Невероятные способности слепых людей. Инвалиды по зрению — о жизни в российских городах Что может делать незрячий чтобы

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»?

Погружение во тьму

Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит? Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.
Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.
Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает.
На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз.
Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Эхолокация

Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум.
Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.
Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.
Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.
Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии.
Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру.
Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.
Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма.
Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации.

Считывая вибрации

Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.
После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь.
В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

Реальные истории реальных людей, которых я узнала, работая в специальной библиотеке для слепых. Зрячему невозможно прочувствовать их боль и отчаянье. Завяжите глаза и пройдите по дороге несколько метров. Вы не сможете, потому что инстинктивно сорвете с глаз повязку. Они сделать это НЕ МОГУТ.

Если со слепым пройдешь сорок шагов, то попадешь в рай
Коран


Она стала слепнуть двадцать лет назад. Сначала один глаз, через несколько лет, после болезни и сильнейшего стресса стал слабеть и второй. В мир слепых людей она вошла, когда ее детям было всего четыре и два года.

Маленькие дети требовали внимания, с любимой работой воспитателя детского сада пришлось расстаться. От полного отчаяния ее спасло то, что надо было часто выходить к врачам, лежать в больнице. Именно там она обнаружила, что не одна такая.

Жизненный опыт показал, что до тех пор, пока не столкнешься с каким-либо заболеванием вплотную, об этом не знаешь. Расширять свой кругозор в этом направлении не очень приятное занятие для здорового человека. Перед тем же, кого коснулась беда, встает выбор: выходить на тропу познания в поисках решения или замкнуться на своем несчастье.

Слепота, настигшая взрослого, разделяет его жизнь на две неравные части. Чувственно проходя через отчаянье, обиды, душевную боль, разочарование, человек выходит на сознательное понимание своей ситуации. Приходится учиться жить в совершенно ином мире, в котором утерян один из органов восприятия реальности. Она научилась.

Слепые люди в обществе и в семье

У незрячего человека есть окружение - это близкие родственники, друзья, коллеги. И они тоже стоят перед выбором: помогать и участвовать или устраниться. Каждый случай уникален принятым решением обеих сторон. В целом эти решения индивидуальны, а в общем - характеризуют общество, в котором живет инвалид.

Вот как определил сопричастных к нашей героине людей ее друг:


  • Есть друзья - их немного, и они никогда не оставят в беде;

  • Есть приятели, которым приятно проводить время с ней - веселой и жизнерадостной, но когда веселость исчезает, они исчезают тоже;

  • Есть товарищи, которые ищут выгоду (товар) в отношениях. Они тоже растворяются, когда общение не приносит выгоды.

Человек может искренне сочувствовать инвалидам эпизодически, например, когда видит, как слепые с тростью переходят дорогу. Первым побуждением будет оказать помощь слепым людям. Это так естественно!

Совсем другое дело, когда слепой человек — член семьи. В этом случае постоянный контакт выявляет проблемы взаимоотношений, корни которых скрыты в бессознательном. Чтобы разобраться в этом, сравним две ситуации:

1. Когда слабовидящий или слепой в семье.


  • Потеря зрения произошла вследствие болезни или с возрастом.

  • Человек слепой от рождения.

2. Когда зрячие люди работают со слепыми.

Начнем со второго пункта.

Когда работа зрячего человека связана со слепыми, например, в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, в специальном учебном заведении, в специальной библиотеке для слепых, видящий специалист, как правило, подготовлен психологически. В идеале - он понимает особенности людей, у которых отсутствует зрение, адекватно воспринимает неловкие ситуации, в которые может попасть человек, и способен своевременно оказать необходимую помощь.

В первом случае люди сталкиваются с ситуацией чаще всего неожиданно. И реагируют на свалившуюся беду по-разному. Зависит это от особенностей психики, заданных при рождении. Разобраться в причинах и следствиях разных реакций нам поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Психологические особенности слепых и зрячих - общее и частное

Друг нашей героини, разделивший людей на разные группы, подметил естественные закономерности поведения, заложенные природно, опираясь на свою наблюдательность. В этой случайной классификации он объединил людей по одинаковым признакам, как бы рассортировал и где-то осудил.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана не «сортирует» людей по внешним признакам, не осуждает, а оперирует только закономерностями, констатируя факты. Каждый вектор развивается в заданных условиях до определенного уровня, и человек проявляет себя в жизни соответственно.


Он может быть победителем или неудачником, в зависимости от условий жизни и установок, заданных родителями и обществом. Это в равной степени касается как здоровых людей, так и инвалидов. Просто для человека, потерявшего зрение, реакции вектора (то есть его психики) на окружающее обостряются в разы.

Казалось бы, слабовидящие и слепые люди в похожих состояниях, но одни перекладывают всю ответственность за себя на близких, на общество, на врачей и даже не пытаются осваивать пространство. Другие преодолевают свои ограничения и активно действуют в социуме и семье, передвигаются в пространстве. Осваивают компьютер, используют любую возможность реабилитироваться.

В системно-векторной психологии такое различное поведение людей с похожими проблемами становится понятным. Если психология разделяет людей по типам темперамента, акцентуациям характера и многим другим признакам, то СВП видит человека целостно через врожденные свойства, их сочетание и развитость. Как это возможно?

Вектор - это совокупность свойств, включающих как внешние признаки, так и внутренние, психические. Образ мышления, реакции, характерные слова, желания, отношение к времени.

Как живут слепые люди, системно можно рассмотреть через восприятие времени. В анальном векторе - приоритет прошлого. Прекрасная память, которая необходима для выполнения видовой роли - накопления и передачи опыта. Такие люди медлительны и очень обстоятельны. Когда анальный человек теряет зрение, в состоянии стресса может впасть в ступор, обостряется страх будущего.

Мысли о прошлом, сожаление о потерях могут завладеть им. Но человек, который реализовал свои свойства в течение жизни, все-таки справляется с новой и очень чувствительной для него ситуацией. Такой анально-зрительный фотограф есть среди моих читателей. Ему 81 год. Спокойная житейская мудрость, умение проанализировать свое состояние и принять его без претензий - это говорит о развитом и реализованном в своих векторах человеке. А то, как его дети и внук заботятся о нем, говорит о его душевных качествах само за себя.

В системно-векторной психологии мысль о том, как важно сохранять инвалидов и стариков, проходит красной нитью. Бессознательно мы видим в них наше будущее. И если самые беззащитные члены общества окружены заботой - нас будущее не страшит.

Более подробно об анальном векторе, о его свойствах можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге.

Глаза - окно в мир, а зрительный вектор - окно души в этот мир

Каждому вектору соответствует особая чувствительная зона. Эта зона первая принимает на себя все стрессы и реагирует на них соответственно особенностям вектора.

В зрительном векторе это глаза. Из пяти органов чувств это едва ли не самый значимый! 90 % информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения.


Особенно ранимы в этом отношении дети со зрительным вектором. Стрессом для такого ребенка может стать потеря любимой игрушки или смерть домашнего любимца - котика, собачки, птички, - с которыми была эмоциональная связь, точнее, некий суррогат такой связи, ее замена при нехватке общения с близкими.

Потрясение бывает настолько сильным, что зрение падает катастрофически. Поэтому системно-векторная психология опровергает рекомендации некоторых психологов завести дома живую зверушку, якобы для воспитания чувств. Только эмоциональная связь - сначала с мамой, а затем уже с другими людьми - дает полноту ощущений жизни.

Невозможно переоценить эту связь для слепого человека, особенно если у него есть зрительный вектор. Смысл жизни для него в любви - об этом вам скажет любая зрительная девочка. Когда же свет гаснет, в темноте смысл теряется, помочь ослепшему могут только самые близкие люди. Они становятся его глазами.

Психика современного человека может включать в себя от двух до пяти векторов. Верхний зрительный вектор всегда задан с нижним - одним или несколькими из четырех. В зависимости от такой связки формируется психика человека и его реакция на стрессовую ситуацию.

Проблемы слепых людей

Жизнь слепого человека - это ежесекундная борьба по преодолению пространства, которое он не видит. В этой борьбе между отчаяньем и оптимизмом, среди дверных косяков и ступенек, с ярким солнцем в незрячие глаза и серой, колыхающейся массой, в которую надо войти, нащупать тростью неровности дороги или довериться собаке поводырю, есть как победители, так и побежденные.

Перед глазами два эпизода: в одном - женщина, совершенно невидящая, смеется, оступившись на тротуаре. Она, потеряв зрение уже взрослой, нашла в себе силы и реализовала способности организатора, училась по специальной программе, успешно руководит вокальным ансамблем, в котором поют слепые. Природа наделила ее кожным вектором в сочетании с анальным. Она готова учиться новому, организовывать и руководить.

Во втором - имеющая остаточное зрение, то есть что-то видящая, застыла посреди холла в ожидании, когда ей подадут пальто и возьмут за руку. В этой застывшей неуверенной фигуре столько боли, что кажется пол под ее ногами прогибается. Анально-зрительная, моя читательница, пишет стихи. В обществе слепых издано два ее сборника. Стихи о природе, деревенской жизни, о предательстве и несбывшейся любви навевают грусть. Грустью и обидами полна душа пожилой женщины.

Как разобраться во всех перипетиях судьбы человека, уже прожившего долгую жизнь? Начинать всегда приходится с детства. Этот процесс тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана проводит с ювелирной точностью, затрагивая глубины бессознательного и высвобождая скрытые там проблемы.


Слепому человеку так же, как и любому другому, жизнь предлагает пути развития. Освоение новых знаний и навыков сродни выходу за горизонт привычного восприятия. Становится страшно выйти из своей «ракушки», и тогда придумываются отговорки и оправдания своей пассивности. У каждого они свои, но в целом похожи.

Пример с предложением освоить компьютер со специальной программой для слабовидящих. Отговорка: у меня нет компьютера. Прошло два года, человек спохватился. А ведь за это время можно было и ноутбук купить, и программу освоить, и информацию необходимую получать. Глядишь, и обиды бы растворились.

Закрывшись в себе, декларируя свои принципы - я справлюсь сама/сам, человек, лишенный возможности видеть, отделяет себя от всего мира. Он или она как бы живут в комнате с выключенным светом. Должен быть рядом тот, кто войдет в эту одинокую комнату, возьмет слепого за руку и поведет за собой. Этот кто-то - близкий человек, понимающий психические свойства, способный сопереживать.

Кира и другие слепые

За ширмой видимого благополучия, транслируемого в рассказах о слепых людях, достигнувших успеха, есть и другие истории, полные драматизма.

Сделать вид, что их не существует? Не получается! Эти люди рядом с нами, часто они скрывают свои состояния за внешней бодростью, но когда отчаянье накрывает, им так необходима дружеская поддержка. Поговорить, подержаться за чью-то руку, почувствовать, что ты нужен.

В жизненном сценарии человека, потерявшего зрение, есть начало, скрытое в детстве. Системно-векторная психология говорит о нем как о чувстве защищенности и безопасности, которое передает ребенку мать. Это чувство создает некий иммунитет против несчастливой жизни, что бы ни случилось. Если же этого «иммунитета» нет, то несчастье в полной мере завладевает человеком, как это случилось с одной из моих читательниц.

Ее история потрясла меня своей безысходностью, одновременно подтвердив все исследования системно-векторной психологии Юрия Бурлана в области человеческой судьбы. И хотя в жизни шестидесятидвухлетней женщины трудно что-либо изменить, знать такие истории как предостережение необходимо.

Точное описание сценария битой кожно-зрительной девочки показано в СВП. По этому сценарию и сложилась жизнь Киры.

В детстве ее жестоко бил отец, вышла замуж без любви - уговорили подруги, нарисовав радужные перспективы. Притянула к себе садиста, который издевался над ней и ребенком. В результате ускорилось проявление генетического заболевания синдром Ушера - а это слепота и потеря слуха.

Сын, которого папаша бил по голове с раннего детства, оказался необучаемым. После долгих мытарств - жизнь с эпилепсией и глухотой в специнтернате, с неоднократными попытками побега.


Кира - стройная, спортивная, аккуратная - образец кожно-зрительной женщины. Слушает книги, поет в ансамбле и… плачет, плачет, плачет!

Информацию о программе несчастной судьбы, о том, что побои провоцируют привыкание и бессознательное удовольствие, вследствие выделения мозгом защитных природных опиатов, воспринимает с недоверием: как это — получать удовольствие от побоев?

Невозможно поверить в то, что несчастная жизнь - это твой собственный выбор, а не происки каких-то неизвестных сил. В подобной ситуации может оказаться любой. Оправдать жизнь страдающих людей можно, только понимая обстановку, в которой они росли, не получая защиты от своих родителей. Когда детство проходит под градом ударов и мата, кажется, что так живут все, и самостоятельно вырваться из этого ада человек не может.

После черепно-мозговой травмы, полученной от мужа-садиста, Кира рассталась со своим мучителем. Ему было предложено на выбор два варианта - тюрьма или съехать в общежитие. И этот «храбрец» испугался тюрьмы.

Понять, что чувствует слепой человек, правильно выстроить с ним отношения, наверное, хотят все близкие к нему люди. Не всегда это получается. Нехватка эмоциональных связей в семье порой пробуждает безумную агрессию. Так, в сорок лет молодой еще человек, ослепнув, оказался в Доме-интернате. Не смог жить в одной квартире с братом - ненависть зашкаливала. Да и на новом месте жительства проявляет себя не очень адекватно - всех держит в напряжении.

Кто виноват и что делать?

Слепые люди - жизнь - это реабилитация для всех

Неумолимая статистика свидетельствует о том, что количество слепых и слабовидящих людей в мире неуклонно растет. Сегодня их около 39 миллионов. И каждую минуту в мире теряет зрение один человек. Причины разные - возрастные изменения, сахарный диабет, травмы, онкологические заболевания и заболевания глаз.

Каждый подобный случай - это жизненная драма, в которую вовлечены окружающие - семья, коллеги, врачи, работники сферы обслуживания. Реабилитация включает в себя всех. Какими бы суперсовременными средствами нИ снабдили слепого, один он не сможет полноценно жить.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объединяет людей с разными векторами в единое целое, напоминая нам о том, что мы принадлежим к одному виду - Человек. А значит, реабилитация слепых - это наше общее дело.

Очень важное место занимает психологическая грамотность. Не только для тех, кто работает со слепыми! Нам всем необходимы эти знания, как компас в море человечества. Понимание своей внутренней сути исключит ошибки в общении, в воспитании детей , а значит, поможет сохранить здоровье и станет мощной профилактикой потери зрения.



Зарегистрироваться на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана можно .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

По данным Департамента здоровья и социального обеспечения, в США насчитывается 4,3 миллиона незрячих или слабовидящих. У многих из нас есть такие люди среди знакомых и нам бы хотелось оказывать им поддержку, но не каждый знает, как себя вести и быть полезным. Предупреждайте человека, когда вы входите в комнату, спрашивайте, чем вы могли бы помочь – это вполне простые способы проявить вежливость и помочь слепому человеку. Прежде всего, ваше поведение должно основываться на уважении и понимании того факта, что человек, которому вы желаете помочь, не просто незрячий.

Шаги

Основные нормы учтивости

    Громко здоровайтесь. Когда вы входите в помещение, где уже находится слепой человек, громкое приветствие оповестит его о вашем присутствии. Если молчать до тех пор, пока вы не приблизитесь к этому человеку, он или она могут подумать, будто вы возникли из ниоткуда, а это может поставить в неловкое положение любого.

    • Назовите себя, чтобы человек понял, с кем имеет дело.
    • Если человек предлагает вам руку для рукопожатия, то не отказывайте.
  1. Сообщайте о своем уходе из комнаты. Это не всегда интуитивно понятно, но по уходу следует что-нибудь говорить. Не следует полагаться на то, что человек услышит ваши удаляющиеся шаги. Уходить без предупреждения просто невежливо, ведь человек может продолжать обращаться к вам. Такая неловкая ситуация расстраивает.

    Предложите свою помощь. Если вам кажется, что человеку не помещает ваша помощь, то вместо предположений лучше всего спросить прямо. Вежливо предложите: «позвольте мне помочь вам?» Если ответ положительный, то спросите, что вам следует делать. Но если ответ отрицательный, то настаивать невежливо. Множество незрячих научились прекрасно обходиться без какой-либо помощи со стороны.

    • Если вашу помощь готовы принять, то делайте лишь то, что просят. Зачастую зрячие люди берут на себя слишком много из добрых побуждений, а незрячего человека такое поведение может оскорбить.
    • В некоторых случаях спрашивать даже не нужно. Например, когда все усаживаются за стол, а незрячий человек уже сидит, то нет нужды подходить и спрашивать, чем бы вы могли помочь. Старайтесь прочувствовать ситуацию, а не угадывать.
  2. Задавайте вопросы прямо. Многие не имеют опыта общения с незрячими людьми и не знают, как им следует обращаться. Например, в ресторане официанты зачастую обращаются к человеку, сидящему рядом со слепым, когда предлагают незрячему еще воды или принести меню. Незрячие люди не видят, но все слышат, поэтому всегда обращайтесь непосредственно к ним.

    Используйте слова «смотреть» и «видеть». У вас может возникнуть соблазн изменить своим речевым привычкам и попытаться не использовать слова вроде «смотреть» и «видеть». Лучше используйте их, иначе может возникнуть неловкая ситуация. Незрячему человеку будет неприятно не от использования этих слов, а от того, что с ним вы говорите иначе, нежели со всеми остальными.

    • Не стесняйтесь говорить фразы вроде «Очень рад видеть вас».
    • Но не используйте слова «смотреть» и «видеть», описывая действия этого человека. Например, если человек рискует наткнуться на что-то, то лучше сказать «Стойте!», а не «Смотрите под ноги!»
  3. Не следует гладить собаку-поводыря. Это специально обученное животные, которые призваны оберегать жизнь и безопасность незрячих людей. Слепые полагаются на собак-проводников в вопросах ориентирования, поэтому не следует их звать или гладить. Если пса отвлечь, то может возникнуть опасная ситуация. Не отвлекайте внимание пса. Гладить его можно только в том случае, если незрячий человек сам предложил вам это.

    Не стройте догадки о жизни слепых. Задавать много вопросов или обсуждать вопрос слепоты неэтично. Они постоянно отвечают на такие вопросы. Каждый день они попадают в места и ситуации, в которых зрячие чувствуют себя более комфортно. Вы окажете гораздо большую любезность, разговаривая со слепым о самых обычных вещах.

    • Распространенный миф, о котором часто спрашивают у слепых, это их невероятный слух или обоняние. Слепым приходится полагаться на эти чувства гораздо больше, чем зрячим, но у них нет никаких супер способностей, а предполагать такое некрасиво.
    • Обычно незрячие не любят говорить о причинах своей слепоты. Они могут сами начать этот разговор. Только в таком случае вы можете задать несколько вопросов.
  4. Помогайте пройтись по ступенькам. Сначала сообщите о том, следует ли подниматься или спускаться, также опишите примерный уклон и длину лестницы. Затем положите руку слепого на перила. Если вы ведете человека, то сделайте первый шаг и дождитесь, чтобы направляемый поспевал за вами.

    Помогайте проходить в дверные проемы. Приближаясь к двери, слепой должен находиться со стороны петель и ему следует сказать, в какую сторону открывается дверь. Сначала откройте дверь и пройдите в нее сами. Затем поместите руку слепого на дверную ручку и позвольте ему закрыть дверь за вами обоими.

Крайне сложно даже представить, каким видит мир и что чувствует человек, лишенный зрения. Особенно если он таким родился. Казалось бы, такие люди обречены на беспомощность и ограничения во всём. Но среди нас немало примеров тех, кто с такой серьёзной проблемой смог не только хорошо приспособиться к жизни, но и достичь больших успехов. Благо в современном мире появляется всё больше средств, направленных на то, чтобы помочь незрячим людям занять достойное место под солнцем.

4 главных помощника: слух, осязание, обоняние, вкус

Примерно 90% информации, поступающей извне, мы воспринимаем через зрение. Поэтому его отсутствие у слепых людей должно хотя бы немного компенсироваться обострением других органов чувств: слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Они вынуждены сильнее напрягать слух, поскольку по громкости звуков можно понять, насколько близко или далеко от них какой-то объект. Ощущения от прикосновений к предметам должны дать незрячим людям чёткую картину, из чего эти предметы состоят, насколько они велики, и как их можно применять. Обоняние также играет очень большую роль в жизни слепого человека, ведь запахи нередко указывают на то, безопасно ли находиться в данных условиях.

А вот со вкусом сложнее. Это, конечно, тоже важный канал поступления информации. Но у зрячих людей желание попробовать определённую пищу возникает обычно исходя из внешнего вида блюда. Слепые же лишаются этого и вынуждены следовать интуиции, опираться на запахи и доверять окружающим.

Образы мира у незрячих людей

Большинство явлений окружающего мира мы воспринимаем через образы. С детства в нас заложено понимание цветов и форм, узнавание различных предметов. Определение их происходит без особых усилий, чаще всего на автоматизме. А каким слепые люди видят мир? Различимы ли для них цвета и образы явлений?

Восприятие цветов

Если человек родился зрячим и лишился этой способности в детстве, то визуальная память у него чаще всего сохраняется, и он может в течение всей последующей жизни различать цвета, знает, как выглядят те или иные явления, с которыми он был знаком.

Если человек от рождения слепой, то он не может воспринимать цвета и образы мира. В силу отсутствия у него зрения область мозга, которая преобразует визуальную информацию в картинку, не работает. Слепые люди знают названия цветов и предметов, но не представляют их в красках. У них своё уникальное восприятие этих явлений. Незрячие люди могут использовать ассоциации, связывать цвета с различными предметами, например, «синий» — «холодный», «зелёная» — «трава», «красный» — «огонь», «горячий».

Слепые люди способны представлять цифры. Но различие в том, что зрячие видят числовой ряд слева направо (1, 2, 3…), слепые – справа налево (…3, 2, 1).

Как описать слепому человеку цвет?

Сделать это можно именно с помощью ощущений и ассоциаций.

  1. Опишите цвет с помощью тактильных ощущений. Можно дать подержать человеку что-то в руки, когда рассказываете о цвете. Например, дотронуться до листьев или травы и описать их: «Трава и листья – зелёные. Они живые, свежие, гладкие». Или, например, дать в руки вату: «Вата белая, как и облака, воздушная, мягкая, пушистая, лёгкая». Серый или коричневый цвета можно ассоциировать с твёрдостью, суровостью, прочностью, холодом и т.д., прикасаясь к стенам, почве, веткам, асфальту и др.
  2. Используйте вкус и запах для описания цветов. Например, большинство ягод, фруктов и овощей красного цвета характеризуется сладким вкусом (малина, клубника, помидор) или бывают острыми (перец). Зелёные овощи часто бывают хрустящими, свежими на вкус. Дайте понюхать фрукты, овощи, пряности. Например: «Апельсин и мандарин – оранжевые, запах отражает их сочность, яркость, наполненность солнцем и теплом».
  3. Объясните, какими могут быть цвета, с помощью звуков. Например: «Звук воды, шум прибоя, волны в океане отражают синий цвет. Звук этого цвета обычно спокойный и приятный», «Вой ветра, капание дождя напоминают серый цвет, потому что на небе в этот момент появляются серые тучи».
  4. Соотнесите цвета с эмоциями и чувствами. Спросите у человека: «Какие чувства у тебя вызывает красный цвет? Чёрный цвет?» Расскажите о своих ассоциациях. Например, жёлтый цвет означает радость, дружелюбие; зелёный связывают с развитием и надеждой; серый с апатией, грустью и т.д.

Сны

Часто сны у слепых людей называют «тактильными». Да, сны у них бывают (правда, употреблять фразу «видят сны» будет неверно).

Те, кто потерял зрение при жизни, могут видеть сны с визуальными образами. Но и у них со временем «картинки» сменяются звуками и другими ощущениями во сне, они теряют способность к восприятию изображений.

Слепые от рождения люди свои сны не видят, а чувствуют. Звуки, запахи и тактильные ощущения наполняют их. Например, если зрячему человеку снится, что он в театре, то перед ним возникает изображение сцены, актёры, декорации. Если такой же сон у слепого, то он будет слышать звуки (голос актёров, музыку, песни, удары, стук обуви и т.д.) и даже запахи, испытывать определённые эмоции от этого.

Способы адаптации слепых людей

Все средства, которые помогают незрячим людям чувствовать себя полноценно в окружающем пространстве, также связаны с использованием других органов чувств, преимущественно слуха и осязания.

Трость

Это одно из самых распространённых средств, применяемых слепыми для передвижения в помещении и на улице. Обычно тростью либо водят из стороны в сторону, либо простукивают пространство впереди себя, определяя, нет ли вблизи объектов, с которыми можно столкнуться, или препятствий, кочек, ям, представляющих опасность. Для привлечения внимания окружающих незрячие люди используют трости белого цвета (с 1921 года это символ слепых людей).

В современном мире трости становятся всё более усовершенствованными, что даёт слепым возможность чувствовать себя увереннее и легче адаптироваться в окружающей обстановке. Наряду с обычными, выпускаются трости, снабжённые GPS-навигатором и ультразвуковым сигналом, предупреждающим о приближении к объекту или препятствию.

Собака-поводырь

Изначально подходящей породой собак для того, чтобы стать поводырём, считалась немецкая овчарка. Сейчас для этого также подходят лабрадоры, колли, золотистые ретриверы, ротвейлеры, боксёры, пудели и другие собаки.

Собаки проходят обучение в специальных школах под руководством тренера. А в заключительный период (в последний месяц обучения) в процесс включается также слепой человек, будущий хозяин поводыря. Он и собака привыкают друг к другу, между ними устанавливается тесная связь. Человек учится ухаживать за питомцем, давать ему правильные команды. Собака осваивает навыки обнаружения препятствий, учится безопасно вести хозяина в указанное место, а также «рассуждать», то есть не подчиняться сразу командам, если они представляют опасность для слепого, а где-то выждать или пойти немного по-другому. Это уникальные животные, которые имеют силу воли и могут игнорировать отвлекающие от цели объекты.

Обычно с собакой-поводырём незрячий человек чувствует себя менее одиноким и более уверенным на улице, активнее взаимодействует с окружающими, легче справляется со стрессом и менее подвержен депрессии. Собака становится главным помощником, другом и полноценным членом семьи.

Шрифт Брайля

Чтобы слепые люди могли читать и писать, был специально разработан шрифт Брайля. Для изображения букв используются ячейки из шести точек. Комбинация выпуклых точек в каждой ячейке воспринимается на ощупь как конкретная буква (символ). Это позволяет незрячим людям достаточно быстро читать. Чтобы написать какой-то текст, точки прокалывают. Позднее появилась расширенная система Брайля, состоящая из восьми точек.

Другие способы познания мира и адаптации в нём

  • Тактильные и звуковые книги. Первые представляют собой книги с объёмными буквами и рассчитаны в основном на людей, потерявших зрение уже при жизни, не с рождения. Вторые – это аудиофайлы (чаще MP3), очень популярные в современном мире.
  • Обувь для слепых. При приближении препятствия специальный датчик, расположенный в подошвах, предупреждает об этом хозяина вибросигналом.
  • Тактильные и звуковые часы.
  • Компьютерная техника, мобильные устройства, планшеты и другие гаджеты для слабовидящих и слепых людей.
  • Специальная посуда (приборы для слепых, ограничители для тарелок, говорящие крышки и др.)
  • Медицинские приборы (говорящие тонометры, термометры, глюкометры и др.)
  • Говорящие определители цветов, света, номинала купюр и т.д.
  • Специальные игры и игрушки.

Жизнь на ощупь

Как чувствуют себя люди, лишённые слуха и зрения одновременно? Способы взаимодействия с миром и другими людьми ограничиваются лишь осязанием, запахами и вкусом. У тех, кто потерял эти функции при жизни, остаётся ещё и память о явлениях, которые они лицезрели или слышали ранее.

На помощь слепоглухим людям приходит тактильный способ чтения и письма (шрифт Брайля). Из внешних сигналов они воспринимают вибрации.

К сожалению, такие люди в большинстве своём оказываются и немыми, поскольку не имея возможности слышать речь, они не знают, как воспроизводить её.

Адаптироваться в мире людям с такими ограничениями крайне тяжело, но немало примеров того, как слепоглухие смогли не только получить образование, но и успешно взаимодействовать с другими, освоить несколько языков, написать не одну книгу.

Создание семьи, карьера и полноценная жизнь слепых людей

Несмотря на то что незрячие люди имеют инвалидность, многие из них стараются чувствовать себя совершенно обыкновенными и вести активный образ жизни.

Конечно, учебная и трудовая деятельность имеют множество ограничений для слепых. Необходимы особые условия работы, специальное оборудование, щадящий график, наличие наставников. Крайне ограничен круг специальностей для людей, лишённых зрения. Но на современных предприятиях создаётся всё больше возможностей для того, чтобы инвалиды (в том числе, по зрению) могли чувствовать себя полноценными работниками. Специальные программы, разрабатываемые в государстве, также этому способствуют.

Большинство слепых стремятся создать семьи и успешно создают их. Довольно часто браки заключаются между людьми, страдающими аналогичным дефектом. Но немало семей, в которых только один из супругов является незрячим. Безусловно, сильное волнение испытывают семьи, ожидающие ребёнка. Будущие родители переживают о том, сможет ли их малыш видеть. Причём вероятность рождения зрячего ребёнка в семьях, где только один из родителей слепой, очень высока. Возможно это и в браках, где оба родителя незрячие (если супруги страдают разными видами слепоты).

Многие слепые люди довольно хорошо адаптируются в окружающем мире и стремятся к тому, чтобы к ним относились как к обычным людям, не имеющим физических недостатков. Поэтому они даже не всегда нуждаются в помощи, а излишнее внимание к себе и гиперопека со стороны окружающих могут обидеть их. Самое важное – это не игнорировать людей, лишённых зрения, а любыми способами давать им понять, что они полноценные члены общества, общаться с ними на равных и оказывать помощь и поддержку в том объёме, в котором они их запрашивают.

Около 80% информации мы получаем именно от органов зрения. Неудивительно, что зрительная кора занимает почти половину от площади коры головного мозга - значительно больше, чем другие сенсорные анализаторы. Большинство людей, представив себя слепыми, немедленно приходят в ужас. Перед ними будто открывается непроглядная бездна: все краски гаснут, все дорогие сердцу образы уходят в темноту. Но на самом деле незрячие люди живут вовсе не в этом безрадостном месте.

Чтобы отправиться в мир незрячих людей, попробуйте отважиться на небольшой эксперимент. Представьте себе место, где вы не можете ориентироваться привычным для себя образом, при помощи глаз. Попробуйте хотя бы на время вообще забыть, что такое зрение.

Пока вы обживаетесь в этом мире, стукаясь о мебель, вы постепенно начинаете слышать не только конкретные звуки - например, звук от падения стула - но и само пространство вокруг себя. Протянув руку, вы уже знаете, что справа найдёте стену. Вы чувствуете запах еды за следующей дверью. Вы даже можете различить в нём отдельные тона. Вы чувствуете лёгкий ветерок на своём лице: он подсказывает вам, в каком пространстве вы находитесь и куда вам нужно идти.

Вы находите здесь и других людей. Хоть вы и не видите их лиц, вы чувствуете все оттенки радости, скуки и тоски в их голосах. Вы понимаете всё, о чём они говорят, за исключением отдельных выражений - таких как «красное платье» и «красивый пейзаж»; их вы понимаете не до конца.

Когда ваши глаза снова обретают способность видеть, до вас не сразу доходит, зачем она была вам нужна. Вы уже знаете, что и другие органы чувств могут дать вам своё представление о реальности. Да, вы набили немало синяков, пока учились ориентироваться в пространстве. Но вы узнали и кое-то новое. Вы поняли, что «реальность» необязательно должна быть такой, какой вы привыкли её видеть.

С 1988 года подобный эксперимент проделали уже тысячи зрячих людей во многих странах мира. Именно в этом году в Германии открылась выставка «Диалог в темноте», которая призвана дать зрячим людям хотя бы смутное представление о мире, в котором живут слепые. В России эту роль выполняет музей «Прогулка в темноте» , который открылся в Москве в 2016 году.

Большая часть пространства музея погружена во тьму. Проводниками для посетителей служат слепые и слабовидящие. Создатели называют это сенсорной интерактивной экспозицией и подчёркивают не только её развлекательную, но и социальную роль. Сначала им казалось, что посетители могут быть не готовы к такому опыту. «А оказалось, что они не просто готовы, но хотят знать больше о жизни незрячих, чем мы предполагали» - признаётся одна из основателей проекта.

Долгое время слепота воспринималась либо как неисправимый дефект, полностью лишающий человека нормальной жизни, либо как знак исключительной одарённости (отсюда убеждение, что из незрячих получаются лучшие массажисты и музыканты). Иногда считалось, что слепота способствует развитию интуиции, «шестого чувства» или духовного созерцания. Так, про философа Демокрита говорили, что он ослепил себя, чтобы целиком отдаться философии. Но далеко не все незрячие люди одарены музыкально или обладают исключительной интуицией.

Те, кто утратил зрение в очень раннем возрасте или ещё до рождения, действительно живут в мире, отличном от нашего. Они не представляют мир в зримых образах: их «представления» и воспоминания обладают другими качествами. Цвета для них - только абстрактные обозначения. Они тоже видят сны, но эти сны наполнены не лицами и образами, а звуками, запахами и ощущениями.

Но для многих других незрячих мир насыщен визуальными образами. Даже если они уже ничего не видят глазами, воображение у них по-прежнему работает. У некоторых даже развивается синестезия, и они буквально «видят» голоса и звуки.

Человеческий мозг очень пластичен. Если нет зрения, он будет полагаться на другие органы чувств. Поэтому зрительная кора у слепых, как показали исследования при помощи фМРТ, участвует в восприятии звуков и речи. Эта пластичность, впрочем, может обернуться и другой стороной. При замене повреждённой сетчатки у взрослого человека зрение никогда не восстанавливается полностью - именно потому, что мозг уже перенастроился на другие потоки ощущений. А мы не можем отключить у человека слух и осязание, чтобы мозг перестал лениться и снова научился видеть.

О том, как незрячие люди воспринимают мир, лучше всего могут рассказать сами незрячие. Сотрудники музея «Прогулка в темноте» любезно согласились ответить на несколько наших вопросов.

Говорят, что слепой лучше понимает мир зрячих, чем зрячий - мир слепого. Так ли это на самом деле? С какой стороны чаще возникает непонимание?

Дмитрий Клюквин

незрячий, гид музея «Прогулка в темноте»

Естественно, это правда, и это вполне нормально. Незрячие люди живут в том же мире, что и зрячие - они всё равно с ним соприкасаются, хотят они этого или не хотят. А для зрячих людей это не так. Вряд ли обычные люди понимают мир докторов лучше, чем сами доктора понимают мир обычных людей. Сам по себе мир незрячих - узкий, поэтому незрячему понять зрячего гораздо проще.

Владимир Гладышев

слабовидящий, гид музея «Прогулка в темноте»

На самом деле, заблуждений достаточно и с одной, и с другой стороны. Часто незрячие люди не всегда правильно представляют окружающую действительность, а зрячие люди не всегда понимают, как тот или иной факт воспринимает незрячий человек.

У большинства из нас есть свои обыденные представления о незрячих людях: например, что они обладают высокой тактильной чувствительностью или музыкальными способностями. Насколько эти стереотипы верны? С какими заблуждениями о незрячих вам приходится сталкиваться чаще всего?

Дмитрий Клюквин. Развитые тактильные и слуховые ощущения для незрячего - это абсолютно нормально. Это просто компенсаторная функция организма.

Это не только у незрячих, это у всех людей. Насчёт музыкальных способностей - это неверный стереотип. Музыкальный слух даётся природой: либо он есть, либо его нет. Нельзя сказать, что все незрячие имеют способности к музыке.

Насчёт заблуждений: несколько раз доводилось слышать такую историю, что незрячим девушкам не нужно краситься, следить за собой и так далее. Что незрячие не могут пользоваться гаджетами. Что у каждого незрячего должна быть собака-поводырь или сопровождающий. Но это скорее не заблуждение, а незнание.

Владимир Гладышев. Действительно, необходимость ориентироваться в пространстве без опоры на зрение заставляет использовать другие органы чувств. Но если человек не работает над тем, чтобы развить слух, тактильность и т. д., то самостоятельно необычные способности не формируются.

К незрячим принято относиться с некоторой жалостью и состраданием. Можете ли вы назвать плюсы незрячего состояния: что-то, что недоступно другим людям, и что вы бы не хотели потерять, даже если смогли бы обрести зрение?

Владимир Гладышев. Плюсов незрячего состояния не существует. Но совершенно точно могу сказать, что трудности, с которыми мне приходится сталкиваться, помогли сформировать мой характер.

Дмитрий Клюквин. Что к незрячим принято относится с какой-то жалостью - это самое ужасное. Нормальным людям, которые развиваются, которые не зацикливаются на этом состоянии, это не нравится категорически. Я призываю про жалость в принципе забыть, жалость - чувство слабых, по крайней мере в том, как она обычно проявляется.

Плюсов у незрячего состояния нет никаких. Если кто-то говорит «зато развито что-то другое», то это не совсем правильно. Давайте разделять полноценную жизнь и те условия, к которым незрячие адаптируются. Это всё равно что говорить: «Грипп - это хорошо, можно от работы отдохнуть». Но если бы мне сейчас предоставили возможность родиться заново, и у меня был бы выбор от чего отказаться, я бы однозначно оставил слух. Даже думать бы не стал. И музыка, и многие другие вещи - всего этого я не хотел бы лишиться.