Жизнь и творчество Игоря Северянина. презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему. Презентация на тему "Игорь Северянин. Очерк жизни и творчества" Расставание с Родиной

16.04.2024 Ремонт

Слайд 2

Серебряный век

Выражение «серебряный век» русского искусства применительно к концу XIX – началу XX столетия, и возникло оно как обозначение крупнейшего этапа в его развитии после пушкинского «золотого века».

Слайд 3

Акмеизм

От греческого слова «акме» – высшая степень чего-либо, цветущая сила. Акмеисты ставили своей задачей возвратить слову изначальный, простой смысл, освободить его от символистических толкований.

Слайд 4

У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще». С. Городецкий

Слайд 5

Футуризм

От латинского «футурум» – будущее». «Только мы – лицо нашего времени, – заявляли футуристы. – Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих, и прочих с парохода современности».

Слайд 6

«Я так люблю поэзию русского серебряного века. В области передачи нежного и драгоценного в человеческой любви, влюбленности, в отношении пластики и изящества, соединенных с чудной лаконичностью, и, наконец, что касается выражения особого…сверхчуткого, сверхвнимательного и одновременно явно художественного ощущения природы – ночи, весны, лета, усадьбы в старинном парке, прелести любимой женщины, обаяния молодости, юности, смеха, грусти, разрыв – тоски, упоения и т.д. – во всем этом есть что-то постоянно отроческое, начальное и изначальное». Марк Щеглов

Слайд 7

Игорь Северянин – «король поэтов» Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеграднооэкранен! Я повсесердно утвержден! ……………………………. Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол! «Эпилог» («Громокипящий кубок. Поэзы»)

Слайд 8

Не думаю, чтоб надобно было доказывать, что Игорь Северянин – истинный поэт. Это чувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет «Громокипящий кубок». В. Брюсов

Слайд 9

Время требует мифов…

Среди множества мифов XX века живёт и миф о поэте Игоре Северянине. О том, что он якобы ввёл в свою поэзию интонации самовосхваления и самолюбия, названной “северянинщиной”.

Слайд 11

Игорь Лотарев родился 4(16) мая 1887 года в Петербурге.

Родился я, как все, случайно… Был на Гороховой наш дом. «Роса оранжевого часа»

Слайд 12

В “Северном триолете” поэт передаёт всю свою любовь к Северу.

Что Эрик Ингрид подарил? Себя, свою любовь и Север. Что помечталось королеве, Всё Эрик Ингрид подарил. И часто в рубке, у перил Над морем, чей-то голос девий Я слышу: «он ей подарил Себя, любовь свою и Север».

Слайд 13

Цель творчества – познание души

Обратив внимание на внешнее – стилистические новации, - мы почти забыли об эмоциональном и духовном начале его поэзии – познании души. «Душа – единственная истина! Самоутверждение личности! Поиски нового без отвергания старого!»– провозглашает молодой поэт.

Слайд 14

Осмысленные неологизмы

Неологизмы И. Северянина позволяют ему с замечательной остротой выразить главное содержание его поэзии: чувство современности. Помимо того, что они часто передают понятия совершенно новые по существу. “Озерзамок” “Перекочкать”“Онездешниться” “Ядоцвет” “Алогубы”“Грезофарс”“Поэза” “Миррэлия” (светлое царство) “Окалошить” “Златополдень”“Вуалит негой феордов сага”

Слайд 15

В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал:

«Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз». В его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные - на грани пародии и пошлости - формы:

Слайд 16

“Самогимн”

Мой стих серебряно-брильянтовый Живителен, как кислород. “О гениальный! О талантливый!” – Мне возгремит хвалу народ. И станет пить ликёр гранатовый За мой ликующий восход... … Я – я! Значенье эготворчества – Плод искушённой Красоты!

Слайд 17

Расцвет творчества

Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок». «Громокипящий кубок» – сборник, который пользовался шумным успехом и составил ему славу салонного поэта, воспевающего «красивости» и «изыски» великосветской и богемной жизни. За два года «Громокипящий кубок» выдержал семь изданий.

Слайд 18

Мечтательность

Отождествляется “поэт с открытой душой” и его лирический герой Создаётся новый образ – мечтателя, постоянно обманывающегося и разочаровывающегося в мире. Я чувствовал, поле опять изумрудно, И лютики в поле цветут… …Но это же гадость! Тогда я взял глобус И, в грёзах, поехал в Китай. Май 1912

Слайд 19

Лирика

Это – лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует. Это – истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. …Колыхается туман – Как мечты моей обман, Как минувшего роман… Декабрь 1908

Слайд 20

Ирония

Это – ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Ирония Северянина направлена не против лиц, а против явлений. Против фальши, бездушия, озлобления и невежества. Бесчисленные ландо, экипажи. Кабриолеты, встречающиеся в его произведениях, - признаки “весеннего удушья”.

Слайд 21

“Жизнь человека одного – дороже и прекрасней мира”.

Он упрямо и настойчиво повторяет мысль о превосходстве человека над миром. Это звучит как продолжение слов Ф. Достоевского о том, что счастье невозможно построить на слёзах и на крови.

Слайд 22

“Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!”

В феврале 1918 года в Москве на поэтическом вечере он был избран “королём поэтов”, опередив Маяковского и Бальмонта. Я так велик и так уверен В себе, настолько убеждён, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительный поклон. (“Рескрипт короля”)

Слайд 23

Отзывы критиков

А. Блок В. Брюсов В. Адамс

Слайд 24

Отзыв А. Блока

“Я преуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Это – настоящий, свежий, детский талант. Храни его бог”. “Я теперь понял Северянина. Это – капитан Лебядкин.” И прибавил: “Ведь стихи капитана Лебядкина очень хорошие”.

Слайд 25

Отклик В. Брюсова

“Это – художник, которому открылись тайны стиха и который сознательно стремится усовершенствовать свой инструмент, «свою лиру», говоря по-старинному”. “…Не всегда легко различить, где у И. Северянина лирика, где ирония. Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт людскую пошлость, или увы! сам впадает в мучительную пошлость”.

Слайд 26

Воспоминания друга

“Мы знаем его как самовлюблённого лирика, не разбирающегося в общественных проблемах, сумевшего вложить в свои субъективные “поэзы”большую напевность и лёгкость”. (Один из друзей поэта, в его последние годы жизни, эстонский исследователь В Адамс).

Слайд 27

Ответ критикам

На упрёки в пошлости сам Игорь- Северянин ответил в 1918 году в стихотворении “Двусмысленная слава”: Неразрешимые дилеммы Я разрешал, презрев молву. Мои двусмысленные темы – Двусмысленны по существу.

Слайд 28

«Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!».

Весь поэтический мир И. Северянина изначально двойствен. Поэт как бы взвешивает на весах добро и зло: “И в зле – добро, и в добром – злоба”.

Слайд 29

Расставание с Родиной

Каждое лето он проводил в Эстонии, в Эст-Тойлу. Но в 1920 году образование Эстонии, как самостоятельной республики, отрезало поэта от Родины. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой ФелиссойКруут. Моё одиночество полно безнадёжности, Не может быть выхода душе из него… (“Утомлённый душой”)

Слайд 30

Качнуло небо гневом грома,Метнулась молния - и градВ воде запрыгал у парома,Как серебристый виноград. Вспорхнула искорка мгновенья,Когда июль дохнул зимой -Для новых дум, для вдохновенья,Для невозможности самой… И поднял я бокал высоко,-Блеснули мысли для наград…Я пил вино, и в грезах сокаВ моем бокале таял град. «Град» ДАРЮ Дорину-Николаеву

Слайд 31

«Качнуло небо гневом грома, метнулась молния», - так начинается это произведение, настраивающее читателя на лирический лад. Однако уже в первой строчке возникает некое напряжение, подразумевающее последующее развитие событий. И действительно, вслед за дождем грянул град, который автор сравнивает с прозрачным виноградом. Северянин очень тонко подмечает, что в этот момент «июль дохнул зимой», заставив его на мгновение поверить в невозможное. И этого удивительного мига хватило, чтобы вдохновить поэта на новые строки, придать стихам глубину, звучание и совершенно иную окраску. «Я пил вино, и в грезах сока в моем бокале таял град», - отмечает Северянин, искренне восхищаясь тем что стал очевидцем такого восхитительного природного явления. Анализ

Слайд 32

«Двусмысленная слава»

Моя двусмысленная славаДвусмысленна не потому,Что я превознесён неправо, -Не по таланту своему, - А потому, что явный вызовУсловностям - в моих стихахИ ряд изысканных сюрпризовВ капризничающих словах. Во мне выискивали пошлость,Из виду упустив одно:Ведь кто живописует площадь,Тот пишет кистью площадной. Бранили за смешенье стилей,Хотя в смешенье-то и стиль!Чем, чем меня не угостили!Каких мне не дали «pastilles»! Неразрешимые дилеммыЯ разрешал, презрев молву.Мои двусмысленные темы -Двусмысленны по существу. Пускай критический каноникМеня не тянет в свой закон, -Ведь я лирический ироник:Ирония - вот мой канон.

Слайд 33

Анализ

«Во мне выискивали пошлость», - отмечает Игорь Северянин, подчеркивая при этом, что общается с читателями на их языке, привычном и доступном. Кроме этого, поэт дает отповедь всем тем, кто обвиняет его в смешении стилей, так как именно это и является «изюминкой» его стихов. «Мои двусмысленные темы – двусмысленны по существу», - заявляет поэт. При этом он с легкостью отвергает все законы стихосложения. Так как относится к собственному творчеству без напыщенности и трепета. «Ирония – вот мой канон», - подчеркивает автор, намекая на то, что его стихи можно трактовать как пощечину общественному мнению.

Слайд 34

«Не завидуй другу»

Не завидуй другу, если друг богаче,Если он красивей, если он умней.Пусть его достатки, пусть его удачиУ твоих сандалий не сотрут ремней… Двигайся бодрее по своей дороге,Улыбайся шире от его удач:Может быть, блаженство - на твоем пороге,А его, быть может, ждут нужда и плач. Плачь его слезою! Смейся шумным смехом!Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек!Не препятствуй другу ликовать успехом:Это - преступленье! Это - сверхпорок!

Слайд 35

Анализ

Он призывает не только самого себя, но и окружающих уверенно идти по выбранному пути и не оглядываться на чужие достижения, которые вызывают зависть. Сострадание – совсем не то чувство, которое, как считает поэт, нужно испытывать по отношению к другу. Ведь для него гораздо важнее, чтобы близкие люди не выражали свое сочувствие в тяжелые минуты, а умели радоваться, когда человек находится на вершине славы и благополучия. Поэтому Северянин подчеркивает: «Не препятствуй другу ликовать успехом: это - преступленье! Это - сверхпорок!». В понимании автора, зависть способна разрушить самую крепкую дружбу, и виновнику подобного нет прощения.

Слайд 36

Смерть

В 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю". Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне от сердечного приступа Похоронен там на Александро-Невском кладбище.

Слайд 37

На памятнике помещены его строки:

Слайд 38

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

Посмотреть все слайды


План: 1. Время требует мифов Тайна имени поэта 3. Север 4. Эгофутуризм 5. Расцвет творчества 6. Стихии поэзии 7. Философия поэта 8. Король поэтов 9. Отзывы критиков 10. Ответ критикам 11. Расставание с Родиной. Две дороги. 12. Заключение


1.1 Время требует мифов… …и время творит их. Миф не просто подчиняет себе историю – он вытесняет из нашего сознания истинные мотивы и даже факты. …и время творит их. Миф не просто подчиняет себе историю – он вытесняет из нашего сознания истинные мотивы и даже факты. Среди множества мифов XX века живёт и миф о поэте Игоре Северянине. О том, что он якобы ввёл в свою поэзию интонации самовосхваления и самолюбия, названной северянинщиной. Среди множества мифов XX века живёт и миф о поэте Игоре Северянине. О том, что он якобы ввёл в свою поэзию интонации самовосхваления и самолюбия, названной северянинщиной.


1.2 Северянинщина Это дурной вкус, эпатаж, этакаяпошлинка в поэзии. Это дурной вкус, эпатаж, этакаяпошлинка в поэзии. Как же сегодня объяснить этусеверянинщину, её проникновение в творчество поэта, безусловно, талантливого? Как же сегодня объяснить этусеверянинщину, её проникновение в творчество поэта, безусловно, талантливого?


2. Тайна имени поэта Игорь-Северянин – литературный Игорь-Северянин – литературный псевдоним поэта. Настоящая фамилия поэта – Лотарёв И. В. Он родился 4(16) мая 1887 года в Петербурге, на Гороховой улице, где и прожил до 9 лет. В 1896 году его отец расстался с матерью и увёз сына к родственникам в Новгородскую губернию. В 1904 году Северянин вернулся к В 1904 году Северянин вернулся к матери и жил вместе с нею в Гатчине. Север отозвался в душе будущего поэта, пробудил вдохновение. Север отозвался в душе будущего поэта, пробудил вдохновение.


В Северном триолете поэт передаёт всю свою любовь к Северу. Что Эрик Ингрид подарил? Что Эрик Ингрид подарил? Себя, свою любовь и Север. Себя, свою любовь и Север. Что помечталось королеве, Что помечталось королеве, Всё Эрик Ингрид подарил. Всё Эрик Ингрид подарил. И часто в рубке, у перил И часто в рубке, у перил Над морем, чей-то голос девий Над морем, чей-то голос девий Я слышу: «он ей подарил Я слышу: «он ей подарил Себя, любовь свою и Север». Себя, любовь свою и Север». Эти стихи напишет признанный и обласканный Игорь Северянин в 1916 году, когда ему исполнится 29 лет. Эти стихи напишет признанный и обласканный Игорь Северянин в 1916 году, когда ему исполнится 29 лет.


В Prelude II чувствуется северное вдохновение Мои стихи – туманный сон. Мои стихи – туманный сон. Он оставляет впечатление… Он оставляет впечатление… Пусть даже мне неясен он, – Пусть даже мне неясен он, – Он пробуждает вдохновение… Он пробуждает вдохновение… О люди, дети мелких смут, О люди, дети мелких смут, Ваш бог – действительность угрюмая. Ваш бог – действительность угрюмая. Пусть сна поэта не поймут, – Пусть сна поэта не поймут, – Его почувствуют, не думая… Его почувствуют, не думая…


3.1 И чтоб не лгать реально – Фантазно лгу! Конечно, он придумывал Север. Как придумывал сам себя, как вообще воображал себе свой мир, ещё далёкий от реальности. Конечно, он придумывал Север. Как придумывал сам себя, как вообще воображал себе свой мир, ещё далёкий от реальности. Но в этом мире, казалось бы, таком благополучном и спокойном, внезапно ощущаешь трагедию и боль. Но в этом мире, казалось бы, таком благополучном и спокойном, внезапно ощущаешь трагедию и боль.


3.2 В стихотворении Очам твоей души уже чувствуется тревога, предвидение той боли, которая потрясёт и страну и мир Твоей души очам – видений страшных клиры … Твоей души очам – видений страшных клиры … Казни меня! Пытай! Замучай! Задуши! – Казни меня! Пытай! Замучай! Задуши! – Но ты должна принять!.. И плен, и хохот лиры – Но ты должна принять!.. И плен, и хохот лиры – Очам твоей души!.. Очам твоей души!.. Сегодня это ощущение боли, поиски правды кажутся нам важнее, чем утверждение Северяниным эгофутуризма. Сегодня это ощущение боли, поиски правды кажутся нам важнее, чем утверждение Северяниным эгофутуризма.


4. Эгофутуризм Из «Воспоминаний» Северянина: Из «Воспоминаний» Северянина: «Лозунгами моего эгофутуризма были: «Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа – единственная истина 1. Душа – единственная истинаДуша – единственная истинаДуша – единственная истина 2. Осмысленные неологизмы 2. Осмысленные неологизмы 3. Поиски нового без отвергания старого 3. Поиски нового без отвергания старого 4. Самоутверждение личности 4. Самоутверждение личности4. Самоутверждение личности4. Самоутверждение личности 5. Смелые образы, эпитеты 6. Разнообразие метров (встречи с прошлым)». 6. Разнообразие метров (встречи с прошлым)».


4.1. Цель творчества – познание души Цель творчества – познание душиЦель творчества – познание души Обратив внимание на внешнее – стилистические новации, - мы почти забыли об эмоциональном и духовном начале его поэзии – познании души. Обратив внимание на внешнее – стилистические новации, - мы почти забыли об эмоциональном и духовном начале его поэзии – познании души. Протестуя против пошлости, он у Протестуя против пошлости, он у далялся на берег моря, где ажурная пена, или в озерзамок, слушал звуки Шопена… «Душа – единственная истина! «Душа – единственная истина! Самоутверждение личности! Поиски нового без отвергания старого!» – провозглашает молодой поэт.


4.2. Осмысленные неологизмы Осмысленные неологизмыОсмысленные неологизмы Неологизмы И. Северянина позволяют ему с замечательной остротой выразить главное содержание его поэзии: чувство современности. Помимо того, что они часто передают понятия совершенно новые по существу. Неологизмы И. Северянина позволяют ему с замечательной остротой выразить главное содержание его поэзии: чувство современности. Помимо того, что они часто передают понятия совершенно новые по существу. ОзерзамокОзерзамок ПерекочкатьОнездешниться ПерекочкатьОнездешниться Ядоцвет Ядоцвет Алогубы Грезофарс Поэза Алогубы Грезофарс Поэза Миррэлия (светлое царство) Окалошить Миррэлия (светлое царство) Окалошить Златополдень Вуалит негой феордов сагаЗлатополдень Вуалит негой феордов сага


4.3. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз». В его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные на грани пародии и пошлости формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».«Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».


СамогимнСамогимн Мой стих серебряно-брильянтовый Мой стих серебряно-брильянтовый Живителен, как кислород. Живителен, как кислород. О гениальный! О талантливый! – О гениальный! О талантливый! – Мне возгремит хвалу народ. Мне возгремит хвалу народ. И станет пить ликёр гранатовый И станет пить ликёр гранатовый За мой ликующий восход... За мой ликующий восход... … Я – я! Значенье эготворчества – … Я – я! Значенье эготворчества – Плод искушённой Красоты! Плод искушённой Красоты!


5. Расцвет творчества Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок». после выхода сборника «Громокипящий кубок». «Громокипящий кубок» – сборник, который пользовался шумным успехом и составил ему славу салонного поэта, воспевающего «красивости» «Громокипящий кубок» – сборник, который пользовался шумным успехом и составил ему славу салонного поэта, воспевающего «красивости» и «изыски» великосветской и и «изыски» великосветской и богемной жизни. богемной жизни. За два года «Громокипящий кубок» За два года «Громокипящий кубок» выдержал семь изданий. выдержал семь изданий.




6.1. Мечтательность Мечтательность Отождествляется поэт с открытой душой и его лирический герой Отождествляется поэт с открытой душой и его лирический герой Создаётся новый образ – мечтателя, постоянно обманывающегося и разочаровывающегося в мире. Создаётся новый образ – мечтателя, постоянно обманывающегося и разочаровывающегося в мире. Я чувствовал, поле опять изумрудно, Я чувствовал, поле опять изумрудно, И лютики в поле цветут… И лютики в поле цветут… …Но это же гадость! Тогда я взял глобус …Но это же гадость! Тогда я взял глобус И, в грёзах, поехал в Китай. И, в грёзах, поехал в Китай. Май 1912 Май 1912


6.2. Лирика Лирика Это – лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует. Это – истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. …Колыхается туман – Как мечты моей обман, Как минувшего роман… Декабрь 1908


6.3. Ирония Это – ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это – ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Ирония Северянина направлена не против лиц, а против явлений. Ирония Северянина направлена не против лиц, а против явлений. Против фальши, бездушия, озлобления и невежества. Против фальши, бездушия, озлобления и невежества. Бесчисленные ландо, экипажи. Кабриолеты, встречающиеся в его произведениях, - признакивесеннего удушья. Бесчисленные ландо, экипажи. Кабриолеты, встречающиеся в его произведениях, - признакивесеннего удушья.


7. Жизнь человека одного – дороже и прекрасней мира. Он упрямо и настойчиво повторяет мысль о превосходстве человека над миром. Это звучит как продолжение слов Ф. Достоевского о том, что счастье невозможно построить на слёзах и на крови. Он упрямо и настойчиво повторяет мысль о превосходстве человека над миром. Это звучит как продолжение слов Ф. Достоевского о том, что счастье невозможно построить на слёзах и на крови. Сравнение Ф. Достоевского и Северянина кажется невероятным. Сравнение Ф. Достоевского и Северянина кажется невероятным.


8. Я избран королём поэтов – да будет подданным светло! В феврале 1918 года в Москве на поэтическом вечере он был избран королём поэтов, опередив Маяковского и Бальмонта. В феврале 1918 года в Москве на поэтическом вечере он был избран королём поэтов, опередив Маяковского и Бальмонта. Я так велик и так уверен Я так велик и так уверен В себе, настолько убеждён, В себе, настолько убеждён, Что всех прощу и каждой вере Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительный поклон. Отдам почтительный поклон. (Рескрипт короля) (Рескрипт короля)




9.1. Отзыв А. Блока Отзыв А. БлокаОтзыв А. Блока Я преуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Это – настоящий, свежий, детский талант. Храни его бог. Я преуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Это – настоящий, свежий, детский талант. Храни его бог. Я теперь понял Северянина. Это – капитан Лебядкин. И прибавил: Ведь стихи капитана Лебядкина очень хорошие. Я теперь понял Северянина. Это – капитан Лебядкин. И прибавил: Ведь стихи капитана Лебядкина очень хорошие.


9.2. Отклик В. Брюсова 9.2. Отклик В. БрюсоваОтклик В. БрюсоваОтклик В. Брюсова Это – художник, которому открылись тайны стиха и который сознательно стремится усовершенствовать свой инструмент, «свою лиру», говоря по-старинному. Это – художник, которому открылись тайны стиха и который сознательно стремится усовершенствовать свой инструмент, «свою лиру», говоря по-старинному. …Не всегда легко различить, где у И. Северянина лирика, где ирония. Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт людскую пошлость, или увы! сам впадает в мучительную пошлость. …Не всегда легко различить, где у И. Северянина лирика, где ирония. Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт людскую пошлость, или увы! сам впадает в мучительную пошлость.


9.3. Воспоминания друга Мы знаем его как самовлюблённого лирика, не разбирающегося в общественных проблемах, сумевшего вложить в свои субъективные поэзыбольшую напевность и лёгкость.Мы знаем его как самовлюблённого лирика, не разбирающегося в общественных проблемах, сумевшего вложить в свои субъективные поэзыбольшую напевность и лёгкость. (Один из друзей поэта, в его последние годы жизни, эстонский исследователь В Адамс). (Один из друзей поэта, в его последние годы жизни, эстонский исследователь В Адамс).


10.1. Ответ критикам На упрёки в пошлости сам Игорь- Северянин ответил в 1918 году в стихотворении Двусмысленная слава: На упрёки в пошлости сам Игорь- Северянин ответил в 1918 году в стихотворении Двусмысленная слава: Неразрешимые дилеммы Неразрешимые дилеммы Я разрешал, презрев молву. Я разрешал, презрев молву. Мои двусмысленные темы – Мои двусмысленные темы – Двусмысленны по существу. Двусмысленны по существу.


10.2. «Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!». Весь поэтический мир И. Северянина изначально двойствен. Поэт как бы взвешивает на весах добро и зло: Весь поэтический мир И. Северянина изначально двойствен. Поэт как бы взвешивает на весах добро и зло: И в зле – добро, и в добром – злоба.И в зле – добро, и в добром – злоба.


11.1. Расставание с Родиной Каждое лето он проводил в Эстонии, в Эст-Тойлу. Но в 1920 году образование Эстонии, как самостоятельной республики, отрезало поэта от Родины. Каждое лето он проводил в Эстонии, в Эст-Тойлу. Но в 1920 году образование Эстонии, как самостоятельной республики, отрезало поэта от Родины. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой Фелиссой Круут. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой Фелиссой Круут. Моё одиночество полно безнадёжности, Моё одиночество полно безнадёжности, Не может быть выхода душе из него… Не может быть выхода душе из него… (Утомлённый душой) (Утомлённый душой)


11.2. Две дороги. Две страны. Две Родины. Эстония-сказка,голубая голубка, оазис в житейской тщете.Эстония-сказка,голубая голубка, оазис в житейской тщете. Россия же – страна одновременно священная ибезбожная. Россия же – страна одновременно священная ибезбожная. Как прежде:Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! – Могущественные слова… Как прежде:Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! – Могущественные слова… Души поэта хватало и на восхищение фениксом Эстонии, и на ностальгию о России – крылатой стране. Души поэта хватало и на восхищение фениксом Эстонии, и на ностальгию о России – крылатой стране.


Но писал Северянин не об Эстонии и не о России, а о человеке, о его чувствах. Владычица Эстии, Фея Eiole – это освобождение, преодоление привычного: В запрете есть боль. Только в воле нет боли. Поэтому боль в ней всегда. Та боль упоительна. Фея Eiole Контраст утверждению: да. Лёгкое покрывало тайны наброшено на все слова автора. Никогда не узнать чему противоречит фея и что она отрицает. Но писал Северянин не об Эстонии и не о России, а о человеке, о его чувствах. Владычица Эстии, Фея Eiole – это освобождение, преодоление привычного: В запрете есть боль. Только в воле нет боли. Поэтому боль в ней всегда. Та боль упоительна. Фея Eiole Контраст утверждению: да. Лёгкое покрывало тайны наброшено на все слова автора. Никогда не узнать чему противоречит фея и что она отрицает.


12. «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!» Король литературы Игоря-Северянин, не покорял огнём и мечом европейские города, не созерцал пожара мировых войн. Его фронт – там, где прощение противопоставлено мести, а любовь заменяет вражду. Король литературы Игоря-Северянин, не покорял огнём и мечом европейские города, не созерцал пожара мировых войн. Его фронт – там, где прощение противопоставлено мести, а любовь заменяет вражду. Нам не дано бросить розы в гроб поэта, но нам суждено, заново осмысляя путь нашей страны, соразмерить с общим движением жизни движение мысли человека, который слишком долго ждал нашего понимания. Нам не дано бросить розы в гроб поэта, но нам суждено, заново осмысляя путь нашей страны, соразмерить с общим движением жизни движение мысли человека, который слишком долго ждал нашего понимания.


В презентации были использованы материалы: В. Греков Игорь Северянин. Стихотворения. В. Греков Игорь Северянин. Стихотворения Энциклопедия Кирилл и Мефодий Энциклопедия Кирилл и Мефодий

Родился в Петербурге. Родился в Петербурге. Отец писателя, Василий Петрович Лотарёв, военный инженер. Отец писателя, Василий Петрович Лотарёв, военный инженер. Мать, Наталья Степановна Лотарёва происходила из известного дворянского рода Шеншиных. Мать, Наталья Степановна Лотарёва происходила из известного дворянского рода Шеншиных.






«Гибель Рюрика В 1905 г. - стихотворение «Гибель Рюрика». В 1907 г.- поддержка молодого поэта К.М. Фофановым. С Северянин выпустил 35 небольших поэтических сборников, которые не нашли особых откликов в литературе. «Граф Евграф д Аксанграф», «Игла», «Мимоза», но больше всего предпочитал «Игорь- Северянин». Первые публикации Игорь Лотарёв подписывал псевдонимами «Граф Евграф д Аксанграф», «Игла», «Мимоза», но больше всего предпочитал «Игорь- Северянин». Всероссийскую известность приобрёл в 1910 г., когда Л. Н. Толстой уничтожающе отрицательно отозвался о стихах Северянина. Константин Михайлович Фофанов Константин Михайлович Фофанов () русский поэт. Отец поэта эгофутуриста Константина Олимпова. Константин Михайлович Фофанов Константин Михайлович Фофанов () русский поэт. Отец поэта эгофутуриста Константина Олимпова.


В 1911 г. Северянин объявляет о создании нового литературного направления - «Эго Вселенского футуризма». В 1911 г. Северянин объявляет о создании нового литературного направления - «Эго Вселенского футуризма». В группу его приверженцев входили: Константин Олимпов, Иван Игнатьев Вадим Баян. В группу его приверженцев входили: Константин Олимпов, Иван Игнатьев Вадим Баян. Позже поэт покинул группу эгофутуристов менее чем через год, что вызвало большой скандал. Позже поэт покинул группу эгофутуристов менее чем через год, что вызвало большой скандал. Уход поэта обоснован тем, что он поссорился с Олимповым, который претендовал на главенство в движении. Уход поэта обоснован тем, что он поссорился с Олимповым, который претендовал на главенство в движении. Ареопаг ассоциации. Сидит Игнатьев. Стоят: Дмитрий Крючков, Василиск Гнедов и Павел Широков Ареопаг ассоциации. Сидит Игнатьев. Стоят: Дмитрий Крючков, Василиск Гнедов и Павел Широков Эгофутуризм («я – будущее») русское литературное течение х гг., развившееся в рамках футуризма. Эгофутуризм («я – будущее») русское литературное течение х гг., развившееся в рамках футуризма.


Северянин выдвинул программу эгофутуризма: Душа - единственная истина; Душа - единственная истина; Самоутверждение личности; Самоутверждение личности; Поиски нового без отвергания старого; Поиски нового без отвергания старого; Осмысленные неологизмы; Осмысленные неологизмы; Смелые образы, эпитеты; Смелые образы, эпитеты; Борьба со «стереотипами»; Борьба со «стереотипами»; Разнообразие метров. Разнообразие метров. Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм отличался ярко выраженной социальностью, выступал за индивидуализм. Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм отличался ярко выраженной социальностью, выступал за индивидуализм. На смену эгофутуризму в 1920-х годах пришел имажинизм На смену эгофутуризму в 1920-х годах пришел имажинизм


«Громокипящий кубок» Успех пришел к поэту в 1913 г. после выхода сборника «Громокипящий кубок». В течение гг. Северянин выступал с «поэзоконцертами» в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики. «Виктория Регия», «Златолира»«Ананасы в шампанском» Вышедшие после сборники гг. «Виктория Регия», «Златолира», «Ананасы в шампанском» воспринимались критикой более прохладно. «Королём поэтов» В гг. Северянин поддерживал ряд молодых авторов. В 1918 г. был избран публикой «Королём поэтов».


Фелиссе Круут В 1918 г. Северянин переехал в Эстонию, где в 1921 г. женился на Фелиссе Круут, с которой прожил 16 лет. Валерию Игоревну Семенову Вакха Игоревича. Жена подарила поэту двух детей: дочку - Валерию Игоревну Семенову и сына – Вакха Игоревича.


(«Соловьи монастырского сада», «Классические розы»), «Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» «Медальоны» Самые заметные произведения этого периода - несколько получивших большую известность стихотворений («Соловьи монастырского сада», «Классические розы»), автобиографические романы в стихах «Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» и сборник сонетов «Медальоны» (портреты писателей, художников, композиторов). Переводил стихотворения эстонских и югославских поэтов. После присоединения Эстонии к СССР возобновил творческую активность, пытаясь публиковаться в советской печати.




Тема природы Природа как объект изображения и осмысления в художественном мире подчинена конкретным творческим задачам Внешне природа у Северянина выглядит подчеркнуто декоративно, пробуждает в человеке стремление к счастью, к любви. Природа у Северянина тиха и меланхолична, ее бытие хрупко, уязвимо, как сердце поэта. Природа– лучший собеседник


Тема Родины Северянин скорбит вместе с Россией, пропуская через свое сердце все боли, все радости ее Поэт уважает свою отчизну так же, как и женщину, которую просто невозможно не любить. Поэт испытывает страх при мысли о том, что эгоизм по отношению к России приведет в никуда: И вот мы остались без Родины, и вид наш и жалок и пуст… Ирония к самому себе, к своему времени, к людям, которые его окружали.


Тема любви Любовная лирика исполнена неологизмами, объединениями слов, попытками изобретения новых красочных эпитетов, некоторым сатиризмом и пародийностью городской жизни и современных явлений эпохи Модерн, а также гипертрофированным "романтическим эгоизмом" и легкими сказочными выдуманными образами. Мотивы любовной лирики Северянина: восхищения любимой и способности пойти ради нее на все поисков любви и осознания вечного ее присутствия рядом сердечных мук в стремлении вернуть былое, на мотив тягот и призрачности кажущихся чувств призыва любить изо всех сил признания любви в качестве высшего и наипрекраснейшего чуда во всей Вселенной


Лирический герой всегда отделен от окружающей действительности, создает для себя особую реальность, особое духовное пространство. мир сытости и пошлости, претендующий, на исключительность и оригинальность эпатирующий герой–маска, поза, попытка спрятаться от жизни за броской вещью. героя под вызывающей маской «царственного паяца».

Cлайд 1

(1887 – 1941) Игорь Северянин «впечатления скуки не производит, он странен, часто нелеп, порой вульгарен, но самостоятелен». В. Брюсов Учитель Лебедева Е.И.

Cлайд 2

Игорь Васильевич Лотарев (он взял себе звучный псевдоним Северянин) родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. в 6 лет

Cлайд 3

И.Северянин дебютировал в 1905 г. и до 1912 г. издал более 30 брошюр-сборников. Поэта сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки. Он стал одним из поэтических кумиров, а в 1918 г. в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта. По этому поводу он написал: «Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!»

Cлайд 4

Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. «Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки: «Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!»

Cлайд 5

В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов «Громокипящий кубок», с предисловием Ф.Сологуба. В первой части сборника, «Сирень моей весны», детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, «Мороженое из сирени», была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений. В третьей части, «За струнной изгородью лиры», поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов – «Врубель», « Коктебель» и др. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии. Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части «Громокипящего кубка». Выход «Громокипящего кубка» сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь изданий.

Cлайд 6

В «Автопредисловии» к сборнику «Громокипящий кубок» И.Северянин признавался: «…я, очень строго по-своему, отношусь к своим стихам и печатаю только те поэзы, которые мною не уничтожены, т.е. жизненны. Работаю над стихом много, руководствуясь только интуицией…»

Cлайд 7

Особой популярностью пользовались «поэзоконцерты», где Северянин нараспев читал свои «поэзы», рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: «Кто не слушал меня, тот меня не постиг». Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал свысока, встряхивая нависающими на лоб чёрными, подвитыми кудряшками.

Cлайд 8

В 1911 г. Северянин создал группу эгофутуристов. Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. «Я» поэта, отсюда самовозвеличивание, раздражавшее многих. Северянин пытался обновить поэтический язык, вводя в него неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами. Неологизмы встречаются в стихотворениях Северянина на каждом шагу: «быстро-темпный», «олунённый», «разузорены», «огимнив». Кроме неологизмов поэт использует непривычные словосочетания: «вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «пора популярить изыски», «водопадное сердце» и др.

Cлайд 9

Северянин выдвинул программу изобретённого им направления. Душа – единственная истина. Самоутверждение личности. Поиски нового без отвергания старого. Осмысленные неологизмы. Смелые образы, эпитеты. Борьба со стереотипами. Разнообразие мира.

Cлайд 10

Чем так привлекал поэт своих читателей-современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты.

Cлайд 11

Начавшаяся в России гражданская война застала И.Северянина в Эстонии, где он и остался до конца жизни. Жил в уединении в рыбачьем посёлке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых «Падучая стремнина» (1922), «Соловей» (1925) и др. В стихотворении «Классические розы» (1925) Северянин пророчески написал: «Как хороши, как свежи были розы, Моей страной мне брошенные в гроб!» Умер И.Северянин в Таллине 20 декабря 1941 г.

Cлайд 12

«Нынче мне дорог и близок Игорь Северянин… Над памятью его смеялись, его освистывали, называли пошлым и салонным, и всё это оскорбительное месиво звучало ещё при его жизни. К счастью, во мне всё-таки нашлись силы, чтобы разобраться во всём этом. И я постепенно стал его приверженцем. И я увидел, что это поэт …не замаравший себя на протяжении всей жизни ни скоропроходящими политическими, ни какими-то иными пристрастиями. Б.Окуджава Обложка книги о Северянине Аллы Марченко

Cлайд 13

Восемь лет эту местность я знаю. Уходил, приходил, - но всегда В этой местности бьёт ледяная Неисчерпываемая вода. Полноструйный родник, полнозвучный, Мой родной, мой природный родник, Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!) Неотбрасываемо я приник. И светло мне глаза оросили Слёзы гордого счастья, и я Восклицаю: ты – символ России, Изнедривающая струя! 1914. Июль


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев, родился 4 (16) мая 1887 г., умер 20 декабря 1941 г) Родители Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952). В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. В детстве Первые стихи Закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". В 1896 году отец Игоря – Василий Петрович Лотарев, поручик 1-го железнодорожного батальона, привез сына в Нелазскую волость Череповецкого уезда Новгородской губернии, где были земельные владения его брата Михаила Петровича Лотарева и его сестры Елизаветы Петровны Журовой. По совету брата, Василий Петрович определил сына в Череповецкое реальное училище. На выходные дни и каникулы Игорь приезжал в усадьбу Е.П.Журовой Сойвола, которая находилась на берегу Суды неподалеку от речки Сойволы.Близ деревни Владимировка, в двух верстах от Сойволы, в 1899 г. М.П.Лотарев начал строительство усадьбы. Вид на усадьбу Владимировку со стороны реки Суда (1910 г.) Хозяин усадьбы "Суда" М.П. Лотарев с женой Е.Н. Лотаревой в саду усадьбы. Фото 1910 г О Суда! Голубая Суда,Ты, внучка Волги! дочь Шексны!Как я хочу к тебе отсюдаВ твои одебренные сны!.. На берегу реки Суда Лида и Володя Лотаревы.Фото 1910 г Усадьба "Суда". Веранда малого дома. Фото 1902 г. Усадьба дяди Большой усадебный дом был двухэтажным, бревенчатым (позднее его обшили тесом), на каменном фундаменте. Близ дома был разбит парк, в котором росли жасмин, барбарис, сирень, акация, спирея, шиповник, черемуха, липы и красовались цветочные клумбы. Место для нее было выбрано живописное: в окружении лесов, на высоком берегу, омываемом водами двух рек – Суды и впадающей в нее Кемзы «…моя муза» Игорь принимал живое участие во всех устраиваемых обитателями усадьбы увеселениях” в “грибных походах”, любительских спектаклях, в домашних вечерах (файфоклоках, как он их шутливо называл)… Дядина усадьба стала для Игоря-Северянина родной и желанной: здесь он черпал впечатления для своего поэтического творчества, здесь – в кругу добрых и милых родственников – находил отдохновение от забот и шумной столичной жизни. Он говорил о здешних местах: “У поэта должны быть народные корни, питающие его вдохновение. Здесь мне является моя муза”. Первые сборники Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов и рассылал их по редакциям. 20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси. Я, гений Игорь - Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! Эгофутуризм Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894-1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма. Война Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души. Эстония 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах. Фелисса В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой. Эмиграция В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств" Последние сборники Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. В 1931 году вышел сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди. Смерть А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю". Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне от сердечного приступа, в присутствии младшей сестры Веры Коренди (эстонизированная фамилия, собственно Коренова), его последней сожительницы. и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки: Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! Могила поэта в Таллине В 2002 году в Череповце вышла книга В. Минина "Усадьба "Сойвола" Шексна моя, и Ягорба, и Суда,Где просияла первая любовь,Где стать поэтом, в силу самосуда,Взбурленная мне предрешила кровь Судьба усадьбы 20 декабря 1993 года стараниями администрации Череповецкого района и сотрудников Череповецкого музейного объединения в санатории была открыта выставка, посвященная И.-Северянину.24 января 1994 года дом М.П.Лотарева в деревне Владимировка Череповецкого района был принят под государственную охрану и отнесен к категории памятников республиканского (общероссийского) значения.В 1996 году усадьбу М.П.Лотарева передали Череповецкому музейному объединению для организации в ней литературного музея. Музей поэта в Череповце (с 1996 г.) Реальное училище Памятная доска И. Северянину Над презентацией работали:Гнусов АлексейЛитомина ВалерияЧебыкина ТатьянаЛовыгина ТатьянаМуравьев АндрейБеляев Константин