Успения богородицы в печатниках. Церковь успения пресвятой богородицы, что в печатниках. Указ, изданный в связи с завершением работы комиссии по расследованию инцидента в московском храме Успения в Печатниках

Для сегодняшнего жителя Москвы Печатники – это район соответствующей станции метро. Однако для москвича XVI–XVII веков ассоциации были другие: о них сегодня напоминает Печатников переулок рядом между Сретенкой и Трубной, а также церковь Успения Божией Матери в Печатниках.

С конца XVI века за стеной Белого города у Сретенских ворот начиналась Государева Печатная слобода – поселение типографов, трудившихся на Печатном дворе на Никольской улице. Именно они и создали первый деревянный Успенский храм в 1631 году, вместо которого в 1659 году было построено новое здание, тоже деревянное. Наконец, в 1695 году печатники создали третью Успенскую церковь, на этот раз каменную – ее четверик и колокольня сохраняются и по сей день.

Когда строился новый храм, в церковном зодчестве Москве преобладал стиль «нарышкинское барокко», уделявший особое внимание декору окон и порталов. Все это воплощено в церкви Успения в Печатниках: окна ее четверика обрамлены наличниками с гребнями, а боковые порталы украшены тонкой белокаменной резьбой, изображающей вьющиеся вокруг колонок виноградные лозы. Колокольня выполнена в три яруса: в нижнем расположен вход в церковь, в среднем – хозяйственное помещение, а верхний создан в виде восьмигранной звонницы с сомкнутым сводом. При этом шатер у колокольни есть, но он поставлен поверх свода и не несет никакой практической функции, играя исключительно декоративную роль. Трапезная у храма несколько раз значительно перестраивалась. В 1727 году в ней появился теплый (то есть отапливаемый) придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в 1763 году с ее другой стороны создан придел святого Николая Чудотворца. В 1775 году к южной стене трапезной была пристроена небольшая часовня, выделенная на фасаде небольшим куполом с главкой. В последний раз облик церкви менялся в 1897–1902 годах, когда по проекту архитектора М.А. Аладьина была построена новая трапезная с часовней, выдержанные в псевдорусском стиле. Окна трапезной повторяют мотивы нарышкинского барокко, тем самым перекликаясь с окнами древнего четверика Успенской церкви.

По одной из версий, именно в церкви Успения в Печатниках художник Пукирев стал свидетелем брака старика и девушки, что впоследствии нашло отражение в картине «Неравный брак», ныне находящейся в Третьяковской галерее. Также до революции в церковной ризнице хранилась древняя еврейская серебряная монета – молва утверждала, что это один из тридцати серебряников, полученных Иудой за предательство Христа.

После революции и закрытия храма для богослужений его здание было занято сначала трестом «Арктикпроект», затем в 1950 году здесь появилась выставка «Советская Арктика», которую в 1960 году сменила постоянно действовавшая выставка «Морской флот СССР». Внешне здание почти не перестраивалось, были только сняты кресты и разобрана ограда, но внутреннее убранство исчезло полностью, пространство храма оказалось перепланировано. В 1994 году выставка была вывезена, а в храме возобновились богослужения.

Деревянный храм был построен перед Сретенскими воротами Белого города жителями дворцовой Печатной слободы в 1631 году. Местность, именуемая «Печатниками», получила свое название от живших здесь печатников, мастеров Государева Печатного Двора. В 17 веке печатники поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей.

Источники расходятся в дате первого упоминания церкви, согласно одним деревянная церковь впервые упоминается в 1625 году, по другим в 1631 году.

В 1659 году деревянный храм был перестроен, но вновь в дереве. Эту дату и считают датой основания храма.

Каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи согласно надписи на одном из образов храма.

Nikolai Naidenov (1834-1905) , Public Domain

В конце 1725 года прихожане церкви обращаются в Синодальный казенный приказ с просьбой о строительстве при тогда еще холодном храме теплого придела, на что 17 декабря того же года получают разрешение.

Теплый придел с правой стороны трапезной был возведен к 3 октября 1727 года, а 18 октября его освящают во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1763 году с другой стороны трапезной возводят другой придел, во имя свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца. Примерно в 1775 году у южного фасада трапезной была сооружена небольшая часовня.

В 1795 году храм был обновлен и расписан.

В 1812 году храм Успения Пресвятой Богородицы был разграблен французской армией, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки.

В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. В 1897-1902 годах трапезная и часовня полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина. Колокольня, нижний ярус которой встроен в трапезную, представляет собой двухъярусный четверик, несущий восьмерик звона, завершенный небольшим кирпичным шатром. Стены были украшены изображениями святых и картинами библейских рассказов.

После Октябрьской революции храм был закрыт, c него были сняты кресты, была разобрана ограда. Внутри храма была сделана полная перепланировка.

Здание храма было отдано тресту Артикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», затем - музей «Морской флот СССР», в котором была выставлена экспозиция по истории корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов.


NVO , GNU 1.2

В 1991 году по ходатайству Преображенского братства отца Георгия Кочеткова храм был передан Русской православной церкви. Он был освящен заново в 1994 году.

Отец Георгий Кочетков был настоятелем храма до конфликтной ситуации 28 июня 1997 года. В 1997 году до конфликта ему сослужил отец Михаил Дубовицкий, а после запрещения отца Георгия Кочеткова в служении настоятелем храма стал протоиерей Олег Клемышев, который и сейчас служит в храме. В 2000 году другим указом патриарха Алексия II с отца Георгия Кочеткова были сняты прещения.

По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.

В храме работает церковная лавка, есть воскресная школа, в которой дети изучают литургику, историю церковного искусства, историю православной Москвы, церковнославянский язык.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 366-367

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

ул. Сретенка, 3, угол Рождественского бульвара

"Церковь на сем месте значится с 1625 г.".

"В начале Сретенки, близ Сретенских ворот, с конца XVI в. размещалась дворцовая Печатная слобода, в которой жили мастера Печатного двора - первой московской типографии в Китай-городе. Печатники построили церковь Успения в 1695 г. на углу Сретенки и Рождественского бульвара".

"Церковь значится с 1631 г., вторая, деревянная, построена в 1659 г. Каменная с 1695 г., как значилось в надписи на образе Спасителя. В октябре 1727 г. при трапезной с правой стороны построен теплый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. 18 декабря 1763 г. по левую сторону трапезной освящен придел Николая Чудотворца. В 1795 г. храм обновлен и украшен стенописью. С 31 мая 1898 г. строилась новая трапезная с приделами и часовней, но с сохранением колокольни 1695 г. Архитектором был М. А. Аладин; освящение состоялось 1 декабря 1902 г. Внутри храма сохранились некоторые древние иконы и ампирный иконостас 1820-х гг. с полукруглой нишей для царских врат".

"Главная церковь и колокольня построены в 1695 г. Нынешняя трапезная и часовня в 1898-1903 гг.".

"Церковь обновлялась в 1894-1897 и 1903 гг.".

"Храм Успения Божией Матери в Печатниках близ Сретенских ворот устроен в 1695 г., трапезная с колокольней и приделом Иоанна Предтечи в 1725 г., левый придел Николая Чудотворца в 1763 г. В 1812 г. храм был разграблен, внутри выгорел. В 1814 г. возобновлен усердием прихожан. В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде предателю за Христа Спасителя. Монета эта, по мнению археологов, бесспорно относится ко времени кесаря Августа".

В "Материалах..." имеется любопытная запись от 1734 г.: за подписание просьбы (письма) о разводе духовному сыну, вернее - его жене, которую муж нещадно избивал, понуждая уйти в монастырь, священник церкви Успения сослан в Кирилло-Белозерский монастырь на покаяние, но прощен императрицей Анной Иоанновной и возвращен через год.

"После закрытия помещения церкви занял трест Арктикпроект, а 12 января 1960 г. открылась выставка "Морской флот СССР". Скромный павильон рядом - бывшая свечная лавка, появившаяся в 1892 г., ныне тут табачный ларек".

Кресты с храма сбиты, ограда разрушена; внутри все переоборудовано. В юго-западный угол храма встроена часовня. Церковь стоит на государственной охране под № 192.

В 1991 г. появились планы передать храм братству соседнего Сретенского монастыря.

Александровский, № 171.

Рукопись Александровского, № 334.

Материалы. С. 677.

Синодальный справочник.

Сытин. С. 428.

Московские церковные ведомости. 1895. № 34.

Федосюк Ю. Лучи Кремля. М., 1978. С. 211.

Виноградов Н. П. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. М., 1907. Т. I. С. 1-7.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 21.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 585; Вып. 5. С. 314.

Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 221.

Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.

Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.

Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Храм Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках, находится в городе Москве на углу Сретенки и проезда Рождественского бульвара. Местность, именуемая «Печатниками», получила свое название от живших здесь печатников — мастеров Государева Печатного Двора: наборщиков, разборщиков, тередорщиков, бытарщиков (накладчиков красок на буквы), знаменщиков, а также приставов и сторожей. О времени и обстоятельствах первоначального построения храма в Печатной слободе не сохранилось определенных документальных известий. В первый раз он упоминается в списке «сороковых» церквей 1631-1632 гг. В записях, хранящихся в церковном архиве, значится, что первая церковь в Печатниках была деревянная, в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Около 1695 года была сооружена новая одноглавая каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы без приделов, с трапезою и шатрообразною колокольней. В ХVIII в. при Успенской церкви были устроены два придела, один - в честь Иоанна Предтечи в особой пристройке к правой стороне трапезы, а другой - во имя святителя Николая внутри самой трапезы, на левой стороне. В 1900-1902 годах было совершено внешнее и внутреннее благоукрашение новоустроенного придельного храма лучшими мастерами под общим руководством архитектора В.В. Иордана. Стены покрыты орнаментами в русско-византийском стиле и украшены священными изображениями.

Церковь была закрыта после 1917 года. Помещение занял трест Арктикпроект. 12 января 1960 года открылась выставка «Морской флот СССР», показывающая историю корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов.

В 1991 году появились планы передать храм братству соседнего Сретенского монастыря, а в 1993 году они осуществились. В 1994 году выставка была вывезена из храма. В 1995 году церковь отпраздновала свое 300-летие. В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за Христа Спасителя. Монета эта, по мнению археологов, бесспорно, относится ко времени кесаря Августа.



Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках церковь (улица Сретенка, дом № 3/27).

Известна в этой местности с 1625 г. Современное церковное здание построено в 1695 г., приделы - в 1727 г. (южный - Усекновения главы Иоанна Предтечи) и 1763 г. (северный - святителя Николая). Храм пострадал от пожара в 1812 г. и был восстановлен в 1816 г. В 1894 г. восстановили стенную роспись. В 1902 г. выстроили новую трапезную (архитектор М.А. Аладин). Были установлены новые мраморные иконостасы с бронзовыми царскими вратами. Главу храма украсили изображениями четырех московских святителей.

Закрыт храм был в конце 1930-х годов и перестроен. Богослужения возобновились в 1994 г. Восстановительные работы были завершены к 2001 г.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17

Спокон веков плыл над Москвой колокольный благовест. Разливались малиновым звоном её «сорок сороков». И всегда в этом благодатном аккорде различался голос могучего колокола со звонницы храма, возведённого царскими мастерами - печатниками. Пела его жаркая медь во славу Божьей Матери и Её Пречистого Сына.

Постройка первой деревянной церкви

В XVII пожаловал государь для мастеров своего Печатного двора земли, что тянулись вдоль ручья, как раз между нынешними улицами Трубной и Сретенкой. Те расселились, настроили домов, завели хозяйство. Только какая же это жизнь без храма Божьего? Вот и построили печатные мастера церковь, освятив её в честь великого события - Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Печатниках тогда был деревянным, это известно, но когда его возвели, никто не знает. Одни источники называют 1625 год, другие - 1631. Кто ж теперь упомнит - давно это было. Известно точно, что в 1659 году, усердием всё тех же печатников, храм был полностью перестроен, но остался по-прежнему бревенчатым.

Строительство каменного храма

Благополучно простоял он в течение тридцати шести лет, а в 1695 году был разобран. Пригласили каменщиков, и те сложили дивный каменный храм. Его так же освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Храм в Печатниках тех лет мало чем напоминал тот, который сегодня знают и любят москвичи. Был он одноглавый и без боковых пределов, которые пристроили позже. В точной датировке помогает надпись на одной из икон. Построили его в принятом тогда стиле

Господь хранил этот храм. Из дошедших до нас документов видно, что страшный пожар, случившийся в Москве в 1937 году, обошёл стороной его стены. Даже во время эпидемии 1771 года храм не пришлось закрывать - не коснулась смерть всех тех, кто жил рядом с ним и посещал службы. Более того, из записей 1774 года известно, что приход храма признан одним из образцовейших приходов Москвы.

Постройка пределов храма

Стройно пел церковный хор, и поднимался к сводам благодатный дым от кадильниц. Но одно мешало прихожанам молиться и читать акафисты в честь Успения Пресвятой Богородицы - храм в Печатниках не отапливался, и в лютые зимние морозы холод в нём был лютый. И в 1725 году прихожане решили пристроить к храму тёплый придел.

Не мешкая взялись за дело, и в 1727 году его построили и освятили. Дальнейшие работы по расширению храма продолжились в 1763 году. Был возведён с другой стороны трапезной ещё один придел. А через восемь лет, к зданию трапезной пристроили небольшую часовню.

Замечательный русский художник, иконописец Николай Николаевич Тяпкин, в 1794 году украсил стены храма росписью, а через четыре года на его звонницу подняли огромный колокол. Довершил общее убранство установленный в 1805 году новый иконостас, за которым находился престол, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Печатниках был гордостью прихожан.

Разрушение и последующее восстановление храма

Но попустил Господь пострадать ему в 1812 году от рук европейских варваров. Французские солдаты разграбили и сожгли храм. То, что удалось спасти, перенесли в Уже на следующий год прихожане начали всеми силами восстанавливать свой храм Успения Пресвятой Богородицы. В Печатниках, на Сретенке, закипела работа, и вскоре было воссоздано всё то, что сгорело в огне войны. Над Москвой вновь поплыл звон его колоколов.

Облик храма приобрёл новые черты на самом стыке веков. В период 1897 - 1902 года архитектор М.А. Аладьин перестроил здание трапезной и часовни. В трапезную была встроена колокольня. Венчал её небольшой каменный шатёр.

в XX веке

С закрыли храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Москвоведение - область исторической науки, занимающаяся прошлым нашей столицы - в своих исследовательских статьях, посвящённых этому периоду, описывает разгром, сопоставимый только с нашествием французов. Изуродованное здание перестроили, и в нём были размещены советские учреждения.

Возрождение наступило с периодом перестройки, когда Православной церкви возвращалось отобранное у неё имущество. В 1994 году был вновь освящён и храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Расписание богослужений, вывешенное при входе, как и в прежние годы, извещает прихожан, что их ждут на литургиях, вечернях и заутренях. Церковная жизнь постепенно вернулась на свой путь, указанный ей святыми отцами.