Информация о мероприятиях про детей сирот войны. Сироты великой отечественной войны. Лев Георгиевич Нуждин

30.03.2024 Материалы

Война с фашистской Германией заставила советское руководство, обеспокоенное потерей подростками возможности воспитания в семье, принимать оперативные меры для исправления ситуации. Вышло постановление Совнаркома СССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», которое предусматривало проведение ряда мероприятий по смягчению положения, обеспечению благоприятных условий воспитания и обучения таких подростков. В связи с этим создавались комиссии по устройству сирот, общественные инспекции по охране детства" (цитата по книге И.С. Писаренко. Советское школьное право во время Великой Отечественной войны).

При рассмотрении данного вопроса Ростовским горисполкомом в апреле 1943 года было отмечено, что на центральных улицах и рынках города малолетние дети занимаются торговлей папиросами, семечками, водой, а также бродят дети, потерявшие родителей. Горисполком обязал органы милиции и народного образования провести решительную борьбу с детской беспризорностью. Для руководства этой работы при районных советах депутатов трудящихся были организованы комиссии по устройству детей под председательством заместителя председателя исполкома. В их состав входили начальник городского отдела милиции, инспекторы гороно и секретари райкома ВЛКСМ (данные Государственного архива Ростовской области). Такие же решения были приняты в других городах и районах Дона и Северного Кавказа.

В качестве мер борьбы с детской беспризорностью предусматривалось, во-первых, воспретить пребывание детей до 16-летнего возраста на улицах после 21 часа, за исключением случаев, когда дети находились в сопровождении родителей, во-вторых, запретить допуск детей до 16 лет на вечерние спектакли, киносеансы, оканчивающиеся после 20.00, без сопровождения взрослых, в-третьих, воспретить допуск детей до 16 лет и учащихся всех видов школ в вечерние часы в столовые, буфеты, кафе, пивные, в которых производился отпуск спиртных напитков и пива.

Ввиду участившихся несчастных случаев среди детей из-за неосторожного обращения с взрывчатыми веществами, оставшимися после бегства немцев, повышалась ответственность родителей в вопросах контроля над детьми, проводилась разъяснительная работа среди детей со стороны школьных врачей и комсомольских организаций.

Большой объем работы местных органов власти и общественных организаций был связан с выявлением и устройством сирот и детей, потерявших родителей. Для решения этой задачи Краснодарский крайисполком в апреле 1943 года обязал органы НКВД в двухнедельный срок организовать детские приёмники в Краснодаре, Армавире, Майкопе, Кропоткине, Тихорецке и станице Тимашевской.

После выявления беспризорных детей соответствующие комиссии принимали решение об их направлении в детские дома и другие детские учреждения.

* * *

Вместе с тем тяжелое положение города после оккупации не позволяло сразу решить вопросы обеспечения около половины сирот. В качестве временной меры органы образования рассматривали необходимость установления контроля над условиями их жизни, привлечения к воспитательной работе актива домохозяек и учителей. Кроме того, было принято решение о вывозе части городских детей, пострадавших от немецкой оккупации, в колхозы Ростовской области.

Однако имевшиеся возможности социальной сферы большинства районов Дона и Северного Кавказа не соответствовали нарастающему количеству потерявших родителей детей. Нередко одинокие матери и малоимущие семьи в силу тяжёлого материального положения сами стремились временно отдать своих детей в детдом. В связи с этим со стороны партийно-государственных органов были приняты меры по восстановлению разрушенных детских домов и организации новых специальных учреждений, предназначенных для содержания нуждающихся в попечении детей.

Активизации этой работы способствовало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(Б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от оккупации». Так, 29 августа 1943 года бюро Краснодарского крайкома ВКП(Б) приняло решение в целях устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной армии, а также детей работников, погибших от оккупантов, организовать Суворовское военное училище в городе Майкопе на 500 человек, два специальных ремесленных училища на 400 человек каждое, 15 специальных детских дома на 1500 человек, три детских приёмника-распределителя на 200 человек, два дома-ребёнка на 100 человек (данные Российского государственного архива социально-политической истории. Ф. 17).

В соответствии с данным постановлением в ноябре 1943 года было также открыто Новочеркасское суворовское училище. О высокой востребованности училища свидетельствует тот факт, что на 300 возможных мест было подано свыше шести тысяч заявлений. Преимущественным правом на зачисление пользовались дети погибших и продолжавших службу военнослужащих. Поэтому из числа принятых в училище воспитанников 51 принадлежал к детям погибших офицеров, 87 - к семьям офицеров и генералов, 90 - к семьям рядовых военнослужащих. В составе воспитанников проявилась также региональная специфика, так как был принят 101 мальчик из семей казаков (данные ГАРО. Ф. Р-1561, Оп. 2. Д. 477. Л. 36).

* * *

Одновременно принимались меры по восстановлению детских домов. Большинство из них серьёзно пострадало во время оккупации и военных действий. Например, в Краснодарском крае было полностью разрушено 25 детских дома. Сразу после освобождения было открыто 30 детских домов, до июля 1943 года - ещё 24 детских дома, а позднее - ещё 15 специальных детских домов на 1 500 человек. Таким образом, к лету в крае действовало 74 детских дома, из них школьного типа - 46, дошкольного - 12, смешанного - 14, школ-интернатов глухонемых - 2 (данные Государственного архива Краснодарского края. Ф. Р-687. Оп. 1. Д. 34).

В Ростовской области в ноябре 1943 года были организованы специальные детские дома на 1 500 человек, а также два дома-ребёнка. В Ставрополье действовало 40, а в Дагестане - 81 детский дом.

За годы войны возросло число детей-инвалидов. «В 1944 году на Северном Кавказе в пяти детских домах для инвалидов, в которых находилось 300 детей, около 30 процентов из них имели протезированные конечности - большинство детей подрывались на минах, оставленными немцами после оккупации» (ГАРО. Ф. Р-3737. Оп. 2. Д. 477).

* * *

Положение детей во многих созданных детдомах было тяжёлым. Так, в результате проверки Ростовским обкомом ВКП(б) в июле 1943 годы выяснилось, что большинство детских домов не имело подсобных помещений и дворов для игр детей. не хватало твёрдого и мягкого инвентаря. Дети спали на кроватях по двое или на полу. У воспитанников не было зимней одежды, обуви и топлива.

Кроме того, «областной торговый отдел, облпотребсоюз не обеспечили надлежащим образом питание в детских организациях, и отпускаемые государственные нормы не доходили до воспитанников» (данные Центра документации новейшей истории Ростовской области (далее - ЦДНИРО). Ф. 13. Оп. 4. Д. 21).

В крайне тяжёлых условиях находился детский дом №1 Ростова-на-Дону: «не хватало постельного белья, одежды, обуви. Дети были истощены, завшивлены; распространены инфекционные заболевания - ветрянка и сыпной тиф. Вместе с тем дирекция не только не принимала мер к наведению порядка, но и грубо относилась к детям-сиротам» (ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 4. Д. 111).

В доме ребёнка Ростова-на-Дону за 10 месяцев 1943 года умерло 58 детей при среднем количестве детей не более 50 человек. Причинами высокой смертности детей являлись «халатность со стороны главного врача, а также отсутствие отопления и стёкол в детских комнатах, плохая организация питания детей. В результате нехватки тёплого белья, одеял и пелёнок многие дети болели воспаление лёгких» (ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 4. Д. 68).

«Вследствие безответственного отношения к своим обязанностям директора и медперсонала массовые случаи завшивленности детей были выявлены в Ростовском детском доме №3, Орловском детском доме; заболевания чесоткой - в Новочеркасском детском доме и Каменском детском доме» (ГАРО. Ф. Р-4130. Оп. 1. Д.12).

Последние примеры показывают, что материально-технические проблемы деятельности детских домов усугублялись ввиду низкой квалификации кадров, а также безответственного отношения к своим обязанностям некоторых работников.

Подобная ситуация приводила к тому, что многие воспитанники совершали побеги.

Также одной из причин массовых побегов являлось желание подростков попасть обратно на свою родину. Нередко побеги случались из-за отсутствия дисциплины и тяжёлыми бытовыми условиями в учреждениях Наркомата просвещения.

При этом занятые производственным обучением подростки бежали реже. Так, в первом квартале 1944 года в детприёмники попали 4054 человека, которые самовольно покинули ремесленные училища и школы ФЗО. За тот же период задержали 5 484 подростка, бежавших из детских домов (ГАРО. Ф. Р-9412).

После побега несовершеннолетние совершали длительные многокилометровые перемещения по стране. Анализ числа задержанных в Волгоградской области в 1945 году, бежавших из ремесленных училищ и детдомов, свидетельствуют о преобладании среди них иногородних. Местные дети составили только около 22 процентов, остальные прибыли из Московской (16 человек), Свердловской (83 человека), Томской (40 человек), Тюменской (30 человек) и других областей страны (данные ГАРО. Ф. Р-3737).

Ведомства, причастные к дальнейшему обустройству детей по-разному подходили к организации работы. Например, к середине сороковых годов Наркомат внутренних дел проделал значительную работу по улучшению материально-технической базы детприёмников, обеспечил их квалифицированными кадрами. Привлекательность таких учреждений повысилась.

Однако Наркоматом просвещения аналогичные мероприятия проведены не были. Предполагалось, что диспропорции в работе могли быть ликвидированы при улучшении межведомственного взаимодействия двух наркоматов. Но этого сделано не было, о чём свидетельствуют архивные документы.

* * *

Дальнейшее развитие получила деятельность детских приёмников-распределителей, находившихся в подчинении Наркомата внутренних дел СССР. Организационно они входили в состав отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, который был создан в середине июня 1943 года. Одной из задач, которая решалась детприёмниками, было принятие мер по трудоустройству несовершеннолетних (данные из книги «Дети ГУЛАГа». 1918-1956. М., 2002).

С сентября 1943 года подростки, достигшие 14-летнего возраста, из детприёмников, а также детских трудовых колоний по истечению срока пребывания в них отправлялись в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО и на промышленные предприятия (Государственный архив Ростовской области. Ф.Р-3737. Д. 477). Это создавало дополнительные условия их дальнейшей социализации путём получения профессии. Снижался уровень уличной беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних.

Стоит обратить внимание, что в 1943 - 1944 годах работа детприёмников была сильно затруднена в связи с участившимися побегами несовершеннолетних из детских домов, ремесленных училищ и школ ФЗО. Эти дети пополняли ряды беспризорников. Изъятие их с улицы вело к переполнению детприёмников, лимитное наполнение которых не всегда позволяло принять и распределить всех нуждавшихся в этом детей.

* * *

С целью преодоления данной ситуации со стороны правительства были приняты дополнительные меры, направленные на повышение уровня организации и укрепление материальной базы детских домов. Так, после открытия в сентябре 1943 года специального дома ребёнка в Ставропольском крае и двух специальных домов ребёнка в Краснодарском крае практически каждый воспитанник получил простыню, две пары чулок, четыре полотенца, две распашонки и одну пару обуви.

С 1 августа 1943 года были установлены нормы продовольствия для детских домов. В месяц на одного ребёнка приходилось 1,5 кг мяса или рыбы, 500 г жиров, 1,5 кг круп и макаронных изделий, 50 г сахара или кондитерских изделий, 8 л молока, 150 г сыра, 6 яиц, 750 г муки, 7,5 кг картофеля и овощей, 6 кг свежих фруктов, 25 г чая, 400 г хлеба.

Конечно, эти нормы уступают современным, но в условиях военного времени их введение создавало определённую правовую основу для обеспечения необходимого минимума снабжения детских домов продуктами питания.

В то же время практическая реализация продовольственного снабжения детских домов сопровождалась частыми перебоями в поступлении продуктов, неполным отовариванием выделяемых фондов. Направленных правительством средств было недостаточно для проведения в детских домах капитального и текущего ремонта, оснащения твёрдым и мягким инвентарём. В связи с этим большая нагрузка по обеспечению работы детских домов ложилась на местные органы власти, предприятия и общественные организации.

Благодаря их усилиям условия содержания и воспитания детей, находящихся в детских домах, постепенно улучшались. И, хотя, воспитанники продолжали испытывать большие трудности, их положение невозможно сравнить с испытаниями детей, оставшихся в руках оккупантов. Эта тяжёлая участь постигла воспитанников таганрогских детских домов, многие из которых погибли, а выжившие на всю жизнь оставили страшные воспоминания о пережитом.

Широкое распространение в восстановительный период приобрели почины трудовых коллективов, комсомольских и профсоюзных организаций по организации сбора средств в пользу детей-сирот, воспитанников детских домов. Например, весной 1943 года комсомольцы колхоза «Марксист» Мечётинского района Ростовской области выступили с инициативой создать фонд продовольствия помощи детям. Они собрали много продуктов, своими руками посеяли 5 га разных культур, поставили на откорм две свиньи и 50 голов птицы.

* * *

Инициатива мечётенцев была одобрена специальным постановлением Ростовского обкома ВКП(Б) и получила горячий отклик на местах.

В фонд помощи детям были засеяны сотни гектаров. Например, в Егорлыкском районе - 13- га зерновых и бахчевых культур, в Багаевском - 88 га. Так называемые «детские гектары» появились в колхозах Развиленского, Батайского, Азовского и других районов Ростовской области. Только в Багаевском районе было собрано свыше 200 кг всевозможных продуктов. В статье областной газеты, посвященной этому почину, отмечалось: «Пусть маленькие граждане Советской страны будут обеспечены всем необходимым для нормальной учёбы и роста. Ты не сирота, малыш! Так мы должны сказать каждому ребёнку, потерявшему отца и мать. Согреем сирот Отечественной войны теплом материнской любви и отцовской заботой» (газета «Молот». 1943. 4 мая).

Распространённой формой являлись месячники помощи детским домам, в ходе которых для воспитанников собиралось продовольствие, одежа, обувь, проводились ремонтные работы. За каждым детским домом были закреплены шефствующие предприятия и учреждения, которые проявляли постоянную заботу о воспитанниках.

Например, в июле 1943 года в Армавире в ходе месячника школа ФЗО выделила рабочую силу (кровельщиков, штукатуров, плотников) для ремонта помещений детского дома. Студенты механико-технологического техникума пропололи семь гектаров огорода для своих подшефных, собрали вещи для детского приёмника-распределителя.

Большую помощь детским домам оказывали профсоюзные организации. По инициативе профкомов трудовые коллективы помогали в ремонте помещений, оснащению комнат и кабинетов, созданию нормальных бытовых условий. Коллективы предприятий и учреждений Армавира передали в распоряжение детских домов 600 матрасов, 900 подушек, 50 простыней, 600 наволочек, сотни пар постельного белья, около 3 000 предметов разной посуды.

Профсоюзные организации активно участвовали в создании фондов помощи детям, выделяя средства на поддержку сирот. Так, местными комитетами медицинских работников Краснодарского края в 1944 году было выделено 5 000 рублей. К моменту окончания войны в большинстве детских домов удалось обеспечить нормальное питание, несколько улучшить материально-бытовые условия проживания воспитанников. Удалось выявить и устроить значительную часть беспризорных детей.

Полина Ефимова

Для счастья все мы рождены, Да знак беды печалью нас отметил. Мы самой страшной на земле войны Судьбою не обласканные дети… У целого поколения война украла детство. Украла в том виде, в каком оно должно было быть по своему природному назначению, – беззаботное, радостное, наполненное светом и добротой, родительской любовью и защитой.

Этого не было у тех, кто родился в 1928-1945 годах и чьих родителей Великая Отечественная забрала с собой. Этих детей воспитала война. Она отучила их плакать и научила ни на кого, кроме себя, не надеяться. Заставила рано познать горечь и боль утрат близких людей. Приучила работать.
Их руками во время и после войны восстанавливалось разрушенное хозяйство страны, строились новые заводы и фабрики, электростанции. В Казанском сельском поселении проживает трое сирот ВОВ.
Что помнят они? Что могут рассказать?

Зоя Григорьевна Калмакова
- Мне во время войны было всего 12 лет, - рассказывает Зоя Григорьевна. - Разумеется, пережитое в таком возрасте сохраняется в памяти надолго. Нашего отца, Твердохлебова Григория Тимофеевича 1 сентября 1941-го забрали на фронт. Нас осталось четверо детей, я в семье была третьим ребенком. Мы, дети войны, рано взрослели и всячески помогали своим семьям. Ходили в лес за его дарами. Когда отменили карточки, ночами стояли в очереди за черной булкой хлеба, некоторые даже умирали на пункте от голода. Я работала на поле, жала просо, вязала снопы, вместе с другими женщинами вязала носки, перчатки, джемпера и все отправляли на фронт. Наравне со взрослыми выполняла норму, за что в 13 лет мой портрет, как передовика вывесили на Доске Почета, тогда, помню, получила в подарок чайную кружку. 7 ноября 1944 года незадолго до Победы принесли похоронку на отца. Так мы и выросли, рано став взрослыми.


Осокин Виктор Иванович родился 24 ноября 1940 года в семье рабочего. Вспоминает:
«В 1941 отец ушел на фронт в г. Моздок Северной Осетии, а в 1942 получили на него похоронку. Мама, бабушка и дети постарше плакали, а мы, те, кто поменьше притихли, почувствовав недоброе. В семье нас было 10 детей, я был самый младший. К концу войны нас осталось только четверо. Мама работала одна, мы были предоставлены сами себе, голодали, приходилось питаться щавелем, липой, подорожником. Мне было 5 лет, когда закончилась война, поэтому я помню только послевоенные годы. В памяти врезалась одна картина, как соседние ребятишки бегали встречать с войны отцов, а я уже точно знал, что мой отец не вернется.
Всю жизнь трудился на шахте. С супругой живем вместе уже 48 лет, вырастили двоих детей, сына Андрея и дочь Ольгу.»


Воропаев Владимир Александрович родился в Северо-Казахстанской области.
- В семье было четверо детей, три девочки и я маленький Володя. - вспоминает Владимир Александрович. - Когда началась война мне от роду было всего один месяц. Отец Александр Алексеевич был призван на фронт в 1941 году, а в августе 1943 года пришла похоронка о том, что он погиб в бою и похоронен в Смоленской области.
Сестры, которым было 18, 13 и 6 лет помогали матери выжить. В хозяйстве была корова, запрягая ее, они заготавливали дрова, сено, пахали, и раз в неделю отдавали корову для работы в колхозе.
Владимир Александрович пережил это трудное военное время. После войны закончил школу, поступил в училище, получив профессию тракторист машинист широкого профиля. Работал на целине и, отслужив 3 года в советской армии, остался на сверхсрочную службу. Имеет Правительственные награды. В 1964 году женился на Татьяне Александровне, у них трое детей. 1 января 2014 года супружеская пара Воропаевых отметила золотой юбилей совместной жизни.

Послесловие
У детей, погибших в Великой Отечественной войне защитников Родины, теперь уже пожилых людей, хранятся извещения о гибели отцов. Это напоминание о горькой судьбе их матерей и их самих, оставшихся в голодные военные и послевоенные годы без отеческой любви и заботы.

Валентина Старицына

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Забота о детях сиротах в годы Отечественной войны

Введение

1. Дети-сироты в годы Отечественной войны

2. Новые задачи и условия работы школы во время Отечественной войны

3. Учебно-воспитательная работа школы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Считаю значимым рассмотреть действия государства в годы Отечественной войны по защите детей-сирот, а также методы воспитания в данный период.

1. Дети-сироты в годы Отечественной войны

воспитание сирота война школа

В годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.

В сентябре 1942г. было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для эвакуации детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.

В 1942г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление «О мерах комсомольских организаций с детской беспризорностью, по предупреждению детской беспризорности», что активировало работу комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. «Комсомольская правда» опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев районах, на стипендии студентам не имеющих родителей.

Постановление правительства « О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август, 1943г.) предусматривало устройство детей сирот: для этого создавалось 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников-распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны.

В 1944г. в детских домах было 534 тыс. детей (в 1943г-308 тыс.), в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские.Широкий размах, во время войны усыновление детей. Так, Александра Аврамовна Деревская из г. Ромны, Сумской области усыновила 48 ребят.

К концу 1945г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

В эти годы была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270 тыс. детей-сирот. В 1950г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9тыс. человек. В 1958-4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. В 1956г. по решению правительства для детей сирот стали создаваться школы-интернаты. В 1959-1965гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В 50-е годы в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей сирот (Москва, Киев), куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят; в них находились до окончания училищ. Выпускники музыкальных училищ чаще всего определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Большую роль в деле призрения детей-сирот сыграли комсомольские организации. Им пришлось активизировать работу с новой волной беспризорности. А ведь этих ребятишек нужно было не только одеть, обуть и накормить, но и залечить душевные раны, полученные войной.В после военные годы число детских домов постепенно сокращалось. А к середине шестидесятых, когда правительство приняло решение преобразовать детские дома в школы-интернаты, детские дома потеряли ту свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

Многие психологи считают, что преобразование детских домов дало отрицательный результат. Сами подумайте, детский лом на 100-150 детей, где все друг друга знают и живут единой семьей, и школы-интернат на 350-500 мест. Да каким же нужно быть педагогом, чтобы увидеть изюминку в душе каждого из этих детей. Даже сам А.С. Макаренко утверждал, что в группе должно быть 10-15 человек, а тут группы по 30-40 детей. Это же абсурд.

2. Новые задачи и условия работы школ ы во время Отечественной войны

22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Коммунистическая партия призвала советский народ к борьбе с фашистскими захватчиками. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу.Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.

С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т. п. Школы развернули широкую общественно полезную работу.

Из многих прифронтовых районов началась по указанию партии и правительства эвакуация воспитанников детских домов, детских садов и учащихся школ в глубокий тыл.

Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем.

В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по:

Охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением;

Придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде;

Развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения;

Наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве.

Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.

Борьба за реализацию всеобщего обязательного обучения в военной обстановке. Война затормозила осуществление всеобщего семилетного обязательного обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи и пр.Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. Коммунистическая партия указала на ошибочность таких позиций: «Как бы мы ни были поглощены войной, - писала газета «Правда», - забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку».Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Школьная администрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность приняли активное участие в борьбе с отсевом учащихся и помогли укреплению школы. Только в РСФСР в школы вернулось более 360 тысяч учащихся.

Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.

В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых отцов и матерей.

В годы войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. По государственному бюджету 1944 года был ассигнован один миллиард рублей на строительство новых школьных здании. Постепенно освобождались школы, используемые не по назначению. Все это создавало в военных условиях благоприятные возможности для реализации всеобщего обучения. Многим учащимся была оказана и материальная помощь. В большинстве школ было налажено питание учащихся.

С 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. Однако для его реализации пришлось преодолеть ряд трудностей (не хватало учителей, классных помещений, не было умения приспособиться к возрастным особенностям детей-семилеток).Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на трудности военного времени, которые постепенно преодолевались. К концу войны удалось значительно сократить отсев учащихся из школы.

3. Учеб но-воспитательная работа школы

Общественно полезный труд школьников. Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев - Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других.

На местах была развернута значительная работа по пересмотру программ таких предметов, как физика, химия, биология. Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь школьных курсов с жизнью, вводились военно-оборонные темы. С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства.

Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах и в детских домах стали открываться учебно-производственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях или работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприборов и т. п. В этом полезном и важном деле принимали участие и учителя как руководители ученических бригад. Учащиеся овладевали технологией производства и соответствующими трудовыми навыками, учителям удавалось связывать работу на предприятиях с занятиями по физике и химии. Как правило, учителя констатировали, что производительный труд учащихся (2--3 часа в день) благотворно сказывался на дисциплине школьников и способствовал более осмысленному и глубокому усвоению знаний.

Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников ни полях колхозов и совхозов. При хорошей его организации ученики приносили большую пользу сельскому хозяйству и расширяли свой общеобразовательный кругозор. Эффективность труда учащихся высоко оценивалась рядом краевых и областных исполкомов Советов трудящихся. Интенсивную деятельность ученики развили по сбору железного лома, теплых вещей для Красной Армии, активно помогали госпиталям, семьям фронтовиков.

В эти годы в ряде школ вырабатывались местные правила для учащихся. Этот опыт был обобщен, и в августе 1943 года СНK РСФСР были утверждены «Правила для учащихся», в которых определялись обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, устанавливались правила культурного поведения учащихся как в школе, так и вне ее. На основании «Правил для учащихся» Российской Федерации были разработаны «Правила для учащихся» и в других союзных республиках (с учетом особенностей их быта и культуры).«Правила для учащихся» способствовали укреплению воспитательной работы в школе. «Правила» изучались учащимися. Однако в ряде мест к этому изучению подходили формально. Учащиеся бойко отвечали правила, но не всегда руководствовались ими в жизни.

Определенный положительный эффект в воспитательной работе давали те школы, где применительно к конкретным условиям учителя, включая учащихся в общественно полезный труд, руководствовались опытом А. С. Макаренко и опирались на коллектив.

Известное положительное значение имели мероприятия по установлению порядка посещения учащимися кино, театров и других зрелищных предприятий. В ряде городов исполкомы Советов депутатов трудящихся выносили особые решения о совместных мерах школы и семьи по наблюдению за детьми в общественных местах. Но и в этом отношении не было должной последовательности. Эти решения в некоторых местах оставались на бумаге, и выполнение их никем не проверялось.

Организация школьных интернатов в военных условиях (на Урале, в Сибири, Средней Азии) спасла много тысяч детей и помогла организовать их воспитание. В большинстве интернатов удалось организовать дружные детские коллективы, наладить детское самоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь их в широкую общественную жизнь. Этот опыт принес положительные результаты.

Но, несмотря на то что учительство под руководством партии активно трудилось, стремясь к улучшению учебно-воспитательного процесса, работа школ все же страдала существенными недостатками.

Преподавание ряда предметов, в особенности русского языка, было еще неудовлетворительным. Знания учащихся были часто формальными; они не умели связать их с практикой. Школа отставала от требований жизни. Война в ряде случаев показала недостаточную практическую подготовку окончивших школу. В школе широко было развито социалистическое соревнование в учебной работе. Желание иметь высокие показатели в соревновании приводило к завышению отметок, к искажению действительного положения вещей. Поэтому соцсоревнование в учебной работе, механически перенесенное в школы с фабрик и заводов, было отменено. Известное значение имело введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы для оценки успеваемости учащихся.

С 1943/44 учебного года в ряде крупных городов было введено раздельное обучение мальчиков и девочек (в огромном большинстве школ оставалось совместное обучение). Это решение не дало какого-либо улучшения в учебно-воспитательной работе, а в ряде случаев ухудшило положение с дисциплиной, особенно в школах для мальчиков. Оно вызвало серьезные протесты со стороны педагогов, родителей и советской общественности. В 1954 году это неправильное решение было отменено.

В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились:

1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости - оканчивающими среднюю школу;

2) награждение золотой и серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу.

Это постановление повышало ответственность учителей и учащихся за качество знаний.

Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требовало создания научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. По постановлению Совнаркома СССР в октябре 1943 года была организована в Москве Академия педагогических наук РСФСР, перед которой поставлена задача изучения проблем общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе. Академия педагогических наук объединила большие научно-педагогические силы.

В связи с темя, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов. И все же многие учителя не имели должной квалификации, что отрицательно сказывалось на работе школы.

Партия и правительство проявили большую заботу об улучшении материально-бытового положения учителей: им была повышена заработная плата, установлен порядок снабжения продуктами питания и промышленными товарами по нормам рабочих промышленных предприятий.

Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов.

В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.Деятельность советской школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом. Перед советской школой и педагогикой в условиях мирного времени встали новые задачи.

Заключение

Огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами.

Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Еще одной положительной четой того времени можно назвать открытие специальных детских домов для одаренных детей. Таким образом, накопленный опыт работы с детьми того времени стоит пристального внимания и изучения.

Список использованной литературы

1. Константинов, Н.А. Медынский, Е.Н. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский. - Москва, 1999.

2.Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Курс лекций / Л. В. Мардахаев. - М.: МГСУ, 2002.

3.Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. - М.: Ин-т практической психологии, 1997.

4.Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М, 1999.

5.Социальная педагогика: Уч. Пособие / Под ред. В. А. Никитина. - М.: Гуманитар. Центр «ВЛАДОС», 2000.

Размещено на Allbest . r

Подобные документы

    Изучение темы "Функционирование системы ГУЛАГа в СССР в 1941-1945 годы" в школе. Методические рекомендации для проведения школьной экскурсии по истории. Репрессии 1920-1930-х годов. Обзор труда и быта заключенных ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Задачи советской школы в условиях военного времени: охват детей школьного возраста обучением, боевой и патриотический характер учебно-воспитательной работы, физическая подготовка молодежи к труду и обороне Родины; решение проблемы педагогических кадров.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2012

    Лесной комплекс Карелии. Начало работы Лесного техникума. Лесотехнический техникум в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны. Школа мастеров леса. Материальные условия работы техникума. Организация учебно–воспитательного процесса.

    дипломная работа , добавлен 19.01.2016

    Поэзия, созданная в годы Великой Отечественной войны: содержание, основные представители, особенности поэтики. Особенности реализации интегративного подхода на уроках литературы. Анализ методических рекомендаций по изучению военной поэзии в школе.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2017

    Трудовая деятельность, жизненный путь и человеческие качества А.С. Тайсина - талантливого педагога и географа. Школьные и студенческие годы. Служба в армии во время Великой отечественной войны. Его работа в вузе. Научное и педагогическое наследие учителя.

    презентация , добавлен 15.01.2014

    Научно-педагогическая работа Я.А. Коменского "Великая Дидактика". Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до начала Великой Отечественной войны). Педагогика и советская школа в 1941-1960 годы. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2015

    Отечественная математика в годы революции и гражданской войны. Организационные изменения в науке в первые десятилетия советской власти, новые подходы и оценка достижений. Советская математическая школа как одна из ведущих в мире, ее представители.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    История возникновения и эволюции постулатов дошкольного образования в царской и советской России, его особенности в годы Великой Отечественной войны. Анализ современного состояния дошкольного образования в РФ, классификация их основных структурных единиц.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    Роль изучения Великой Отечественной войны в военно-патриотическом воспитании учащихся. Проявление экстремизма и неонацизма в подростковой среде. Проведение педагогических инноваций в содержании учебных программ для воспитания патриотизма у учащихся.

    реферат , добавлен 16.09.2009

    История города Орша, происхождение его названия. Орша в годы Великой Отечественной войны. Подвиг капитана Флерова И.А. Формирование ответственности у подрастающего поколения за будущее своей страны. Приобщение учащихся к историческому наследию Беларуси.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов готовится покинуть свой пост. Вместо него на должность детского омбудсмена рассматривается целый ряд кандидатур – от сенатора Валентины Петренко до певицы Дианы Гурцкой. Уход Астахова воспринимается многими как однозначное благо – «гламурному омбудсмену» не раз пеняли на то, что он больше озабочен собственным пиаром, нежели детскими бедами.

Однако стоит признать, что даже если на посту омбудсмена появится самый чуткий и внимательный человек, вряд ли ему удастся решить все проблемы. Ведь, как показывает история, даже в Советском Союзе все попытки государства улучшить жизнь детей неизменно разбивались о произвол чиновников на местах. Особенно ярко это проявлялось в детских домах, где воровство, побои и сексуальная эксплуатация стали почти что нормой.

С проблемой беспризорности Советская Россия справилась решительно, организовав целую систему детских домов. В результате если в начале 20-х годов в стране насчитывалось около 6 млн беспризорников, то через 10 лет их число сократилось до 150 тысяч.

Однако вскоре контингент детдомов стал меняться – бывших беспризорников начали сменять дети репрессированных родителей. Несмотря на провозглашённый Сталиным тезис «сын за отца не отвечает», отпрыски «врагов народа» в реальности также становились отверженными. Дошло до того, что в мае 1938 года заместитель наркома НКВД Михаил Фриновский подписал совершенно секретный приказ «Об устранении извращений в содержании детей репрессированных родителей в детдомах». Как отмечал Фриновский, дети осуждённых живут в ужасающей обстановке, поскольку другие воспитанники их всячески оскорбляют и избивают. Причём происходит это с ведома администрации. «В Фёдоровском детдоме Кустанайской области дети репрессированных были изнасилованы взрослыми воспитанниками. В столовой детдома на 212 детей имеется всего 12 ложек и 20 тарелок. В спальне – один матрац на три человека. В Борковском детдоме Калининской области воспитатели в виде наказания заставляют воспитанников избивать друг друга», – говорилось в документе. В результате замглавы НКВД предписывал пресечь издевательства, «вычистить» из детдомов несознательных руководителей и впредь обеспечить агентурное обслуживание детдомов.

«Силой заставлял девочек вступать с ним в половые сношения»

Великая Отечественная война, вызвавшая массовые жертвы взрослого населения, новая волна репрессий и ужесточение уголовного законодательства привели к очередному росту числа детдомовцев. За девять месяцев 1945 года только на территории РСФСР было выявлено 256 тыс. детей-сирот. А за 1947–1948 годы через приёмники-распределители прошло около полумиллиона детей и подростков. Вполне естественно, что в разрушенной войной стране зачастую не хватало даже самого необходимого – так, в Смоленской области детдомовцы были вынуждены спать втроем на одной кровати. Однако положение детей усугубляло поведение взрослых. Во-первых, детдома худо-бедно, но снабжались продуктами, что повлекло за собой воровство. «Мелкое воровство персонала детских домов было повсеместным и, как правило, покрывалось местным начальством, которому тоже что-нибудь перепадало, – пишет доктор исторических наук Мария Зезина в статье «Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы». – В Потелковском детском доме (Сталинградская область) штат сотрудников состоял из родственников директора. Вместо положенных 7 рублей на питание воспитанника в день тратили 2–3 рубля. Вещами из детского дома снабжались работники района, в частности районный прокурор взял из детского дома материал себе на брюки».

По теме

При этом, как подчёркивает исследователь, дети страдали не только от голода, но и от издевательств.

Так, в начале 1949 года охрана задержала у Кремля троих ребят, которые бежали из подмосковного детдома «просить защиты у товарища Сталина». Они жаловались на то, что воспитатели в качестве наказания избивают их, морят голодом, сажают в карцер, обливают водой, привязывают к кроватям и даже насилуют.

Последнее вряд ли было единичным фактом. «Директор Рождественского детского дома (Ставропольский край) в течение долгого времени угрозами и силой заставлял 10–12-летних девочек вступать с ним в половые сношения», – пишет Мария Зезина. Конечно, детдомовцы пытались протестовать. Некоторые бежали из учреждений «на волю», присоединяясь к воровским шайкам, другие писали жалобы – так в 1948 году были раскрыты крупные хищения в детдомах Сталинградской области, в результате чего шесть директоров были осуждены. Третьи же поднимали бунты. М. Ромашова приводит воспоминания инспектора РОНО: «Вот как-то приехала в Константиновский детский дом и страшную картину увидела: все стёкла побиты, подушки порезаны, пионервожатая привязана к ножкам стола, а воспитанники сидят на крыше и поют: «Союз нерушимый, директор плешивый…».

«Воспитательная работа заменена террором»

Обо всём этом власти были осведомлены, регулярно получая с мест жалобы и проводя проверки. И, конечно же, пытались бороться. В 1959 году по стране прокатилась целая серия проверок детских домов. Результаты их оказались настолько шокирующими, что итоговым докладам был присвоен гриф «Секретно».

«ЦК ВЛКСМ вместе с Министерством просвещения РСФСР провели проверку работы детских домов в Якутской Республике, – сообщал секретарь ЦК комсомола Сергей Павлов. – В Хаптагайском санаторном детдоме воспитывалось 58 детей с ослабленным здоровьем. Детдом находится в антисанитарном состоянии. Одежда детей рваная, грязная. Тела покрыты ранками, коркой грязи, ибо длительное время дети не мылись в бане. Воспитатели Дегтярёв, Протодьяконова, Аникина-Суханова, фельдшер Неустроева зверски обращались с воспитанниками, били детей за отказ принести дрова в квартиры воспитателей, подмести пол; ударяли детей головой об стену, выворачивали руки, поднимали за уши, били палками, поленом и ремнями. Покровская вызывала к себе в комнату воспитанниц и, схватив за голову, ударяла об стену, а зимой в 50–60-градусный мороз без рукавиц и головного убора выгоняла на улицу. Всё это делалось с ведома директора детского дома т. Егорова, кстати сказать, награждённого значком «Отличник народного просвещения».

Но это было ещё не всё. Как сообщал Павлов, председателем детского совета воспитатели назначили 18-летнего парня, которому в качестве «смотрящего» позволили делать что вздумается. Он тут же начал открыто курить, пить, а женское отделение превратил в свой гарем. Впоследствии судмедэкспертиза выявила факт изнасилования 12 девочек, в том числе двух 10-летних. Пикантнее всего, что до комиссии из Москвы детдом 12 раз проверяли местные чиновники, но никаких нарушений не нашли.

Похожую картину происходящего в детдомах Удмуртской АССР описывал в своём сообщении в Бюро ЦК и секретарь ВЛКСМ Владимир Семичастный: «Детдома переуплотнены, большинство размещено в неприспособленных помещениях. Областновский детский дом размещён в деревянных барачного типа зданиях, в которых раньше был лагерь для военнопленных. Очень плохо организовано питание детей. Только в 1958 году недодано несколько десятков тонн масла, мяса, рыбы, фруктов, овощей. Так, 110 воспитанников Большеучинского детского дома более 6 месяцев не получали сливочного масла. К работе воспитателями привлекаются случайные люди. В Николо-Сюгинском детском доме работает воспитателем Павлов, в прошлом отбывший наказание за покушение на убийство. Воспитательная работа запущена. В некоторых детдомах, особенно тех, которые расположены в зданиях бывшей этапной тюрьмы и лагеря для военнопленных, широкое распространение получила игра «Татьяна пьяна…».

В результате в ЦК КПСС было принято решение построить для детских домов новые здания, увеличить снабжение детей продуктами и одеждой, а воспитательские кадры усилить комсомольскими и партийными работниками. В результате ситуация несколько улучшилась, однако большинство проблем сохранилось и по сей день.

Тем временем

– Дети никогда не расскажут о том, что творится у них в учреждениях, – пояснила «Известиям» ответственный секретарь СПЧ и одна из кандидатов на пост детского омбудсмена Яна Лантратова. – Потому что дяди и тёти из официальной комиссии уедут, а им потом жить дальше в этом детдоме или интернате. Поэтому плановые комиссии никогда не выявляют страшные случаи нарушения прав детей. В данный момент у нас в разработке находится 14 регионов России, где очень серьёзно нарушались права детей. В первую очередь это история с Забайкальским краем. Рассказали, например, историю о том, как мальчика за кражу банана посадили в мешок, на ночь отнесли в лес, потом принесли, переодели в женскую одежду и всем интернатом били. Девочкам, которые защищали другого мальчишку, наливали горячий суп в руки и заставляли есть. Но мы выявили и другую страшную проблему. Выяснилось, что многие детские учреждения находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием АУЕ – арестантско-уркаганское единство. Это когда на зоне сидит человек, у него есть телефон и он может поставить своих «смотрящих», устанавливающих свои порядки. И детей заставляют сдавать деньги на «общак» для зоны. А если они не сдают, то переходят в разряд «опущенных», над ними издеваются. АУЕ действует ещё в 17 регионах. Среди них – Бурятия, Челябинская, Ульяновская, Тверская области, Ставропольский край, Московская область и другие регионы России.

Балеу Дарья Игоревна

Руководитель проекта:

Киреева Елена Владимировна

Учреждение:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Горячий Ключ

В исследовательской работе по истории "Сироты военного времени 1941-1945 г.г. " отражены данные о сиротах военного и послевоенного времени. Исследование проведено после прочтения дневника Тани Савичевой, девочки которая увидела самые страшные дни блокадного Ленинграда.

Своей исследовательской работой по истории я напомнила себе и моим сверстникам о детском подвиге, об истинных ценностях. Материал о сиротстве в военные и послевоенные годы я находила в музее, из статей, в сети Интернет.

Введение
1. Дети войны
2. Послевоенный период
3. Дети в Горячем Ключе
Итог
Источники информации

Введение

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.

Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя? » -
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже! »
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!
… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять? »

Э. Асадов



Дети войны – жертвы войны. Жертвы, на мой взгляд, самые не защищённые. За годы великой отечественной войны, по разным оценкам, погибло более 28 миллионов наших соотечественников, в том числе, 13 миллионов детей.

Тринадцать миллионов маленьких человечков, которые верили в чудеса, которые, как и мы, учились в школе, которые мечтали стать врачами и первооткрывателями, которые только-только появились на свет и были растерзаны войной познав лишь улыбку мамы.

Данное исследование проведено мною под впечатлением от прочтения дневника Тани Савичевой , девочки которой довелось увидеть самые страшные дни блокадного Ленинграда, увидеть смерти самых близких ей людей и самой умереть от истощения.

Задумываясь о том, что судьба Тани Савичевой находит отражение в миллионах таких же детских судеб становится жутко, становится страшно и непонятно как и зачем столько взрослых убили столько детей.

На хрупкие плечи тех детей, кому удалось выжить легли самые страшные испытания, и преодоление этих испытаний есть самый настоящий подвиг, помнить и рассказывать о котором – наш долг .

Цель моего исследования – освещение вопроса сиротства в военные и послевоенные годы, напоминание себе и моим сверстникам о детском подвиге тех лет и о истинных ценностях.

Сегодня страшное слово «сиротство » носит единичный характер и многие из нас даже представить себе не могут, с чем сталкиваются дети, лишившиеся родительской опеки.

Дети, оставшиеся без родителей в период войны, были навсегда лишены детства. То жестокое и беспощадное время заставило их в один миг повзрослеть.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок для того, чтобы попасть на фронт прибавляли к своему возрасту год или два. Ребята в возрасте 8 – 10 лет наравне со взрослыми работали на заводах, многие оказывали существенную помощь партизанам.

Дети участвовали в разведке, в подрывах железнодорожных путей, помогали пленным бежать из концлагерей. По рассказам очевидцев тех событий написано немало повестей о недетском подвиге.

Наиболее известными героями того времени стали Володя Казьмин, Юра Жданко, Лёня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие ребята были удостоены звания Героя Советского Союза.

Послевоенный период

Но, к счастью, в 1945 году война над фашистскими захватчиками закончилась, и для обескровленных, осиротевших детишек начались новые испытания, связанные с поиском выживших родных, поиском нового дома.

После Великой Отечественной войны в Центральном адресно-справочном детском столе, находившемся в Бугуруслане Чкаловской области, было поставлено на учет около двух с половиной миллионов детей, которые разыскивали своих родителей или родственников. Но даже эта цифра не полностью отражала масштабы детского сиротства послевоенных лет .


Из-за большого количества детей, все приюты были переполнены . Спальных мест не хватало, дети спали по несколько человек в одной кровати, одежда и еда также доставалась не всем.

От голода детские дома спасались подсобными хозяйствами, где всю работу выполняли сами воспитанники. В последующем, детские дома стали работать как школы-интернаты , дающие воспитанникам военное или профессиональное образование.

Следует отметить, что в послевоенные годы количество детей-сирот увеличивалось . Этот факт объясняется тем, что в 1946 году ряд регионов страны охватил голод, и родители зачастую были не в состоянии прокормить своих детей.

С целью спасения от голодной смерти, дети отдавались в детские дома. Многие родители не забирали своих детей обратно, так как сами умерли либо от голода, либо от болезней.