Преображенское кладбище церковь. Московский никольский единоверческий монастырь. История в XVIII-XIX веках

23.03.2024 Материалы

Святителя Николая на Преображенском кладбище, 1966 г.

Обитель была возведена в 1784-1790-х гг. Только тогда она имела несколько другое предназначение и носила другое название. Это была Успенская соборная в псевдоготическом стиле, которую построила федосеевская старообрядческая община.

Для справки: федосеевцы – это старообрядцы, не приемлющие священства. В быту их называют беспоповцами. В этом направлении старообрядчества есть свои особенности, например, убеждённость в пришествии царства антихриста и в абсолютной испорченности российского государства. Ещё одна характерная черта федосеевцев - безбрачие.

Долгое время архитектором здания считался В. И. Баженов, так как он – известнейший зодчий, творивший в стиле ложной готики. Однако сейчас исследователи склоняются к мнению, что его строил Ф. К. Соколов.

В начале 1850-х гг. старообрядцы были обвинены в государственной измене. Поэтому в 1854 г., после распада старообрядческой общины, часть прихожан превратились в единоверцев. Им и была передана Успенская . По описанию П. В. Синицына, это была каменная с единственной главой и невысокой колокольней, возвышающейся над западной папертью. В храме находилось множество старинных икон, стоимостью десятки тысяч рублей. Сегодня в нём всё ещё хранятся прекрасные древние иконы Строгановской, Новгородской, Корсунской и других школ иконописи XV-XVII вв.

Святителя Николая на Преображенском кладбище

В 1854-1857-х гг. по проекту архитектора Александра Вивьена был перестроен. В трапезной был устроен Никольский придел, и день, когда Митрополит Филарет его освятил (3 апреля 1854 г.), можно считать днём рождения храма Николая на Преображенском кладбище . В 1857 г., после пристройки к основному объёму храма алтарной апсиды, Митрополит освятил главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

В 1866 г. при храме был основан единоверческий Никольский , а сама обитель превратилась в его собор. Забегая наперёд, скажем, что сегодня от монастырского архитектурного ансамбля (помимо Никольской обители) осталось немного: Воздвиженский храм, колокольня, корпуса келий и несколько служебных корпусов.

В начале 20-х гг. закрылся, и в нём расположилось общежитие завода Радио. разделили между собою единоверцы, которые расположились в Успенской части обители, и обновленцы, которые находились в трапезной части храма и пристроили к ней новый Успенский придел.

К 1930-му году единоверческая община распалась, и Успенская часть храма была передана беспоповцам новопоморского толка (в отличие от федосеевцев, они молились за императора), которые занимают её и сегодня. Никольская часть обители принадлежит Русской Православной Церкви. То есть храм Николая на Преображенском кладбище разделён на две части: православную (западный вход) и старообрядческую (вход с севера).

Здание построено из красного кирпича, с которым хорошо контрастируют белые элементы декора – это и завитушки, и пики, и зубцы, а также многоступенчатые карнизы с орнаментом. Внимание привлекают также полуколонны – и большие, у входов, и маленькие, что разделяют стрельчатые окна светового барабана. Великолепно смотрятся и ложные окна, украшенные гирьками. Одним словом, здесь есть всё, что характерно для псевдорусской готики.

Никольский храм на Преображенке является памятником архитектуры местного значения.

  • Полное название: Храм Святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.
  • Краткие названия в народе: Никольская церковь, Никольский храм, храм Святого Николая, Свято-Никольский храм.
  • Принадлежность: Воскресенское благочиние Восточного викариатства Москвы.
  • Настоятель - иерей Алексий Тимаков.
  • Ближайшая станция метро: «Преображенская площадь».
  • В храме на Преображенском кладбище можно подать записку об упокоении, а также заказать требы - отпевание, панихиду, сорокоуст.

Храм был построен в конце XVIII столетия как старообрядческая соборная Успенская церковь. В следующем веке староверческая община раскололась, часть прихожан приняла единоверие, и в трапезной был освящён православный престол во имя Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время переднюю, Успенскую часть храма занимают старообрядцы беспоповского новопоморского толка, а в трапезной действует православная Никольская церковь с двумя приделами.

Адрес храма на Преображенском кладбище:

Православный храм свт. Николая на Преображенском кладбище, быв. Никольского единоверческого монастыря, Воскресенское благочиние г. Москвы (Восточный округ)

Храм свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище (быв. Храм Успения Пресвятой Богородицы)

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. - этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.).

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращен в дом коммуны завода радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней - Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая - Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне.

Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

Страна

Местоположение

Конфессия

Православие

Московская

Архитектурный стиль

Русская псевдоготика

Ф. К. Соколов

Основание

Начало строительства

Окончание строительства

Состояние

действует

Обновленческий период

Известные священники

В настоящее время

Храм свт. Николая Чудотворца (бывший Успения Пресвятой Богородицы) - православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы, на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря. Адрес храма: ул. Преображенский вал, 25.

К приходу храма свт. Николая на Преображенском кладбище также приписан храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье (Никольская улица), службы в котором проходят по воскресным и праздничным дням.

История в XVIII-XIX веках

Первоначально храм был построен в 1784-1790 годах в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка. Архитектором собора прежде считался предположительно В. И. Баженов, но по последним, наиболее достоверным разысканиям проект это был Ф. К. Соколова.

«Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил её Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей».

В начале 1850-х годов император Николай I начинает борьбу с сектантами и раскольниками. В это время старообрядческая община на Преображенском кладбище попадает в опалу и начинается расследование, после которого Преображенским старообрядцам вменяется в вину государственная измена, потому что:

В 1812 году Преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона, и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег, тем самым подрывая финансовую систему России;

А также в здании Преображенского Богадельного дома было найдено карикатурное изображение русского императора, где он «был изображен на висевшей в молельне картине, в Своем лице и одеянии с рогами на голове, хвостом назади и с надписью на челе 666, означающею антихриста».

По этой причине часть руководителей общины были выслана из Москвы в ссылку. Многие другие старообрядцы приняли единоверие. Более 50-ти, в основном купеческих, семей старообрядцев присоединились к единоверию, написав просительное письмо на имя императора (хотя большая часть старообрядцев так и осталась при своей федосеевской вере).

Император Николай Павлович, ревнуя по Православию, в самые главный места раскола, от которых шло по всей России распространение оного, пожелал внести свет Православия открытием в них православных церквей, в числе которых назначил открыть таковую и в мужском отделении Преображенского Богадельного Дома. Но в начале 1854 года часть самых главных, беспоповских прихожан Преображенского Богадельного Дома, как-то: Гучковы, Носовы, Гусаревы, Бавыкина, Осипова и прочих изъявили желание присоединиться к Единоверию с тем, чтобы на мужском отделении этого Дома устроить Единоверческий храм из упомянутой молельни, на что к удовлетворению их желания и последовало Высочайшее императорское повеление. А желание обратившихся к Единоверию устроить здесь Единоверческую церковь было тем естественнее, что обряды единоверческого Богослужения похожи на богослужение старообрядческое, к которому были привычны присоединяющиеся, и поэтому переход их из раскола к Православной Церкви сделался для них незаметным.

В 1854-1857 годах храм был перестроен по проекту архитектора А. О. Вивьена. В трапезной части был создан придел в честь святителя Николая Чудотворца.

3 апреля 1854 года святитель Филарет, митрополит Московский совершил освящение придела в честь святителя Николая Чудотворца - этот день и является днем рождения Храма святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище .

«Алтари пристроены в 1857 г. на средства благотворителей» - так как федосеевцы, которым принадлежал храм первоначально, не имеют литургии за отсутствием священников и в алтарях их храмы не нуждаются.

После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет, митрополит Московский освятил главный (восточный) престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

«Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящён в 1857 г. митрополитом Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митрополита Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия».

Затем начата была пристройка к бывшей Успенской молельне каменного алтаря для главного храма, который 2 июня 1857 года был освящен по древнему же обряду тем же Митрополитом Филаретом, во имя Успения Пресвятые Богородицы, именем которого называлась и бывшая беспоповская молельня, обращенная в сказанную церковь. В иконостасе главного Успенского храма иконы остались те же, которые были в этой молельне и которые, как гласит история, основателем Преображенского Богадельного Дома,Ильей Алексеевичем Ковылиным, были подменены и похищены из храма святой Анастасии что на Неглинной, близ Кузнецкого моста (разобрана в 1793 г.), построенного царицею Анастасиею, супругою царя Иоанна Грозного. За допущение такой подмены священно-церковно-служители того храма лишены были своего сана, а Ковылин предан уголовному суду, который, по пролазам и подкупу Ковылина, постановил очень знаменательное следующее определение: «Так как главные виновники, допустившие похищение образов, наказаны духовным судом, а соучастник оного похищения Ковылин скрылся, то это дело прекратить», и прекращено. В алтаре этой Успенской церкви, по восточной стене помещены весьма замечательные древние образа, поступившие в Преображенский Богадельный дом из бывшей Московской Озерковской беспоповской Федосеевской же молельни, а находящийся у южной двери образ соединения земной воинствующей Христовой Церкви с небесной Торжествующей поступил из бывшей Монинской беспоповской молельни. При освящении Успенской церкви многие говорили, что событием сим исполняются и осуществляются слова Христа Спасителя, обещавшего основать Свою Церковь такою крепкою и непобедимою, что не одолеют её врата адовы.

Учреждение Никольского единоверческого монастыря

В 1866 году храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек кроме храма свт. Николая также сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (начала XIX века, архитектор Ф. К. Соколов, освящен в 1854 году из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 годов, архитектор М. К. Геппенер), корпуса келий (1801 год).

История после 1917 года

К 1923 году монастырь был полностью закрыт, и большая часть корпусов превращена в дом коммуны (общежитие) завода Радио, а в 1930-х годах большая часть стен монастыря были сломаны. В первой половине 1920-х годов (во времена церковной смуты и расколов) Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней (восточной) - Успенской части храма. Храм был разделен на две части кирпичною стеною, так что главная (восточная) часть храм с Успенским престолом была отделена от Никольской (западной) обновленческой - трапезной части.

Обновленческая община в трапезной части храма существовала примерно до середины 1940-х годов. Одним из последних обновленческих настоятелей был епископ Анатолий Филимонов (1880-1942). Затем трапезная часть храма была возвращена РПЦ.

Около 1930 года в отделенной Никольской трапезной части храма, дополнительно к существовавшему с 1854 года Никольскому (северному) престолу, сооружается новый Успенский (южный) престол. Небольшой иконостас для которого был привезен из некоего закрытого коммунистическими властями храма. Так же наверху по всей восточной стене трапезной части был сооружен новый иконостас и заполнен высокими старинными иконами из иконостаса одного из соборов разрушенных на территории Московского Кремля.

К концу 1920-х годов единоверческая община в Успенской (восточной) части храма перестала существовать. В это же время была ликвидирована Московская община старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия в Храме Воскресения Христова и Покрова Богородицы, что в Токмаковом переулке. Но после усиленного ходатайства старообрядцев из этой ликвидированной Токмаковской общины советские власти решают передать освободившуюся Успенскую (восточную) часть храма для пользования старообрядцам беспоповского Поморского толка, которые занимают её и поныне, хотя храм Воскресения Христова в Токмаковом переулке был возвращён общине старообрядцев беспоповского Новопоморского толка в начале 1990-х годов.

«В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV-XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери - „Акафистная“ (XVI в.), древний образ „Софии Премудрости Божией“ (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона „Тайная Вечеря“, которые относятся к XV в.»

На территории храма работает реставрационно-иконописная мастерская «Александрия».

Старообрядческая Успенская (восточная) часть храма

Старообрядческая Успенская моленная, находящаяся в восточной части храма, принадлежит Поморскому согласию и является его центром в Москве. В 1990 году на дверях старообрядческой части было любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в старообрядческую - с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-поморцы также не имеют священства и литургии, поэтому существующий в их части бывший алтарь (апсида) используется как крестильня.

Служение отца Димитрия Дудко

Перевод слова «единоверческий» на английский язык при названии Никольского монастыря звучит буквально как «диссидентский»; в связи с этим можно отметить следующее совпадение - Никольская церковь с 1963 года стала местом получившего широкую огласку служения отца Димитрия Дудко, который после проповеди отвечал на вопросы присутствующих, связанные с их духовными проблемами. Беседы эти изданы. Они привлекли столь широкое внимание, что в храм, вмещающий немного народу, трудно было пробиться. К сожалению, в 1974 году отец Димитрий Дудко был переведен на подмосковный приход в село КабановоОрехово-Зуевского района.

Престолы храма

  • Святителя Николая Мирликийского (северный),
  • Успения Пресвятой Богородицы (южный).

Святыни храма

  • Точный список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» из Серафимо-Понетаевского монастыря;
  • Точный список чудотворной Толгской иконы Божией Матери;
  • Чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»;
  • Чтимая Казанская икона Божией Матери;
  • Несколько икон свт. Николая Мирликийского (включая икону с мощами);
  • Икона мч. Вонифатия.

Духовенство

В прошлом

  • священник Василий Петрович Орлов (1870-†) - духовный писатель, настоятель в 1920-е годы;

Обновленческий период

  • епископ Анатолий Филимонов (1880-1942) - настоятель до 1942 года;

Настоятели после возвращения храма РПЦ

  • протоиерей Николай Николаевич Синьковский (1888-1955) - настоятель до 1955 года;
  • протоиерей Василий Васильевич Студенов (1902-1981) - настоятель до 1973 года;
  • протоиерей Вадим Яковлевич Гришин (1929-1987) - настоятель в 1974-1981 годах;

Известные священники

  • протоиерей Димитрий Дудко (1921-2004) - служил в храме в 1962-1974 году;
  • протоиерей Владимир Воробьев (р. 1941) - служил в храме в 1979-1984 году;

В настоящее время

  • протоиерей Леонид Кузьминов - настоятель с 1981 года (также является и. о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье);
  • протоиерей Владимир Клюев;
  • протоиерей Сергий Кодинцев;
  • иерей Марк Бланкфелдс;
  • иерей Борис Зыкунов.

Координаты : 55°47′28.5″ с. ш. 37°43′02.1″ в. д.  /  55.79125° с. ш. 37.71725° в. д. (G) (O) (Я) 55.79125 , 37.71725

Храм свт. Николая Чудотворца (бывший Успения Пресвятой Богородицы) - православный храм Преображенского благочиния Московской городской епархии .

«Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил ее Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей» .

«Алтари пристроены в 1857 г. на средства благотворителей» - так как федосеевцы, которым принадлежал храм первоначально, не имеют литургии за отсутствием священников и в алтарях их храмы не нуждаются.

«Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящён в 1857 г. митрополитом Московским Филаретом , который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митрополита Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия» .

Затем начата была пристройка к бывшей Успенской молельне каменного алтаря для главного храма, который 2 июня 1857 года был освящен по древнему же обряду тем же Митрополитом Филаретом , во имя Успения Пресвятые Богородицы , именем которого называлась и бывшая беспоповская молельня, обращенная в сказанную церковь. В иконостасе главного Успенского храма иконы остались те же, которые были в этой молельне и которые, как гласит история, основателем Преображенского Богадельного Дома, Ильей Алексеевичем Ковылиным , были подменены и похищены из храма святой Анастасии что на Неглинной , близ Кузнецкого моста (разобрана в 1793 г.), построенного царицею Анастасиею , супругою царя Иоанна Грозного . За допущение такой подмены священно-церковно-служители того храма лишены были своего сана, а Ковылин предан уголовному суду, который, по пролазам и подкупу Ковылина, постановил очень знаменательное следующее определение: «Так как главные виновники, допустившие похищение образов, наказаны духовным судом, а соучастник оного похищения Ковылин скрылся, то это дело прекратить», и прекращено. В алтаре этой Успенской церкви, по восточной стене помещены весьма замечательные древние образа, поступившие в Преображенский Богадельный дом из бывшей Московской Озерковской беспоповской Федосеевской же молельни, а находящийся у южной двери образ соединения земной воинствующей Христовой Церкви с небесной Торжествующей поступил из бывшей Монинской беспоповской молельни. При освящении Успенской церкви многие говорили, что событием сим исполняются и осуществляются слова Христа Спасителя, обещавшего основать Свою Церковь такою крепкою и непобедимою, что не одолеют её врата адовы, ибо внутренним основанием для этого храма послужила Святыня, некогда похищенная из храма св. Анастасии. Значит, прибавим к сему, все взятое из святых церквей в раскольнические руки и их молельни, рано или поздно, должно будет обратиться опять в Православную Церковь, потому что принадлежащая церкви Святыня не может навсегда оставаться, по слову Святого Писания, в запустении и мерзости .

Учреждение Никольского единоверческого монастыря

История после 1917 года

Вход в храм свт. Николая Чудотворца (западная сторона)

„Они перебрались в него в начале 1930 г. из закрытой их собственной церкви в Токмаковом переулке “ . Старообрядцы заняли сам храм, а трапезная снова отошла к Патриархии. Между храмом и трапезной была сделана глухая стена; в православной части освятили два престола: главный в честь св. Николая Чудотворца с севера (по нему ныне храм называют Никольским) и другой престол в честь Успения Божией Матери с юга. У Александровского есть упоминание, что „здание перестало быть православной церковью“ . Но если его и закрывали - то ненадолго, ибо основное внутреннее убранство сохранилось.

Православная община, в пользовании которой находится Никольский храм (бывшая трапезная), никогда не прекращала своего существования с 3 апреля 1854 года .

В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета , иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV-XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери - „Акафистная“ (XVI в.), древний образ „Софии Премудрости Божией“ (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона „Тайная Вечеря“, которые относятся к XV в.»

На территории храма работает реставрационно-иконописная мастерская «Александрия» .