрепровождение, себялюбие.
  • Окончание первой части основы на -и- или -ь-: вертишейка, горицвет, сорвиголова, горидрова. Очень часто в этих примерах допускаются орфографические ошибки.
  • Слова, образованные от дефисных имен собственных: алмаатинец, санктпетербуржец, санпаулец, костариканец.

Сокращенные слова также относятся к понятию «сложное слово», т. к. образованы путем сокращения основ и их слияния : УЕФА, СССР, ВДНХ, замполит.

Написание сложных слов этого типа в русском языке регулируется следующими правилами:

  • Взяты первые буквы слов: мур – Московский уголовный розыск, ФБР – федеральное бюро расследований, ПФК – профессиональный футбольный клуб.
  • Взяты начальные части основ: политраб – политический работник, генплан – генеральный план, сампо – самостоятельная подготовка.
  • Взяты первые буквы одного и начало основы другого слова (совмещены первые два способа): ИНВИССИН – Институт внешнеполитических исследований и инициатив, ИМЛИ – ин­сти­тут ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры, ЛИТО – литературное объединение.
  • Взята часть основы и целое слово: запчасть – запасная часть, главком – главнокомандующий.

Обратите внимание! Обычно сложные слова относятся к научной терминологии и употребляются в узком кругу специалистов отрасли. Часто расшифровка аббревиатур представляет собой очень непростую задачу, можно просто не знать полного названия или спутать саму аббревиатуру со схожими в написании. Что касается определения рода в сложносокращенных конструкциях, то в русском языке он определяется по главному слову в сложном названии.

Какие бывают сложные слова в русском языке

Примеры сложных слов

Вывод

Как было указано в начале статьи, трудновыговариваемые слова в русском языке встречаются повсеместно и ежедневно. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому важно не только понимать их смысловую нагрузку, но и научиться определять правильное написание сложных слов.

Образуй новые сложные слова

  • книги+любить =
  • Луна+ходить =
  • лист+падать =
  • пар+ходить =
  • лёд+колоть =
  • пешком+ходить =
  • сам+летит=
  • броня+жилет =

Образуй новые сложные слова

  • книги+любить =
  • Луна+ходить =
  • лист+падать =
  • пар+ходить =
  • лёд+колоть =
  • пешком+ходить =
  • сам+летит=
  • броня+жилет =

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22» ИМРСК.

Открытый урок русского языка

2 класс.

Подготовила и провела:

Сорокина Наталья Михайловна

учитель начальных классов.

2013-2014 уч.г.

План-конспект урока

Класс: 2, «Перспективная начальная школа», Н.А. Чуракова «Русский язык», учебник в трёх частях. Под редакцией М.Л.Каленчук, Москва «Академкнига/учебник», 2012г.

Предмет: русский язык

Тема: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Актуализировать знания детей о составе слова,

Выявить у детей уже имеющиеся знания об образовании слов при помощи приставок и суффиксов,

Формировать у учащихся представления о том, как делаются сложные слова, которые имеют два корня.

Развивающие:

Формирование практического опыта разбора слова по составу,

Содействовать развитию учебно-информационных умений и навыков, умению работать в парах,

Развивать внимание, наблюдательность, память, мышление

Учащихся,

Содействовать развитию речи учащихся,

Развивать орфографическую зоркость,

Развивать умения объективно оценивать свои знания.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо

Учиться,

Воспитывать умение слушать, принимать точку зрения

Собеседника,

Проявлять доброжелательное отношение к товарищам во время

Совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уточнить знания о составе слова,

Уметь распознавать различные части слова,

Верно писать слова на изученные правила,

Находить необходимую информацию в учебнике,

Метапредметные:

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока,

Выбирать действия в соответствии с поставленной целью,

Выполнять учебные действия, сопровождая комментированием,

После оценивания своих знаний, вносить необходимые коррективы в свои действия на основе учёта сделанных ошибок.

личностные:

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи урока.

Формируемые УУД:

Познавательные - самостоятельное формулирование познавательной цели, сравнение и классификация по заданным критериям, анализ слов с целью выделения их признаков, синтез;

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь задавать уточняющие вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, обосновывать высказанное суждение;

Регулятивные – определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, уметь организовывать своё рабочее место и работу, работать по предложенному плану, корректируя свою работу, ориентируясь на промежуточную оценку уровня усвоения материала;

Личностные – нравственно-этическое оценивание своей работы на уроке, осознание успешности при изучении темы.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, презентация.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, словесный, практический,

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: чтение (чтение заданий в учебнике)

Оборудование: презентация,

Дидактические карточки по теме «Написание слов с непроверяемым написанием».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования.

Слайд№2.

Настраивает учащихся на работу:

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

- Наша задача – активно работать и верно, с хорошим настроением выполнить все задания .

Слушают учителя. Организуют рабочее место.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

II. Постановка темы и цели урока. Самоопределение к деятельности.

Слайд№3.

Учитель задаёт детям проблемный вопрос:

Ребята, отгадайте загадку: Кто один имеет рог? Ну конечно …

Какое слово у вас получилось?

Запишите слово на индивидуальных дощечках.

Разберите его по составу.

Что вы заметили?

Откройте учебник на стр.91, прочитайте название темы урока, над какой мы будем работать сегодня на уроке.

Какие пожелания вы хотели бы высказать мне, которые помогли бы для дальнейшего изучения нового материала на уроке?

У кого из вас есть желание научиться чему-то новому на уроке?

Дети самостоятельно пытаются образовать слово, определить, сколько корней в получившемся слове. При помощи учителя определяют, чему они научатся на данном уроке.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

III. Актуализация раннее полученных знаний.

  1. Проверка домашнего задания. Учитель проходит по классу, просматривает тетради, все ли дети выполнили домашнее задание.
  2. Учитель настраивает ребят на выполнение работы:

Откройте тетради, которые я раздала вам сегодня, запишите:

«Классная работа».

Пишем красиво, аккуратно, выводим правильно, каллиграфично каждую букву.

2. Работа по карточкам «Написание слов с непроверяемым написанием».

Ребята, поменяйтесь карточками. Проверьте, верно ли выполнил задание ваш сосед.

3. Повторение о том, как образуются слова:

Какие способы образования слов вы знаете?

При помощи чего образовываются новые слова?

Какие части слова в этом участвуют?

У ребят открыты тетради, в которых они выполняли домашнее задание.

Дети записывают дату.

Ребята выполняют задания на карточках.

Взаимопроверка.

Фронтальная работа по вопросам.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

IV. Работа над новым материалом.

Работа по учебнику сопровождается слайдами презентации Слайд№4-10.

1. Учитель активизирует работу детей по учебнику.

- Откройте учебник на стр.91. Начинаем читать текст нового материала, стараясь верно выполнить все задания Волшебницы и Анишит Йокоповны.

Спишите слова.

Работа по вопросам на странице 92.(предпоследний абзац)

Давайте попробуем разобрать эти слова по составу.

Сколько корней в новых словах, которые у нас получились?

Какая буква соединяет эти корни?

Чтение вывода на стр 92 -последний абзац.

Работа по учебнику.

Чтение текста с.91-92.

По ходу чтения текста выполняются задания по образованию новых слов.

Ребята списывают слова. С.92 – учебника.

Ребята читают вывод.

Познавательные УУД

Личностные УУД

V. Физминутка.

VI.Закрепление, изученного материала.

1.Учитель настраивает детей на выполнение задания к номеру.

- На стр.93 найдите и прочитайте задание к №102.

Ребята, покажите письменно, как образовались слова лесостепь и лесозавод.

А теперь внимательно посмотрите на доску верно ли, вы выполнили задание?

Слайд№11.

Работа по вопросам упражнения:

Что обозначают слова?
-Что делает лесоруб в лесу?

Что делает лесовоз в лесу?

Какие слова дали жизнь словам лесоруб и лесовоз?

2.Игра «Образуй сложные слова»

Слайд№12

3.Выполнение творческого задания «Образуй новые сложные слова»

Слайд№13.

4.Выполнение задания на развитие творческого мышления «Замени одним словом»

Слайд№14-15.

5. Выполнение задания «Найди сложные слова в тексте». Учитель настраивает детей на выполнение работы.

Слайд№16-17.

6.Самостоятельная работа. №103 с.93 в учебнике. Учитель настраивает детей на работу.

Слайд№18-19.

Работа по учебнику.

Выполнение задания к №102, работая в парах.

Самопроверка.

Коллективная работа устно.

Работа с индивидуальными карточками.

Самопроверка по слайду презентации.

Коллективная работа устно.

У каждого ученика есть карточка с текстом, на которой ребята подчёркивают сложные слова.

Проверка по слайду презентации.

Ребята выполняют задания номера

Самопроверка по слайду.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Личностные УУД

VII. Подведение итогов урока.

Слайд№20.

Учитель, задавая наводящие вопросы, помогает ребятам сделать вывод о том, чему научились на уроке.

Ребята вместе с учителем делают вывод: чему они научились?

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

VIII. Домашнее задание.

Слайд №21.

Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.

Ребята записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД

Кто один имеет рог? Ну конечно… НОС О РОГ

Как из двух слов лес и парк можно образовать новое слово? лесопарк

Как называется полоса леса, То есть Полоса лесных Насаждений? лесополоса

Как называется земля между лесом и степью? лесостепь

Как называется завод по Обработке леса? лесозавод

К ак называется комбинат по заготовке Леса? лесокомбинат

Как называется Посадка леса? лесопосадка

Лесопарк, лесополоса, л есокомбинат, лесозавод, л есостепь, лесопосадка. о о о о о о

Лес/+ руб / ить=лес о руб Лес/+воз/ ить=лес о воз

Образуй сложные слова ХОД ледо везде море дымо скоро

Образуй новые сложные слова книги+любить = Луна+ходить = лист+падать = пар+ходить = лёд+колоть = пешком+ходить = броня+жилет = Книголюб Луноход Листопад Пароход Ледокол Пешеход бронежилет

Замени одним словом Кофеварка Зверолов Бетономешалка Снегопад П рибор при помощи которого варят кофе? К АК МОЖНО НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЛОВИТ ЗВЕРЕЙ? К АК НАЗЫВАЕТСЯ МАШИНА, КОТОРАЯ МЕШАЕТ БЕТОН? Как можно назвать Явление природы, когда падает снег?

Замени одним словом Людоед Сладкоежка Длинноногий Зеленоглазый Голубоглазый С казочный персонаж, Который ест людей Как можно назвать человека, который много ест сладостей? Как можно назвать человека, у которого длинные ноги? Как называют человека с зелёными(голубыми) глазами?

Найди сложные слова в тексте. Сидит белка на тележке, Раздаёт она орешки: Мишке толстопятому, Зайке косолапому, Коню златогривому, Ежу трудолюбивому.

Я умею работать самостоятельно Выполни задание к № 103.

Проверь! Верно ли ты выполнил задание? Сороконо ж ка. Целых сорок ножек У сороконо ж ки – Вес е ло б е жали По л е сной доро ж ке.

Я знаю… Я научился… Я умею … Я могу …

Домашнее задание №104 с.94.

Использованная литература Учебник Н.А. Чуракова «Русский язык», учебник в трёх частях. Под редакцией М.Л.Каленчук, Москва « Академкнига /учебник», 2012г.



МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА УРОКА: «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Подготовила: учитель начальных классов

Щербакова Л.Н.

Саранск 2014-2015

Урок русского языка.

Тема урока: «Сложные слова».

Цель : создать условия для формирования понятия «с ложные слова» и введение его в систему знаний.

Задачи :

1.Познакомить учащихся с образованием сложных слов.

2.Развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся.

3.Воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : урок – исследования.

Методы обучения:

Проблемный

Исследовательский

Информационно-коммуникативный

Оборудование : учебник «Русский язык» 3 класс Полякова, смайлики для оценивания своей работы.

Формирование У У Д:

Познавательные : формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: навыки сотрудничества.

Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные: мотивация изучения нового.

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.

Проверьте все необходимое к уроку. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку нам. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, взаимопонимания.

Минутка чистописания. Открываем тетради. Записываем число и классная работа. Посмотрите на доску. Продолжите закономерность ое ео

Прочитайте пословицу. Объясните ее значение.

Маленькое дело, лучше большого безделья.

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Словообразование» и расширим свои знания в этой области. Скажите, что изучает словообразование?

Постановка проблемы.

Орфограммы веселились

И ошибки появились.

Вы их быстро все найдите,

Правильно слова спишите.

Фронтальная работа.

Найдите в словах ошибки. Запишите правильно. Выделите корень.

(Учитель показывает карточки со словами. Голупь. Лисник. Трова. Бигут. Флак.)

Взаимопроверка. Проверьте друг у друга.

На какие орфограммы встретились слова?

Ребята,отгадайте пожалуйста загадку.

На дорогу,поле, лес

Звезды подали с небес.

Собирал я их ребята

Целый день большой лопатой.

Что это?

Запишите слово -снегопад- и выделите корень.

Постановка проблемного вопроса.

Я видела,что вы по разному определили корень в слове – снегопад.

Открывается слово – снегопад

Возникает вопрос сколько корней в слове – снегопад?

Решение проблемы.

Когда так говорят? Начался снегопад? (Когда с неба на землю падает снег.)

Запись на доске (Снег падает).

Какой корень в слове –снег? Подберите однокоренные слова.

Какой корень в слове падает? Подберите однокоренные слова.

Есть ли корни –снег и –пад –в слове снегопад?

Так сколько корней в слове –снегопад?

Знаете ли вы еще слова с двумя корнями?

Как можно назвать эти слова?

Сообщение темы и цели урока.

Попробуйте сформировать тему сегодняшнего урока.

И сегодня на уроке мы будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. А вы будите исследователями.

Ребята, а вы знаете кто такие исследователи? Давайте посмотрим как об этом говорится в толковом словаре Ожегова.

Запишем предложение и подчеркнем главные члены.

Найдем орфограммы.

Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки.

Разберем слово – занесла по составу.

Какие части слова служат для образования слов?

(Приставка, корень, суффикс).

А какую часть слова мы забыли? (Основу).

Есть и другие способы образования слов. И об этом мы узнаем сегодня на уроке. Давайте с вами составим план-исследование. Что прежде всего мы должны знать? Я вам предлагаю такой план-исследования. Вас мой план устраивает? (Открываю на доске)

План-исследование

А чтобы наши исследования прошли успешно какими нужно быть на уроке?

Изучение нового материала

Какой первый пункт нашего плана (как образуются сложные слова)

Как вы думаете что это за слова такие – сложные?

А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? Что можно сложить на уроке русского языка – подумайте? (звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения, предложения в текст, части слова в слова)

Посмотрите на доску – что это (корни слов, основы)

На доске: пар, ход; сам, вар; лед, ход; нос, рог.

Какое задание можно предложить? (я предлагаю составить слова и записать их в тетрадь)

Сложите основы, выделите корень

Проверка. Что общего в словах? (сложные)

Как получили сложные слова? (сложили два корня, две основы)

Какой вывод можно сделать?

Как образуются сложные слова?

Исследование 2

Какой следующий пункт нашего плана

Открыли стр. 92 № 171. Работа по учебнику с комментированием.

Прочитаем правила стр. 92

Какие соединительные буквы в сложных словах? Скажите уверенно.

Физкультминутка.

Мы пушистые снежинки,

Мы волшебные пушинки,

Приодели белый свет,

Набросали белый плед.

Мы друг с другом подружились,

В белом танце покружились,

И на земля тихо-тихо опустились.

Исследование 3

Прочитайте следующий пункт нашего плана

Вернемся к слову, в котором у нас возникло затруднение – снегопад.

Как лучше сказать – снегопад? Или выпадение снега в большом количестве? (снегопад)

Почему? (так короче, удобнее и красивее)

Каждый из нас видит снегопад по-своему

Каким вы видите снегопад?

Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте его. Поработаем в парах

Закрепление изученного (дети составляют рассказы в группах)

О чем мы должны помнить работая в группах? (вежливо обращаться к друг другу, быть внимательными, выслушивать мнение каждого не перебивая, умеешь сам – научи других)

Проверка

Обобщение.

  1. Как образуются сложные слова?
  2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
  3. Какую роль играют сложные слова в речи?

Домашнее задание: стр. 93 № 172, по желанию сочинить сказку про сложные слова.

Рефлексия

Закончите предложения

На доске

Сегодня на уроке я узнал ……….

Было сложно ………..

Было интересно ………..

Мне понравилось ………..

Покажите с каким настроением вы уйдете с урока (дети показывают смайлики (с веселым, жизнерадостным))

Урок окончен. Спасибо


Предмет: русский язык УМК «Школа Росиии»

Тема урока: Сложные слова.

Цель урока: формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы о, е; определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение правописания сложных слов с опорой на алгоритм;

Активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти;

Создать для развития всех типов каналов восприятия информации.

Воспитательные:

Продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);

Формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);

Прививать уважение к труду, продуктам труда.

Ход урока

    Организационный момент (приветствие).

    Ориентировочно-мотивационный этап.

Чистописание.

    Детям предлагается отгадать загадку.

"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)

Подберите к слову «хлеб» однокоренные слова.

Запись: хлеб, хлебушек, хлебный. Выделение корня.

    Вспомните пословицы о хлебе.

Выяснение смысла пословиц.

Чтение пословиц с доски. Выяснение их смысла. Запись одной из них по выбору.

3. Подготова к изучению новой темы.

Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе)

К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили изготовить вывеску. Давайте ему поможем. Хлеб? завод. - проблема (на доске надпись)

Что интересного в записи слова? (Два корня).

Как можно назвать слова, которые могут состоять из нескольких основ?

Как назвать гласную, которая соединяет два корня в сложном слове?

Какая тема урока?(открываем тему урока на доске)

Запись предложения и разбор.

Р…бочие хлеб…завода показали уч…никам свою р…боту.

Индивидуально карточка.

В…тер, м…бель, кв…ртира, комн…та, м…газин, р…бота, п…суда, ст…кан, л…пата, м…бель, уч...ник, сах…р.

4. Наблюдение над фактами языка. Обобщение структурных и семантических признаков понятия .

1) Работники хлебозавода приготовили для вас вопрос.

Когда в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда е?

Понаблюдайте и сделайте вывод: (на доске)

Хлеб…пекарня Масл…завод

Птиц…лов Пеш…ход

Сам…свал Везд…ход

Пыл…сос Сам…вар

Дом…сед Кож…ед

Отчёт групп. Чтение правила в учебнике.

2)

Отгадай загадку, запиши отгадку и разбери по составу. (ответы записываем в тетрадь)

Машина, которая летает сама… (САМОЛЕТ)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. – (МУХОМОР)

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И, как зеркало, блестит. – (САМОВАР)

С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда. – (ВОДОПАД)

Как называется самый первый велосипед? (САМОКАТ)

Физкультминутка.

    Примение понятий и правил.

Выполните упражнение 122, стр. 50

    Прочитайте рифмовку 2 раза, затем запишите слова по памяти.

(работа в группах)

Старомодный,

быстроходный,

сенокосный,

многозвёздный,

многослойный,

землеройный,

тонконогий,

круторогий,

многоместный,

редколёсный,

пешеходный,

всенародный.

Индивидуально карточка.

Соедини части сложных слов.

земле ход

гром сек

мясо отвод

сено мер

везде комбинат

дрово кол

лед косилка

    Итог урока.

Понравился вам урок?

Я узнал?

Я могу?

Оценки:

    Домашнее задание