Скачать презентацию на тему борис васильев. Борис васильев. Презентация на тему

16.04.2024 Дизайн

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выбор пути России в романе Борис Львовича Васильева «Утоли мои печали…»

Борис Львович Васильев (21 мая 1924 г. - 11 марта 2013 г.) Борис Львович Васильев - русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Родился в Смоленске.

Великая Отечественная война С началом Великой Отечественной войны ушел фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. 16 марта 1943 г. Был демобилизован в связи с тяжелым ранением.

Литературным дебютом Б.Васильева стала пьеса «Танкисты» в 1954 г. Наибольшую известность принесла повесть «А зори здесь тихие», впервые появилась в 1969 г. в журнале «Юность»

Роман «Утоли моя печали…» Роман был написан в 1997 году, но описывает события царствования Николая II . Главной проблемой романа становится проблема политического террора, связанная с ходынской трагедией.

Историческая справка Николай II (18 68 -1917 гг.)

Трагедия на ходынском поле Ходынское поле – учебный плац для войск московского гарнизона. Использовалось для народных гуляний. Ходынская трагедия произошла во время коронации императора Николая II 18 мая 1896 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Б. Васильев «Утоли моя печали». Проблемы трагического на страницах романа

Исторические лица, воссозданные в романе Николай II Сергей Александрович Романов – генерал-губернатор Москвы, великий князь Елисавета Федоровна (жена)

Борис Савинков и Иван Каляев Российские революционеры и террористы

Вымышленные персонажи действуют в романе вместе с историческими личностями. Главная героиня – Наденька Олексина

Глава вторая (Подслушанный разговор) -Между кем происходит разговор? И о чем? - Из какого произведения взята цитата: «Не дай вам Бог увидеть русский бунт..»? Зачем автор включает ее в разговор? -Почему Надя отказывается продолжать гадание? Как она реагирует на услышанный разговор?

Глава шестая (Коронация Николая II) - Зачем автор дает такое продробное описание коронации Николая II ? Как он относится к описанной церемонии? Почему в коронацию и в целом в композицию всего романа включены тексты из Священого писания, молитвы? Каково их значение?

Ходынская трагедия – кульминационное событие для героев романа.

Глава седьмая (Ходынская трагедия) - Как автор описывают Ходынскую трагедию? Какие приемы он использует? - Как автор изображает толпу? -Какие символы мы встречаем в описании?

Смысл названия Икона Божьей Матери, именуемая «Утоли моя печали» прославилась в Москве многими чудесами со второй половины 18 в. Строчка из молитвы «Утоли моя печали». В развязке романа Надежда Олексина (одна из главных героинь) едет в Соловецкий монастырь и исповедуется перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали». Она чувствуют свою вину за гибель Фенички. Икона известна своей помощью во дни массовых бедствий. Название романа имеет символический смысл. Автор пытается найти утоления печалей всей Родины.

Почему стала возможна ходынская трагедия? В романе звучит фраза: «Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего». Хомяков (один из героев) утверждает, что великая традиция и великая честь это забота о подданных, а не пышные празднества. Не были предприняты меры для безопасности людей, подарков было мало. Главной заботой была пышность коронации.

«Ходынский колокол был колокол по России»

Почему роман, посвященный событиям рубежа веков 19-20 века, обращен к сегодняшнему читателю? Сегодняшняя эпоха и эпоха создания романа (1997 г.) – кризисная. Изменился общественный строй, подверглись деформации культурные и нравственные ценности. В такие переломные моменты, считает Васильев, важен взгляд в прошлое, анализ просчетов допущенных властью во избежание повторения ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы.11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина.Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

презентация к уроку развития речи в 8 классе "Храм Василия Блаженного"(добавлен 05.01.2012)

На презентации представлен иллюстративный материал к уроку развития речи "Храм Василия Блаженного"...

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Cлайд 1

Cлайд 2

ЦЕЛИ: - выяснить, что является основным средством раскрытия идейного смысла повести и фильма; проследить, как характер Васкова влияет на формирование личности героинь повести; - определить точку зрения автора повести и режиссёра фильма на проблему: что является главной составляющей нашей Победы в Великой Отечественной войне; сравнить поколение сороковых с сегодняшним поколением: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов;

Cлайд 3

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович -кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии. Мать - Алексеева Елена Николаевна из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого. Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.

Cлайд 4

Война началась, когда он окончил 9-й класс. Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Cлайд 5

Б.Л.Васильев своими глазами видел, как война ломала жизни, калечила судьбы, оставляя детей без родителей в голоде и нищете. Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.

Cлайд 6

Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Cлайд 7

«А зори здесь тихие» первое прозаическое произведение автора. Повесть была написана в 1969 году и напечатана в журнале «Юность». За эту повесть Б.Васильев удостоен Государственной премии СССР. «Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями. Я не имел морального права написать первую свою книгу о чём –то другом. Я просто был обязан рассказать людям о том, что мы пережили и испытали, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу…»

Cлайд 8

Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война - всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами… Б.Васильев

Cлайд 9

Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках не значился" ("Юность", 1974, № 2-4); "Завтра была война" ("Юность", 1984, № 6), в рассказах "Ветеран" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная шестерка" ("Юность", 1980, № 6), "Вы чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5), "Неопалимая купина« ("3намя", 1986, № 2) и др.

Cлайд 10

Орден Дружбы народов (27 мая 1994)- за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000) Государственная премия СССР - за фильм «А зори здесь тихие» Премия им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997) Премия Ника (2002) Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009 Награды и премии Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004) за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999) за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы








1 из 7

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Биография Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец писателя, Лев Александрович, был офицером сначала царской армии, затем перешел в Красную армию, мать - из известной семьи народников. В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск.

№ слайда 3

Описание слайда:

Биография До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки, 16 марта 1943 года – Борис Васильев получает тяжелое ранение. Доставлен в госпиталь. Осень этого же года – подлечившись после контузии, Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина на инженерный факультет. Здесь, во время учебы, знакомится со студенткой этой же академии Зорей Альбертовной Поляк. Впоследствии она станет первой и единственной женой писателя Васильева. 1946 год – окончание академии, направление на работу на Урал, испытателем колесных и гусеничных машин.

№ слайда 4

Описание слайда:

Биография 1954 год – решив посвятить себя литературе (привлекавшей его с детства), Васильев в звании инженер-капитана увольняется из армии. И начал заниматься литературной деятельностью. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».В 2006 г. участвовал в выпуске книги Автограф века. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой Отечественной войны.

№ слайда 5

Описание слайда:

"В списках не значился" Выпускник военного училища, обладатель удостоверения личности командира РККА и табельного пистолета ТТ, 19-летний Николай Петрович Плужников прибыл к месту прохождения службы в пограничный город Брест. Случилось это 21 июня 1941 года, за несколько часов до начала войны. Вечерний ресторан «Беларусь», пронзительная скрипка музыканта Рувима Скрицкого, познакомившего Николая с племянницей Миррочкой, яркие огни - все это смылось угаром военных залпов на рассвете. Утром, в крепости, куда он прибыл, уже были немцы. Получив от политрука приказ с десятком бойцов держать оборону, вчерашний курсант сразу же попал в пекло огненного ада. На его глазах погибают пограничники, мирные люди, оказавшиеся в подвалах Брестской крепости.

№ слайда 6

Описание слайда:

"В списках не значился" В считанные часы Николай проходит экзамен по огневой, тактической и морально-психологической подготовке защитника Брестской крепости, более того, учится подчинять и принимать решения: «Мне дали приказ держаться. А приказа бежать мне никто не давал!!» В первые же минуты боя он убивает врага, и едва сам не становится жертвой в рукопашной схватке. Увы, силы защитников таяли, его боевые друзья героически погибали. Вот они остаются вчетвером. К ним в каземат попадает немолодой немецкий вояка, его надо расстрелять, но у Плужникова доброе сердце, и он отпускает отца 3 немецких детей. Тот наводит фашистов на горстку защитников, и на глазах Плужникова сжигают из огнемёта тетю Христю. Следом геройски гибнет старшина Матвеич, обмотавшись гранатами, падая на группу немецких солдат.

№ слайда 7

Описание слайда:

"В списках не значился" С помощью Мирры, которая хорошо знала лабиринты подвальных ходов, Плужников остаётся в живых, и в течение многих недель держит свою оборону. Его любимая женщина вынуждена выйти наверх, и здесь её по доносу полицая забивают насмерть. После 9 месяцев обороны выходит и последний защитник Брестской крепости, полуослепший и полусгнивший от темноты и сырости крепостных катакомб, выходит и, на вопрос немцев, тут же взявших его в плен о его звании, должности и номере войсковой части отвечает им просто: «Я - русский солдат» После чего немецкий офицер отдает ему честь, отдавая должное его героизму. Солдаты, следуя примеру офицера, также вытягиваются по стойке «смирно» и отдают русскому солдату честь. Герой погибает, и немцы, потрясенные тем, что один солдат воевал с целой армией 9 месяцев и не сгибался, с почестями его хоронят.

Борис Львович Васильев. Родился в 1924 г. в Смоленске в семье военного. Ушел на фронт добровольцем. После войны окончил Бронетанковую академию и работал испытателем. Литературный дебют - пьеса "Офицер" (1955), потом - сценарии фильмов. И, наконец - проза. Он стал автором более 30-ти повестей и романов, полутора десятков фильмов, в том числе таких известных как "Офицеры", "А зори здесь тихие…", "Завтра была война", "Не стреляйте белых лебедей". Другое серьезное направление творчества Васильева - историческая романистика.



«А зори здесь тихие» повесть о женщинах на войне. Этой теме посвящены многие произведения, но это особое. Повесть написана без излишней сентиментальности, в жесткой лаконичной манере. Она рассказывает о событиях 1942 года. В расположение зенитно- пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов. Поначалу старшина думает, что немцев двое, поэтому решает силами своего подразделения, в котором одни девушки, уничтожить гитлеровцев.


Нужно остановить немцев. Для этой задачи выбраны пять зенитчиц. Старшина выполняет поставленную задачу, но какой ценой?! Васков участник финской войны, хорошо знает местность, куда идут диверсанты. Поэтому он уверенно ведет своих необычных бойцов на выполнение задания. Поначалу невысокого мнения были о своем командире девушки: пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из устава. Опасность сблизила всех шестерых, раскрыла необыкновенные душевные качества старшины, готового взять на себя любые трудности, но только спасти девчат.


Я только раз видала рукопашный. Раз наяву и тысячи во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю.Друнина У каждой из героинь свой счёт к врагу, но на первом месте, наверное, не столько месть, сколько желание победить, и движет ими не только любовь к близким, которых они защищают, но и любовь к Родине.


Несомненно, Васков стержень повествования. Он много знает и умеет, за его плечами фронтовой опыт, который он пытается передать своим бойцам. Он немногословен и ценит только поступки. Старшина вобрал в себя лучшие качества защитника, солдата, благодаря подвигу таких Васковых и была одержана победа. Помощником старшины в группе была сержант Осянина. Васков сразу выделил ее среди других: Строга, не смеется никогда. Старшина не ошибся Рита воевала умело, она мстила за погибшего мужа-пограничника, за свою порушенную жизнь, за поруганную Родину. Перед неизбежной смертью Рита рассказывает старшине о своем сыне. Отныне она вверяет мальчика Васкову, надежному и родному по духу человеку



У Женьки Комельковой свои счеты с немцами. Она трижды спасает старшину и группу: сначала у протоки, остановив переправу немцев. Потом заколов наседавшего на Васкова немца. И, наконец, ценой своей жизни спасала раненую Риту, уводя фашистов дальше в лес. Автор любуется девушкой: Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские зеленые, круглые, как блюдца. Общительная, озорная, любимица окружающих, Комелькова пожертвовала собой ради общего дела уничтожения диверсантов.










Девушки не имеют военного опыта, но вступают в бой. Ценой своей жизни они сумели остановить фашистов, в живых остаётся один старшина, который смог взять в плен несколько вражеских солдат. Он получает серьёзные ранения, демобилизовывается и усыновляет сына погибшей Риты Осяниной. Приблизительно через двадцать лет он приезжает с приёмным сыном на место гибели матери и встречает там отдыхающих парней и девушек.


Все они Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова погибли, но старшина Васков, потрясенный такими потерями, довел дело до конца. На грани безумия был этот русский солдат. Он понял, что не жить ему, если он позволит фашистам выполнить задуманное. Нет, он должен довести начатое до конца. Автор показал, что нет предела человеческим возможностям. Басков не столько мстит врагам за убитых девчат, сколько выполняет свой воинский долг. Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, что бы вырастить сына Риты Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девчат. Это нелегко жить с таким грузом, но он сильный человек. Заслуга Б. Васильева как писателя состоит в том, что он сумел создать образ героического поколения наших отцов и дедов.



Прочитайте книгу «А зори здесь тихие…» Бориса Львовича Васильева. Эта повесть обладает удивительной по воздействию на читателя силой, поражает мужеством, проявленным этими хрупкими, красивыми, умными девушками, которые отдали свои жизни ради мира на земле, учит нас, живущих сегодня, быть истинными патриотами своей Родины.

Конкурс «Мозаика презентаций» Презентация к уроку по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ 21.05.1924 – 11.03.2013 ПАМЯТИ ПИСАТЕЛЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ… РОДИТЕЛИ Б. Л. Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. В одном из интервью журналисту «Дружбы народов» в 1997 году писатель говорил о родителях следующее: «Отец – Васильев Лев Александрович. Из дворян. Офицер трех армий: царской, Красной и Советской. Чудом пережил три армейские чистки, бившие больше всего по бывшим офицерам царской армии...» Мать – Алексеева Елена Николаевна. Из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века. «Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» – подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности». Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, – выросло в условиях продолжающейся тайной гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь». СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ На вопрос о том, какую роль играло семейное воспитание в его формировании как личности, Васильев отвечал: «Решающее. Мать заложила нравственные начала, поскольку понятие «порядочности» было стержнем ее существа. Отец внушил мне представление о том, что воля есть первый признак культуры, а потому для человека «НАДО» всегда, при любых обстоятельствах важнее, чем «ХОЧУ». Он же, исходя из своего представления о воле, приучил меня к строгому режиму как к первому, внешнему проявлению воли». СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ Б. Васильев вспоминал: «А эстетическим воспитанием занималась бабушка (с материнской стороны), с которой мне на редкость повезло. Она была полугречанкой: брюнеткой с синими глазами, на добрых 25 лет моложе деда и довольно известной в свое время шансонетной певицей. Она обладала невероятно живым характером и талантом все превращать в игру. Историю, географию, литературу – все, что, по ее мнению, мне следовало знать. Мы разыгрывали с ней исторические сценки, путешествовали по миру («Сегодня, Боренька, мы с тобой поедем в Париж. Гарсон, устриц и бутылку светлого божоле!.. «) СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ «В нашей семье существовала единственная ценность: книги, поскольку я был сыном командира Красной Армии. Его часто переводили с места на место и при этом обеспечивали всем необходимым по прибытии. Мебелью, посудой, постельным бельем, питанием. Поэтому для меня с детства все оказалось второстепенным, кроме книг. Книги были единственным сокровищем семьи, их НЕ ВЫДАВАЛИ комендатуры по прибытии». «Читала обычно моя старшая (на десять лет старше меня) сестра Галя, мама чинила одежду, бабушка перебирала пшено, а отец ремонтировал обувь. Он умел делать все. А читали, как правило, русскую классику, которую я, естественно, воспринять не мог, но ритм которой неведомыми путями в меня проник. Может быть, эти ежевечерние чтения и определили мои последующие пристрастия: я и сейчас ловлю фальшь на слух, а скудость словарного запаса автора – по первым строкам его сочинения чисто интуитивно, что ли». СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...» Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа» и массовыми репрессиями и расстрелами. УЧЁБА В 1932 году семья переехала в Воронеж. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война. ВОЙНА Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. ВОЙНА Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них. «...Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины». СЕМЬЯ Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его спутницей на всю жизнь. Драматичный эпизод в начале их совместного пути стал, по словам Бориса Васильева, эпиграфом ко всей последующей жизни: «…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу. – Мины. – Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг. – Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть. – Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя. Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И – вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я – счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг». НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой. Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений. Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса «Танкисты» (1954) – о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием «Офицер» была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль без всяких объяснений был запрещен Главным политическим управлением армии. Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» (1967): А.Т. Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Но после его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году. Приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН, сочинять подтекстовки к киножурналам «Новости дня» и «Иностранная хроника»... «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» В 1969 году в восьмом номере журнала «Юность» была напечатана другая повесть автора – «А зори здесь тихие...». Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «Зори...» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР. «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность «лейтенантской прозой» сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не «его» война. Его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и вместе с тем проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни. Повесть вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком, составляющая несет на себе печать авторской личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью. ВОЕННАЯ ПРОЗА Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился» (1974); «Завтра была война» (1984), в рассказах «Ветеран» (1976), «Великолепная шестерка» (1980), «Вы чье, старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986) и др. Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя; его функции – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру. ВОЕННАЯ ПРОЗА Рассказы Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью – слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни – и чувством вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества. Писатель видит в этом закономерные последствия войны, ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон. Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь людей опустошенных. А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории. «НЕ СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ» Роман «Не стреляйте белых лебедей» (1973) занимает в творчестве писателя особое место. В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет забитый ими до смерти главный герой, воспринимаемый в деревне как «божий бедоносец», Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу. Веривший в свою правоту и человеческую справедливость, он становится жертвой зла, вызывая у читателя гневную реакцию по отношению к убийцам. Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они прежде всего убивают в себе все человеческое. Острую жалость и безмерное сострадание вызывает нелепо оборвавшаяся судьба лесника. Добро уязвимо, как всякое нравственное начало, и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе «Были и небыли», повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах – Олексиных), об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность. Исторические романы Бориса Васильева содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе за власть («Вещий Олег». М., 1996), о предпосылках Смутного времени и его последствиях («Князь Ярослав и его сыновья». М., 1997), о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях русов к христианству («Ольга – королева русов». М., 2002). Обращаясь к истории, он утверждает: «Да, историю – не в записи, разумеется, – исправить невозможно, но можно – и нужно! – попытаться сгладить последствия деяний прошлого, если эти деяния сказываются в дне сегодняшнем». ФИЛЬМОГРАФИЯ По сценариям и книгам Б. Л. Васильева снято 15 кинофильмов: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1961), «След в океане» (1964), «Королевская регата» (1966), «На пути в Берлин» (1969), «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972), «Иванов катер» (1972), «Аты-баты, шли солдаты...» (1976), «Подсудимый» (1985), «По зову сердца» (1986), «Наездники» (1987), «Завтра была война» (1987) , «Вы чье, старичье?» (1988), «Я – русский солдат» (1995). О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Писатель постоянно напоминает о необходимости установления и поддержания приоритета культуры, которую определяет как традиционную, выработанную тысячелетиями систему выживания русского народа, с горечью признавая, что «революция и воспоследовавшая за нею Гражданская война, а в особенности сталинские репрессии практически уничтожили культурную мощь России. Цивилизованные страны перестали воспринимать нас как свою составную культурную часть: такова, увы, данность сегодняшнего дня...» О ПРИРОДЕ ПАТРИОТИЗМА Размышляя о природе патриотизма, Васильев с болью говорит: «Ныне это великое понятие затрепано, замусолено и затаскано бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы коммунистическими вождями в Государственной думе. ...Неужели не ясно, что любовь доказывается только делами, только поступками и решительно не чем иным?» ОБ ОТНОШЕНИИ ВЛАСТИ К НАРОДУ Так же бескомпромиссно он размышляет о сложившемся, часто уничижительном отношении власти к народу, взаимосвязи территории и уровня жизни в России, с тревогой говорит об отсутствии гражданского общества в нашем государстве. ПРИЗНАНИЕ Борис Львович Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» – «За Честь и Достоинство». Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями. НО ГЛАВНОЕ – ПРИЗНАНИЕ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ ЕГО КНИГ И ЗРИТЕЛЕЙ ФИЛЬМОВ ПО ЕГО СЦЕНАРИЯМ. О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам. 11 марта 2013 года писателя не стало… Но его книгам и фильмам, очень хочется в это верить, предстоит долгая жизнь… Источники информации http://ru.wikipedia.org/wiki/Васильев,_Борис_Львович http://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=143 http://persona.rin.ru/view/f/0/32239/vasilev-boris-lvovich http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/vasilev/ http://www.kp.ru/daily/26043.5/2957740/ http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/200/ARTICLES/BIO/vasilyev_bl.htm http://slovo.ws/bio/rus/Vasilev_Boris_Lvovich/index.html http://booket.ru/book-40831.html http://shopping-time.ru/product.php?id=539091 http://www.chaskor.ru/article/daty_nedeli_17302 http://xit-avto.ru/author/vasilev-boris-lvovich.html http://books.j5.ru/tov/pobediteli-_1 http://www.rudata.ru/wiki/Новости_кино/Архив_2008_май http://www.kinomost.ru/index.asp?case=17&kw=10145 http://society.lb.ua/life/2010/05/05/42828_boris_vasilev_istoriya_nar odu_.html http://www.booqs.ru/Details.aspx?ProductID=29110 http://www.timetolive.ru/rubriki/4159/ Источники информации http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/28758/foto/53923/ http://www.pravlenie.ru/society/142889/ http://control.audiopedia.su/audio/13972 http://www.bookin.org.ru/book/1919780 http://top.rbc.ru/photoreport/11/03/2013/848612.shtml http://www.echel.ru/press/?page=33&ctgr=1&id=1074 http://royalcheese.ru/people/1607-pamyati-borisa-vasileva.html http://www.neva24.ru/a/2013/03/11/Skonchalsja_avtor_povesti/galle ry/8609/71963/ http://subscribe.ru/catalog/rss.262751 http://kniga-kam.ru/?p=7424 http://blogs.privet.ru/community/legendi_kino/106065274 http://blog.i.ua/search/?type=label&words=4092&p=6&brief=0 http://soft-podborka.com/film-online/military/97531-aty-baty-shlisoldaty.html http://spek.keytown.com:81/sites/default/files/rasIIIProg/5_tvorch/V asil_prj/old_smol/biograf/biograf.htm