Кураев г.а., пожарская е.н. «возрастная психология» курс лекций. Психология человека Развитие личности в старшем школьном возрасте

14.04.2024 Столярные

сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть

Характер.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена

следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия,

выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять

деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых

качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему

завидует тем, кто обладает этими качествами(10-11 лет). Затем подросток

заявляет о желании иметь такие качества у себя(11-12 лет) и, наконец, приступает

к их самовоспитанию(12-13 лет). Наиболее активным периодом волевого

самовоспитания у подростков считается возраст от13 до14 лет.

В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных

ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу

его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и

самооценку.

ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями

в самостоятельности. Подростковая самостоятельность выражается, в основном,

в стремлении к эмансипации от взрослых и в разнообразных увлечениях -

неучебных занятиях.

Увлечения.

Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр.

Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя и

потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые

Виды увлечений. Как правило, увлечения имеют неучебный характер.

Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию-

истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов и т.д.

На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые

эгоцентрические увлечения. Изучение редких иностранных языков, увлечение

стариной, занятия модным видом спорта, участие в художественной

самодеятельности и т.п. - любое дело становится всего лишь средством

демонстрации своих успехов. Подростки, имеющие такого рода увлечения,

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция9

стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, выделиться,

возвыситься в глазах окружающих.

Детям с аналогичной личностной направленностью свойственны и лидерские

увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовывать,

руководить сверстниками. Они меняют кружки, спортивные секции, школьные

поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером.

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу,

выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные

навыки. Помимо спорта, это вождение мотоцикла или картинга, занятия в

столярной мастерской и т.д. В основном, это увлечения мальчиков, которые таким

образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них

умениями.

Накопительские увлечения- прежде всего коллекционирование во всех его

видах. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной

потребностью(например, при коллекционировании марок), со склонностью к

накоплению материальных благ(коллекционирование старинных монет, дорогих

камней), с желанием следовать подростковой моде(собирание наклеек, этикеток от

импортных бутылок) и т.д.

Самый примитивный вид увлечений- информативно-коммуникативные

увлечения. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной

информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в

легком общении со сверстниками- во множестве контактов, позволяющих этой

информацией обмениваться. Это многочасовые пустые разговоры в привычной

«дворовой» компании. Это времяпрепровождение трудно назвать увлечением в

собственном смысле этого слова, но оно характерно для определенной части

подростков.

В среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают

основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением,

ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией. Безусловно, подбор

интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени

благодаря кружкам или секциям не становится гарантией того, что эти проблемы

будут сняты. Но, тем не менее, это- один из наиболее действенных путей их

профилактики.

Отношения с окружающими- наиболее важная сторона жизни подростков.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему

значению для психического развития системы взаимоотношений: одна- со

взрослыми, другая- со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция9

средних классах школы. Выполняя социализирующую роль, эти две системы

взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и

по регулирующим их нормам.

Отношения со сверстниками обычно управляются нормами равноправия, в то

время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными.

Поскольку общение с товарищами способствует удовлетворению актуальных

интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи, начинает

больше времени проводить со сверстниками.

Общение со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период

становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба- сложное,

часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга

и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и

принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать

и посочувствовать(а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же

взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным

психотерапевтом.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько

интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования».

Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в

разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его

принять, недостаточно.

Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он

принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко

подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании.

Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается

изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети

излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания,

равнодушные к общим делам и успехам группы.

При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе

другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить

одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию

своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе.

Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы,

образующиеся в летних лагерях.

Отношения со взрослыми.

Еще одна значимая сфера отношений подростков- отношения со взрослыми,

прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено- им не

охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном

возрасте.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция9

Подростковые конфликты. Конфликты между подростками и взрослыми

возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и

обязанностях детей и родителей, взрослых и детей, из-за родительского контроля за

поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Подросток требует расширения своих прав, а не только подчеркиваемых

взрослыми обязанностей. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого

человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения,

непослушания.

Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет

на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка

осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний

и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в

равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.

Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже

возник,- переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение

отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко

взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку

ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

Стили семейного воспитания. Остановимся на наиболее распространенных

стилях семейного воспитания, определяющих особенности отношений подростка с

родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и само-стоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право

быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав,

одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на

разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто при-слушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать

другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых

подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и

запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и

не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с

родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт(например, мальчик,

отстаивая свои права на самостоятельность, может в отсутствие родителей врезать

замок в дверь своей комнаты). Но чаще дети авторитарных родителей

приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в

себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники,

пользующиеся большей свободой.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция9

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются

с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Такие

отношения иногда называют«воспитанием по типу Золушки». Здесь неизбежна

полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай- жестокие родители. Дети

из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в

общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. По

имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг,

периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля

Гипоопека- тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам

позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая

вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия

поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в

родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного

поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается

неконтролируемого поведения детей, то оно становится зависимым от других,

внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны

наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Родительская любовь- совершенно необходимое, но недостаточное условие

благополучного развития подростка. Гиперопека- излишняя забота о ребенке,

чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном

контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении

со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих

детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения,

складывающиеся по принципу«жить за ребенка», излишняя близость становятся

тормозом на пути личностного роста обоих- и подростка, и его мамы.

Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей,

оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка

требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок

как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое

свободное время; сын неудачника-отца должен идти его путем и реализовать мечты

20-летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в

подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет

сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же

при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может раз-виться невроз.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к

маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция9

ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще

противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.

Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и

сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти

переживания могут быть смягчены: разрыв с другом или конфликт в классе может

быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие

понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы

сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Подростковый возраст- трудный период полового созревания и

психологического взросления ребенка.

В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство

взрослости- ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразова-ние младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть,

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни

от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к

эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы.

Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки:

подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в

группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и

меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется

склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У

подростка складываются разнообразные образы«Я», первоначально изменчивые,

подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое

целое, образуя на границе ранней юности «Я-конпепцию», которую можно считать

центральным новообразованием всего периода.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

РАННЯЯ ЮНОСТЬ(ОТ15 ДО17 ЛЕТ)

14-16 лет- переходный период между подростковым и юношеским

возрастом. В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость

собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним

влияниям.

Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым

возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно

напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального

порядка, иногда- внутренние конфликты и трудности в отношениях с

окружающими.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

Типы личностного развития. Как протекает процесс развития в ранней

юности? Встречаются четыре варианта развития.

Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к

переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в

новую систему отношений. Их жизнь остается спокойной и упорядоченной, они

больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени

ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как

правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не

доставляют хлопот.

Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и

некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более

пассивны, более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.

К полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения,

характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в

большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким

мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных

ситуациях, - по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности

проходил в это время легко.

Третий вариант развития- это быстрые, скачкообразные изменения,

которые, благодаря высокому уровню саморегуляции, хорошо контролируются,

не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жиз-ненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция10

произвольности, самодисциплине у них слабее развиты рефлексия и

эмоциональная сфера.

Четвертый вариант развития связан с особенно мучительными поисками

своего пути. Недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого

самопознания здесь не компенсируется высокой произвольностью. Дети

импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно

ответственны. Такие дети не уверены в себе и себя плохо понимают. Часто они

отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить

ничего своего. Вступив во взрослую жизнь, они еще долго не обретают

устойчивого положения.

Условия личностного развития. Динамика развития в ранней юности

зависит от ряда условий.

В переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей

возникает особый интерес к общению со взрослыми. При благоприятном стиле

отношений в семье после подросткового возраста- этапа эмансипации от

взрослых- обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями,

причем на более высоком, сознательном уровне.

С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным

образом, профессиональные, удовлетворенность ситуацией в школе и

особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с

учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

К близким взрослым старшеклассник как бы примеривает свое идеальное

«Я»- каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из

опросов, 70% старшеклассников«хотели бы быть такими людьми, как родители».

Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем

фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками-

общении«на равных».

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления

самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к

доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в

проблемных ситуациях, то общение с друзьями остается интимно-личностным.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в

ряду других привязанностей. С лучшим другом или подругой обсуждаются

случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения

со сверстниками- представителями противоположного пола(помимо вопросов

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция10

проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями).

которые обсуждаются с родителями.

Общение со сверстниками требует взаимопонимания, внутренней близости,

откровенности. Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви.

Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и

она как бы включает в себя дружбу.

Старшеклассники так же, как и подростки, склонны подражать друг другу и

самоутверждаться в глазах сверстников. Не только в средних, но и в старших

классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна

пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются

одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой(или

мальчиком).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие познавательных процессов.

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей

достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к

выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые

К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных

понятий, совершенствование умения пользоваться ими, рассуждать логически и

абстрактно. Это означает сформированность теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех

остальных познавательных процессов.

Старшие школьники уже могут мыслить логически, заниматься

теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно

размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не

доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается

способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив,

переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность

к индукции и дедукции.

Развитие способностей.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием

общих и специальных способностей детей на базе ведущих видов деятельности:

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция10

учения, общения и труда.

Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для

последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти

знания практически необходимы.

Ранний юношеский возраст являются достаточно сензитивными для развития

всего комплекса разнообразных способностей, и их практическое использование

влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста

увеличиваются.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Ранняя юность- время реального перехода к настоящей взрослости. На

этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности–

в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются

особенности общения со взрослыми и сверстниками.

Самоопределение.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится

центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя

позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места

В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план-

решить вопросы, кем быть(профессиональное самоопределение) и каким быть

(личностное или моральное самоопределение).

Самоопределение связано с новым восприятием времени- соотнесением

прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В

детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь

осознается временная перспектива:«Я» охватывает принадлежащее ему прошлое,

настоящее и будущее.

В ходе исследования, проведенного Т.В.Снегиревой, выявлены несколько

типов временной структуры«Я», выражающиеся в соотношении между

прошлым, настоящим и будущим«Я».

В раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается вариант, при

котором критичность к прошедшему детству сопровождается умеренно высокой

самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. «Я-прошлое»

представляется чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. «Наличное

Я» в большей степени тяготеет к будущему и выступает как новая ступень в

личностном самоопределении. Вероятно, такой вариант в большей степени

соответствует юношеской возрастной норме- сочетание критического отношения

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция10

к себе в прошлом и устремленность в будущее.

Значительно у меньшего числа старшеклассников все три«Я» преемственно

связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному«Я». Это-

субъективное гармоническое представление человека о себе.

Самооценка.

Построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и

возможностях. Юношеский возраст связан с изменением самооценки личности.

По американским данным, подростки12-13 лет значительно чаще, чем младшие

дети, думают, что взрослые и сверстники оценивают их отрицательно, их

самоуважение несколько снижается. После15 лет самоуважение снова возрастает,

не только компенсируя«потери» подросткового периода, но и превосходя

уровень самоуважения младших школьников.

Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно, то

теперь- более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные

суждения такого типа: «Я не хуже, но и не лучше других». «У меня плохой

характер, но он меня устраивает».

Варианты самооценки старшеклассников. Типично юношеские

особенности характерны для самооценки десятиклассников- она относительно

устойчива, высока, адекватна. Дети именно в это время отличаются

оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны.

Часть старшеклассников и вXI классе сохраняет«оптимистичную»

самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания,

притязания и оценка собственных возможностей.

Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, пере-живанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно

осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек.

Личностные особенности.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и

разнообразие вариантов личностного развитая, можно говорить об общей

стабилизации личности в этот период.

Стабилизация личности начинается с формирования«Я-концепции» на

границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в

большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом

Происходят изменения и в эмоциональной сфере. Интенсивно развивается

саморегуляция, контроль за своим поведением и эмоциями. Улучшается общее

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция10

физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность,

повышаются их контактность и общительность. Настроение в ранней юности

становится более устойчивым и осознанным. Дети в16-17 лет, независимо от

темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в11-15. Все

это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру

человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть

думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о

мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно

затрагивают старших школьников.

Лекция 1. Предмет возрастной психологии. Проблемы возрастного развития. Типы возрастных преобразований. Возраст. Возрастные кризисы. Сензитивные периоды развития. Области практического применения возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками.

Лекция 2. Методы исследования в возрастной психологии. Организационные методы (метод срезов, сравнительный метод, лонгитюдный метод). Эмпирические методы (наблюдение, экспериментальный метод, психодиагностические методы). Этика психологических исследований.

Лекция 3 . Факторы развития психики ребенка. Роль биологических факторов в развитии психики. История биогенетического подхода в возрастной психологии (Ч.Дарвин, Э.Геккель, С.Холл). Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Теории социального научения. История социологизаторского подхода в возрастной психологии (Д.Локк, Н.Миллер, Дж.Доллард). Соотношение биологического и социального в развитии (взгляды В.Штерна, Л.С.Выготского). Роль социальных факторов в развитии психики ребенка. Влияние обучения на формирование психики ребенка (Л.С.Выготский о «зоне ближайшего развития»). Влияние деятельности на формирование психики ребенка (А.Н.Леонтьев о роли «ведущей деятельности»). Влияние общения на формирование психики ребенка (особенности общения в разных возрастных периодах).

Периодизация возрастного развития. Общие подходы к проблеме периодизации. Критерии периодизации психического развития ребенка. Периодизации детского развития по внешнему критерию (В.Штерн, Р.Заззо, А.В.Петровский). Периодизации детского развития по внутреннему критерию (П.П.Блонский, З.Фрейд, Л.Колберг). Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев (Э.Эриксон, Л.С.Выготский).

Интеллектуальное развитие ребенка. Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже. Факторы развития интеллекта по Пиаже. Периоды интеллектуального развития по Пиаже (сенсомоторный период, дооперациональный период, период конкретных операций, период формальных операций).