Презентация по светской этике добро и зло. Презентация по светской этике на тему "Добро и зло" (4 класс). Пословицы и поговорки

16.04.2024 Электрика

Тема урока «Добро и зло»

Урок № 1

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи: – формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом; – развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; – повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему: «Почему плохо быть равнодушным?», выборочное чтение, самостоятельная работа с источником информации, обсуждение и анализ ситуаций, работа в парах, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия, скромность, милосердие, честность.

Оборудование: учебник, презентация по теме, мультимедийный проектор, альбомные листы, фломастеры.

Ход урока

    Организационный момент. Прозвенел звонок. Начинается урок. Пожелайте друг другу увлекательной работы и интересных открытий.

Слайд 1 В жизни по - разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете вставать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям.

    Слайд 2 Сообщение темы урока.

    Слайд 3 Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Рассказы на тему «Почему плохо быть равнодушным?»

    Подготовка к изучению нового материала. Если человек неравнодушный, что можно про него сказать? Какой он? (добрый, отзывчивый) Сегодня на уроке мы поговорим о добре и зле. Что можно сказать об этих словах? (антонимы) Добро и зло – две противоположности. Между ними всегда идет борьба. Узнаем, какие человеческие качества помогают быть добрым, а какие порождают зло. Слайд 4 Игра «Стань волшебником»

    Работа над понятиями добро и зло. Работа с учебником. Выборочное чтение. Стр. 12 – 13. Найти ответы на вопросы: 1. Слайд 5 – что такое добро? 2. Слайд 6 – что такое зло?

3. Работа в парах. Скажите друг другу как можно больше добрых слов.

    Релаксация. Игра «Топай – хлопай». Если понравился поступок – хлопаем, если не понравился – топаем. 1. Мальчик возвращался из школы домой и увидел старушку. Она поставила на скамейку тяжелый пакет, села, не могла отдышаться. Мальчик помог бабушке донести пакет, хотя ему было не по пути. 2. Бабушка попросила соседского мальчика сходить в магазин за хлебом. Мальчик согласился, но сказал, чтобы его за это чем-то отблагодарили. Обсуждение этих ситуаций, вывод. (первый мальчик помогает бескорыстно, второй с выгодой для себя)

    Игра «Узнай героя». Слайды 7, 8, 9. Релаксация. Слайд 10. Слайд 11 Вместе с любимым героем поем песню «Если добрый ты…» Продолжаем отгадывать загадки. Слайды 12, 13, 14, 15, 16.

    Закрепление. 1. Обсуждение ситуаций. Слайды 17, 18, 19, 20. 2. Работа с пословицами. Слайд 21. 3. Прочитайте притчу о двух волках. Слайды 22, 23, 24, 25. Какова мораль этой притчи?

    Домашнее задание. (по выбору) Слайд 26.

    Итог урока. О чем расскажете членам своей семьи, друзьям? Какой самый главный вывод вы сделали для себя? Изобразите свои впечатления от урока символом, нарисуйте смайлик.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Тема урока «Добро и зло»

Урок № 2

Цель: формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.

Задачи: – развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; – воспитывать внимательность, уважение к людям; – пробудить стремление совершать добрые дела.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность, дружелюбие, вежливость.

Оборудование: учебник, рисунки с символами добра и зла, карточки, альбомные листы, фломастеры, диск с песнями «Дорогою добра», «Надо добрым быть».

Ход урока

    Организационный момент. Дети, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем скорей урок.

Ученик: В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

    Сообщение темы урока. О чем пойдет речь на уроке? Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о добре и зле. Узнаем о том, как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

    Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Выставка рисунков «Символы добра и зла». Обсуждение работ.

Конкурс пословиц о добре и зле.

    Беседа. – Как бы вы сами определили, что такое добро, а что такое зло? – Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. – Часто ли вы сами так поступаете? – Какие поступки вы осуждаете, считаете морально злыми? Скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе. Ученик: Не стой в сторонке равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Ученица: Понять и исполнить

Желание другого –

Одно удовольствие –

Честное слово!

    Релаксация. В каждом из нас живет маленькое солнышко – доброта. Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите лучик вашей доброты. Мир – это большое зеркало. Ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам. А теперь нарисуйте солнышко и отдайте его своему другу. Вместе поем песню «Добрым быть на белом свете веселей».

    Работа со статьей учебника. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории? Работа по иллюстрациям. Что входит в современное понятие добра? Согласны ли вы, что иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершение зла. Приведите примеры.

    Работа в группах. 1 группа готовит список добрых дел, которые можно сделать дома, в классе, в природе, в транспорте, на улице. 2 группа готовит памятку «Как стать добрым». 3 группа готовит список слов, обозначающих положительные качества доброго человека. 4 группа восстанавливает высказывания. «Ни один … (злой) человек не бывает счастлив» Ювенал «Жизнь … (злых) людей полна тревог» Д. Дидро «Добро помни, а … (зло) забывай» Пословица «Не делай … (зла) , а то на зло нарвешься» Восточная мудрость «Если не хочешь знать страха, не делай … (зла ).» Кабус

    Домашнее задание (по выбору) 1. Приготовить рассказ о том, кого из окружающих тебя людей ты считаешь добрым и почему? 2. Подобрать литературные произведения, где можно оценить поступки героев с точки зрения «добра» и «зла».

    Итог. Почему знание о добре и зле так важно для людей? Послушайте песню «Дорогою добра» Какую дорогу мы выбираем? (дорогу добра)

Молодцы! Спасибо за работу на уроке.

Данный методический материал я использовала для проведения открытого мероприятия в 2013-2014-м учебном году во время кустового методического объединения Столбовского округа для учителей ОРКиСЭ в 4-м классе, который ещё не шёл по ФГОС. А также эту разработку можно использовать при проведении классных часов в начальных классах. так как тема является актуальной во все времена.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия Добро и зло»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы светской этики»

Конспект занятия по теме: «Добро и зло»

Цель: - помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.

Задачи: - развивать у учащихся знания о категориях нравственности добро и зло;

Развивать умения слушать и слышать, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение работать с источниками информации

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование

    Компьютер;

    Мультимедийное оборудование;

    Презентация к уроку «Добро и зло»

    Текст рассказа В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя»;

    Карточки для работы в группе

Для достижения результата в ходе урока мною используются следующие технологии:

    обучение в сотрудничестве,

    информационно-коммуникативная технология,

    игровая технология

    здоровьесберегающая технология

Ход урока

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Давайте мы пожелаем друг другу доброго дня и отличного настроения!

II . Постановка учебной задачи

Послушайте строчки из произведения (слайд 1)

…Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

Что такое хорошо

и что такое плохо?

Знакомы ли вам эти строки?

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока…(слайд 2)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

На уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

На какие вопросы будем искать ответы? (слайд 3)

    Что такое добро?

    Что такое зло?

    Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

III . Актуализация знаний

Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово доброта ? (А что же такое доброта, по вашему мнению?)

Сейчас 2 человека найдут в словаре русского языка С.И. Ожегова толкование слова «доброта».

А как вы понимаете слова французского писателя Виктора Гюго (слайд 4)

Почему доброту сравнивают с солнцем? (ответы детей)

В народе говорят: «Земля согревается солнышком, а душа - добротой» (слайд 4)

Помните, что добрым, милосердным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость.

IV . Открытие нового знания

1. Работа со словарём

- Итак, давайте послушаем, что такое доброта. (В словаре русского языка С.И. Ожегова даётся такое определение этому слову: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

Ребята, а что же такое добро ? (Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….)

Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова («Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду») (слайд 5)

В чём же проявляется зло? (унижение, предательство, оскорбление, насилие, неуважение, нетерпимость).

Что приносят злые поступки людям?

(«Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». С.И. Ожегов)

Какие поступки людей считаются добрыми?

В мире существует и добро, и зло, и надо научиться различать эти понятия.

(слайд 6,7)

2. Работа с текстом. Осеева В. «Злая мама и добрая тётя»
Чтение 1части текста детьми.

У Дашеньки были мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но любили её по-разному. Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы.

А тётя ничего не заставляла делать: она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку гулять с подругами.

У меня злая мать и добрая тётя! - говорила подругам Дашенька.

Закончите рассказ самостоятельно.

Почему у вас получилось разное завершение рассказа? (Нужно подвести детей к пониманию, что осознание и понимание нравственных категорий требует жизненного опыта.)
Чтение концовки рассказа и обсуждение его.

Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди - золотые руки у Дашеньки, за что ни возьмётся, быстрей всех сделает.

Кто же это научил тебя так работать? - спросят, бывало, женщины.

Учила меня мама, спасибо ей.

А о доброй тёте Дашенька ничего не сказала.

Действительно ли мама была злой?

А как бы вы назвали это произведение?

Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?

Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность – взаимопонимание и взаимоуважение.

V . Оздоровительная минутка «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.

Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

VI . Первичное закрепление

    Работа с пословицами. Работа в парах - Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Добро помни, а зло забывай.

    Давайте проверим работу! (слайд 8)

2. Работа в группах

- Итак, ребята, сегодня мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Но что же такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 5минут.

1 группа. - Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла. (При подготовке используйте материал учебника, собственные наблюдения, иллюстрации, план работы)

2 группа. - Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра. (При подготовке используйте материал учебника собственные наблюдения, иллюстрации, план работы)

3 группа. - Каким русским словам дает начало слово «добро»? (Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником)

4 группа. - Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

Выступление групп.

- Мы продолжаем разговор о том, что такое добро и что такое зло. Именно на эти вопросы вы и искали ответы, выполняя разные задания. Предоставляем слово 1 группе

2 группа , пожалуйста, вам слово.

«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» (слайд 9)

- Как вы понимаете эту фразу?

- Я предлагаю продолжить наш разговор о добре, о добрых поступках, о добрых людях. Каким русским словам дает начало слово «добро»? Об этом нам расскажет 3 группа. Может быть, вы можете дополнить ответ одноклассников?

- 4 группа работала с обоими понятиями.

- Давайте еще раз прочитаем фразу, данную на слайде. Скажите, легко ли быть добрым? Не только тогда, когда тебе хорошо, а в любое время? Не только к тому, кто тебе нравится, а ко всем?

- А сейчас, ребята, попробуйте ответить на следующий вопрос: «Какой я?»

VII . Включение нового знания в систему знаний и повторение

1. Работа по определению поступков детей

Как оценить поступки детей?

Какие из следующих примеров являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.

    Играть в футбол на газонах;

    Рисовать на стенах в школе;

    Посадить растения возле школы;

    Метко плюнуть жвачкой в товарища;

    Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин.

Как проверить, добрые мы дети или злые?

Можно рассказать о добрых делах. Совершить доброе дело. Какое доброе дело мы можем совершить? (ответы детей)

2. Игра «Сказка»

- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы?

На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.

Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Посмотрите, чаша весов добра перевешивает чашу зла. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.

3. Чтение учащимися наизусть стихотворения.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

VI II . Рефлексия

Что нового вы узнали о добре и зле?

Что надо делать, чтобы наша планета стала добрее? (Ответы детей)

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Почему важно бороться со злом?

Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Этот человек приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.)

Какой человек может быть добрым? (Тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других, учитывает интересы других людей.)

Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.)

(На доске заготовка рисунка «Дерево добра», у каждого ребенка есть вырезанный из цветной бумаги лист).
- Ответьте на вопрос: Что значит быть добрым? (Каждый ребенок на своем листочке «Дерева добра» пишет ответ на вопрос и прикрепляет листочек к стволу дерева.)

Давайте делать добрые дела, помнить только хорошее, доброе. Ведь только добрый человек может быть красивым. Я желаю вам быть добрыми, красивыми, уважать и ценить друг друга.

I X . Домашнее задание

Чего на земле больше: добра или зла?

Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?

Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы. Расскажи родителям о добром поступке своего друга.

Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню “Дорогою добра”. (Исполнение песни детьми)

Занятие окончено. Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю встречу. До свидания.

(слайд 10 )

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Добро и зло»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

… Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

Что такое хорошо

и что такое плохо?


Добро


  • Что такое добро.
  • Что такое зло.
  • Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце»

Французский писатель Виктор Гюго

«Земля согревается солнышком, а душа - добротой».


С.И.Ожегов

Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, то, что предотвращает вражду.


Добро

Всё положительное, хорошее.

Поступок, приносящий пользу.

Всё ласковое, доброе.

Хорошее, доброе дело.

Добрый Человек

Обладающий мягким характером.

Сердечный.

Сострадательный.

Расположенный к людям.


Всё дурное, плохое, вредное .

Злое чувство, гнев, досада.

Беда, несчастье, неприятность.

Злой Человек

Недоброжелательный.

Проникнутый враждой, ненавистью.


  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Добро помни, а зло забывай.

Как вы понимаете эту фразу?

« Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо …»




  • Н ечто дурное, вредное.
  • Беда, несчастье, неприятность.
  • Досада, злость.

  • Нечто положительное, хорошее, полезное, противополож -ное злу.
  • Имущество, вещи.



  • Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… . Другой волк представляет добро – любовь, мир, надежду, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.





Основные понятия:

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Совершать добрые поступки сознательно, бескорыстно, а не с расчетом на выгоду.

Зло - противоположность добра. Нечто дурное, вредное.







Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: – Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит. – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит. – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки. – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.


Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.



ДОБРО БЕЗ УМА

Древняя китайская история

  • Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил: - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?»



Вопросы и задания:

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред? Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?


Золотые правила доброго человека

  • Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  • Будь добрым к людям!
  • Учись добру у добрых.
  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не причиняя зла, добрей становишься.

Самостоятельная работа

  • Как творят добрые дела?
  • а) бескорыстно и сознательно;
  • б) чтобы избежать наказания;
  • в) в надежде на похвалу;
  • г) в надежде на вознаграждение.

  • Что считается добрым поступком?
  • а) опоздать на неинтересную встречу;
  • б) дать списать домашнее задание;
  • в) забыть о неприятной просьбе;
  • г) помочь соседу по парте разобрать задачу.

  • 3) Укажите поступки, которые одобряет общество.
  • а) унижение;
  • б) обман;
  • в) насилие;
  • г) взаимопомощь.

  • 4) Что является последствием злых дел?
  • а) дружба;
  • б) вражда;
  • в) радость;
  • г) мирное сосуществование.

  • 5) Знания о добре и зле помогают людям
  • а) жить в мире;
  • б) проявлять заботу о близких;
  • в) дружить;
  • г) все ответы верны.

Предложи свой вариант «расшифровки» слов

Д____________ З ____________

О____________ Л ____________

Б____________ О ____________


Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Примечания к презентации: информация для учителя

Материал, который учитель должен знать и уметь объяснить детям (к уроку «Добро и зло»)

К слайду 2:

    Притча о добром самарянине (Евангелие от Луки, глава 10 стих 29-37).

К слайду 3:

    Напомнить детям информацию о телефонах службы спасения и скорой помощи – в целях собственной безопасности - вызови специалистов

К слайду 7:

    Птица Феникс - символ вечности: возрождается из пепла, библейский символ

    Цитата из Нового Завета ( Первое послание к Коринфянам, глава 13 стих 4-7)

    Растолковать детям значения слов: долготерпение, милосердие, превозноситься, бесчинство, сорадоваться, истина, покрывает (перекрывает), не перестаёт (вечна), пророчества, языки (народы, национальности), упраздниться.

К слайду 10:

    Кратко упомянуть о мудрости индейцев

Слайд 2

Один человек шёл из одного города в другой и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один человек шел тою дорогою и, увидев его, чужого и избитого, прошёл мимо. Также и другой, быв на том месте, подошёл, посмотрел на чужака и прошёл мимо. Некто, проезжая мимо, и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о нём; и если придётся потратить более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Слайд 3

Отсутствие добра – есть равнодушие. Можно ли равнодушие считать злом? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 4

Счастье – «с частью», вместе. Когда мы делимся с окружающими своей радостью, она в нас и в них умножается. Когда мы делимся с окружающими своим горем, оно разделяется на маленькие частички и становится не таким великим и болезненным. Дружба – отношения между людьми, помогающие нам вместе преумножать добро.

Слайд 5

Д руж ба – здоровы е взаим оотнош ения м еж ду лю дьм и  По природе своей человек создан быть добрым и гармоничным. Но зло всегда стремится разрушить мир и добро. Поэтому нам приходится беречь свой духовный и душевный мир от негативных качеств, убивающих в человеке человека.  Какие качества необходимы нам для сохранения крепкой дружбы?

Слайд 6

Н айди половинку 1. Друг – это одна 2. 3. 4. 5. душа, Нападает тот, Кто ничего в себе не имеет, Добро не ищет Любовь 1. у того отнимется 2. 3. 4. 5. и то, что имеет. благодарности. живущая в разных телах. долготерпит, милосердствует, не завидует… кто слаб и труслив.

Слайд 7

Л ю бовь никогда не перестаёт  Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.  Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Слайд 8

Л ю бовь и друж ба – хранители человечества  Человек – существо социальное, это значит, что для человека естественно жить в обществе, общаться и делиться с окружающими своими эмоциями и чувствами.  Близкие люди, это прежде всего: родители, родственники, друзья, знакомые, коллеги, одноклассники.  Крепче всего людей сближает общее дело.  Одинокий человек – всегда несчастен.  Одинокий человек ищет друзей, близких по духу, любимых.  Если он долго не находит таких дорогих его сердцу людей, он начинает страдать.  Поэтому мы просто обязаны дорожить своими близкими и беречь добрые отношения с ними.

Слайд 9

 Вспомните качества семьи. Что нам помогает сделать семью крепкой?  Какие качества отличают настоящих лучших друзей от простых знакомых?  Запишите в тетради качества лучших друзей.

Класс: 4

Презентация к уроку





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : формирование у обучающихся мотива совершать добрые поступки.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания детей о добре и зле;
  • воспитывать внимательное, доброе отношение к окружающим людям, стремление совершать добрые поступки, желание избегать зла и бороться с ним;
  • развивать умение анализировать поступки других людей на примере героев литературных произведений и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Ход урока

1. Орг момент.

Слайд 1

Приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Как приятно, что при встрече

Мы знакомым и родным:

С добрым утром!

Добрый вечер!

Доброй ночи! – говорим. (А.Яшин)

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро! - Солнцу и птицам.
Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
(В.Кривошеев)

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много-много лет!
(А.Кондратьев)

А сейчас сядут те, у кого улыбка на лице!

2. Актуализация имеющихся знаний:

Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

Слайд 2

Что такое добро и зло? (Основные понятия морали)

Что такое добро? (Ответы детей)

Добро

Это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, взаимовыручка;

Это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе;

Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним.

Слайд 4

Что такое зло? (Ответы детей)

Зло

– это войны и предательство, зависть и жадность, это нетерпимость по отношению к людям другой национальности, другого цвета кожи;

– это наркомания, курение, алкоголизм;

– это когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

На столе учителя лежат перевёрнутые “лицом вниз” листочки со словами, обозначающими качества людей.

Задание: Каждое качество человека определить в один из столбиков: “Добро” или “Зло” (Учащиеся по одному выходят к доске, берут один из листочков и прикрепляют в соответствующий столбик на доске, объясняя свой выбор)

Слайд 5

Какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)

Закрепление по слайду:

Добрый человек

Делает добро другим,

Сочувствует в трудную минуту,

Откликается на просьбы,

Несёт радость окружающим,

Защищает слабых,

Помогает немощным,

Отдаёт своё сердце людям... (Работа над смыслом выражения)

3. Новый материал

Какое значение ещё имеет слово “добро”?

(Добро – это нажитое богатство)

Чем же богат добрый человек? Какое основное качество его характеризует?

Это качество
В сердце у многих живёт.
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Что же это такое? -
Сердец..... доброта
(Л.Николаенко)

Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Лев Толстой)

Сегодня на уроке мы будет открывать секреты доброты.

Давайте вспомним, с чего мы начали наш сегодняшний урок?

Сделайте вывод: С чего же начинается доброта?

(Доброта начинается с приветливости, дружелюбия, улыбки...)

Секреты доброты

Ты почаще улыбайся,
Веселись и песни пой.
Будет всем тогда приятно
Познакомиться с тобой.

Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно!

Притча о добре и зле.

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку.

Он спросил их: “Что вы видите?”

Все хором ответили, что черную точку.

Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы не видите этот белый лист бумаги - он так огромен, больше, чем эта черная точка!”

Вот так и в жизни - мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист бумаги”

Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет доброты!

В окружающих людях прежде всего надо замечать положительные качества.

Слайд 12

А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы детей)

Чтение притчи “Добрый император” по цепочке (Текст притчи с заданием на отдельных листочках - по одному на каждую парту)

Задание:

1) Прочитайте притчу.

2) Подумайте: всегда ли доброе дело бывает во благо окружающих?

3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт речь в этой притче?

Добрый император

Жил когда-то император, который очень любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: “Зачем столько птиц?”

Император ответил:

У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.

Каких птенцов?- спросил император.

У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?

Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в наших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз больше!

Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума - не лучше!

Какую мудрость содержит эта притча?

(Добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума – не лучше)

А чему ещё учит эта история?

(Общение с животными делает человека добрее).

Назовите жанр литературы, в котором герои-животные могут мыслить и чувствовать, как человек, а ещё этот жанр характеризуется постоянной борьбой между силами Добра и Зла? (Сказка)

Физкультминутка

Слайды 15 и 16

Задание: при появлении доброго героя сказки – хлопайте в ладоши? При появлении злого героя – топайте ногами.

“Притча о двух волках” (Читает учитель)

Слайды 17, 18, 19

Какова мораль этой притчи?

(В себе необходимо развивать добрые чувства и стараться избавиться от недостатков и дурных привычек.

Помнить русскую пословицу “С кем поведёшься – от того наберёшься!”)

4. Осознание и осмысление учебного материала (Самостоятельная работа в парах. Примечание: задания даются по рядам) (На каждой парте – раздаточный материал)

1) Прочитайте рассказ Валентины Осеевой “Три товарища”

2) Объясните, чему учит это произведение?

3) Сформулируйте секрет доброты, который открывает нам автор.

В.Осеева Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

Завтрак потерял...

Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

А ты где его потерял? - спросил Миша.

Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Бери, ешь!

1) Прочитайте 2 отрывка из газетных статей.

2) Подумайте, что их объединяет?

3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт речь?

В ноябре 2004 года мы отметили 94-й год рождения учительницы Марии Матвеевны. Она всегда в центре внимания, всегда - душа компании. Она и споёт, и спляшет, конечно, в меру сил. А как она читает стихи и поэмы! Она для нас образец душевной чистоты, мудрости, доброты. Завидуем тем, кого Мария Матвеевна учила. Она до сих пор поимённо помнит своих учеников, мальчишек, которые в 1941 году ушли на фронт, знает, как сложилась судьба тех, кто уцелел в той страшной войне. И ученики её до сих пор помнят. Нам кажется, что секрет её долголетия – это добро, любовь к людям, терпимость и, конечно, любовь близких.

Каждому хочется прожить долгую, здоровую жизнь, но, к сожалению, не каждому это под силу. В районном центре есть человек, который в октябре этого года отпразднует свой 99 день рождения. Это Минахмет Зигангиров.

Каждый его день, что раньше, что сейчас, насыщен событиями и делами.

В больнице он не частый посетитель. В силу уколов и таблеток верит мало.

Его часто спрашивают: “В чем все-таки секрет долголетия?”. Он, улыбаясь, отвечает: "Никакого секрета и нет. Нужно жить по совести, с уважением относиться ко всем, помогать по силам больным и немощным, тогда всё вернётся сполна. В доброте весь секрет. Будьте добрее друг к другу и увидите, как окружающие ответят тем же".

3 ряд: Используя противоположные по значению слова и выражения, составь добрые советы:

  • Не перебивать, а...
  • Не обижать, а...
  • Не отбирать, а...
  • Не ссориться, а...
  • Не упрямиться, а...
  • Не рвать, а...
  • Не завидовать, а...

Проверка работы в парах (Учащиеся каждого ряда читают предложенный текст и дают ответы на полученные вопросы и задания. Учитель дополняет либо исправляет сказанное детьми)

Слайды 21, 22, 23

По работе 1 ряда:

  • Быть добрым не на словах, а на деле...
  • Добро - не наука, оно действие

По работе 2 ряда:

  • Добрые люди дольше живут.
  • Добро, доставляя удовольствие, продлевает жизнь

По работе 3 ряда:

  • Не перебивать, а... выслушивать
  • Не обижать, а... защищать
  • Не отбирать, а... делиться
  • Не ссориться, а... сотрудничать
  • Не упрямиться, а... уступать
  • Не рвать, а... склеивать
  • Не завидовать, а... радоваться успехам других

5. Закрепление нового материала

Посади дерево доброты!

Задание: На маленьких листах бумаги в виде листочка дерева напишите своё доброе пожелание всем окружающим и прикрепите на наше символическое “Дерево доброты”, изображённое на доске.

(После выполнения задания, каждый ученик озвучивает написанное пожелание на листочке и прикрепляет его к доске)

6. Итог урока

Слайды 26, 27, 28

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(Сергей Островой)

Добрым словом, добрым поступком часто удаётся совершить то, чего невозможно добиться никакими другими средствами. (Б.С. Форбс)

Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (персидский поэт Саади)

8. Рефлексия

Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:

О чём вас заставил задуматься наш сегодняшний урок?

Есть ли те знания, которые бы вы хотели использовать в своей дальнейшей жизни?

Используемые материалы.

1. Отрывок из статьи “Секрет долголетия – доброта”, автор С.А. Татаринова (“Вестник ЗОЖ” № 2 – 2005г.)

2. Отрывок из статьи “Секрет – в доброте к людям”, автор Н.Чумарова (Газета “Сельская правда” от 30.06.2012).

3. “Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека” (Сайт http://www.smisl-zhizni.ru/)

4. “Основы религиозных культур и светской этики. Модуль “Основы светской этики”. Методическое пособие”, авторы-составители Демидова Н.В., Бердинских М.В., Карцева Н.Н, Стародумова Э.В., Чирухина Л.С. (МОАУ дополнительного профессионального образования “Центр повышения квалификации работников образования”, Киров 2012)

5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учрежд.. – М., Просвещение, 2013.

6. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М., Просвещение, 2011