Оздоровительное плавание с детьми с нарушением по здоровью. Роль плавания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Бассейн для ребенка инвалида

В Москве стартовала спортивная программа для инвалидов. Называется она "Фитнес без границ". Позаниматься на тренажерах и поплавать в бассейне маломобильные москвичи могут теперь бесплатно, но пока лишь в одном фитнес-клубе, расположенном в районе "Строгино". Подробности нового проекта узнал корреспондент "РГ".

Спорт как лекарство

Из более чем миллиона инвалидов, проживающих в столице, 400 тысяч имеют медицинские показания к занятиям физкультурой и спортом. Многие из них рекомендации врачей игнорируют. В домашних условиях заниматься фитнесом сложно, а на тренажерный зал большинству не хватает денег. Помочь людям с ограниченными возможностями взялись три организации: благотворительный фонд "Сила духа", Европейский союз пара-тхэквондо и сеть фитнес-клубов World Class. Начать решили с одного из фитнес-клубов в Строгино. Сейчас там бесплатно занимаются 20 москвичей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 18 до 60 лет с I, II и III группами инвалидности. Первое время организаторы намерены поработать именно с этой категорией инвалидов. В дальнейшем к ним, возможно, присоединятся горожане с другими заболеваниями. Участникам проекта выдали абонементы, дающие право заниматься на тренажерах и ходить в бассейн. Нагрузку для них определяют индивидуально - в зависимости от возможностей, уровня физической подготовки и медпоказаний. Посещать клуб можно хоть каждый день с 12.00 до 17.00. Время выбрано не случайно: обычно в эти часы посетителей в клубе мало. "Первые результаты показали: подобные занятия очень востребованы, - рассказал "РГ" директор фонда "Сила духа" Александр Шлычков. - Многие уже поверили в себя и открыли новые возможности своего тела".

Тренировки, отмечают организаторы, могут стать для инвалидов своеобразным лекарством. Занимаются они под присмотром тренеров и медиков. Например, Дарья Вторыгина - инвалид первой группы. Ходит с трудом, фитнес-клуб в Строгино посещает один-два раза в неделю. Добираться туда на общественном транспорте из Балашихи для нее почти подвиг. Тем не менее, приехав, в среднем два часа тратит на тренировку на кардио- и силовых тренажерах, а вместе с бассейном - чуть больше. Условиями в целом довольна: есть подъемник, жаль лишь, что тренажеров для инвалидов-колясочников маловато. Фитнес - не единственное увлечение Дарьи. Вот уже полтора года занимается паравелоспортом. Недавно заняла третье место на чемпионате России, сейчас готовится к новым соревнованиям и надеется, что улучшится и здоровье. Говорит, велоспорт помогает нарастить мышечную массу, и ей станет легче ходить.

Расширяя границы

Организаторы задумались расширять границы проекта. Если удастся договориться, могут присоединиться фитнес-клубы в разных районах Москвы. По оценкам экспертов, если каждый фитнес-клуб столицы выделит хотя бы час в неделю, к спорту привлечь удастся 150 тыс. инвалидов. В этом случае можно рассчитывать на поддержку московских, а потом и федеральных властей. Подобные прецеденты в России уже есть. Например, в Иваново городская Дума снизила ставку земельного налога для центра, работающего с инвалидами. Льготный сценарий возможен и в Москве. Авторы проекта уже ведут переговоры с чиновниками.

Прямая речь

Михаил Терентьев, председатель Всероссийского общества инвалидов:

Важно, что бизнес отреагировал и поддержал инвалидов. Будет ли востребованной фитнес-программа, говорить пока рано, учитывая выделенные часы для бесплатного посещения клуба. Если люди с инвалидностью не работают и не занимаются чем-то еще, проект, конечно, будет востребован.

Кстати

Москвичи с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут записаться на бесплатные фитнес-тренировки, отправив письмо по электронной почте

Среди множества методик реабилитации детей с ДЦП существует и гидрореабилитация, т.е. выполнение двигательных упражнений в воде. Тренировки в воде (чаще всего в бассейне) помогают восстановлению и укреплению организма. Занятия в воде даются ребенку-инвалиду гораздо легче, чем тренировки на суше: ведь в воде намного снижается давление, оказываемое массой тела на позвоночный столб и суставы. В воде и сердечно-сосудистая система легче переносит нагрузки.

В качестве гидрореабилитации для грудных и новорожденных детей с ДЦП применяется обучение подводному плаванию по методике Гайцхоки и гидрореабилитация по методике Мосунова. Для более старших детей после начального обучения плаванию разработаны специальные упражнения, связанные с изучением различных способов техники плавания, но дающие большую нагрузку на пораженную конечность.

Плавание как методика реабилитации детей с ДЦП

Плавание в качестве методики реабилитации ДЦП выполняет следующие задачи:

Обучение ребенка удержанию туловища на воде;

Обучение правильным движениям рук и ног;

Обучение дыханию в воде с погружением головы в воду;

Обучение отдельным элементам разных способов плавания;

Тренировка в переносе двигательных навыков, полученных в воде, «на сушу».

Польза плавания для организма ребенка с ДЦП

Плавание - это:

Укрепление опорно-двигательного аппарата;

Улучшение координации движений и расширение двигательных способностей;

Улучшение легочной вентиляции;

Стимуляция кровообращения;

Укрепление детской психики (вода оказывает на кожу действие, аналогичное мягкому массажу, а это способствует выработке гормонов удовольствия - эндорфинов).

Противопоказания:

ранняя, острая стадия заболевания

судороги

наличие очагов судорожной готовности по данным ЭЭГ

желудочно-кишечные заболевания

инфекционные и кожные заболевания

Персональные занятия по плаванию для детей с ЗПР, РДА, ДЦП (в легкой форме), СДВГ

Детям с подобными диагнозами необходим особый подход и индивидуальная программа по плаванию, направленная на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей с диагнозом ДЦП, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у Среди многочисленных видов реабилитации плавание - один из самых эффективных. Дети в бассейне стараются выполнять различные физические упражнения. Такие тренировки помогают укрепить и восстановить организм. Тренировки в воде ребенку с ограниченными физическими возможностями даются намного легче, чем на суше, так как в воде снижается давление на позвоночник и суставы. Сердце в воде легче переносит нагрузки.

Чем полезно заниматься плаванием при ДЦП?

Легочная вентиляция улучшается;

Координации движений улучшается, двигательные способности расширяются.

Чему обучают детей с ДЦП в бассейне?

Прежде всего, ребенка учат держаться на воде, показывают и помогают совершать нужные движения рук и ног, обучают правильно дышать в воде, правильно нырять и задерживать дыхание под водой. Детей учат отдельным элементам разных способов плавания и стараются помочь ребенку перенести навыки движения, полученные в воде, на сушу.

Плавание при ДЦП - возможно, единственный способ вернуть ребенку свободу движения, постоянные тренировки помогут достичь ребенку более высокого уровня самообеспечения и установить более комфортный уровень жизнСреди многочисленных видов реабилитации плавание - один из самых эффективных. Дети в бассейне стараются выполнять различные физические упражнения. Такие тренировки помогают укрепить и восстановить организм. Тренировки в воде ребенку с ограниченными физическими возможностями даются намного легче, чем на суше, так как в воде снижается давление на позвоночник и суставы. Сердце в воде легче переносит нагрузки.

Чем полезно заниматься плаванием при ДЦП?

Легочная вентиляция улучшается;

Укрепляется опорно-двигательный аппарат;

Стимулируется кровообращение;

«То, что младенец может плавать – это один из фактов, подтверждающий безграничные возможности ребенка» (Масару Ибука, «После трех уже поздно»).

Известный японский педагог и психолог Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» (о которой мы писали ) делится сенсацией, произошедшей в 1965 году на Международной конференции женщин-атлетов в Токио. Председатель Ризе Дим тогда впервые рассказала об обучении плаванию детей до одного года. На ее глазах пятимесячный младенец научился за 3 месяца плавать в бассейне. И мог «продержаться» на воде более 6 минут. Это стало еще одним доказательством, что все человеческие возможности и таланты можно начать развивать до года.

Мы выбрали 7 центров в Москве, где можно заниматься с малышом плаванием под руководством профессионального инструктора. Критериями отбора были, во-первых, опыт инструкторов центра, во-вторых, характеристики воды в бассейне, в третьих, стоимость занятий.

1. Семейно-оздоровительный центр «Второе рождение» (3 филиала, выбрать можно )

Возраст детей: 1,5 мес. – 3 года, 4-5 лет

Система очистки воды: многоуровневая, с обеззараживанием воды ультрафиолетом

Стоимость: разовое занятие с тренером– 600 руб., занятие в абонементе – от 500 руб. (от 3-х и более занятий)

2. Центр раннего развития и подготовки к родам « Дельфиненок » (6 филиалов, выбрать можно )

Возраст детей:1,5 мес.- 4 года, 5 – 7 лет.

Система очистки воды: многоуровневая ()

Стоимость: разовое занятие – от 700 р. (уточнить можно здесь для каждого филиалаhttp://delfinenok.ru/price_and_bonus.html)

3. Центр « Волшебный ребенок» (улица Бакулева, д.5)

Возраст детей: 2 мес. – 4 года

Система очистки воды: многоуровневая, с озонированием

Стоимость:разовое занятие –1000 р., занятие в абонементе – 700 р.


4. Центр « Утенок » (ул. Автозаводская, д. 21, бассейн ФОК « Торпедо» )

Возраст детей: 2 мес. – 4 года; 4 – 6 лет;

Система очистки воды: гипохлорирование, постоянная фильтрация вследствие циркуляции воды

Стоимость: разовое занятие с тренером – 900 р.; абонементна 4 занятия – 2800 р.

5. Центр позитивного образа жизни Bright Family (Старомонетный переулок, дом 18)

Возраст детей: 1,5 мес. – 3 года, 4-7 лет

Система очистки воды: трехступенчатая (ультрафиолетовая подготовка воды, гипохлорирование и кварцово-песчаные фильтры)

Стоимость: разовое занятие с тренером – 1100 р.

Медицинский центр «Аква-Доктор» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими детскими церебральными параличами. Примерно у 30-50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта, трудности в овладении языком и речью. Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка, чтобы подобрать оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.

ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи - это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия - одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.
Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.

Возникновение плавания относится к древнейшим временам и связано с необходимостью освоения человеком водной среды, чтобы не погибнуть в борьбе за существование.

Древние греки высоко ценили этот жизненно необходимый навык, приравнивая его к умению читать и писать. Плавание доставляет людям много радости, удовольствия, служит прекрасным средством отдыха, укрепляет здоровье, способствует закаливанию. Оно помогает стать человеку сильным, ловким, выносливым, смелым, чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях.

Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечнососудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, обеспечивая гармоничное развитие тела и правильную осанку; приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры и др.

Благотворное влияние плавания на организм человека известно с древних времен. Никакой другой вид физической деятельности не сравнится с занятиями в воде, из которой мы состоим более чем на 60%. Относительная невесомость тела в водной среде, горизонтальное (без опорное) его положение, позволяют разгрузить позвоночник. Постоянно двигаясь в таком положении, позвоночный столб испытывает совершенно другие (по сравнению с вертикальным положением тела, в котором человек проводит более 2/3 жизни) нагрузки и перемещения отдельных позвонков, соответственно разгружая нервные окончания, которые они как бы сжимают.

Помимо этого, регулярные заня-тия плаванием разносторонне влияют на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной систем, формируют правильную осанку и сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Плавные и ритмичные движения пловца в воде улучшают крово-обращение и обмен веществ, укрепляют сердечнос осудистую систему. Кожа человека промывается и очищается от пота и грязи, что облегчает кожное дыхание.

Но как быть, если ребенок инвалид по зрению? Полная или частичная утрата зрения: слепота или слабовидение; приводящих к социальному дефекту, к социальной недостаточности, является одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья. Слепота является трагическим финалом тяжелых заболеваний глаз и создает значительные трудности в приспособлении к жизни и окружающей среде, так как 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор и нарушение его функций приобретает первостепенное значение для жизнедеятельности, ограничивая столь необходимые категории жизнедеятельности, как способность к передвижению, ориентации, обучению, самообслуживанию.

Реабилитация инвалидов в нашей стране - это процесс и координированная система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма.

Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Главная задача реабилитации, направленная на восстановление, замещение или компенсацию нарушенных функций, - максимально возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, предотвращение формирования психологического комплекса неполноценности, подготовка к социальной интеграции гражданина.

Основные принципы реабилитации:

Единство и взаимодействие различных форм реабилитации;

Дифференциация реабилитационных мер, индивидуально личностный подход, определяемый факторами, обуславливающими инвалидность и уровень реабилитационного потенциала инвалида.

Возможность проведения реабилитационных мероприятий тесно связана с наличием определенного реабилитационного потенциала - комплекса биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

Врачебные и педагогические наблюдения говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность - вялым, как правило, страдающим каким либо недугом. Слепой ребенок, ребенок с остаточным зрением в этом смысле не является исключением. Отсутствие зрения как бы является предусловием малоподвижного образа жизни. Это в корне не правильно. «Функция творит орган» - вот властный биологический закон, которыйдолжны знать все: родители, воспитатели, учителя, тренеры. Чаще всего дети, имеющие остаток зрения, занимают лидирующее положение в различных сферах не только в повседневной деятельности, но и в спортивной.

Различные физические упражнения, игры, занятия спортом, которыми так увлекаются дети любого возраста, благотворно воздействуют на деятельность всех систем организма, создают бодрое, жизнерадостное настроение. Под влиянием занятий формируются положительные черты характера, совершенствуется эмоциональнаясфера.

В нашей школе учатся дети с разной степенью потери зрения. В одном классе есть дети слепые и имеющие хороший остаток зрения, и конечно дети с остатком зрения - это лидеры.Но работая с детьми не первый год, мною было замечено, что дети, которые стали заниматься плаванием, как однимиз аспектов видареабилитации ребенка инвалида по зрению, - спортивные занятия вызывают положительные сдвиги на физическом уровне.

Значительный процент лиц, имеющих сколиоз, плоскостопие, дефекты осанки. Такая патология осанки, как сутулость, влияет на активное (работающие мышцы) положение позвоночного столба. Типичными признаками этого являются изменяющееся положение покоя и подчеркнуто выработанное, но кратковременное выпрямление осанки. Ослабление выправки угрожает сутулостью, которая не компенсируется позвоночным столбом, и такие виды патологии, как круглая, уплощенная спина, выраженный лордоз, у слабовидящих сочетаются с поражением ног. Не только слепые, но и слабовидящие отстают от нормы по показателям подвижности суставах, мышечной работоспособности, координации, ритму, точности движения. Ослабление осанки может быть улучшено с помощью плавания и целенаправленных мышечных упражнений, причем мускулатура живота так же важна,как и мускулатура спины. Наибольшее отставание у незрячих проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. Отмечено значительное положительное воздействие циклических физических упражнений, а плавание относят именно к таким видам спора, на состояние двигательной системы, что приводит к заметному улучшению осанки, устойчивости, подвижности и выносливости.

Развитие моторики с помощью спортивных занятий по плаванию, представляет собой важнейшее условие функционирования организма слепых и слабовидящих. В то время как для нормально видящих на первомместе стоят такие основные формы, как сила, быстрота и выносливость (по сравнению с координацией и подвижностью), у слабовидящих преобладающее значение занимают координация (в педагогике применяются термины умение, сноровка, ловкость), а затем выносливость. Улучшение координации достигается с помощью повторяющихся упражнений целенаправленного движения (оттачивание стилей плавания). При этом из сознательного направленного в кору головного мозгапосыла возникает бессознательный процесс, который охватывает соответствующий отдел мозга и приводит к вырабатыванию навыка оптимального типа движения, которое можно назвать двигательный автоматизм, или моторно-динамический стереотип. Наряду с моторикой, плавание слабовидящих детей улучшает сенсорную чувствительность. При полном или выпадении светочувствительности спорт мобилизует другие виды чувствительностии этим улучшает представление об окружающем мире. Причем занятие плаванием является не, только средством улучшения общесоматического состояния, но и важнейшим социально-психологическим фактором, так как возникает возможность показать, каких выдающихсярезультатов можно добиться даже в условиях значительного снижения или отсутствия функции различных органов. Этот последний аспект чрезвычайно важен как для осознания собственных возможностей, так и в качестве примера для других.

Практика доказала возможность широкого участия слепых и слабовидящих в спортивномдвижении на международном уровне; многие виды спорта при определенных условиях проведения тренировок и соревнований становятся доступными для лиц с глубоким слабовидениемвплоть до практической и абсолютнойслепоты.

Занимаясь развитием спортивной и физической деятельностью на уровне отдыха, школы,соревнований, спортивной школы олимпийского резерва №80, с которой завязалось тесное сотрудничество, совместно с администрацией школы,медицинским персоналом школы и спортивных диспансеров, я рассматриваю плавание, как важнейшее средство развития инвалидов по зрению, так как этот спорт формирует личность, дает самоуважение. Систематические занятия плаванием учат детей владеть своим телом. Влияние занятий сказывается не только на уровне развития двигательных способностей, физических качеств, но и на улучшении телосложения, на выработке правильной осанки, что особенно важно, так как в более позднем возрасте исправить ее дефекты значительно труднее, ребенок становиться атлетически правильно сложенным, более уверенным в своей жизни.