Кризис духовных ценностей как глобальная проблема современности. Как преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе

Могу резко и уверенно заявить, что на сегодняшний день наша страна стоит на грани нравственного развала, что, лично для меня, сильнее по своему урону атомной войны. Война – это не навсегда, это всего лишь политическое состояние страны. Это, то время, когда мы можем воедино собрать все свои силы, для преодоления вражеской мощи. В этот период мы сплочены как никогда. А после каждой войны всегда наступает мир. Возможно, Вы скажете, что война – это ужасно, и, что нет на свете ничего страшнее этого. Нет, поверьте мне, есть! Это нравственная разруха – гниение души человека, разврат его мыслей и действий, аморальное поведение ко всему окружающему, эгоизм по отношению к близким. Вот, что на самом деле страшно!
Хочу вернуться с Вами в годы ВОВ, когда наша страна была самой сплоченной, высокоморальной и духовной, благодаря чему мы и выиграли эту войну, одержав победу над фашистской Германией. Гитлеру говорили, что ему никогда не победить страну с такой высокой нравственностью. И смотря на сегодняшнее поколение, можно уверенно твердить, что мы не до конца выиграли эту битву.
После окончания ВОВ, в 1945г нашим главным невидимым противником стали Соединенные штаты Америки, что продолжается и по сегодняшний день. Директор ЦРУ, идеолог «холодно войны», один из организаторов разведывательной деятельности против СССР и других социалистических стран – Аллен Даллес разработал план американской послевоенной доктрины против СССР:
« Окончится война, все утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания. Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей - отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ - станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов.
Вот так мы это сделаем!»
А. Даллес.
Современной российское общество переживает нравственно-духовный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Вся суть человеческих поступков заключается в его мыслях и словах. На сегодняшний день наша молодежь не думает о сказанном вслух. Их слова, порой, можно сравнить с грязью. В них полно негатива, нецензурной лексики, а их мысли содержат переплетения разврата и эгоизма. Ныне вести аморальный образ жизни стало модно, но только эта модная тенденция устроила слишком большую пропаганду и утянула за собой миллионы людей, что идет не в благо обществу и подрастающему поколению. Нам каждому нужно научиться следить за своими словами, мыслями и поступками. Ведь наша жизнь – это плод мыслей, который мы посеяли и лелеяли. И если Вы хотите собрать лучший урожай, Вы должны посеять лучшие мысли. Как из яблочного семечка не может вырасти слива, так же из бедных мыслей не вырастает богатство.
Также большой проблемой общества является обсуждение и осуждение человека. Собственно этому и посвящено мое стихотворение «Да, я – ни автор, ни поэт!». Мы готовы осудить человека, не зная всю суть его мыслей. Мы готовы оскорбить его, не зная на сколько это может ранить его, к каким последствиям и психологическим травмам может привести Ваше оскорбление. Ход таких действий может вогнать человека в обиду, истерику, депрессию, одиночество, и самое ужасное к суициду. Ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. Россия стоит на первом месте по количеству самоубийств среди детей и подростков. Причиной суицида в основном становятся непонимание детей родителями, конфликты с одноклассниками, но самой большой причиной, на мой взгляд, становятся одиночество и непонимание окружающими.
Вы никогда не задумывались, что же такое одиночество? И как оно влияет на человека? Одиночество – это не только потерять близких и родных, порой совершенно чужой человек может стать тебе родным. Одиночество – это то, что вгоняет человека в глубокую депрессию, вызванную дефицитом духовного общения. Сегодня, в основном, одиноки те, кто хоть что-то пытается изменить в нынешней жизни, прежде всего начиная с себя и со своего внутреннего мира, понимая всю аморальность поведения большинства людей. Одинок тот, кто не может подстроиться под влияние стаи, что считает его странным, потому что он всегда сидит один на лавочке, не ходит по клубам, не гуляет с друзьями дни напролет. А Вы никогда не задумывались, почему он такой? Быть может это наша с Вами вина? Быть может его душа не выносит наших мерзких поступков, обидных сквернословий? Быть может это не он «чудак», а мы?! Наши суждения показывают, какой ты, а не тот человек, которого ты осуждаешь, потому что история его жизни тебе не известна, ты не знаешь его сущности. Весь контекст потерян, это всего лишь мгновенная вспышка, а твое толкование – будет твоим толкованием. Это больше расскажет о тебе. Понимая все это, суждения бы исчезли. И тогда меньше стало бы одиноких людей. Если бы каждый человек перед тем, как сказать что-либо или совершить гнусный поступок, поставил бы себя на место этого бедного человека, тогда, быть может, стало бы меньше таких ничтожных поступков, которые мы совершаем в своей жизни. И тогда человек бы нашел покой в своей душе. Ведь если ты не находишь покоя в самом себе, то бессмысленно искать его в другом месте.
Также человеку присуща зависть, которая ныне ему не на пользу. Существует два типа зависти: 1) Если я хочу учиться у своего соседа хорошим вещам – хорошая зависть; и 2) Если я хочу разрушить ему все – плохая зависть. Нам нужно научиться вычеркивать вторую зависть и оставлять только первую. И тогда на свете будет меньше лжи, предательства и сквернословия. Тогда процент одиночества в стране пойдет на убыль. Ведь самое ужасное в одиночестве не само его наличие, а то, что ты постепенно привыкаешь к нему, оно начинает тебе нравиться, и ты уже никого не пускаешь к себе в душу. Поэтому нужно иметь друг к другу уважение. Есть только один верный способ слышать много добрых слов – произносить их самому.
Но существуют и такие люди, которые поддались под негативное влияние стаи. Ведь, когда о тебе думают плохо, невольно начинаешь вести себя аморально, подстраиваясь под мнение, тем самым ломая свою жизненную позицию и всю суть своей духовной организации. И вот так, по ниточке, по капельке мы разрушаем всю гуманность и духовность нашей страны.
Мне даже на минуту страшно представить, какими будут наши дети. Ведь душа ребенка – это чистый лист бумаги, который, к сожалению, может впитать себя всю негативную картину сегодняшнего дня, которую рисует нам навязанная американцами идеология во всем ее сером цвете. Нам срочно нужно меняться! Развиваться, как умственно, так и душевно, чтобы будущее поколение было хоть на чуточку мудрее и благороднее нынешнего. Если бы каждый сегодня начал с себя, хотя бы изменился на капельку в лучшую сторону, то Россия смогла бы потихоньку со временем преодолеть американскую губитель нравственности. Нужно немедленно исправляться! Чтобы подать нашим детям хороший пример. Ведь пример – это не лучший способ воспитания, а ЕДИНСТВЕННЫЙ!
Меня, действительно, волнует сегодняшняя система воспитания ребенка. На мой взгляд, ребенку со стороны родителя должно уделяться больше времени на духовное воспитание. Не нужно раньше времени приучать своего ребенка к компьютеру, и тем более интернету, который навязывает нам тенденции насилия, разврата и всей остальной аморальности, что постепенно вызывает привыкание ребенка к подобным картинам, что серьезно и пагубно отражается на его не устоявшейся психике. Что губит его как человека разумного.
Количество неблагополучных семей и детей, брошенных родителями очень велико. Ребенок, растущий в неблагополучной семье, часто подвергается насилию и грубому поведению со стороны своих родителей. Это негативно отражается на их нервной системе, что делает их агрессивными по отношению к окружающими. Из таких детей чаще всего вырастает, выражаясь в простонародье «БЫДЛО». Нужно призывать людей к помощи таким детям. Сейчас существует множество центров социальной помощи, куда можно прийти в качестве волонтера и позаниматься с такими детьми. Помочь выполнить им домашнее задание, поговорить с ними, научить чему либо, подарить хотя бы маленький кусочек ласки, любви и заботы, которых им так не хватает. Такой цент есть и у нас в Югорске: Центр социальной помощи семье и детям «Доверие». Ребенок, находящийся на воспитании в детском доме, отстает в своем развитии на несколько лет, т.к. им уделяют мало внимания, с ними мало занимаются и редко берут на руки. Они не получают материнской любви и ласки и не ощущают своей полной защиты. От сюда и умственно – нравственная отсталость России. А все от чего? От безответственности человека, от его бездушевности и недостаточно духовного воспитания. Таких детей не нужно оскорблять, обижать и недолюбливать, их нужно любить, дарить им свое тепло и заботиться о них. Этому я и посветила свои стихи «Давайте будем их любить!» и «Как жалко мне этих детей!».
Сегодня появляется много детей с различными видами врожденных заболеваний, в том числе и генетических, большинство из них инвалиды. И мы не должны смеяться и показывать на них пальцем! Мы должны уделять им внимание, общаться с ними, чтобы они не чувствовали себя какими-то не такими, как все. Это особенные дети. Они ни чем не хуже здорового полноценного ребенка, их внутренние качества намного лучше и выше наших. Эти дети очень ласковые, они все понимают, многие из них учатся на отлично. Мне самой довелось пообщаться с такими детьми. Да, конечно, многим станет не по себе с непривычки такого общения. Но лично мне это доставляет колоссальное удовольствие. Это чудесные дети! И их не нужно бояться! Их тоже нужно любить, в них нужно верить! И в Югорске есть такой центр, где занимаются такие детки, это центр «Надежда», где им и на самом деле дарят надежду. На эту тему у меня так же есть стих, который посвящен детям с Синдромом Дауна.
Все мои стихи выражают некоторые проблемы сегодняшнего дня. Это мое мировоззрение. Да, пожалуй, кто-то с ним и не согласиться. Но это то, что действительно с большой силой меня волнует. Но, я прекрасно понимаю, что мир уже не изменить, как бы мне этого не хотелось. Поэтому все свои тревожные переживания, все свое мировоззрение я излагаю на бумагу, которая все стерпит и все поймет, поймет тебя больше, чем лучший друг или подруга, чем какой-либо другой человек.

Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного общества. Ключевые слова: Духовно-нравственные ценности, нравственность, духовность

Сегодня наше общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис. Причиной такого кризиса является приостановка духовного развития, потеря духовных ценностей, которые составляют основу человеческого бытия. Эпоха потребительства, соблазнов, множества удобств не делает людей более нравственными, а даже, наоборот, часто разрушает нравственные ориентиры, создавая при внешнем благополучии внутреннюю пустоту. У современной молодёжи наблюдаются отчуждение от собственного внутреннего мира и духовных потребностей, обесценивание идеалов и норм поведения.

Духовный кризис оказывает негативное влияние на все без исключения сферы жизни общества - культуру, политику, образование, социальные отношения и пр. Именно поэтому проблема духовности человека и общества в целом выходит на первый план в гуманитарной науке. О проблеме духовности начали говорить ещё две тысячи лет назад, когда Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель отмечали, что человечество, накапливая всё больше знаний, начинает терять понимание их ценностей.

В психологии проблему духовности изучали такие учёные как В. Гордон, Г. Оллпорт, З.Фрейд, А. Маслоу, С. Рубинштейн, Э. Фромм. Если анализировать последние исследования и разработки, в которых рассматриваются истоки и пути решения данной проблемы, то следует отметить работы известного российского психолога В.И. Слободчикова, который очень тщательно анализирует причины падения нравственности в современном мире. Главная идея современных научных исследований в этой области состоит в том, что основой обновления общества должны стать отечественные традиции.

Проблема духовности и нравственности современного общества звучит на формах различного ранга и определяется в выступлениях и докладах учёных, общественных деятелей, работников министерства образования, как проблема государственного значения. Факт интенсивной эксплуатации темы духовности говорит о том, что она действительно востребована временем. Но в то же время даже беглый анализ литературных источников, не говоря о средствах массовой информации и действиях политиков, позволяет отметить, что с пониманием нравственности и духовности что-то обстоит не так. Чем больше разговоров о духовности, тем меньше её проявлений мы наблюдаем. Это происходит потому, что в этой общей проблеме остаётся нерешённой её главная часть - создание концептуального подхода к духовному пробуждению народа.

Среди всех исследователей причин падения духовности, на мой взгляд, наиболее точно их сформулировал выдающийся немецко-американский психолог и мыслитель XX ст. Эрих Фромм: «Капиталистическая экономика, основанная на свободе рынка и приватизации, коммерциализирует всё общество, все его структуры, среди них и человека, подчиняя их культу денег. Всё становится товаром, предметом купли-продажи, в том числе профессии, занятия, статусы. Следствием этого становится самоотчуждение человека, потеря им своей гуманистической сущности.

Человек превращается в служащий экономической машине инструмент, который заботится об эффективности и успехе, а не о счастье и развитии души». Развивая эту мысль, применительно к условиям современности, известный российский психолог Слободчиков В. И. видит основные причины кризиса духовно-нравственных ценностей народа в том, что весь мир сейчас живёт в условиях двух современных мировых принципов: глобализации и постмодернизма. Выступая на конференции « Седьмые Покровские чтения» по этому поводу, В. И. Слободчиков называет эти принципы «цивилизационной модернизацией». Смысл этой модернизации в том, что некая сверхдержава может сделать страну такой, какой она её хочет видеть. Для этого производится разрушительное переустройство сознания народа, его многовековой культуры. А сама сверхдержава претендует на роль создателя новой философии, новой религии. «Исторический опыт свидетельствует, что нация вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в ней появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании падает до некоторого критического уровня понятие «норма».

Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут происходить неприметно, общество может их «не замечать» и даже возводит это в ранг нормальной обыденности. Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память как фундамент интеллекта». Если взглянуть на нашу современность, сравнивая её с жизнью, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни - всё кардинально изменилось. Плотские потребности, часто в извращённой форме, превращаются в ведущий мотив поведения.

И на этом поприще успешно работают не только индустрия развлечений, шоу-бизнеса и потребления, но во многом - и современная педагогика, и современные психология и социология. Все агрессивные молодёжные течения напрямую связаны не только с неблагополучием в семьях, но и с агрессивной, патологической информацией, получаемой через телевидение и компьютеры. В мир приходит новое поколение людей с совершенно особой психикой, неспособной воспринимать многообразие мира. И очень скоро таких людей будет большинство, и они будут преобразовывать мир, делая его таким же примитивным и жестоким. Под влиянием такой глобализации человек всё более и более превращается в существо постоянно лгущее. Всепроникающая ложь, которая сквозит как в словах, так и действиях политиков, чиновников, учёных, представителей интеллигенции и духовенства, развращает людей. Самой распространённой сегодня является одна из её основных форм - ложь умолчанием, т.е. сокрытие информации.

Подобная ситуация наблюдается сейчас во всём мире. Достоверная информация всё больше становится недоступной для ориентирующегося человека. А система образования не учит добывать информацию в условиях противодействия её получению. Из всего сказанного можно сделать вывод, что нужно незамедлительно предпринимать шаги по спасению общества и мира, стремительно движущегося к своему концу. Для того, чтобы остановить разрушительные процессы, необходимо вернуть христианское понимание мира. Вернуть его туда, где оно было изначально - в учебные заведения, в науку. Педагогика должна стать христианской, а содержанием образования и воспитания должны стать вечные ценности христианства. К. Д. Ушинский говорит ясно и определённо: «Для нас нехристианская педагогика, - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Каким человек должен быть выражено вполне в божественном учении и воспитанию остаётся только положить вечные истины христианства. Христианство служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне - впереди человека и народов».

Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нравственности и «собственно человеческого в человеке» привело к тому, что наше сознание, особенно у молодёжи, оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологами, перед опасностью массового растления, разврата, порнографии, наркомании. Только знание христианских законов может направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. Нельзя не согласиться и с утверждением одного из величайших русских мыслителей И.А.Ильина, который писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»». Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на христианских ценностях создаёт благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста.

Данное положение уходит корнями в отечественного университетского образования, русской педагогики. Выдающийся русский педагог ХIХ ст. Н. И. Ильминский говорил: «Художником, учёным, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т.е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». В нашем обществе сейчас ведётся поиск путей создания системы духовно- нравственного воспитания студенческой молодёжи на основе ценностей православной культуры. Именно системы, а не единичных попыток.

Профессиональная подготовка должна стать лишь частью системы образования, ядром которой должно быть духовно-нравственное воспитание. А для этого содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания в вузе должны быть коренным образом изменены. Оно должно базироваться на христианских национальных ценностях и идеалах и направлено на то, чтобы помочь молодёжи в их нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Наше воспитание не должно быть подражанием иностранным образцам, и потому беспомощным, а должно быть народным, проникнуться идеалом народной души.

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н. А. Сундуков. - М. :Просвещение, 1968. - 557 с.

2. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1990. - с.149-221.

3. Слободчиков В. И. Выступление на конференции: «Седьмые Покровские чтения», Духовно-нравственное становление и развитие человека // МА “Покров”, 2006

4. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. М., 2005.

5. Н. И. Ильминский и его основные педагогические взгляды // Смоленские епархальные ведомости. - 1897. - № 2. 6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1998.

Мирошниченко Ю. С.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Проявления кризиса . В годы, наступившие после падения советского государства, Россия вступила в полосу духовного кризиса, который продолжает углубляться. Прежде всего, об этом свидетельствует резкое падение уровня нравственности, что проявляется в социальном поведении и отношении людей друг к другу, в уровне их образованности, в манере речи и интересах. Особенно это заметно на примере молодежи. Нравственный уровень многих молодых россиян не просто вызывает опасения, но порой ужасает. Их лексикон поражает своей скудостью и примитивизмом, и практически повсеместно речь перемежается матом, даже у студентов вузов. Поведение и манера одеваться становятся все более вульгарными, особенно у представителей мужского населения. В глазах молодых людей - пустота и скука, а их основные интересы сводятся к деньгам, развлечениям, сексу, картам и наркотикам. Отсутствие уважения к человеку на всех уровнях - один из главных пороков современного российского общества. Люди не уважают самих себя и друг друга, граждане не уважают свое государство, а государство не уважает своих граждан, водители и пешеходы взаимно не уважают друг друга, учителя не уважают учеников, а те, в свою очередь, не уважают учителей... данный список можно продолжить. Каждый стремится получить как можно больше благ от этой жизни, выделиться, подавляя других. Отношения любви все больше сводятся к чисто сексуальному партнерству, а дружба чаще всего диктуется корыстными интересами. Данная проблема имеет давние корни, восходящие к тому времени, когда гражданин государства рассматривался в качестве механизма огромной государственной машины, "колесика и винтика единой системы". Однако в последние годы ситуация еще более усугубилось, поскольку раньше коммунистическая мораль в какой-то мере сдерживала скрытые пороки, а сейчас они вышли наружу и, в отсутствие каких-либо ограничений, практически захватили все слои общества. Нездоровый нравственный климат, отсутствие перспектив будущего наряду с неблагоприятными социально-экономическими условиями являются главными причинами отъезда многих талантливых россиян за границу (утечки мозгов). Выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, спортсмены и предприниматели уезжают не потому, что там благополучная и безопасная жизнь (хотя и это немаловажно!), а потому что не могут реализовать свой богатый внутренний потенциал в пределах своей страны. Оказавшись в более благоприятных условиях, они добиваются значительных успехов в избранной сфере деятельности. При этом Россия теряет свои лучшие интеллектуальные и духовные силы, которые могли бы внести значительный вклад в ее благополучие и процветание. Те, кто остается, озабочены преимущественно тем, как заработать больше денег, или попросту борьбой за выживание. Они страдают от окружающей их духовной пустоты, отсутствия четких перспектив, вследствие чего получает массовое распространение депрессия, растут заболеваемость и смертность населения. Наконец, еще одним проявлением духовного кризиса является экологическая проблема, которая, будучи явлением глобального масштаба, в России имеет свои особенности. Далеко не в каждой стране мира принято оставлять мусор прямо на улицах, бросать на землю непотушенные окурки, а также выбрасывать пустые пластиковые и даже стеклянные бутылки из окон электропоездов. Варварское обращение наших сограждан с природой заставляет содрогнуться. Наши леса, пляжи, водоемы и другие места для отдыха постепенно превращаются в мусорные свалки. Природа плачет от такого бесчеловечного обращения! Мы выжимаем все соки из нашей бедной земли, не задумываясь, а что же ждет в будущем нас и наших детей? Так поступают только люди, не уважающие ни себя, ни других, ни свою страну. Поэтому проблемы защиты окружающей среды напрямую связаны с проблемами нравственности, а точнее, ее отсутствия. О причинах духовного кризиса . Одной из главных причин духовного кризиса, вызвавшего упадок культуры и нравственности в стране, является отсутствие в постперестроечной России новой идеологии, идеалов будущего общества, программ социального и культурного развития на перспективу . После крушения советского государства и, соответственно, коммунистической доктрины страна оказалась в духовном вакууме. Идеалы свободы, демократии и гуманизма, взращенные на западной почве, которые были принесены августовской революцией 1991 г., в условиях России либо дали очень слабые ростки, либо вовсе не взошли, либо выродились в нечто уродливое. Раньше мы строили свою жизнь в соответствии с принципами марксизма-ленинизма, которые предполагали четкие социальные ориентиры. Они оказались утопией. А сейчас, по прошествии 16 лет, в стране не создано взамен никакой идеологии! Нет четких социальных ориентиров на будущее. Россия не знает, куда идет! Как человек, не имеющий цели и мечты, ведет беспорядочную и бесполезную жизнь, также и государство, в котором отсутствует концепция будущего развития, не имеющее социальных идеалов, погружается в духовный хаос. В образовавшуюся после крушения социализма брешь хлынули ценности западного общества потребления, далеко не самые лучшие - которые активно усваиваются нашими согражданами. Средства массовой информации, а также многочисленная появившаяся на прилавках литература учат нас, как преуспеть в жизни, телешоу демонстрируют, как стать миллионером. Деньги становятся абсолютной ценностью, наличие которых является мерилом личностной значимости. Нравственные качества человека а таких условиях не только отступают на второй план, но попросту игнорируются. Вторая причина заключается в том, что государство в постперестроечный период фактически отстранилось от проблем воспитания нравственности и сохранения духовного здоровья нации, сосредоточившись в первую очередь на решении социально-экономических задач. В результате этим делом активно занялись СМИ, формируя моральные идеалы российского общества на свой лад, ориентируясь на те самые образцы западной культуры, о которых уже говорилось выше. Возможно, государство считает, что воспитание нравственности - дело церкви, но ее влияние слишком незначительно! Свобода в условиях низкого уровня культуры и нравственности ведет к анархии и вседозволенности (имеется в виду, прежде всего, свобода слова, свобода печати и СМИ). Самые низменные проявления человеческой природы выходят наружу и, многократно умножаясь, становятся огромным злом в масштабах общества. На службу этим порокам становятся СМИ, которые в условиях отсутствия каких-либо моральных ограничений превращаются в рупор пропаганды насилия, безнравственности и пошлости. Всем известно, что Рим погубили не варвары, а падение нравов. Не станет ли Россия очередной жертвой духовной деградации? О возможности преодоления кризиса . Проблема преодоления духовного кризиса и тесно связанные с ней проблемы нравственного воспитания должны стать первостепенной задачей государственной важности! Необходима специальная политика в этой области! У общества должны быть четко определенные идеалы. Куда мы идем? Каким будет наше будущее через 50, 100 лет? Каким должен быть человек будущего? Какими личностными качествами он должен обладать? Какие черты характера необходимо в нем воспитывать? России срочно необходима новая идеология! Все здоровые силы общества, обеспокоенные будущим российской нации, должны сплотиться для решения проблемы духовного возрождения страны. Особенно важным является воспитание подрастающего поколения. Какие ценности будут усваивать молодые россияне? Можем ли мы ориентироваться на западный идеал? Западное общество, ориентированное на потребление материальных и духовных благ, значительно опережает нас как по социально-экономическим показателям (уровень жизни), так по уровню нравственности (соблюдение прав человека, уважение к человеческой личности). И нам еще многое предстоит сделать, чтобы достичь того уровня, который имеют развитые страны. Поэтому в какой-то мере ориентация на западные ценности обоснована. Но что стоит за этим? Рост депрессий и самоубийств в ряде вполне благополучных стран свидетельствует, что эти общества на самом деле далеко не благополучны. Кроме того, жители Западной Европы и Северной Америки подвержены хроническим заболеваниям не меньше, чем россияне. В ряде стран падает рождаемость, увеличивается число бесплодных женщин. Все пороки современного общества - наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.д. - распространяются с ужасающей скоростью и у них. По свидетельству многих россиян, побывавших за границей, уровень культуры и нравственности западной молодежи крайне низок. Все блага легко достижимы, ни за что не надо бороться, а что дальше? Смысл жизни потерян. По-видимому, отсутствие концепции будущего для развитых стран также является проблемой. Следовательно, ценности общества потребления не должны служить для России в качестве ориентира, ведь мы в первую очередь усваиваем именно его пороки. Идеалы насилия и свободной любви уже сейчас в нашем обществе выходят на первое место, достаточно только включить телевизор или взять в руки любую газету. Духовная деградация молодежи увеличивается с каждым годом и порождает ощущение тупика и безысходности. О благополучии государства нельзя судить лишь по уровню зарплаты, росту доходов населения и числа богатых людей. Если духовно-нравственное развитие человека отстает от уровня его материального благосостояния, возникает духовный кризис, который знаменуется теми явлениями, о которых уже говорилось выше. Это вовсе не значит, что государство не должно стремиться к росту материального благосостояния граждан! Но на первом месте должна быть забота о воспитании моральных качеств, которые позволят человеку принять эти блага без духовного ущерба для себя. Богатство, пришедшее к человеку, который в буквальном смысле не заслужил его (не дорос до него по своим личностным качествам) развращает, портит характер и лишает смысла жизни. О принципах воспитания нового мировоззрения. При разработке будущей идеологии необходимо опираться на богатое духовное наследие нашего прошлого исторического опыта, в том числе принципы православия, патриотизма и коллективизма, а также на выдающиеся достижения мировой философской и этической мысли. Во главу угла должны быть поставлены идеалы гуманизма, то есть человеколюбия, уважения к человеку, которое, как уже говорилось, в современном российском обществе практически отсутствует. С одной стороны, это является пережитком крепостнических времен, с другой - наследием советского режима. Гуманистические идеалы, провозглашающие приоритет человека - это то позитивное, которому нам необходимо научиться у наших соседей из западных стран. Россия должна использовать лучшие традиции своего и чужого исторического опыта и отказаться от тех, искоренять те, которые являются препятствием для создания нового сообщества духовно развитых людей (в частности, такие качества, как авторитарность, пассивность, низкая ответственность, безынициативность). О роли религиозно го сознан ия . Необходимо вернуться к идее Божественного происхождения человека, поскольку учение Дарвина о том, что человек есть результат эволюции приматов, наносит человечеству огромный нравственный ущерб. Если исходить из этой теории, человек появился случайно, а человеческое общество возникло либо как результат общественного договора, либо в ходе развития общественного неравенства и эксплуатации, и непонятно, что же ждет человечество в будущем. Люди сочиняют разные социальные доктрины, утопии, которые опровергаются самой жизнью. Но хуже всего, что на человеческие отношения автоматически переносятся законы животного царства (выживает сильнейший, который уничтожает и подавляет своих соперников). Однако даже животные в каком-то смысле оказываются более милосердными, чем люди! Материалисты могут возразить, что существование Высшего разума и Божественное происхождение человека не доказано. Однако нравственные аспекты проблемы нельзя сводить к чисто научным! Ситуация в нашей стране и в целом на планете такова, что на повестке дня стоит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Проблемы терроризма, участившиеся природные катаклизмы есть прямое следствие нарушения человечеством нравственных законов, которые придуманы не человеком, а вытекают из Высших мировых законов природы и Вселенной. Поэтому возвращение идеи о божественном происхождении человека продиктовано высшей целью, задачей выживания человечества! Как не вспомнить великого Канта с его идеей о необходимости морального обоснования бытия Бога! Слова гения нашей литературы Ф.М.Достоевского о том, что "если Бога нет, то все дозволено", произнесенные устами одного из братьев Карамазовых, стали пророческими. В ХХ веке и в начале нового тысячелетия человечество оказалось ввергнуто в пучину жесточайших катаклизмов, равных которым не знала история, катаклизмов, виновниками которых стали люди, отвернувшиеся от веры в Бога и сами возомнившие себя богами. Наша жизнь коренным образом изменилась бы, если бы с детства каждый человек знал, что его появление на нашей планете не является случайностью. Уровень нравственности резко повысился бы, если бы каждый из людей осознавал, что является результатом Божественного творения, частью Высшего Замысла, воплощенного на Земле, чтобы выполнить свое предназначение и внести вклад в развитие Вселенной и в создание мировой гармонии. Об использовании позитивного опыта прошлого . В настоящее время проблемами духовности и нравственности занимается преимущественно церковь, но ее влияние слишком незначительно. Государству следует объединить усилия с церковью! Оправдано ли в наших условиях отделение церкви от государства и школы от церкви? К решению проблемы духовного возрождения России необходимо привлечь все здоровые творческие силы общества - философов, представителей церкви, писателей, политиков, психологов и всех, неравнодушных к будущему нашего народа и государства. Они должны выработать единую программу духовно-нравственного развития государства и общества, которая должна стать стержнем новой идеологии, или объявить конкурс таких программ. Возможно, могла бы оказаться полезной практика пятилетних планов. Разумеется, речь идет не о мелочной регламентации всех сторон жизни, а лишь о создании четких ориентиров развития в различных областях общественного развития - как социально-экономической, так и культурной и нравственной. Почему бы не позаимствовать у прошлого строя его сильные стороны? Нравственность и школа. Особое внимание следует уделить работе с образовательными учреждениями. Уже говорилось о том, что культурно-нравственный уровень нашей молодежи вызывает опасение за наше будущее. Моральный климат во многих школах таков, что лучшие представители педагогических кадров часто вынуждены уходить из школ или не приходят туда вовсе. Школьники неоправданно перегружены теми предметами, которые им в жизни не понадобятся. Это отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Но хуже всего та нездоровая психологическая и нравственная атмосфера во многих российских школах, о которой уже говорилось выше. Все пороки современного общества расцветают в них пышным цветом - наркомания, культ силы, неуважение и презрение к человеку, сексуальная распущенность и т.д. Поэтому родители из состоятельных семей стремятся перевести своих детей в частные школы, чтобы уберечь от этого пагубного влияния. Профессия учителя является одной из самых низкооплачиваемых и малопрестижных, поэтому лучшие выпускники пединститутов уклоняются от работы в школе (а также и по причинам, о которых говорилось выше). Государству необходимо срочно разработать систему мер по оздоровлению климата в школах, иначе мы рискуем вырастить духовно больные поколения, последствия чего могут быть самыми катастрофическими. Следует более тщательно подойти к разработке критериев отбора лиц, поступающих на педагогические специальности, может даже ввести особый нравственный экзамен для педагогов, для чего создать специальные комиссии по педагогической этике. Необходимо поднимать престиж педагогический деятельности, пересмотреть систему оплаты и социального обеспечения учителей. В оптимизации системы школьного образования необходимо объединение усилий с церковью. Церковь должна взять под опеку начальные и средние учебные заведения! Ее влияние должно быть усилено не только в плане введения преподавания специальных дисциплин, но и во внеучебной работе! Полезно вспомнить лучшие традиции детских и молодежных организаций, пионерских лагерей предшествующей эпохи! Этими организациями, а также различными кружками и секциями по интересам. следует охватить как можно больше детей и подростков, чтобы они не проводили свое свободное время в подъездах, с сигаретами и пивом или в поисках наркотиков. Для этого нужно не только поддерживать детские клубы, но и создавать такие кружки при школах, всячески поощряя полезные инициативы учителей. Конечно, методы вовлечения детей должны быть не формальными, а исходить из их желаний и интересов. Всех, кто работает с подрастающим поколением, необходимо подвергать самому тщательному нравственному отбору, ведь в их руках - будущее страны! Соответствующую гуманитарную и нравственную подготовку должны проходить и врачи, поскольку многие из них забыли, что такое человеческое отношение к своим пациентам! Об экологическом воспитании . Как уже говорилось, проблемы экологии вытекают из проблем нравственности, или, точнее, безнравственности людей. Поэтому экологическое воспитание должно играть важнейшую роль. Наряду с моральным воспитанием следует с ранних лет прививать детям любовь к природе, учить ухаживать за животными и растениями, воспитывать аккуратность и стремление к чистоте. Необходимо активно привлекать к решению этой задачи средства массовой информации, чаще демонстрировать фильмы и передачи о природе, о мире животных, о нашей планете. В школах обязательно должны быть созданы экологические кружки и организации, полезно проводить экологические рейды, туристические слеты. Если новые поколения россиян не осознают важность защиты окружающей среды, мы лишимся в ближайшее время наших природных богатств, а это рано или поздно приведет к экологической катастрофе, а затем и к гибели нашей цивилизации. О принципах нравственного воспитания. Нравственное воспитание детей должно включать в себя формирование правильного мировоззрения и соответствующих черт характера. Автором данных строк был проведен опрос среди студентов заочников, то есть людей уже взрослых, имеющих семьи, какие нравственные качества они хотели бы воспитать у своих детей. Выяснилось, что почти все опрошенные имеют очень слабое представление о том, чему они их учат! Родителям и педагогам следует четко себе представлять идеальный облик будущего человека (педагогический идеал) и воспитывать у подрастающего поколения соответствующие черты характера. 1. В раннем детстве родители должны помочь ребенку осознать его жизненные задачи, возложенные на него свыше, помочь ему найти свой Путь в жизни. В соответствии с этим должен происходить выбор профессии. 2. Необходимо внушить ребенку, что он должен развивать свои таланты и способности, которые даны ему свыше для выполнения своего Предназначения. 3. Человек должен стремиться к постоянному развитию своих душевных качеств, позитивных черт характера и к максимальной самореализации. Каждый должен осознать данный принцип как один из основных духовных законов существования человечества, поскольку, если прекращается развитие и духовный рост, наступает деградация личности, разрушается организм, человек болеет и рано уходит из жизни. 4. Каждый молодой человек должен осознавать, что важнейшей его жизненной задачей является создание семьи и воспитание детей. Следует воспитывать осознанное, взвешенное отношение к правильному выбору спутника жизни, главным критерием которого должны быть любовь и духовная общность, а не страсть или расчет. Каждый молодой человек должен готовиться стать родителем и нести прямую ответственность за своих детей, за их здоровье и нравственный облик. Необходимо запретить пропаганду в СМИ и литературе идей сексуальной свободы, так как это уродует личность. 5. Принципы гуманизма должны стать основополагающими в отношениях между людьми. Необходимо воспитывать уважение и терпимость по отношению к своим согражданам, гражданам других государств, к противоположным мнениям и идеям. Одним из главных принципов должно стать воспитание чувства любви - к себе, как к частичке Вселенной, к другим людям, к природе и нашей планете. 6. Каждый человек должен понять, что он является ответственным за свои слова и мысли. Человек - часть Вселенной, он связан с ней единым информационным пространством, и необходимо помнить, что наши неправильные и агрессивные мысли и слова способны нанести непоправимый вред как окружающим людям и планете в целом, так и нам самим. 7. С самых ранних лет ребенок должен приучаться заботиться о своем здоровье, рассматривая это как одну из своих главных жизненных задач. Наше тело - часть природы, и мы должны относиться к нему также бережно, как и к окружающей нас среде. Развитие личности в целом должно определяться не частными интересами государства и меняющейся политической коньюнктурой, а опираться на знание Законов Вселенной! О Центр ах самореализации и духовного развития. В целях формирования у подрастающего поколения правильного мировоззрения, воспитания позитивных черт характера и развития лучших душевных качеств, с одной стороны, а также раскрытия заложенных в детях способностей и талантов и максимальной реализации внутренних возможностей необходимо значительно реформировать в целом систему образования и воспитания. Автором данных строк хотелось бы предложить идею создания специальных воспитательно-образовательных учреждений, Центров духовного развития и самореализации, сочетающих в себе дошкольное воспитание (детские сады), обучение в средней школе и получение высшего образования гуманитарного профиля. Для работы в таких учреждениях должна проводиться тщательная подготовка и отбор педагогических кадров. Эти учреждения будут работать не только с детьми, но и с родителями, прежде всего с теми, кто ждет ребенка, потому что воспитательное воздействие начинается еще до рождения, в утробе матери. От душевного состояния и здоровья беременной женщины во многом зависит судьба ее будущих детей! Все воспитатели и преподаватели, руководители кружков должны обладать соответствующими душевными и нравственными качествами, чтобы воспитать с самых ранних лет у детей правильный взгляд на мир, принципы безусловного уважения себя и другого человека, а также чувство любви к себе, другим людям, своей родине, природе, планете и Вселенной. Помимо детского сада, школы и вуза Центры духовного развития должны располагать различными кружками, спортивными секциями, музыкальной школой, театром и т.д., чтобы каждый ребенок мог найти себя и максимально реализовать заложенные в нем способности. Средняя школа должна ориентироваться на государственный образовательный стандарт с обязательным включением философии, религиоведения, психологии и этики. Но главное - в этих учебных заведениях должен быть здоровый моральный климат, основанный на принципах взаимоуважения, любви и ответственности! Отбор преподавателей по гуманитарным дисциплинам должен быть особенно строгим, поскольку они сами должны обладать соответствующими душевными качествами и чертами характера, которым будут учить детей! Обязательным должно быть трудовое воспитание - уход за садом, огородом, обучение девочек шитью, вязанию, кулинарии, основам ведения домашнего хозяйства, мальчиков - столярному и слесарному делу и т.д. Важнейшей составляющей должно быть экологическое воспитание. Желательно размещать такие Центры за пределами городской черты или иметь площадки, лагеря за городом. Рекомендуются походы, туристические слеты, рейды по очистке водоемов и лесов. Эти Центры должны существовать в сотрудничестве с православной церковью и представителями других церквей. Необходимо воспитывать у молодых людей веротерпимость и уважение к представителям иных национальностей и вероисповеданий. Очень полезным видится сотрудничество с международными организациями гуманистического и экологического профиля для обмена опытом и духовного обогащения. Автор надеется, что данная идея найдет поддержку здоровых сил в среде российских предпринимателей, озабоченных будущим своих детей и своей страны, для спонсирования таких учреждений. Но, прежде всего, хочется верить, что наше государство осознает, что воспитание духовности и нравственности является задачей государственного масштаба, и в ближайшее время возьмется за ее осуществление, чтобы предотвратить дальнейшую духовную деградацию, в целях оздоровления нации, снижения уровня смертности и массового отъезда лучших представителей нации за границу. Российское общество содержит в себе огромные потенциальные возможности. Россияне очень талантливы и обладают значительными духовными резервами, способными привести нашу страну к процветанию и внести вклад в оздоровление всей планеты.

Мингалёва Виктория, студентка Белгородского педагогического колледжа

Данная статья раскрывает проблемы духовности современной России. Акцент делается воспитание патриотизма и гражданственности. особое внимание уделено необходимости возвращения православных традиций и ценностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мингалева Виктория,

11 КП группа,

Белгородский педагогический колледж

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть?

«Сон разума порождает чудовище»

Гёте

На чём держится сейчас Россия? По-моему, на той самобытной глубокой культуре, которая была создана единым русским народом, во всём сложном сочетании его национальностей. Эта культура создавалась в течение целого тысячелетия, на единой, все расширяющейся территории, при едином государственном и культурном языке, в единой судьбе войн и хозяйственно- торгового сотрудничества. Всё это вырабатывало у народов России сходство душевного уклада, близость в обычаях и характере, единство в восприятии мира, людей, государства. На этой основе творилась и развивалась русская национальная культура. И поэтому, вынужденная провоевать две трети своей истории, Россия остаётся живым, духовно-историческим сложившимся организмом, который из всякого распада вновь восстанавливается таинственной древней силой своего бытия.

Сегодня мы вполне понимаем, что предлагаемая России система либеральных ценностей, себя не оправдала. Усиленные процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственных критериев, или подменяя традиционную нравственную психологию примитивной психологией потребителя .

Для нас это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.

Наша твёрдая уверенность состоит в том, что положительных сдвигов можно добиться, культивируя и опираясь на такие понятия, как Вера, нравственность, духовность, память, историческое наследие, патриотизм.

Мы хотим построить крепкое государство, где соблюдаются принципы права и свободы человек, мы возрождаем веру, мы делаем робкие шаги в поисках себя в этом мире. Мы хотим создать крепкое настоящее, чтобы смело смотреть в будущее. И здесь краеугольным камнем является осознание - без прошлого нет будущего! История своей страны, память, любовь к Родине. Эти понятия - не красивые слова и лозунги - это основа духовного становления и сохранения нации.

Наш народ должен знать и помнить, кто мы были, есть, и кем должны оставаться. Основой существования нации, народа, Российской государственности является Православие, культурные и духовные традиции, основанные на нем. Святая Русь, Великая Россия - эти понятия возникли и строились под знамёнами Православной веры и руководством церкви. Испокон веков Россия считается Домом Пресвятой Богородицы.

Не случайно появления на нашей земле таких явлений и понятий, как святые места, святые дороги, святые источники. России предначертана особая роль - она является колыбелью сохранения истинной Православной веры. В подобных местах человек духовно просветляется, к нему приходит осознание причастности к истории и культуре своего народа.

Испокон веков на Руси люди отдавшие жизнь за свою Родину считались святыми мучениками. Церковь постоянно чтит и помнит имена воинов, погибших на ратных полях нашей страны. Места эти постоянно напоминают о страшном прошлом, чтобы оно не повторилось в будущем. Свидетельством героизма и подвига предшествующих поколений являются три ратных поля России: Куликовское поле, Бородинское поле, Прохоровское поле. На каждом из этих полей в определённый исторический период решалась судьба и вообще существование нашей Родины и народа.

В Белгородской области, Прохоровском районе в дань памяти и преклонения перед подвигом предков на месте страшных событий Великой Отечественной войны создан Государственный мемориальный музей-заповедник.

Храм святых апостолов Петра и Павла построен в 1995 году в посёлке Прохоровка на народные средства в память о погибших в Курской битве. В нем на мраморных плитах высечено более 7000 имён воинов, павших под Прохоровкой в годы Великой Отечественной.

В 2000 году на территории храма открыт памятник «Колокол единения». Главный архитектор - Д. С. Соколов.

Памятник Победы - открыт 3 мая 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Воздвигнут на Прохоровском поле в районе высоты 252,2, где 12 июля 1943 года произошло встречное танковое сражение. Памятник представляет собой 4-гранную звонницу высотой 52 метра. Её венчает золоченная сфера с 7- метровой скульптурой Покрова Пресвятой Богородицы. Авторы проекта: В. М. Клыков, Р. И. Симерджиев, Г. К. Силохин.

В 2003 году осуществлён масштабный проект мемориального музея «Прохоровское поле - третье ратное поле России». В нём представлена широкая экспозиция и экспонаты времён Великой Отечественной войны. Люди со всех концов нашей страны приезжают сюда, чтобы прикоснуться к истории и почтить память героического подвига нашего народа.

Ни один народ не имеет такого сильного чувства Родины как русский. Это заложено всем ходом Российской истории в наш многогранный русский менталитет. Святое отношение к памяти и родной истории, к святым местам, к прошлому и настоящему определяет наше будущее.

Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением – нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи . На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственных установок на традиционной православной основе. Главными, на наш взгляд, являются: неподготовленность большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры, разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Примечания

  1. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас //Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 10-15.
  2. Федоряк, Н.А. Современная молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества. 2009. С. 22-23.
  3. Гроф, С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания / С. Гроф. – М., 2003. – 458 с.
  4. Протоиерей Евгений Шестун Православная педагогика. – М., 2001
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть? Мингалёва Виктория, 11 КП группа, Белгородский педагогический колледж

«Сон разума порождает чудовище» ИОГАНН ВОЛЬФГАН ГЁТЕ 1749 - 1832

Актуальность исследования: Страна потрясена духовно-нравственным кризисом, вызванным экспортом чуждых России традиций и культурных ценностей из-за рубежа; Глоболизация и технологизация общества приводит к формированию человека потребления и невосприятию традиционных духовных ценностей.

Как же вернуться к духовным идеалам и вырастить нравственно здоровое поколение? Добро Правда Милосердие Вера Надежда Любовь Духовность Семья Память Историческое наследие Патриотизм

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью!.. Блок А. А. *** Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. В. А. Сухомлинский

Любовь к Родине – понятие многогранное: осознание причастности к истории, культуре, традициям своей земли и народа; ощущение неразрывности со своими корнями и этносом; чувство долга и самопожертвования; гордость и неугасимая Вера в величие своей Родины

Россия – Дом Пресвятой Богородицы

Ратные поля России Куликовское поле - 1380 год Бородинское поле – 1812 год Прохоровское поле – 1943 год

Прохоровское поле (из к / ф «Неизвестная война»

Храм Петра и Павла

«Колокол Единения»

Памятник Победы

Покров Пресвятой Богородицы

Мы победили!

А сегодня: Нравственная опустошенность молодежи; Кризис и разрушение семейных ценностей; Несогласие социальных институтов в реализации одной цели: восстановление духовности, нравственности, интеллектуального потенциала русского народа.

Мы считаем необходимостью: Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Мнения парламентариев

Смерть инвалида Виталия Седухинского, погибшего в Барнауле в результате обморожения всколыхнула общественность. 9 декабря 2012 года инвалид был оставлен на конечной остановке автобуса в поселке Новосиликатный. В связи с тем, что молодой человек в силу своего здоровья не мог разговаривать, он продолжительное время провел на 40-градусном морозе и получил обморожение рук. Потерпевший был доставлен в Алтайский краевой центр термических поражений, где ему ампутировали пальцы. 8 января 2013 года инвалид скончался.

Уголовное дело соединено в одно производство с ранее возбужденным уголовным делом по ч.2 ст.293 УК РФ (халатность) и передано для расследования в Отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления СК по региону.

Глава Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда возложил вину за его смерть на общество.

"Происшедший несчастный случай - результат безразличия, а то и презрения и ненависти, которые, к сожалению, нередки в нашем обществе", - приводит его слова NEWSru.com со ссылкой на "Интерфакс".

Легойда отметил, что равнодушие распространяется незаметно, "почти как радиация - без цвета, вкуса и запаха".

"Виталий Седухинский стал жертвой общественной духовной болезни, симптомы которой проявляются постоянно: будь то ролики с избиением несовершеннолетних, регулярно вывешиваемые в социальных сетях, выброшенные человеческие эмбрионы в Свердловской области или ужасная смерть молодого человека, которого подростки заживо сожгли на Вечном огне в городке Кольчугино в 2008 году", - отметил руководитель синодального отдела.

"Но если мы хотим изменений, хотим, чтобы нас окружали небезразличные люди, готовые помочь в непредвиденных обстоятельствах, от которых никто не застрахован, то необходимо системное духовно-нравственное воспитание на всех уровнях, начиная от семьи, детского сада и школы до средств массовой информации, необходим личный пример добродетельной жизни каждого из нас", - заключил Легойда.

Согласны ли вы с мнением Легойды, что для борьбы с безразличием необходимо системное духовно-нравственное воспитание на всех уровнях? Как это реализовать? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Валерий Рязанский, Председатель Комитета СФ по соцполитике(Курская обл), депутат ГД 3,4 и 5 созывов, член "ЕР":

Высказана абсолютно беспроигрышная точка зрения. На тему духовно-нравственного воспитания можно говорить годами, веками. Но есть конкретный человек, который погиб. Да, конечно, в какой-то степени проходившие мимо люди виноваты: не обратили внимания, не проявили должного сострадания. Однако, на мой взгляд, прежде всего надо говорить об ответственности близких замерзшего, его семьи. Они не уследили, не досмотрели.

Пенять же на все общество нельзя. Чувство соучастия, соболезнования в людях до конца не утеряно. Люди все разные: одни никогда не пройдут мимо, бросятся на спасение даже с риском для собственного здоровья. Другие же - да, безучастны, живут по принципу «кто-то другой сделает это за меня». Тем не менее, в первую очередь, режим соучастия, мгновенной помощи должен культивироваться внутри каждой семьи. Тогда можно будет легче преодолеть культ насилия, гламура, жизненной установки «каждый сам за себя», широко пропагандируемых сегодня в СМИ.

Со своей стороны, я тоже выступаю за коллективное воспитание, за возвращение к совместным формам участия – все это повышает планку гражданственности общества. Но обрушиваться на все общество, обвинять его в безразличии, презрении – это неправильно.

Екатерина Лахова, Зампред комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. Фракция «ЕР»:

Я полностью согласна с мнением Владимира Легойды, особенно в той части, что начинать духовно-нравственное воспитание следует уже с детского сада. К сожалению, за последние годы многое, что должно быть связано с развитием в человеке нравственных основ, было упущено у нас и в системе школьного и вузовского образования. Как это ни парадоксально звучит, но необходимо повышать и культурно-нравственный уровень самих педагогов. А то порой идешь мимо какой-нибудь школы или института, и видишь, что преподаватели курят чуть ли не в компании своих учеников.

Сегодня в обществе немало внимания уделяется здоровому образу жизни. Однако при этом нередко забывают о здоровье духовном. Между тем, нравственно-духовные начала должны быть движущими силами во всех сферах жизни – в политике, экономике, образовании, культуре и т.д. Все здравомыслящие люди это хорошо понимают. Но почему-то мы пока не в состоянии изменить к лучшему ситуацию на нашем телевидении, где до сих пор слишком много насилия, жестокости и цинизма. По-моему, работникам ТВ уже давно пора прекратить ссылаться на пресловутые рейтинги и уверять, что якобы только «чернуха», пошлость и прочий негатив могут привлечь современную аудиторию. Посмотрите, какой высокий рейтинг был у замечательного проекта «Голос», сколько он собрал восторженных отзывов зрителей самых разных категорий. Единственное, было обидно, что практически все песни исполнялись там на английском, в то время как отечественный эстрадный репертуар не менее, а то и более богат и разнообразен, нежели западный.

Ярослав Нилов, председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР:

Естественно, я согласен здесь с мнением Легойды. И уверен, что такого же мнения придерживаются не только представители РПЦ, но и всех других религиозных конфессий, все люди, которые переживают за будущее своей страны, за духовное состояние своего общества.

Посмотрите, как относятся к людям с ограниченными возможностями за границей и как у нас – это небо и земля. Я не в состоянии даже представить, как можно было совершить такой низкий и бесчеловечный поступок, выбросив на мороз абсолютно беспомощного, больного человека. А ведь весной прошлого года Дума ратифицировала международную конвенцию о защите прав инвалидов!

Случай с Виталием Седухинским демонстрирует не только жестокость и равнодушие, поразившие наше общество, но и отсутствие в нем тех самых духовных скреп, о которых говорил Путин. К сожалению, это стало возможно в процессе развития России в 90-е годы, когда наряду с разворовыванием олигархами госсобственности стали разрушаться и духовно-нравственные ценности народа.

ЛДПР давно говорит о том, что должно быть в основе нравственного и культурного оздоровления и возрождения российского общества. Одними декларациями о правильном воспитании здесь не обойтись. Необходимо поднимать уровень и авторитет института семьи, наводить наконец порядок на наших телеканалах, которые зачастую морально растлевают нашу молодежь пропагандой вседозволенности и вседоступности. Одновременно нужно развивать институты гражданского общества, повышать качество и уровень жизни людей. Мы неоднократно вносили и законопроекты, направленные на борьбу с алкоголизмом, курением и наркоманией, предлагали запретить рекламу абортов. К сожалению, фракция технического большинства в Думе работает таким образом, что все наши инициативы, как и предложения других оппозиционных фракций, игнорируются и не рассматриваются годами.

Алексей Александров, 1-ый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Калужская обл). Член ЕР:

Безусловно, согласен. Но побывав во многих странах, могу с уверенностью завить, что в принципе люди у нас высоконравственные, не лживые. Самый добрый народ – это наш, русский, воспитанный на добрых русских сказках.

Но, конечно, нам надо проанализировать состояние воспитательной работы на уровне государства. Причем в первую очередь воспитывать надо не детей, а взрослых – тех, кто сам должен быть воспитателем: работников детских садов, школьных учителей, преподавателей вузов.

В последнее время Минобрнауки довольно активно «воюет» с разными вузами. Может быть, это и хорошо, и, наверное, нужно, но основное внимание министерство должно уделять идеологии добра, сострадания, сочувствия, воспитывая не только студентов, школьников, но и их наставников, руководителей, прививая им по настоящему либеральные ценности, а не псевдо- и не лживолиберальные.

Валерий Зубов, Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР":

Ответ здесь может быть простой: покажите пример. Кого представляет Владимир Легойда, призывающий общество к духовно-нравственному очищению? Именно церковь всегда, во всех цивилизациях являлась источником той морали, которая цементирует отношения между людьми. Возлюби ближнего своего как самого себя – разве это не одна из основных заповедей Русской православной церкви? Так вот, пусть представители РПЦ вначале продемонстрирует пример неравнодушия, человеколюбия, истинного милосердия и т.д., и я уверен, многие за ними последуют.

Но сегодня церковные иерархи, как правило, не дают обществу достойных для подражания примеров. Попробуйте пообщаться с кем-нибудь из церковнослужителей чуть выше уровня района – в большинстве случаев вам придется столкнуться с высокомерием и презрением к простым людям, с нетерпимостью к чужому мнению.

Выступление священника в связи с трагической историей в Барнауле – это как раз тот случай, когда хочется посоветовать человеку начать с себя. Я вообще уверен, что любые призывы к нравственному воспитанию будут бесполезны до тех пор, пока в каждом из нас не начнет шевелиться совесть, пока люди не начнут сами работать над собой, своим морально-нравственным обликом, мыслями и поступками. И, безусловно, каждый эпизод, подобный случаю с барнаульским инвалидом, должен широко обсуждаться в обществе, чтобы оно хотя бы понимало причины, которые ведут к таким трагедиям.

Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:

К глубокому сожалению, в условиях дикого бандитского капитализма, в которых сегодня находится наше общество, подобные случаи будут происходить постоянно. Это неизбежно, если в общественное сознание все время вдалбливаются идеи индивидуализма, мысли о том, что в современной жизни каждый за себя, что в ней нет места человеческому сочувствию и взаимовыручке.

Говорить в данной ситуации о некоем духовно-нравственном воспитании – это, на мой взгляд, фальшь и фарисейство. Как можно говорить о таком воспитании или о духовных скрепах в обществе с громадным социальным неравенством и социальной несправедливостью? Какие могут быть единые духовные скрепы, скажем, у олигархов и у нищих, униженных и оскорбленных?

Не изменив социально-экономическую ситуацию в стране, не вернув в нашу жизнь принципы социальной справедливости, мы никогда не преодолеем глубокий кризис морали и нравственности, в котором сегодня оказались. Государство давно самоустранилось от заботы о своих гражданах, не помогает инвалидам, не развивает здравоохранение. Все внимание направлено на обеспечение интересов 5% людей, относящихся к т.н. «элите». В этой ситуации ни о каких перспективах гуманизации и нравственного оздоровления общества говорить невозможно.

Гаджимет Сафаралиев, Председатель комитета ГД по делам национальностей. Фракция "ЕР":

Полностью согласен с тем, что без всестороннего духовно-нравственного воспитания, которое начиналось бы еще до школы, нашему обществу нелегко будет справиться с его болезнью. А болеет оно очень серьезно – прежде всего, действительно, безразличием, черствостью, невниманием к чужим бедам и проблемам. Люди нередко становятся грубыми, агрессивными, несут в себе отрицательную энергетику, что особенно часто наблюдается в больших городах.

Думаю, одна из ведущих ролей в деле воспитания и духовно-нравственного развития общества должна оставаться за представителями основных религиозных конфессий. Ведь практически любое религиозное учение несет в себе идеи добра, сострадания и милосердия. Поэтому представителям наших конфессий нужно сосредоточиться больше не на вопросах, близких к политике и экономике, а на пропаганде общечеловеческих ценностей. Этим же должны активно заниматься и наши СМИ, которые сегодня пока никак особо не содействуют ни воспитанию молодого поколения в духе патриотизма и взаимоуважения, ни развитию межнационального мира и дружбы между народами.

Отодвинув духовные и нравственные ценности на задний план, мы уже получили по сути поколение, которое единственным смыслом жизни видит поклонение «золотому тельцу», сугубо материальным ценностям, сомнительным образцам западной культуры. Мы не должны допускать, чтобы и следующее поколение росло в атмосфере духовной нищеты и полного отсутствия каких-либо нравственных идеалов.

Сергей Лисовский, 1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР:

Начинать надо с возрождения старой советской системы образования, возвращения единых учебников, в том числе по истории, литературе, отказа от ЕГЭ.

В годы СССР были замечательные, проверенные годами учебники. Мой отец и я изучали математику по очень хорошему учебнику под редакцией Перельмана. Сын же мой, к сожалению, занимается сейчас по какой-то ерунде. А ведь школьные учебники, нравственное воспитание, духовные скрепы все это связано: не будет одного элемента – не будет единой цепочки. Уверен, именно возвращение советской школьной системы образования станет базисом для духовно-нравственного возрождения общества.

Валерий Сударенков, Член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике (Калужская обл):

В общем-то, Легойда ничего нового не сказал. Главный вопрос, кто будет этими воспитателями, на основе каких ценностей, моделей надо воспитывать?

Убежден, коль такие вопиющие случаи происходят периодически, в воспитании нуждаются сами воспитатели, то есть все мы, все наше общество, где остро ощущается дефицит воспитания.

Формы же воспитания такого рода в принципе известны. Основа – это, безусловно, религиозное учение. Может быть, не столь современно звучит, но это именно так. Другое дело, в вопросе прививания духовно-нравственных ценностей через религию не должно быть навязывания. Процесс должен идти постепенно, сам собой. Но и светские образовательные институты – детские сады, школы, вузы - не должны отставать в этом вопросе. Светские и религиозные институты должны объединить свои усилия для возрождения нашего общества.

Асламбек Аслаханов, Экс-сенатор. Президент "Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб РФ" А.А. Аслаханова. Член ЕР:

Полностью с ним согласен. Граждане России в массе своей всегда были добрыми, нравственными людьми. Посмотрите на глубинку. Там и сейчас все друг с другом здороваются, шапку при этом снимают. Но разрушительная сила телевидения, которое пропагандирует раннюю половую жизнь, гражданские браки, добирается и туда.

В этой ситуации меня удивляет инертность конфессий. На мой взгляд, в этом вопросе они недостаточно активны. Как мне кажется, им уже давно надо было объединиться и начать массовое наступление на разрушающее душу телевидение. Их молчание – это их серьезная ошибка.

Убежден, такой трагический случай не единственный. Это раньше к каждому упавшему на улице бросались выяснить, что случилось, старались чем-то помочь, вызывали «скорую». Сегодня же посмотрят мельком и пойдут дальше.

Считаю, что помимо предложения Легойды, на государственном уровне необходимо заняться воспитанием толерантности, возрождением традиций и обычаев всех народов, населяющих Россию, через какие-то совместные мероприятия, концерты, телевизионные передачи.

Хочу сообщить, что на 25 января намечен съезд Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб, где мы в обязательном порядке поднимем вопрос о духовно-нравственном воспитании общества.